Фундаменты         29.04.2024   

Чёрная метка Ольге Васильевой: Сталин и евреи. "наскок" ольга васильева, сталин и евреи Число репрессированных при Сталине сильно преувеличено

"Министр образования Дмитрий Ливанов, проработавший на этом посту четыре года, в пятницу, 19 августа, был отправлен в отставку. На его место назначена Ольга Васильева, чиновница из администрации президента. В Кремле она ведала вопросами патриотического воспитания; а вообще карьера Васильевой тесно связана с церковной тематикой. «Медуза» рассказывает о новом министре образования.

Ольга Васильева получила три образования. Первое — дирижерско-хоровое, потом — историческое в Московском педагогическом институте; она также окончила Дипломатическую академию по специальности «Международные отношения».

В 1990 году в Институте истории СССР защитила диссертацию по теме «Советское государство и патриотическая деятельность Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны». В 1999-м — докторскую на схожую тему в Институте российской истории РАН. Там она работала с 1991 по 2002 годы, в том числе возглавляла Центр истории религии и церкви. Васильева рассказывала, что выбрала тему церкви, поскольку у нее была религиозная семья, и ее крестили сразу после рождения в 1960 году.

После увольнения из РАН она стала заведующей кафедры религиоведения в Российской академии государственной службы. Кроме того, преподавала в Сретенской духовной семинарии, куда ее позвал ректор этого учебного заведения, архимандрит Тихон (Шевкунов),

Которого называют духовником Владимира Путина. С ним Васильева познакомилась в 2000-м или 2001-м — на конференции в Венгрии.

Позднее она устроилась в департамент культуры Белого дома , а в -м стала заместителем главы управления администрации президента по общественным проектам. Сейчас она также числится профессором кафедры государственно-конфессиональных отношений РАНХиГС.

Управление по общественным проектам появилось в кремлевской администрации только в 2012 году. Его возглавляет Павел Зенькович, замруководителя предвыборного штаба Владимира Путина на последних президентских выборах . На сайте Кремля отмечается, что в числе задач подразделения АП — подготовка предложений «по укреплению духовно-нравственных основ российского общества, совершенствованию работы по патриотическому воспитанию молодежи».

Как писал «Коммерсант» в 2013 году, одним из самых успешных проектов управления, в котором трудилась Васильева, в первый год его существования стала выставка «Православная Русь. Романовы» в Манеже. Ее посетителям, в частности, рассказывали, как Романовы «победили внутренних и внешних врагов», а декабристы планировали повергнуть Россию в «кровавый хаос смуты» . Владимир Путин положительно отзывался об этой выставке...

На закрытой лекции о патриотизме для членов партии «Единая Россия» Ольга Васильева рассказывала, что «Сталин при всех недостатках — государственное благо, потому что накануне войны занялся единением нации, возродил героев дореволюционной России и занялся пропагандой русского языка и литературы, что по большому счету и позволило выиграть войну».

Васильева — автор десятков публикаций про церковь. Темы она выбирает такие: «„Церковный сталинизм" : легенды и факты», «Церковь и власть в XX веке», «Государственно-церковные отношения хрущевского периода» и т. п.

Ольга Васильева входила в рабочую группу по разработке стандарта преподавания истории в школах, а также читала на форуме «Таврида» лекцию молодым учителям истории. Она регулярно выступает перед губернаторами, преподавателями общественных наук, сотрудниками управления внутренней политики администрации президента на тему патриотического воспитания . В 2013 году представила руководителям кафедр общественных наук российских вузов доклад «Ценностные аспекты политики В.В. Путина».

Начальник Ольги Васильевой, глава управления АП по общественным проектам Павел Зенькович отозвался о ней как о «потрясающем эксперте» . « [Она] работала учителем, преподавателем в вузе, заведующей кафедрой, знает все процессы изнутри. Она свой человек в сфере образования и науки», — сказал Зенькович.

Источник «Ведомостей», близкий к нынешнему руководству министерства, назвал нового министра образования «крайним консерватором». «Это просто караул», — прокомментировал собеседник издания назначение Васильевой..."...


"Новый министр образования Ольга Васильева заявила, что ее назначение на этот пост — «божествование» ее деятельности.

«В отношении эмоций — божествование, если вы понимаете. Божествование того, что ты делаешь», — сказала она в ответ на вопрос «Комсомольской правды» о том, какие эмоции она испытала после назначения..."...



http://www.novayagazeta.ru/society/74142.html

От угодничества и вождям поклонения происходят в мозгу завихрения?


Зная Васильеву как ответственного историка высокого класса, а также как прекрасного историка Церкви XX века, в том числе и гонениям на Церковь в советское время, мы перепроверили слова Васильевой и выяснили, что ни одна из громких приписываемых ей цитат про Сталина не верна.

Особая благодарность - Сталину

Что опубликовано в СМИ

“Особая благодарность - Сталину”. Эта цитата приписывается Васильевой и упоминается в нескольких подборках ее цитат.

Что сказала Васильева:
“Особая благодарность - Сталину” – это слова журналиста «Новой газеты» Ивана Жилина, а не Ольги Васильевой, а именно подзаголовок репортажа.
Журналист “Новой газеты” приводит цитату из Васильевой, но совершенно вырывает ее из контекста и не приводит пояснения.
Опубликовано:

“Далее она перешла к рассмотрению патриотизма в контексте истории.
Сегодняшнее понимание российского патриотизма, по словам Васильевой, сформировалось в XVIII веке. «Идеалом политического деятеля становится прежде всего царь, который заботится о благе отечества» .

Особая благодарность - Сталину.

4 февраля 1931 года на общесоюзной конференции работников промышленности Иосиф Виссарионович произнес слова, которые явились началом реабилитации русской истории: «В прошлом у нас не могло быть отечества. Но теперь, когда мы свергли капитализм, а власть у нас народная, у нас есть отечество, и мы будем отстаивать его независимость».

В таком отрезанном от контекста виде выходит, что Васильева похвалила царя и Сталина за патриотизм. А теперь давайте смотреть на полный текст (поразительно, что за три дня никто еще не расшифровал эту лекцию целиком). Васильева рассказывает о понятии “патриотизм” в России, первом его появлении, о том, что пик пришелся на 19 век. И дальше она говорит о том, что и понятие патриотизма и сама русская история были вычеркнуты из жизни страны с 1917 по 1934 год:

Сказано:

«Приходит 17 год двадцатого века – один из самых трагических периодов истории нашего государства и очень важный для понимания патриотизма и его роли в истории именно 20 века. Что делают большевики сразу? Большевики отвергают всю ту историю, которая была до 17 года.

Троцкий готовил мировую революцию и поход на Индию, Ленин готовил поход в Западную Европу, а Луначарский, наш нарком Просвещения, уже в ноябре 1918 года собрал учителей, преподающих историю, и сказал свой замечательный тезис, который стал белой нитью, страшной нитью русской истории на протяжении двух десятилетий – речь «О преподавании отечественной истории в советских школах», в которой сказал: «Преподавание истории, жаждущей в примерах прошлого найти хорошие образцы для подражания, должно быть отброшено».

Доводов у наркома было предостаточно, приведу самый главный «проклятой национальной школе в Германии, где немцы искуснее всех поставили свое преподавание «патриотизма»… возможна стала мировая бойня».

И заработала знаменитая школа Покровского. Вообще, трудно себе представить, что до 1934 года включительно, с 1917 по 1934 год, слово патриотизм полностью ушло из употребления, общественное сознание не употребляло это слово, понятие это было закрыто. И трудно себе представить, что с 1917 по 1934 год не было преподавания истории в вузах, были закрыты все факультеты Санкт-Петербургский, Ленинградский, потом Московского университета, и отечественная история поставила под сомнение слово Россия, «патриотизм» и русскую историю как таковую.

Я приведу очень яркий пример. 1931 год, выходит шестой том Малой Советской энциклопедии. Открываю шестой том на букву «П», патриотизм, цитирую: «Патриотизм – понятие биологическое». Цитата сама говорит за себя: «Патриотизм – чувство биологическое, оно присуще даже кошке». Беснование школы Покровского было настолько велико, что в январе 1929 года была объявлено официально школой Покровского и самим академиком неприемлемость понятия «русская история». Почему я об этом говорю? Потому что пройдут десятилетия, и в 1991 году все повторится, но об этом чуть позже. Что делают историки школы Покровского? Они упраздняют название Отечественная война 1812 года.

Милица Васильевна Нечкина – это была в советское время единственная женщина-академик, которая занималась декабристами, и мне посчастливилось аспирантской у нее учиться. Она пошла еще дальше, дальше своего учителя. «Никакого подъема, – её цитата, – патриотизма не было в 1812 году. Вооруженные чем попало крестьяне защищали только свое имущество». Она предлагает героев 1812 года Кутузова, Багратиона, атамана Платова – они не должны заслуживать доброй памяти народа. Дальше больше. В 1932 году Наркомпрос принимает судьбоносное решение убрать памятник Николаю Раевскому с Бородинского поля, потому что он не имеет никакого художественно-исторического значения.

К слову сказать, что в те же самые годы, в конце 20-х годов шельмованию подвергается русская классическая литература XIX века. Почему? За великодержавность. Постановление ЦК ВКП(б) от 5 сентября 1931 года для историков всей страны, для меня, в том числе, это веха. Почему? Потому что именно в этот день история восстановлена в своих правах. Диктат школы Покровского потихонечку пошел на убыль, хотя все школьники всей страны еще два года учились по учебнику, по краткому курсу истории.

Но самым поворотным моментом становится 4 февраля 1931 года, именно тогда возвращается понятие патриотизм в общественное сознание. Что было 4 февраля 1931 года? Была Всесоюзная конференция работников социалистической промышленности. Там выступает Сталин, и в своей речи он произносит тезис, который становится определяющим на долгие десятилетия: «В прошлом у нас не могло быть Отечества, – цитирую Сталина, – Но теперь, когда мы свергли капитализм, а власть у нас у народная – у нас есть Отечество, и мы будем отстаивать его независимость». Именно понимание Отечества и понимание патриотизма, его реабилитация, это 1931 год, возвращает Отечество как синоним дореволюционной России.

И в этом полном контексте видно, что здесь нет благодарности Сталину, а есть рассказ о процессе отказа от русской истории на раннем этапе советской истории и реабилитация истории Сталиным – констатируется факт, а не дается апология.

Число репрессированных при Сталине сильно преувеличено

Что опубликовано в СМИ

«Число репрессированных при Сталине сильно преувеличено» – заголовок дан газетой «Ведомости», и воспринимается как цитата из Васильевой.

Что сказала сама Васильева:
Васильева не произносила такой фразы, а говорила о том, что более точная информация по количеству репрессированных всегда была у докторов исторических наук Земскова и Ивановой (работы 1990-х – начала 2000-х).

Вот дословная расшифровка слова Васильевой:

«Меня часто спрашивают: «Если посчитать то количество репрессированных, которое нам давал Коротич в «Огоньке», непонятно, кто в стране вообще остался жить и трудиться». Так вот я хочу сказать, что есть два историка – один – покойный Земсков и Галина Ивановна Иванова, которые работают по потерям, которым доверяет историческая общественность как наша, так и коллеги за рубежом»

Историк Галина Ульянова пояснила Правмиру суть дискуссии: «Речь идет о том, что в начале 1990-х годов, во время второй волны десталинизации общественного сознания, сложилось преувеличенное, не основанное на подсчетах, представление о количестве жертв сталинских репрессий. Это было связано с тем, что до конца 1980-х годов были строго засекречены статистические данные ОГПУ-НКВД-МГБ-МВД, касающиеся численности заключенных ГУЛАГа, спецпоселенцев.

Вопрос о количестве жертв до сих пор дискуссионный (очень трудоемкое выявление и обработка документов), при этом, какие-то цифры транслировались руководством страны в разные периоды, какие-то историками, которые были не сразу допущены к архивам.

Вопрос о людоедстве Сталина при этом является аксиомой и, насколько он представлен в серьезной литературе, негативные социальные и моральные последствия репрессий не подвергаются сомнению всё время после ХХ съезда (1956).

Труды крупнейшего исследователя В.Н. Земскова, например, начинаются со слов “Человеческая жизнь бесценна. Убийство невинных людей нельзя оправдать - будь то один человек или миллионы. Но исследователь не может ограничиваться нравственной оценкой исторических событий и явлений”. После 1990 г. в изучение репрессий огромный вклад внесло общество “Мемориал”, где работают очень серьезные историки, обрабатывавшие огромные архивы (и эта работа продолжается). Если интересно, как колебались количественные оценки размеров репрессий, можно прочитать .

Сталин при всех недостатках - государственное благо

Что опубликовано в СМИ:

«На закрытой лекции о патриотизме для членов партии «Единая Россия» Ольга Васильева рассказывала, что «Сталин при всех недостатках - государственное благо, потому что накануне войны занялся единением нации, возродил героев дореволюционной России и занялся пропагандой русского языка и литературы, что по большому счету и позволило выиграть войну».

Что сказала сама Васильева
В первоисточнике – репортаже «Коммерсанта» – не приводится цитата Васильевой, а пересказывается отзыв одного из слушателей форума:
«По словам одного из слушателей, в этой лекции она ясно дала понять, что Сталин при всех недостатках - государственное благо, потому что накануне войны занялся единением нации, возродил героев дореволюционной России и занялся пропагандой русского языка и литературы, что по большому счету и позволило выиграть войну. http://kommersant.ru/doc/2359275 »

Занимаешься историей Церкви – не ученый!

Ольга Васильева всегда была известна в самых широких кругах как прекрасный историк, и особенно историк Церкви. Ее имя – одно из ведущих в области истории Церкви XX века, она написала множество научных трудов, монографий и статей. Кстати, кафедра истории Церкви – одна из самых сильных кафедр истфака МГУ. Однако, судя по реакции блогеров, теперь любые дисциплины, так или иначе связанные с Церковью, не имеют права быть научными – будь то история Церкви или история религий, анализ языка проповеди или изучение церковнославянского языка. О теологии – очень уважаемой и важной научной дисциплине в большинстве европейских вузов – и говорить неудобно. Вот и иллюстрация:

Долженствование-божествование

Это уже не о Сталине, но слишком яркий пример, чтобы пройти мимо. Этот случай просто обязан войти в учебники журналистики – он хорошо показывает как эмоциональная предвзятость может творить новые слова, на основании которых воздвигаются целые сложные конструкции. Весь день назначения пользователи сети ужасались тому, что для Васильевой новая ступень ее жизни – это божествование. Строились целые концепции того, как теперь разговоры о религии и православии поглотят все министерство и «попов будет из школ не выгнать», а потом оказалось, что Васильева-то сказала не «божествование», а «долженствование», а корреспондент, накрученный обсуждением вероисповедания министра, услышал совсем не то, что было сказано и переспрашивать не стал.

Вот эта история из первых уст, от самого корреспондента КП Романа Голованова:

Вчера в «Комсомольской правде» вышло моё оперативное интервью с новым министром образования Ольгой Васильевой. Запись разговора производилась на встроенный в телефон диктофон. Расшифровывая ответ на вопрос «Как вы узнали о своём назначении? Какие эмоции испытали?» из-за качества связи я неверно передал её слова. Вместо «долженствование» (необходимость того, что должно свершиться) указал «божествование». Подстраховавшись комментарием эксперта, объяснившего возможное значение термина, текст отправили в печать.

По итогам

Мы видим, насколько тенденциозно, неаккуратно и непрофессионально работают с цитатами и первоисточниками самые авторитетные СМИ. Мы видим затем, как эти неверные цитаты и вырванные из контекста фразы приходят в соцсети и формируют наше восприятие ситуации. Хочется пожелать и коллегам, и читателям перепроверять цитаты максимально точно, а министру образования – спокойной работы и справедливой оценки по делам.

Либералы о новой главе образования: "Это просто караул!"

У либералов паника и траур одновременно. Образование возглавила Ольга Васильева , человек у которого сплошные недостатки:
- очередной выходец из аппарата президента, где работала в управлении, занимающимся патриотическим воспитанием;
- специалист по Церкви и государство-конфессиональным отношениям, автор 150 научных работ по этой теме;
- сама из религиозной семьи;
- участвовала в выставке, посвящённой Романовым;
- считает Сталина благом при всех ошибках;
- считает 90-е ошибкой при всех благах;
- автор доклада «Ценностные аспекты политики В.В. Путина»
- «пропагандист идей консерватизма и патриотизма»

Привожу душераздирающую об Ольге Васильевой и удаляюсь искать и читать её работы.

Ольга Васильева получила три образования.

Первое - дирижерско-хоровое, потом - историческое в Московском педагогическом институте; она также окончила Дипломатическую академию по специальности «Международные отношения».

В 1990 году в Институте истории СССР защитила диссертацию по теме «Советское государство и патриотическая деятельность Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны». В 1999-м - докторскую на схожую тему в Институте российской истории РАН. Там она работала с 1991 по 2002 годы, в том числе возглавляла Центр истории религии и церкви. Васильева рассказывала, что выбрала тему церкви, поскольку у нее была религиозная семья, и ее крестили сразу после рождения в 1960 году.

После увольнения из РАН она стала заведующей кафедры религиоведения в Российской академии государственной службы. Кроме того, преподавала в Сретенской духовной семинарии, куда ее позвал ректор этого учебного заведения, архимандрит Тихон (Шевкунов), которого называют духовником Владимира Путина. С ним Васильева познакомилась в 2000-м или 2001-м - на конференции в Венгрии.

Позднее она устроилась в департамент культуры Белого дома, а в 2012-м стала заместителем главы управления администрации президента по общественным проектам. Сейчас она также числится профессором кафедры государственно-конфессиональных отношений РАНХиГС.

Управление по общественным проектам появилось в кремлевской администрации только в 2012 году. Его возглавляет Павел Зенькович, замруководителя предвыборного штаба Владимира Путина на последних президентских выборах. На сайте Кремля отмечается, что в числе задач подразделения АП - подготовка предложений «по укреплению духовно-нравственных основ российского общества, совершенствованию работы по патриотическому воспитанию молодежи».

Как писал «Коммерсант» в 2013 году, одним из самых успешных проектов управления, в котором трудилась Васильева, в первый год его существования стала выставка «Православная Русь. Романовы» в Манеже. Ее посетителям, в частности, рассказывали, как Романовы «победили внутренних и внешних врагов», а декабристы планировали повергнуть Россию в «кровавый хаос смуты». Владимир Путин положительно отзывался об этой выставке.

Ольга Васильева утверждает, что ей близок «объективный» подход к преподаванию истории, но с оговорками. «Я считаю, что мы допустили почти непоправимые ошибки, когда в 1990-е годы выкорчевывали такие понятия, как патриотизм, любовь к Отечеству, героизм. Сейчас мы уже пожинаем горькие плоды: молодые люди с большим трудом понимают, что каждый трагический эпизод в жизни страны должен вызывать отклик», - говорила будущий министр образования в одном из интервью.

«Коммерсант» отмечал, что именно управление общественных проектов готовило концепцию патриотического воспитания молодежи России. Документ приняли в самом конце 2015 года. В концепции говорится, что в подростках следует воспитать «морально-психологическую и физическую готовность к защите Отечества, верности конституционному и воинскому долгу». Причем необходимо быть готовым формировать «патриотическое сознание в сложных условиях экономического и геополитического соперничества».

На закрытой лекции о патриотизме для членов партии «Единая Россия» Ольга Васильева рассказывала, что «Сталин при всех недостатках - государственное благо, потому что накануне войны занялся единением нации, возродил героев дореволюционной России и занялся пропагандой русского языка и литературы, что по большому счету и позволило выиграть войну».

Ольга Васильева входила в рабочую группу по разработке стандарта преподавания истории в школах, а также читала на форуме «Таврида» лекцию молодым учителям истории. Она регулярно выступает перед губернаторами, преподавателями общественных наук, сотрудниками управления внутренней политики администрации президента на тему патриотического воспитания. В 2013 году представила руководителям кафедр общественных наук российских вузов доклад «Ценностные аспекты политики В.В. Путина».

Начальник Ольги Васильевой, глава управления АП по общественным проектам Павел Зенькович отозвался о ней как о «потрясающем эксперте». « [Она] работала учителем, преподавателем в вузе, заведующей кафедрой, знает все процессы изнутри. Она свой человек в сфере образования и науки», - сказал Зенькович.

Источник «Ведомостей», близкий к нынешнему руководству министерства, назвал нового министра образования «крайним консерватором». «Это просто караул», - прокомментировал собеседник издания назначение Васильевой. По его словам, кандидатура Васильевой называлась при обсуждениях, «но это было примерно так же, как кандидатура [депутата Госдумы] Ирины Яровой, как крайне радикальный вариант». «Коммерсант» охарактеризовал ее как «пропагандиста идей консерватизма и патриотизма». Источник РБК заявил, что она «толковый историк» и «сильный патриот».

"В 1943-1953-х годах этот тиран и прагматик использовал потенциал Русской православной церкви для организации послевоенного мироустройства. Уникальность этого десятилетия заключается в том, что интересы правителя и церкви совпали", - отметила министр
Global Look Press

В интервью она назвала Сталина "человеком, тирания которого очевидна" и на совести которого жертвы политических репрессий. "Но при этом мы должны согласиться, что этот человек - государственник, - сказала Васильева. - Я его обычно называю большим политиком с большим-большим знаком "минус". Это мое отношение, поэтому вряд ли тут можно меня считать сталинисткой".

Она напомнила, что ее кандидатская и докторская диссертации по истории посвящены Русской православной церкви (РПЦ) в годы Великой Отечественной войны, в том числе отношениям Сталина и церкви. "В 1943-1953-х годах этот тиран и прагматик использовал потенциал Русской православной церкви для организации послевоенного мироустройства. Уникальность этого десятилетия заключается в том, что интересы правителя и церкви совпали", - отметила министр.

Также, по ее словам, Сталин в 1930-х годах восстановил преемственность страны с ее дореволюционной историей, прерванную с приходом к власти большевиков, и возродил в общественном сознании понятие "государственного патриотизма", на котором поставили крест в 1917 году. "Сталин как прагматик прекрасно понимал, что впереди страшная война и нужна мобилизация, в том числе и духовная. Отсюда картины в кино, отсюда поэмы и фильмы об Александре Невском и Иване Грозном", - считает Васильева.

Без мифологизации в истории не обойтись

При этом Васильева выразила уверенность, что "без мифологизации" в истории и ее преподавании не обойтись. "Понимаете, без героев, без героического облика исторических персонажей нельзя обойтись. Будь ты маленький человек, будь ты взрослый, у тебя должен быть идеал, к которому нужно стремиться", - пояснила она свою позицию.

На вопрос о ее отношении к легенде о подвиге 28 героев-панфиловцев при обороне Москвы в 1941 году Васильева ответила, что тут она придерживается позиции своего "учителя" - руководителя Центра военной истории России Георгия Куманева. Этот историк придерживается точки зрения, что подвиг панфиловцев не вызывает сомнений, а показания автора знаменитой передовицы в "Красной звезде" Александра Кривицкого о том, что история о героической обороне панфиловцев якобы им выдумана, были "выбиты" прокурорами под угрозой ссылки в лагеря, поясняет агентство.

Напомним, после назначения Васильевой на пост главы Минобрнауки в августе этого года в СМИ появились публикации о ее лекциях разных времен, в которых она отмечала особую роль Сталина. В этой связи в Федерации еврейских общин России (ФЕОР) от Васильевой потребовали объясниться по поводу ее отношения к эпохе Сталина и государственному террору того времени.

Отметим, что "сталинизация" в последнее время стала своеобразным трендом в России. Неоднозначному советскому лидеру устанавливают памятники в разных городах. Некоторые политические деятели и чиновники отчасти поддерживают политику, которую проводил Сталин.

Ольга Васильева является автором около сотни статей и публикаций о церкви, в том числе "Церковный сталинизм: легенды и факты", "Церковь и власть в XX веке", "Государственно-церковные отношения хрущевского периода". До назначения на нынешний пост она занимала должность заместителя руководителя по общественным проектам в администрации президента РФ, а до этого работала в Институте российской истории РАН, была руководителем Центра истории религии и церкви и преподавала в Сретенской духовной семинарии под началом духовника Владимира Путина Тихона (Шевкунова).