Тема урока:
Океаны и моря у берегов Евразии.Тип урока:
комбинированный.
Т.Е.Ц.: 1. Создать условия формирования знаний учащимися об океанах, омывающих Евразию. Познакомить учащихся с главными особенностями Атлантического, Тихого, Индийского и Северного Ледовитого океанов. Помочь учащимся понять влияние океанов на природу Евразии. Показать учащимся значение океанов и их хозяйственное использование людьми. Подвести учащихся к пониманию хрупкости природы океанов, необходимости бережного отношения к ним.
2. Продолжать развивать навыки работы с текстовыми и картографическими источниками информации, навыки логического мышления на основе выявления причинно-следственных связей, анализа имеющихся знаний.
3. Воспитывать взаимоуважение, организованность, аккуратность, умение выслушивать мнение другого человека, любовь и уважение к природе. Воспитывать осознанные мотивы учения.
Оборудование: учебники, атласы, физическая карта мира.
Используемая литература: А.С. Бейсенова, С.А. Абилмажинова, К.Д. Каймулдинова «География. Материки и океаны», В.А. Коринская, В.А. Щенёв, И.В. Душина «География материков и океанов», К.С. Лазаревич «Я иду на урок географии», Н.В. Алисов, И.М. Кузина, Н.А. Марченко «Готовимся к экзамену по географии».
Ход урока
Этап урока
- А с какими проблемами мы сталкиваемся, когда говорим об омывающих водах Евразии?- Внимательно изучите рис. 39, стр. 66. Что вы можете сказать, изучив этот рисунок? (очень высокое загрязнение нефтью вод Индийского океана и Тихого, средняя Атлантического океана )Средиземное море – это самое загрязнённое море в мире. Давайте закрепим то, что вы узнали на этом уроке.- Какие океаны омывают Евразию?- Каковы особенности расположения океанов по отношению к Евразии?- Каковы особенности природы океанов? - Какое влияние на природу Евразии оказывает Атлантический океан? - Какое влияние на природу Евразии оказывает Северный Ледовитый океан? - Какое влияние на природу Евразии оказывает Тихий океан? - Какое влияние на природу Евразии оказывает Индийский океан? - Каковы природные богатства Атлантического океана? Северного Ледовитого океана? Тихого? Индийского океана? - Как используются океаны в хозяйственной деятельности людей? - Каковы проблемы прибрежных вод?Управление образования Акмолинской области
ГУ «Отдел образования Жаркаинского района»
Зерноградская основная школа.
Открытый урок
География 7 класс
Тема:
«Океаны и моря у берегов Евразии»
Учитель географии: Таболина К.А.
2015-2016 уч. год
География 7 класс урок №
Тема урока: Океаны и моря у берегов Евразии
Цель урока: Учащиеся к концу урока смогут ответить на проблемный вопрос
Задачи урока
Учащиеся смогут к концу урока определить океаны и моря у берегов Евразии и отметят их на к/к
Учащиеся смогут к концу урока ответить на вопрос какое влияние оказывают моря и океаны на материк Евразия
Учащиеся на К/К отметят океаны, моря, острова, и полуострова
КУ
1.Я смогу отметить океаны и моря на к/к
2.Я смогу составить цели на урок
3.Я смогу ответить на вопрос «Какое влияние оказывают моря и океаны на материк Евразия?»
4.Я смогу принимать активное участие в обсуждении на определенных этапах урока
5.Я смогу работать с дополнительной информацией для заполнения таблицы
Тип: Изучение нового материала,
Литература учебник 7 класса, текст и фотография цунами
Оборудование:
Ход урока
1.Орг момент: Психологическии настрой
Ребята готовы к уроку?
Что нам нужно сделать, что бы урок был именно таким?
И для этого нам нужно хорошее настроение….
Отчет дежурного
Деление на группы: метод
Опрос дом.зад.: учащимся было задано дом зад Составить три вопроса на соответствие составить три вопроса с вариантами ответов
Опрос дом.зад. поводится в виде обмена между группами
Учащиеся в листе взаимооценивания отмечают работу одноклассников
Учащиеся в группах составляют один общий тест
IV .Подготовка к изучению нового материала.
Тема сегодняшнего урока Океаны и моря у берегов Евразии
Ребята давайте вы в группе попробуете составить цели урока
Что мы должны сделать для достижения целей?
Я предлагаю сегодня на уроке заполнить таблицу ЗХУ
1.Я в группе предлагаю обсудить и заполнить первую колонку «ЗНАЮ»
Учащиеся на стикерах пишут то что знают по теме
2.Обсуждение в группе
Составление кластера учащиеся наклеивают стикеры на кластер
Оценивание на листах взаимооценивания
Я предлагаю заполнить вторую колонку таблицы что бы вы хотели узнать по данной теме?
Учащиеся в группе обсуждают что можно изучить дополнительно по данной теме?
Учащиеся читают текст с пометками
Обсуждают в группе дополнительную информацию, дополняют стикерами кластер
Ребята я вам предлагаю рассмотреть картинку припродного катаклизма
Обсудите в группе что Изображено на картинке?
По каким причинам возникает цунами?
Одна группа составляет причины
Другая группа сост.последствия
В листе взаимооценивания заполняют оценки
Ребята давайте приступим к заполнению третей колонки таблицы
Спикеры защищают работу группы
Практическое задание. Отметить на к/к океаны и моря у берегов Евразии
Взаимопроверка по кругу
Отметка в листе взаимооценивания
ЗакреплениеОбсуждение в группе «Влияние океанов и морей на берега Евразии»
Кумулятивная беседа:
Каждая группа выдвигает свое утверждение о влиянии океанов и морей на природу материка.
Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Какие океаны окружают Евразию? Какое влияние на материк оказывает каждый из них?
V .Объяснение новой темы.
Атлантический океан (Северо-Атлантическое течение, западные ветра, зима мягкая, влажная; Доггер-Банка самое мелкое место Атлантики (13 м); от Исландии начинается самый длинный Центрально-Атлантический хребет – много вулканов, в Исландии гейзеры, вулкан Гекла; Гибралтарский пролив шириной 12 км; на дне Средиземного моря граница столкновения литосферных плит, вулканизм, соленость воды 37‰; отмели Средиземного и Северного морей богаты нефтью и газом; 39% рыбы ловят в Атлантике, в Бискайском заливе с IX века китобойный промысел; морские пути; загрязнение, особенно Средиземное море)
Северный Ледовитый океан (самый маленький, холодный и мелководный; самое большое – Норвежское море, самое маленькое – Белое ; много котловин и подводных хребтов – хребет Ломоносова ; на севере Гренландского моря самое глубокое место (5527 м); навигация 2 – 4 месяца в восточной части океана; Трансарктическое течение ; многолетние паковые льды и торосы ; арктические холодные сухие воздушные массы; зимой температура на востоке -40°С, летом 0°С; среднегодовое количество осадков 100-200 мм; тюлени, моржи, белые медведи, птицы; жители занимаются рыболовством, сбором пуха, охотой; Северный морской путь международного значения, связывает порты Европы и Дальнего Востока; атомные ледоколы; внесли вклад в изучение – Беринг, Баренц, Нансен, Седов, Шмидт, Папанин; в Санкт-Петербурге Центр изучения полярных зон, музей)
Тихий океан (много островных дуг, желобов, котловин; самый большой – 180 млн. км²; все климатические пояса; муссоны; Северное пассатное течение, Куросио, Северо-Тихоокеанское течение приносят тепло и влагу; холодное Курильское течение; тайфун в конце лета, начале осени; температура поверхностных вод от -1°С до +29°С; соленость ниже, чем в других океанах, потому что много осадков)
4 . Индийский океан (много вулканических островов; Красное море на границе столкновения литосферных плит, его соленость 41 ‰ – самое соленое в Мировом океане; в прибрежной части воды меняют свое направление – летом с запада на восток, зимой – с востока на запад – из-за муссонов; самый теплый океан, самая высокая температура в персидском заливе (+34°С), на юге -1,5°С; соленость высокая; коралловые рифы; сбор жемчуга; в персидском заливе – нефть и газ; на отмелях Индийского океана - олово, фосфориты, золото; судоходство)
VI .Усвоение новой темы.
Работа с картой и вопросами в учебнике
VII .Домашнее задание. § 15, к. к.
VIII .Итог урока.
Евразия - единственный континент на Земле, омываемый четырьмя океанами. Материк полностью расположен в Северном полушарии. Часть островов, принадлежащих Евразии, находится в Южном полушарии, Большая часть континентальной Евразии лежит в Восточном полушарии, крайние - западная и восточная- точки материка находятся в Западном полушарии.
Физико-географическое положение. Евразия включает две части света: Европу и Азию. Линию границы между Европой и Азией проводят по восточным склонам Уральских гор, реке Жайык (Урал), северо-западному побережью Каспийского моря, Кумо-Манычской впадине, восточному побережью Чёрного моря, южному побережью Чёрного моря, проливу Босфор, Мраморному морю, проливу Дарданеллы, Эгейскому и Средиземному морям.
Крайняя точка на севере Евразии - мыс Челюскин (77°43" с.ш.), крайняя точка на юге - мыс Пиай (1 °1 б" с.ш.), расстояние между ними более 8000 км.
Территория материка, простирающаяся с запада на восток, так - же обширна. Расстояние между крайней точкой на западе - мысом Рока (9°34"з.д.) и крайней точкой на востоке - мысом Дежнева (169°40" з.д.) - около 16 ООО км. Благодаря таким особенностям географического положения, на материке встречаются все климатические пояса и природные зоны, характерные для Северного полушария.
История исследования материка Евразия.
Природа Евразии исследована полнее других материков. Особенно это касается наиболее заселенных регионов Европы и Азии. Б Евразии сложились и на протяжении тысячелетий развивались древнейшие цивилизации Земли. Культура и наука Древней Индии, Китая, Ассирии и Вавилона дали зачатки географических знаний для современной цивилизации. В Древней Греции, Риме, странах арабского Востока сформировались основные направления географического изучения «Ойкумены» - обитаемой земли. Путешествия европейцев в Индию и Китай, проникновение в Сибирь и Центральную Азию, поиски сухопутных и морских путей в южные страны дали первые сведения о природе континента и о жизни населяющих его народов еще в эпоху Средневековья. Многочисленные экспедиции с научными целями в ХУШ-ХХ вв. расширяли и углубляли имеющиеся первоначальные общие представления.
Широко известны путешествия Марко Поло, Афанасия Никитина, Семена Дежнева. Труднодоступные горы и пустыни Центральной Азии, а также величайшее нагорье Тибет были исследованы целым рядом экспедиций П.П. Семенова-Тян-Шанского, Н.М. Пржевальского, Ш. Уалиханова и многих др.
Однако территория Евразии изучена неравномерно. До сих пор есть труднодоступные районы материка, которые ждут своих исследователей, - внутренние районы Аравии и Тибета, горы Гиндукуш и Каракорум, центральные районы полуострова Индокитай и многие острова Индонезии.
Это интересно
1. Самая северная из всех стран мира - Рейкьявик (Исландия).
2. Малайский архипелаг - самый большей архипелаг в мире. Включает Большие Зондские, Малые Зондские, Молуккские, Филиппинские и ряд мелких островов.
3. В Мозамбикском проливе между Африкой и Мадагаскаром есть остров Европа.
Вопросы и задания
1. Какие части света входят в состав континента? Через какие объекты проходит граница?
2. Определите географическое положение материка, выполнив задания таблицы 11.
3. В чем заключается уникальность географического положения Евразии?
Работа в тетради
Определите по данным, предложенным в таблице, исследователей материка. В какой период происходили открытия и исследования? Заполните пропуски в таблице.
Попробуйте ответить
Совершите воображаемое путешествие вокруг Евразии. Расскажите об увиденных и пересекаемых объектах.
Урок №2
Тема: «Океаны и моря у берегов Евразии»
Цель урока:
1) Сформировать знания о влиянии океанов на климат, растительность, животный мир и хозяйство Евразии;
2) Развивать умение работать с картой;
3) Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Метод обучения : словесный
Форма организации: коллективная
Тип урока : комбинированный
Вид урока: проблемное обучение
Оборудование: Физическая карта Евразии, диск ВВС-8, «Голубая планета», 4 серия, 1,2,3,4 эпизоды (до северного сияния), презентация к уроку.
Ход урока
I .Организационный момент .
Приветствие. Выявление отсутствующих.
II . Проверка домашнего задания.
1. Природные особенности Евразии (части света Европа и Азия; ¾ населения Земли – 4 млрд. человек; площадь с островами 53,3 млн. км² - 1/3 суши; Джомолунгма; Мертвое море на высоте -403 м; самый большой полуостров Аравийский – 3 млн. км²; полюс холода Оймякон (- 71°С); в пустыне Тар в Индии +53°С; Черапунджи 12000мм осадков; в Аравии менее 15 мм осадков; самое большое озеро – Каспий 390 тыс. км², самое глубокое – Байкал 1620 м; все климатические пояса; все океаны омывают)
2. Географическое положение (граница между частями света; крайние точки – Челюскин, Пиай (между ними 8 тыс. км), мыс Рока и Дежнева (16 тыс. км); некоторые участки в западном полушарии; план характеристики материка на стр. 239)
3. История заселения и исследования материка (исследования древних греков, финикийцев, вавилонцев, египтян, минойцев; в I веке н. э. индийцы открыли острова Суматра и Ява, заселили Индонезию, позже малайцы – Мадагаскар; греки – Дунай, Каспий, Дон, Черное море)
4. Знаменитые путешественники, исследовавшие Евразию (Н. М. Пржевальский 15 лет в Центральной Азии, прошел 33 тыс. км, 4 экспедиции – Тибет, Гоби, верховья Хуанхэ и Янцзы, озеро Лобнор; описал дикую лошадь, дикого верблюда; собрал коллекцию минералов, растений; похоронен на Иссык-Куле; П. П. Семенов – две экспедиции в Тянь-Шань, открыл пик Хан-Тенгри; описал высотные пояса, установил, что снеговая линия выше, чем в Альпах, доказал, что Чу берет начало не из Иссык-Куля; его именем назван хребет, пик и ледник; Ш. Уалиханов в 1856 – 1859 гг. исследовал Семиречье, Иссык-Куль, Кашгарию; Васка да Гама в 1498 г. нашел путь до Индии вокруг Африки; С. Дежнев в 1648 году прошел из Северного Ледовитого океана через Берингов пролив в Тихий океан; В. Беринг и А. И. Чириков в XVIII веке открыли северо-восточную часть Америки и Алеутские острова; Р. Пири в 1909 г. дошел до Северного Полюса; Марко Поло в 1271 – 1295 гг. в Китай, Индию и Индокитай; Н. А. Вавилов в 1924 – 1927 г. исследовал центры происхождения культурных растений – стр. 12-13)
III .Всесторонняя проверка знаний.
1.Крайней восточной точкой материка Евразия является мыс (Челюскин)
2.Оболочка жизни – это (биосфера)
3.Условная линия на плане, соединяющая точки с одинаковой абсолютной высотой – это (горизонталь)
4. Из каких основных газов состоит воздух? (78%азота, 21%кислорода, 1%другие газы)
5. Гималайские горы расположены на границах литосферных плит (Евроазиатской и Индо-Австралийской)
6. Чертёж небольшого участка земной поверхности, сделанный в определённом масштабе (план)
7.Скорость перемещения литосферных плит за год от (1 – 5см)
8. Среднее годовое количество осадков в пустынной зоне (30 – 200мм)
IV . Подготовка к объяснению новой темы . Написать на доске тему урока, объяснить цели урока.
Проблемный вопрос: Какие океаны окружают Евразию? Какое влияние на материк оказывает каждый из них?
V .Работа в группах. (по 4 человека) с текстами, таблицами, учебником, ИКТ . (10 минут)
Изучить материал документа, выбрать основное о круговороте вещества, написать эссе (10 – 15 предложений)
Итогом работы в группе должна стать презентация своей темы.
Задание 1 группе
Атлантический океан (Северо-Атлантическое течение, западные ветра, зима мягкая, влажная; Доггер-Банка самое мелкое место Атлантики (13 м); от Исландии начинается самый длинный Центрально-Атлантический хребет – много вулканов, в Исландии гейзеры, вулкан Гекла; Гибралтарский пролив шириной 12 км; на дне Средиземного моря граница столкновения литосферных плит, вулканизм, соленость воды 37‰; отмели Средиземного и Северного морей богаты нефтью и газом; 39% рыбы ловят в Атлантике, в Бискайском заливе с IX века китобойный промысел; морские пути; загрязнение, особенно Средиземное море)
Задание 2 группе.
Северный Ледовитый океан (самый маленький, холодный и мелководный; самое большое – Норвежское море, самое маленькое – Белое ; много котловин и подводных хребтов – хребет Ломоносова ; на севере Гренландского моря самое глубокое место (5527 м); навигация 2 – 4 месяца в восточной части океана; Трансарктическое течение ; многолетние паковые льды и торосы ; арктические холодные сухие воздушные массы; зимой температура на востоке -40°С, летом 0°С; среднегодовое количество осадков 100-200 мм; тюлени, моржи, белые медведи, птицы; жители занимаются рыболовством, сбором пуха, охотой; Северный морской путь международного значения, связывает порты Европы и Дальнего Востока; атомные ледоколы; внесли вклад в изучение – Беринг, Баренц, Нансен, Седов, Шмидт, Папанин; в Санкт-Петербурге Центр изучения полярных зон, музей)
Задание 3 группе
Тихий океан (много островных дуг, желобов, котловин; самый большой – 180 млн. км²; все климатические пояса; муссоны; Северное пассатное течение, Куросио, Северо-Тихоокеанское течение приносят тепло и влагу; холодное Курильское течение; тайфун в конце лета, начале осени; температура поверхностных вод от-1°С до +29°С; соленость ниже, чем в других океанах, потому что много осадков)
Задание 4 группе.
Индийский океан (много вулканических островов; Красное море на границе столкновения литосферных плит, его соленость 41 ‰ – самое соленое в Мировом океане; в прибрежной части воды меняют свое направление – летом с запада на восток, зимой – с востока на запад – из-за муссонов; самый теплый океан, самая высокая температура в персидском заливе (+34°С), на юге -1,5°С; соленость высокая; коралловые рифы; сбор жемчуга; в персидском заливе – нефть и газ; на отмелях Индийского океана - олово, фосфориты, золото; судоходство)
VI . Обмен информацией в группах (по 3 минуты)
VII . Презентация выполненных работ.
Подводится итог, самооценка и оценка учителя, с комментариями
VIII .Работа с контурными картами.
Подписать на контурных картах название океанов и рек каждого бассейна.
I Х. Домашнее задание. § 15, к. к.
Х. Рефлексия.