Сайдинг        07.04.2024   

Институт древнеславянской письменности и древнеевразийской цивилизации - иддц. Институт древнеславянской письменности и древнеевразийской цивилизации - иддц Город юрьев сейчас 5 букв

ЮРЬЕВ (с 1030 по 1224 и с 1893 по 1919 - Юрьев, с 1224 по 1893 - Дерпт, после 1919 - Тарту), один из древнейших русских городов Прибалтики в 30 км от Чудского озера. Постоянное городище возникло в V в. В “Повести временных лет” Юрьев (городище) упоминается в 1030 как град Юрьев, занятый и перестроенный Ярославом Мудрым. Юрьев имел большое стратегическое значение в борьбе с немецкими рыцарями-крестоносцами (1206-27). Защита Юрьева эстами в союзе с кн. Кокнесе Вячко с осени 1223 по лето 1224 окончилась разгромом эстов и решила дальнейшую судьбу материковой Эстонии. Юрьев стал центром епископства (княжества). Был основан замок епископа, вокруг которого возник и город. Городские права Юрьев получил в 1-й пол. XIII в. Со 2-й пол. XIII в. до сер. XVI - член Ганзейского союза, имел важное значение в торговле Ганзы с Псковом и Новгородом. Во время Ливонской войны гарнизон Юрьева в 1558 капитулировал перед русскими войсками; в н. 1570-х разрушен. По Ям-Запольскому миру в 1582 отошел к Польше. В польско-шведской войне в 1600 был захвачен Швецией, а в 1603 - Польшей. С 1625 вновь перешел к шведам. В 1630 в Юрьеве была открыта академическая гимназия, в 1632 преобразованная в университет, который работал с перерывами до 1699 (1699-1710 - в Пярну). Во время Ливонской и др. войн в Юрьеве отмечалось падение торговли и ремесла. В к. XVII в. в Юрьеве было 2 тыс. жителей. Во время Северной войны 13 июля 1704 шведский гарнизон Юрьева капитулировал перед русскими войсками; в 1708 полностью разрушен. По Ништадтскому миру 1721 возвращен России. Дальнейшее развитие Юрьева связано с основанным здесь русским Юрьевским (Дерптским) университетом, сыгравшим видную роль в истории науки и культуры России.

Дерпт (нем. Dorpat) - город в Эстонии (ныне Тарту, эст. Tartu) - один из древнейших городов Прибалтики (в X- XI вв. был известен как поселение древних эстов - Tarpatu, хотя постоянное городище на этом месте датируется уже V в). Расположен на обоих берегах р. Эмайыги, в 30 км от её впадения в Чудское оз. Впервые упом. в «ПВЛ» (1030) как град Юрьев, занятый и перестроенный вел. кн. киев. Ярославом Мудрым (и названный по его по христ. имени - Юрий). До нач. XIII в. Юрьев находился в тесной связи с близлежащими Псковом и Новгородом Великим. В 1215 был захвачен немцами, но в 1223 освобождён в результате общего восстания эстов. Для защиты города из Новгорода прибыл отряд в 200 чел. во главе с кн. Вячеславом Борисовичем (Вячко). В 1224 после длит. осады Юрьев был вновь захвачен ливон. рыцарями, переименовавшими его в Д. и сделавшими его центром Дерпт. епископства. С кон. XIII до сер. XVI вв. входил в Ганзейский союз и играл важную роль в его торговле с Новгородом и Псковом. Под 1328 в Моск. летописи отмечен большой пожар в Д.: «Того же лета погоре город Немецкыи Юрьев весь, и божници и полаты каменые падоша, и згоре в полатах Немец 2000 и 500 и 30, а Руси 4 человекы». Часто Д. упом. в Новгородских летописях и в разрядных записях времён Ливонской войны 1558-1583. В 1558 гарнизон Дерпта капитулировал перед русскими. По Ям-Запольскому миру (1582) город отошёл к Польше. В 1600 захвачен шведами, а в 1603 - снова поляками. Летом 1656, в период рус.-швед. войны, был взят русскими, но после неудачной 2-мес. осады Риги, они вынуждены были оставить Ливонию, в т. ч. и Д. Из древних построек здесь сохранились лишь развалины 3-нефного Вышгородского собора (XIII-XV вв.) и Ивановской церкви (XIV в.).

Город Юрьев-Польской был основан на реке Колокше и впадающей в нее речке Гзе в 1152 году князем Юрием Долгоруким. Название город получил в честь князя и его небесного покровителя - св. Георгия (Егория, Юрия). Для отличия нового города от старого Юрьева в Поднепровье он получил приставку «Польскóй», то есть стоящий в полях - в Ополье. Город был окружен земляными валами с деревянным тыном. Тогда же в центре нового княжеского города-крепости была заложена белокаменная Георгиевская церковь. В XII-XIII веках роль Юрьева-Польского была незначительной. Недалеко от города в 1177 году произошла битва между владимирцами и ростовцами, окончившаяся победой владимирского князя Всеволода III Юрьевича (Большое Гнездо). Второе крупное сражение - Липицкая битва - произошла в 1216 году; в этот раз победу одержали ростовские войска.

Оглавление:

  • Историческая справка

    В 1212 году Юрьев стал центром маленького удельного княжества, где правил сын Всеволода III Святослав (1196-1252), который в течение своей жизни правил также в Новгороде, Переславле-Залесском, Суздале, Владимире. Святослав, родоначальник Юрьевских князей, родился во Владимире 27 марта 1196 года. Он был предпоследним сыном самого могущественного в то время правителя Руси Великого князя Владимирского Всеволода «Большое гнездо», который усилил и укрепил Северо-восточную Русь, украсив её многими святыми храмами и обителями. В святом крещении младенца Святослава нарекли именем Гавриил - в честь одного из верховных небесных архистратигов - Архангела Гавриила. Мать, блаженная княгиня Мария, в иночестве Марфа, была дочерью Шварна, князя Чешского, воспитывала сына в благочестии, уча его добродетельному житию, в коем и сама преуспевала. Перед смертью она благословила своих сыновей жить в любви к Богу и людям, быть трезвыми, приветливыми и особенно уважать старцев. Племянником святого князя Святослава был святой благоверный князь Александр Невский, который всю жизнь посвятил защите Отечества от иноплеменников и сохранению веры православной. Супругой князя Святослава была княгиня Евдокия Муромская, дочь князя Муромского Петра и княгини Февронии, святых Муромских Чудотворцев. У Святослава и Евдокии было двое детей: сын Дмитрий, по старинным святцам почитался как святой, и дочь Болеслава. По просьбе благочестивой жены князь Святослав отпустил её в 1128 году в Муромский Борисоглебский монастырь, где она была пострижена в монашество. В монастыре княгиня прожила до самой смерти и в нём была похоронена. Её честные останки находятся там и доныне.

    Княжение Святослава

    Четырёхлетним ребёнком князь Святослав был назначен на княжение в Новгороде, затем был сменён старшим братом Константином в 1206 году и снова возвращён в Новгород в 1208 году. В 1212 году по смерти отца Святослав получил в удел город Юрьев-Польский.

    В 1220 году Святослав во главе владимирского войска был послан старшим братом Юрием против волжских болгар. Экспедиция закончилась победой русских войск у Ошеля. В 1222 году Святослав во главе владимирского войска был послан Юрием на помощь новгородцам и их князю Всеволоду, сыну Юрия. 12-тысячное русское войско в союзе с литовцами вторглось на территорию ордена и разорило окрестности Вендена. В 1226 году Святослав вместе с младшим братом Иваном во главе владимирского войска был послан Юрием против мордвы и одержал победу. В 1229 году Святослав был отправлен Юрием в Переяславль-Южный. В 1234 году в Юрьеве-Польском на месте древнего собора 1152 года, заложенного ещё князем Юрием Долгоруким, князь Святослав воссоздал новый Георгиевский собор. Первый собор простоял меньше ста лет, и, судя по летописным свидетельствам, был разрушен во время землетрясения: «Маия третьего дня потрясеся земля и церкви расседоша». В тот же год, князь повелел разобрать обломки и начать строительство нового собора. Собор получился необычайной красоты, ходом строительства руководил сам князь, как написано в летописи: «чудну зело, вельми украси ю резным каменем от подошвы и до верху святых лики и праздники, а сам бе мастер». В 1238 году князь Святослав принял участие в битве на Сити. От занявшего владимирский престол брата Ярослава получил в удел Суздальское княжество.

    В 1246 году умер Ярослав, и Святослав занял великокняжеский престол по старому праву наследования. Своим племянникам, семерым сыновьям Ярослава, он раздал по княжеству, однако Ярославичи остались недовольны этим распределением. В 1248 году он был изгнан своим племянником Михаилом Ярославичем, который вскоре погиб в бою с литовцами на реке Протве. Затем сам Святослав разбил литовцев у Зубцова. Владимирское княжение по завещанию Ярослава и по воле хана Гуюка досталось Андрею Ярославичу. После недолгого великого княжения во Владимире князь Святослав вернулся в Юрьев-Польский. Здесь он основал мужской княжеский монастырь в честь Архангела Михаила. Скончался святой благоверный князь Святослав в городе Юрьев-Польском 3 февраля 1253 года, и был погребен в Георгиевском соборе.

    Краткая история города Юрьев-Польского

    Монгольское нашествие сильно разорило город. Он был трижды разрушен в 1238, 1382 и 1408 годах. Позже город стал вотчиной великих московских князей, и по их воле передавался некоторым вассальным князьям и ханам «в кормление». Известно, что в XV веке это была вотчина литовского князя Свидригайло, в XVI веке - казанского хана Абдул-Летифа, а после него - астраханского царевича Кайбулы. В Смутное время в 1609 году город взяли польско-литовские войска, и Лжедмитрий II вознамерился отдать его также «в кормление» касимовскому царевичу Магомеду Мурату, юрьевцы во главе с Федором Красным подняли восстание. После польско-литовского разорения Юрьев-Польской зажил жизнью тихого провинциального городка. С 1708 года он вошел в состав Московской губернии. Статус города официально был присвоен ему в царствование императрицы Екатерины II - в 1778 году; тогда он стал центром уезда Владимирского наместничества.

    Михайло-Архангельский монастырь

    Михайло-Архангельский монастырь является градообразующем центром древнего города, вокруг которого, внутри земляного вала, был выстроен старый посад. По сути, монастырь стал для города кремлём внутри земляного вала, выполняя функцию главного оборонительного рубежа. Михайло-Архангельский монастырь был основан князем Святославом Всеволодовичем в XIII веке. Известно, что в 1238 году войска Батыя при взятии Юрьева-Польского разорили обитель, и почти два века она простояла в запустении. Разоряли монастырь и литовцы; тогда погиб весь архив, и настоятелю монастыря пришлось подавать прошение царю Михаилу Федоровичу о том, чтобы царь подтвердил привилегии, дарованные обители прежними государями. В монастыре было немало подарков от князя Д.М. Пожарского, у которого недалеко от Юрьева была вотчина - село Лучинское. Соборный храм во имя Архангела Михаила был разрушен в 1408 году во время очередного взятия города, на сей раз Едигеем, и вскоре снова отстроен.

    В 1535 году записано в летописи: «Деревянная церковь Михаила Архангела с приделом Пророка Илии, отстроенная иждивением великого князя Василия Иоанновича». В 1560 году был построен первый каменный храм, средства на его строительство пожертвовал князь Иван Михайлович Кубенский. В 1636 году храм был с трех сторон окружен папертями, а в конце XVIII века обветшавшее здание было разобрано. Строительство нового собора велось на средства жителей города; работы начались в 1792 году, а закончились в 1806 году. Еще около двух лет продолжалась внутренняя отделка храма, и в 1808 году Михайло-Архангельский монастырь в Юрьеве-Польском прибывший специально из Владимира епископ Ксенофонт (Троепольский) освятил новый собор. В соборе хранился образ Михаила Архангела, который в 1812 году настоятель монастыря Никон дал с собой 5-му полку Владимирского ополчения. Образ прошел всю войну и в 1814 году возвратился в монастырь.

    В Михайло-Архангельском соборе были погребены многие настоятели монастыря, в том числе здесь находится гробница сына основателя монастыря, схимонаха князя Дмитрия Святославича, который скончался в 1269 году. В храме по сей день сохранились две старинные монастырские иконы, почитающиеся чудотворными. Трапезная церковь Иконы Божией Матери «Знамение» была построена в Михайло-Архангельском монастыре в 1625 году. Это простой невысокий храм с обширной трапезной палатой. Она соединяется с запада с келарской, или ризничьей палатой и погребами. Этот большой комплекс соединяется переходом с каменными архимандритским и братским корпусами, которые были выстроены в 1763 году. Надвратная церковь Иоанна Богослова - была построена в 1670 году. Святые врата, на которых стоит сама церковь, были построены чуть раньше, в 1654 году. Стоящая рядом с собором отдельная колокольня была построена в 1685-1688 годах. В XVI веке ограда монастыря была отстроена в камне, последующие века только поновлялась. Стены и башни ограды были перестроены в XVII-XVIII веках. Сохранилась самая старая стена монастыря, западная, относящаяся к 1535 году.

    В исторической справке по истории одного из древнейших городов Руси Юрьев-Польского видно, что город основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким. При внимательном изучении истории Древней Руси, всегда бросается в глаза одна закономерность - почти все русские города основаны в XII-XIII веках н.э.! Однако это не время их основания, а первые летописные упоминания . Причина подобных записей имела чисто практическую сторону - учёт городов и селений при разделе княжеских уделов или приёма наследства после смерти кого-либо из родственников князей.

    Чтобы внести ясность в вопрос датировки времени основания большинства древнерусских городов, достаточно привести два примера. При проведении строительных работ в разных местах города Москвы повсеместно обнаруживаются археологические находки VII века до н.э. Во время реставрационных работ, проводимых на территории Московского Данилова монастыря в 1982-1988 годах, который находился в дальнем предместье древней Москвы, было обнаружено поселение этой древнейшей эпохи. Другой пример. Сейчас ведётся интенсивная реставрация Ново-Иерусалимского монастыря, который расположен в подмосковной Истре. При подготовке котлована для строительства фундамента колокольни монастыря (во время Второй мировой войны колокольня была взорвана немцами) было вскрыто древнейшее поселение, датируемое VII веком до н.э. Обнаружены предметы быта и вооружения, принадлежавших предкам славян - скифам. Подобные же предметы обнаружены были и при раскопках в городе Москве и других древних городах Руси. Все предметы принадлежат к единой протославянской культуре. Подтверждают это также обнаруженные геоглифы и дендроглифы на территории кремля (монастыря) и прилегающих земель вокруг Юрьев-Польского.

    Рис.1а. Маска Яр Рода

    Рис. 1б. Маска Яр Рода - чтение надписей

    С южной стороны города находится поле, на котором имеется редчайшее поясное изображение Рода-адоранта, которое по своему художественному оформлению очень похоже на традиционный канонический иконописный тип письма в «медальоне». Этот тип очень часто используется в росписях православных храмов. Лицо Рода обращено в сторону левого плеча, руки воздеты в молитвенном обращении к Небу, на шее видна культовая драгоценная гривна. На груди видна надпись: ЯР, а на рукавах подписи: РОД. В верхнем поле выше медальона дважды повторяется надпись: МАСКА. Ниже справа большими буквами написано: «РС» - РУСЬ - «РС». Слева находится надпись: ХРАМ ЯРА РОДА и тут же виден МИМ-ЖРЕЦ облачённый в тогу, на голове у него одета корона, а лицо закрыто ритуальной маской. Справа от общей композиции, на выступе берега видится большая надпись: ЯР РОД.

    Рис. 2а. Род Русь

    Рис.2б. Род Русь - чтение надписей

    На фото № 2 а и 2 б то же поле только в ракурсе с запада на восток. Здесь левее от центра поля просматривается стоящий на подиуме РОД и вокруг него посвятительные надписи: АС, ЯР, РОД. Также видна встреченная здесь впервые надпись, посвящённая богине МАКАШИ. Много надписей, посвящённых народу, прославляющему своих богов: РОД АРЕЕА, НАШ РОД РУСЬ, «РС» - РУСЬ.

    Рис. 3а. Юрьев-Польский голова Рода-Льва

    Рис. 3б. Юрьев-Польский голова Рода-Льва - чтение надписей

    На фото № 3 а и 3 б - старый город. Справа виден Михайло-Архангельский монастырь и сохранившиеся на его земле посвятительные надписи: МИР РОД. Слева - соборная площадь, с восточной стороны очень хорошо сохранившийся зооморфный лик бога РОДА в виде ЛЬВА, под изображением соответствующая подпись: ЯР РОД ЛИК, рядом - РУСЬ. За алтарём соборного храма крупная надпись: АРИИ. Множество надписей ЯРУ и РОДУ указывает на то, что город Юрьев-Польской был с древнейших времен святилищем двух главных ведических богов - РОДА И ЯРА. Древнее святилище было выстроено из дерева и поэтому не могло никак сохраниться, однако сохранившейся до ныне земляной вал (крайне низкий по высоте, менее 2 м) показывает, что круговое строение и вал издревле имел не оборонительное значение, а ритуальное и священное. Город-храм - это традиционное древнерусское ведическое святилище, внутри которого проносились моления и жертвы, башни служили храмами бога Рода.

    По такому типу были построены многие города-храмы не только на Руси, но и на всех землях, где жили протославяне, начиная от Корсики (культура Нурагов) до чудом сохранившегося города Изборска.

    Рис.4а. Юрьев-Польский Яр Род

    Рис. 4б. Юрьев-Польский Яр Род - чтение надписей

    Фото № 4 а и 4 б - это прежняя фотография, только развёрнутая с востока на запад. На склоне земляного вала начертана надпись, слева направо: АРИИ ЯР РОД, далее идёт повтор и заканчивается она прославлением бога Рода: МИР РОДА. В верхнем кругу виден зооморфный лик бога РОДА в виде ЛЬВА с воздетыми вверх лапами. Ниже в большом круге надпись: ЯР РОД, которая повторяется многократно, справа в малом круге надпись, выполненная наискосок надпись: АРЕЕА.

    Рис. 5а. Стены монастыря

    Рис.5б. Надписи на стенах монастыря - чтение

    При внимательном рассмотрении стен и башен Юрьев-Польского можно встретить множество посвятительных надписей ведическим богам! Это феноменальное явление в нашей народной истории и культуре вполне объяснимо. Факт двоеверия на Руси продолжал существовать на протяжении 1700 лет: от проповеди и крещения апостолом Андреем славянорусов до времени царствования царя Алексея Михайловича Романова. Доказательством этого непреложного фата являются все доныне сохранившиеся храмы и монастыри, построенные до времени царствования дома Романовых.


    Рис.6а. Алтарная апсида


    Рис.6б. Надписи на Алтарной апсиде

    На алтарной апсиде Георгиевского собора по нижнему поясу видны надписи, слева направо: ЯР, ЯР, ЯР, ХРАМ РОДА.

    Рис.7а. Еще одна Алтарная апсида

    Рис.7б. Надписи на Алтарной апсиде

    На фото - западная стена Михайло-Архангельского монастыря города Юрьев-Польского. На переднем плане видна угловая башня, на которой имеются надписи: ХРАМ ЯР РОД, рядом изображены три «колеса Рода». Вдоль нижней части крепостной стены, под бойницами, видна крупная надпись «в строку»: МИР ЯР МИР, а на следующей башне - ЯР РОД.

    Выводы

    1. Город Юрьев-Польской является одним из древнейших на Руси святилищ посвящённых русским ведическим богам Роду и Яру. Судя по планировке детинца, город представляет собой гигантское колесо, внутренняя часть которого разделена крестообразно на четыре равные части. Древнейшие деревянные стены города образовывали собой ведический крепость-храм. Во время христианизации Руси древнерусские строители не нарушили эту планировку. Ныне город также разделяется на четыре части: Михайло-Архангельский монастырь, Соборная площадь с двумя соборными храмами, два посада, расположенные с юго-западной и северо-западной стороны. Земляной вал, окружающий древний город, никогда не носил оборонительный характер, а выполнял функцию кольцевого земляного обрамления древнего святилища.

    2. По хорошо сохранившемуся архитектурному ансамблю Михайло-Архангельского монастыря XIV-XVI вв., а также Георгиевскому собору XII в., можно констатировать факт непрерывной ведической традиции на Русской земле с доисторических времен, то есть палеолита (культ Рода, Макоши, Яра и Мары восходит ко времени палеолита), вплоть до царствования Алексея Михайловича Романова. Судя по везде присутствующим ведическим надписям на стенах, башнях и храмах города Юрьев-Польского, религиозная ведическая народная традиция просуществовала здесь до XVII в.

July 31st, 2015

Среди Владимиро-Суздальского ополья, которое разделяет между собой Мещёрский край и таёжные леса Русского Севера, на залесских землях, когда-то оседали древнерусские переселенцы из более южных краёв. Русь росла на северо-восток. И древний город Юрьев-Польский (основан в 1152 году) находится среди живописных полей и холмов с берёзовыми рощами. Именно от полей — Владимирского ополья, и происходит вторая часть названия города, которая у многих ассоциируется с Польшей, вызывая тем самым недоумение. Но двойным название города стало, чтобы его не путали с несколькими другими городами с именем Юрьев, среди которых — нынешний эстонский город Тарту. Примечательно, кстати, и то, что последний был основан князем Ярославом Мудрым, который назвал город своим именем, данным при крещении, а Юрьев-Польский был основан, как и Москва, Юрием Долгоруким. Сейчас Юрьев-Польский — районный центр Владимирской области с населением 19 тысяч человек. В этот город я съездил 29 января, в предпоследний день своего пребывания на Владимирской земле.

Юрьев-Польский от Владимира отстоит примерно на 70 километров на северо-запад, в сторону Ярославской области и города Переславля-Залесского (который до революции тоже входил в состав Владимирской губернии). Автобусы сюда из Владимира ходят регулярно. На один из них я опоздал (причём по глупой причине, — забыл обналичить деньги с карточки заранее и искал место, где это можно сделать в окрестностях автовокзала), но ждать следующего пришлось только час. Автобус ехал по холмам и полям, среди живописных среднерусских пейзажей. Возможно, здесь и правда летом красивее, чем зимой. Но ведь я ещё в Переславле-Залесском не был, так что моё повторное попадание в эти места, в том числе в летний период, не исключено. Автобус идёт через весь город, и большинство пассажиров выходит в центре. Оставшись в автобусе один, я решил всё таки доехать до автостанции, чтобы сразу купить билет обратно во Владимир.

2. Вот так выглядит автостанция (светлое одноэтажное здание справа). Кстати, чуть дальше есть и железнодорожная станция. Через Александров, Юрьев-Польский и Кольчугино проходит тепловозная однопутка, ведущая в Иваново. Здесь ежедневно проходит ночной поезд из Москвы.

Сначала я, кстати, хотел съездить и в Кольчугино — город не столь интересный в историко-культурном плане, но представляющий для меня интерес как непарадная Владимирская область, а также, разумеется, родина советских подстаканников:) Но совместить расписание автобусов (как всегда бывает, между соседними райцентрами их ходит гораздо меньше, чем в областной центр) с зимним световым днём не представлялось возможным.

3. Купив билет на обратный автобус, я пошёл пешком в центр по улице Вокзальной. Пока на пути — обычные пятиэтажки, но в перспективе видна колокольня церкви Покрова (1769 год).

4. Прошёл мимо детского сада:

5. Подрастающее поколение юрьевпольцев:

6. Справа — корпуса завода "Промсвязь", производящего электрооборудование. Это одно из градоорбразующих предприятий современного Юрьева-Польского.

8. По дороге встретилась вот такая покосившаяся избушка. И ведь там ещё кто-то живёт! Клубится дым из печной трубы...

9. Подхожу к берегу реки Колокши, на которой вырос город. Перед мостом — мемориал, посвящённый землякам, погибшим на Великой Отечественной войне. Несколько фамилий на плитах — это, как я понял, уроженцы города, ставшие Героями Советского Союза.

10. А на другом берегу Колокши (сама река видна на переднем плане) — бывший Юрьев-Польский кремль: земляной вал и соборы — Георгиевский и Троицкий.

11. Мост через реку. Я не пошёл через него и "сломал систему" — перешёл реку по льду:) Зимой там даже есть протоптанные тропинки, и где-то у берега я видел одиноко сидящих рыбаков.

12. Земляной вал высотой семи метров сохранился не полностью. Насыпан он был в 1152 году по указу Юрия Долгорукого, основавшего город. Несложно догадаться, что, как и во Владимире, и в Суздале, и в Галиче, и ещё много где, зимой вал служит горкой, с которой на ледянках катаются дети.

А крепость за столетия своего существования немало вражеских ударов успела принять на себя. Трижды город разоряли монголы, а во время Смуты — ещё и поляки... Поляки разорили Юрьев-Польский, — как звучит-то!

13. Пройдя через вал, я подошёл поближе к ансамблю Георгиевского и Троицкого соборов. На заднем плане, кстати, виден и Михаило-Архангельский монастырь.

14. Георгиевский собор можно считать домонгольским храмом, хоть и изначальный облик дошёл до наших дней не полностью. Первый собор в честь великомученика Георгия Победоносца — святого покровителя Юрия Долгорукого, был заложен при основании города, но он находился несколько в другом месте. Нынешний храм возведён в 1230-1234 годах по указу князя Святослава Всеволодовича, но претерпел изменения после реконструкции в 1471 году.

15. Декор фасада сразу говорит о владимиро-суздальском зодчестве, придавая собору сходство с Дмитриевским собором Владимира и церковью Покрова на Нерли.

19. Крест над однокупольным храмом:

Что интересно, нынешний облик Георгиевского собора ближе к первоначальному, нежели он был ещё чуть больше ста лет назад. В течение XVIII-XIX веков древний храм был почти спрятан в новых пристройках — сначала колокольня, потом Троицкий придел, потом ризница. В начале XX века, однако, решили вернуть храм к состоянию, которое он обрёл в XV веке, и ради этого все пристройки разобрали.

Разобранный Троицкий придел заменили новым храмом по соседству. Свято-Троицкий собор был построен в псевдорусском стиле в 1913-1915 годах. Проработать ему, как нетрудно догадаться, пришлось недолго. В 1930-е годы собор был закрыт, лишён куполов и превращён в электроподстанцию.

20. Сейчас ведётся восстановление собора, но опознать в этом здании храм пока ещё довольно трудно.

Так и стоят по соседству два собора примерно одинаковых размеров. Георгиевский даже чуть поменьше Троицкого, но зато старше на восемьсот лет.

В советские времена в закрытом монастыре разместился музей-заповедник. Что интересно, он действует и ныне, соседствуя с монахами в стенах возрождённой обители.

22. Вот так выглядит вход в монастырь. Это — вид наружу, то есть к выходу в город.

23. Собор и колокольня составляют центр монастыря. Приглядевшись, можно по архитектурному облику определить, что колокольня старше собора Михаила Архангела на сто лет. В соборе уже угадываются черты барокко, и построен он в 1792-1806 годах; в Петербурге в то время уже получал распространение классицизм, но архитектурное отставание провинции от столиц — явление нередкое.

24. Надвратная церковь Иоанна Богослова постройки 1670 года. Слева виден показанный выше вход в монастырь, а деревья на переднем плане — видимо, монастырский сад.

26. Братский келейный корпус — вторая половина XVIII века:

27. Монастырская стена:

28. Есть в обители и памятник деревянного зодчества. Церковь Георгия Победоносца, датируемая приблизительно концом XVII века, была привезена в Юрьев-Польский музей-заповедник из села Егорье в 1960-е годы. Подобные примеры есть и в Суздале.

29. Посетители могут подняться и на монастырскую колокольню, с которой открывается неплохой вид на город и окрестности. Только помещения здесь тесные, о чём посетителей предупреждают даже по два раза.

В одном из внутренних помещений — небольшая экспозиция, посвящённая истории города, и там же женщина-смотрительница просит, во-первых, быть осторожнее при подъёме по крутой винтовой лестнице, во-вторых, плотно закрывать дверь на звонницу, чтобы им не дуло холодным зимним воздухом, а в-третьих, не звонить в колокола. Впрочем, со всеми тремя поставленными просьбами я успешно справился.

30. Вот так выглядит монастырская звонница:

31. Надвратная церковь:

33. Знаменская трапезная церковь (1625), пристроенная к братскому корпусу:

34. Четверик и главки Михаило-Архангельского собора. На беглый взгляд и не отличишь от надвратной церкви.

35. За собором и несколькими городскими домами отлично просматриваются заснеженные просторы Владимирского Ополья, от которого город Юрьев-Польский и получил вторую часть своего названия.

36. Вид поближе:

Красиво, в общем. И, может быть, применительно к данному, отдельно взятому месту, я даже мог бы согласиться с адептами постулата "Путешествовать надо летом!!111", хотя и зимой здесь тоже неплохо.

37. Ещё один вид монастырской звонницы с надвратной церковью на заднем плане:

И я спускаюсь с колокольни и затем покидаю монастырь.

38. Ещё один вид на обитель, уже снаружи.

39. В пределах бывшего кремля, по соседству с монастырём, частично сохранилась старая уездная застройка XIX-XX веков. Конкретно в этом доме сейчас находится отделение полиции.

40. По соседству — ещё один мемориал Великой Отечественной войне:

41. Старые дома напротив монастыря:

42. Миновав монастырские стены по улице 1 мая, я вышел в самый центр города. Это — Советская площадь. Осторожно выскажу предположение, что в прошлом она носила название Торговая.

43. Здесь же проходит северная сторона крепостного вала. А вдалеке вновь видна колокольня Покровской церкви.

44. Несколько новодельных зданий. А на заднем плане видны торговые ряды XIX века, по которым я и высказал предположение о прошлом наименовании площади.

46. Заснеженный крепостной вал, из-за которого выглядывают кресты и верхушки башен монастыря.

47. И вождь мирового пролетариата по соседству:

48. С площади тоже открывается неплохой вид на Михаило-Архангельский монастырь. Кстати, порадовало, что здесь тоже новогодняя ёлка настоящая, как в Галиче.

49. Упомянутая улица 1 мая продолжается и после Советской площади, становясь пешеходной. По обеим сторонам — корпуса Торговых рядов.

50. Видимо, это традиционное место неспешных прогулок юрьевпольцев и гостей города.

51. Обратный вид. Отсюда монастырь тоже хорошо просматривается.

52. Старая уездная застройка. Не обходится, правда, и без советских вкраплений. Белая двухэтажка — видимо, ещё конструктивизм.

53. Больница:

54. А напротив — детский дом. Между прочим, сейчас это определить трудно, но изначально это... православный храм! Церковь Воскресения Христова, построенная в конце XVIII века (здесь, кстати, архитектурного отставания не наблюдается), и переделанная в советские годы. Если не знать, то это здание легко можно принять за дом культуры сталинской постройки.

Пройдя до конца улицы 1 мая (которая, кстати, раньше назывлась Воскресенская, именно по показанной церкви), я повернул на улицу Школьную.

57. Две церкви — Никольская на переднем плане (1666 год), а на заднем плане — Введенская (1763-1766):

58. Вновь перехожу речку Колокшу — приток Клязьмы. Но на сей раз уже по мосту, а не по льду. Между прочим, похоже, что раньше здесь был подвесной мост, — конструкции справа говорят именно об этом.

Кстати, внешне мне это место напомнило мост через Тихвинку в Тихвине рядом с монастырём.

60. Школа №1 и дети, бегущие с уроков. Постройка явно дореволюционная, видимо, начала XX века. Рискну предположить, что это изначально была уездная гимназия или училище.

61. А может быть и управление ткацкой фабрики, расположенной по соседству.

62. Юрьев-польские дворы. Здесь даже довольно уютно.

63. Местные обитатели:

65. В позднесоветской жилой архитектуре иногда обнаруживаются оригинальные решения.

66. Снова Колокша и корпуса ткацкой фабрики впереди. На речке стоит плотина, ныне, как понимаю, уже не используемая.

67. Пройдя через пешеходный мостик, я вновь вышел на улицу 1 мая, которая идёт вдоль зданий ткацкой фабрики.

68. В одном из дворов стоит церковь Рождества Христова (1700), затерявшаяся среди пятиэтажек и труб коммуникаций. Вид, конечно, интересный. Проще подумать, что это где-нибудь на Крайнем Севере, нежели в Средней полосе России.

69. Вид с другого ракурса. На переднем плане — Борисоглебская церковь (1792).

70. Старое здание напротив ткацкой фабрики. Я, правда, так и не выяснил, чем оно было.

71. А эта постройка из красного кирпича похожа на склад:

72. А вот и сама ткацкая фабрика. Основанная в 1895 году купцом А. В. Ганшиным, она производила текстильную продукцию, которая принимала участие в международных выставках в Западной Европе. И продолжает работать и в наши дни.

73. В перспективе улицы видна колокольня не действующего Петропавловского монастыря (конец XIX века), к которой я почему-то не догадался подойти поближе, хоть и оставалось уже немного.

74. На ткацкой фабрике тем временем кипит работа. Причём кипит в прямом смысле, — судя по парогенератору. На заднем плане видна водонапорная башня, — видимо, тоже конца XIX века.

75. Вот эта небольшая площадь — самое дальнее место в городе, докуда я дошёл.

76. Довольно приятная сталинка. Видимо, довоенная.

77. Ещё один взгляд на колокольню Петропавловского монастыря.

79. Ещё один, пожалуй, что более эффектный, ракурс с церковью Рождества Христова, которая гораздо старше домов, её окружающих.

80. Детская площадка. На дальнем плане видна Введенская церковь, показанная на фото 57.

81. Перспектива улицы 1 мая с зумом. Отлично виден и Михаило-Архангельский монастырь, и Троицкий собор, и купол Георгиевского собора.

На обратном пути я уже не пошёл через бывшую крепость и мимо монастыря, а обошёл крепостной вал с западной стороны.

82. И смог поближе увидеть ансамбль двух церквей, высокая колокольня которого тоже видна из многих точек города (фото 3 и 43). Белая, с пятью главками, — Покровская (1769), однокупольная, с ротондой — мученика Никиты (1796).

Так я вернулся на автостанцию и на старом ПАЗике поехал обратно во Владимир, где мне предстоял последний вечер в этом городе.

Город Юрьев-Польский в 1849 г.

Юрьев-Польский расположен по берегам р. Колокши и с восточной стороны огибается незначительною по величине, но замечательною по некогда происходившим на берегах ее битвам, р. Гзою, впадающею в Колокшу с левой стороны, почти в центре города; берега рек тут низки и болотисты, а потому Юрьев лежит как бы в яме. Окрестности его открытые, волнистые и значительно командуют городом. Юрьев маленький, незначительный городок, имеющий до 4 верст в окружности; разделяется на 41 квартал и имеет 21 улицу; из них главных три: Покровская, начинающаяся от Московской заставы; Большая, идущая от гостиного двора до выезда в Переяславль, и Луговая, перерезывающая весь город и оканчивающаяся у Владимирской заставы, и еще две боковые, вымощенные камнем. Фонарей 12. Лучшая часть города это кремль, обнесенный земляным валом, служащим местом прогулки для жителей, и которого южную сторону омывает р. Гза. В Кремле находится: дом присутственных мест, собор и Архангельский монастырь.
Воздух вообще здоров, но болотистый грунт земли производит лихорадки, хотя и не опасные.
Домов казенных: каменных 2, деревянных 1; общественных: каменных 3, деревянных 2; частных каменных 83, деревянных 400; несущих постой 280. Церквей в городе 15: соборных 2, приходских 8, бесприходских 5, в том числе кладбищенская и упраздненная Благовещенская. Кроме того, за городом, усердием почетного гражданина Бородулина строится церковь во имя св. апостолов Петра и Павла. Монастырей 2, мужской (Архангельский) и женский (Ввеенский); обнесены каменными оградами. Георгиевский собор построен в 1152 году, вместе с основанием города Юрием Владимировичем Долгоруким; он построен весь из белого камня в Византийском вкусе. В конце ХѴIII-го века пристроена к нему колокольня в 70 арш. высоты, на которой находится 11 КОЛОКОЛОВ И в том числе ОДИН в 518 пуд. 38 фун., пожертвованный купцом Карцевым. В соборе хранится распятие, высеченное из белого камня, современное князю Святославу III, и мощи сего князя под спудом, как равно и сына его Дмитрия. В числе церковной утвари имеются вклады: царя Михаила Феодоровича и царицы Евдокии и хранится несколько древних грамот русских царей. Архангельский собор основан в XII столетии при великом князе Святославе, во св. крещении Гаврииле; при нем замечательна колокольня в 45 арш. вышины. На ней 9 колоколов, из которых один весит 320 пудов, и пожертвован купцом Карцевым. Из вкладов в этом соборе замечательно евангелие, пожертвованное царями Иоанном и Петром Алексеевичами и царевною Софьею Алексеевною, в память брата их Феодора Алексеевича; там же хранятся две грамоты: одна царя Василья Иоанновича, 1606 г., другая Михаила Феодоровича, 1625 года.
Гостиный двор деревянным с 78 лавками, винных погребов 3, трактир 1, харчевен 10, постоялых дворов 8, магазин галантерейных вещей один; провиантский магазин 1, деревянный, в длину 12 саж., в ширину 4 ½ саж. за городом, казенный, на 1500 четвертей; соляных магазинов 9, все деревянные, каждый в 5 саж. длины, и 4 саж. ширины; в каждом может поместиться до 12000 пуд. соли; питейная контора 1, питейных домов 7; аптек 2: одна казенная при больнице, другая частная.
Строения, занимающиеся при ПОСТОЕ войск: каменный двух-этажный корпус, длиною 25 саж. 2 ½ арш.; в боковых сторонах: с правой 10 саж., с левой 9 саж. 1 арш.; ширина 3 саж. 2 ½ аршина. Каменные конюшни длиною 15 саж. 2 арш., шириною 3 саж. 2 ½ арш. Конюшни деревянные, длиною 16 саж., шириною 5 саж. Деревянный сарай, длиною 12 саж., шириною 2 арш.; деревянный сарай длиною 15 саж., шириною 4 арш., оба крыты тесом. Деревянный манеж, крытый тесом, данною 16 саж. 2 ½ арш., шириною 8 саж., к нему приделана пристройка, крытая тесом, длиною 11 саж. 2 арш., и шириною 3 саж. Деревянная крытая тегом слесарня, длиною и шириною по 2 саж. 1 ½ аршина. Деревянная кузница, длиною 3 саж. 2 арш., шириною 3 саж. 1 арш. Деревянная, крытая и обшитая тесом, гауптвахта, длиною 8 саж. 1 арш., шириною 4 саж. 2 арш. Все эти здания, кроме гауптвахты, принадлежат городскому обществу.
Учебных заведении два: уездное и приходское училища на 110 человек; благотворительных заведений два: больница каменная на 10 кроватей; в ней в 1849 году пользовалось мужского п. 51 и женского 2 чел.; богадельня, где содержатся на счет города только подкинутые младенцы и живут бедные женщины: в 1849 году в ней было призрено мужского пола 1 и женского I8 чел.; тюрьма каменная с двумя отделениями для караула и двумя банями; при ней имеется больница на две кровати.
Фабрик в городе: 10 ситцевых, ткацко-бумажных и пестрядинных, вырабатывающих в год на сумму до 1 025 000 р. серебром. Белильное заведение (для миткаля) на 2000 руб. серебром; кожевенных заводов 2, на сумму 22300 руб. серебром; свечной завод - на 6600 руб.; сальной завод па 4000 руб. серебром. Мельницы 4: одна на р. Колокше и 3 ветряных.
Городу принадлежит 400 саж. земли, отдающейся в наймы за 131 руб. 3"/4 кон. серебром. Годовой доход города составляет 2,022 руб. 33 ¼ коп. серебром.
Жителей в городе муж. пола 1835, женского 19209, не считая квартирующих войск, итого 3764 души.
Дворяне здешнего уезда живут по своим поместьям. Объявлено капиталов на 303600 руб. серебром; из них два по 2 гильдии и 114 по 3-й.

/Военно-статистическое обозрение Российской империи. Том VI. Часть 2. Владимирская губерния. Санктпетербург. 1852./