Печи и камины        28.11.2023   

Снять в небоскребе. Достучаться до небес: апартаменты в небоскребах

Более 40% офисов в «Москва-Сити» сейчас пустует. Однако это позитивный сигнал для делового района – из-за снижения ставок сюда могут переехать многие компании, арендующие офисы в центре Москвы

Фото: ИТАР-ТАСС/ Сергей Фадеичев

Московский международный деловой центр (ММДЦ) «Москва-Сити» - одна из самых спорных современных строек столицы. В свое время мэр Москвы Сергей Собянин назвал проект серьезной градостроительной ошибкой. «Я считаю, что «Сити», построенный практически в самом центре Москвы, самым серьезным образом осложняет трафик и создает дополнительную нагрузку на центр, - говорил он в 2011 году. - Но что сделано, то сделано. Надо оперативно доводить эту стройку до конца».

Коротко о теме - видео-комментарии (04:57)
"РБК-Недвижимости" на РБК-ТВ

С другой стороны, по мнению депутата Госдумы РФ Владимира Ресина - одного из главных инициаторов проекта в 1990-е годы, - с точки зрения городского развития «Москва-Сити» стал первой удачной практикой редевелопмента в столице. «ММДЦ, появившийся на месте свалки, - это пример достаточно успешного освоения депрессивных территорий», - убежден депутат, который в 1990-2011 годах возглавлял Стройкомплекс Москвы.

«Проект в глобальном плане представляет собой комплексную реконструкцию . И для такого формата у него очень неплохие показатели», - считает директор департамента офисной недвижимости S.A. Ricci Александр Аверкин.

«Москва-Сити» стоит особняком в ряду деловых кластеров Москвы и представляет собой локальный субрынок с небольшой территорией. Однако он оказывает существенное влияние на сегмент коммерческой недвижимости столицы в целом - ввод объекта, крупная сделка по аренде или продаже помещений способны изменить конъюнктуру рынка.

Так, по данным консалтинговой компании S.A. Ricci, из построенных в прошлом году 52 современных бизнес-центров (всего 1,3 млн кв. м) около 13% - это доля «Москва-Сити», где в 1-м квартале 2014 года было завершено строительство башни «Евразия» (83 тыс. кв. м), а в 4-м квартале ввели в строй деловую часть многофункционального комплекса «ОКО» (87 тыс. кв. м). Совокупная площадь офисных площадей «Москва-Сити» достигла 863 тыс. кв. м.

Значительное влияние на рынок недвижимости в целом также оказала по покупке в конце 2014-го корпорацией «Транснефть» 80 тыс. кв. м в башне «Эволюция». Это значительно улучшило статистику поглощения офисных площадей.

По словам регионального директора по развитию бизнеса международной консалтинговой компании Colliers International Владимира Сергунина, «Москва-Сити» постепенно становится одним из доминирующих деловых кластеров столицы, а разговоры о сложной транспортной ситуации и нехватке инфраструктуры уходят в прошлое.

Впрочем, у «Москва-Сити» по мере реализации комплексных проектов редевелопмента промышленных территорий на офисном рынке Москвы будут появляться конкуренты. Уже сейчас в качестве таких примеров можно привести реконструированную территорию завода «Арма», где высококачественные офисы класса Б+ предлагаются в среднем по 23 тыс. руб. за 1 кв. м в год. По такой же цене сдаются аналогичные помещения в бизнес-комплексе «Новоспасский двор».

По словам управляющего партнера компании Blackwood Константина Ковалева, серьезным конкурентным преимуществом инвесторов, которые работают не в премиальных классах офисной недвижимости, является то, что они, в основном, строили свои объекты на рублевые кредиты или даже за счет собственных средств. И у них есть возможность вести очень гибкую арендную политику.

Мощные деловые кластеры в перспективе могут сформироваться на территориях многофункциональной застройки АМО ЗИЛ, где согласно планам девелопера ЗАО «ЛСР. Недвижимость-М» появится около 170 тыс. кв. м офисных помещений, а также «Серп и молот» - по данным Департамента градостроительной политики города Москвы, планируется, что площадь общественно-делового центра здесь составит более 200 тыс. кв. м.

Сколько стоит аренда в наиболее престижных деловых кластерах Москвы

Деловые кластеры

Класс А

Класс Б+

Класс Б-

Ставка, $ за 1 кв. м в год

Уровень вакантных площадей, %

Ставка, $ за 1 кв. м в год

Уровень вакантных площадей, %

Ставка, $ за 1 кв. м в год

«Москва-Сити»

Центральный деловой район

Ленинградский

Ленинский

Западный

Юго-Западный

*предложение преимущественно в состоянии «под отделку»

** предложение преимущественно в состоянии «с отделкой»

Источник: Colliers International


Офис в небоскребах Москвы сегодня можно арендовать за 27 тыс. руб. (Фото: Depositphotos/photopotam)

Перспективы «Москва-Сити»

Появление в «Москва-Сити» 170 тыс. кв. м новых офисных площадей привело к тому, что на конец января доля свободных офисов, по данным компании Blackwood, составляла 43%.

В 2015 году планируется завершить строительство еще трех крупных объектов:

  • МФК «Эволюция» (ввод в эксплуатацию которого был перенесен с конца 2014 года);
  • БЦ «IQ-квартал»;
  • башня «Восток» (МФК «Федерация»).

В общей сложности это 275 тыс. кв. м офисных площадей - порядка 30% всего нового предложения офисов, ввод которых запланирован в столице на 2015 год.

По прогнозам, такой рост предложения не будет обеспечен достаточным спросом, что приведет к еще большему повышению уровня не востребованных арендаторами площадей в «Москва-Сити». Большинство аналитиков называют цифру 45-50%.

Увеличение предложения в «Москва-Сити» привело к падению арендных ставок в среднем на 29% за 12 месяцев - до $530 за 1 кв. м в год. Как говорят в S.A. Ricci, это самый высокий показатель среди деловых районов Москвы. «Если арендные ставки в «Москва-Сити» полтора года назад составляли от $700-900 за 1 кв. м в год, то сейчас они значительно снизились - по заполненным объектам на 15-20%, по незаполненным - до 35%», - отмечает директор департамента офисной недвижимости S.A. Ricci Александр Аверкин.

«По пустующим площадям цена аренды снижается практически еженедельно, - отмечает коммерческий директор компании «Р7 Групп» (управляющая компания БЦ «Северная башня») Антон Смирнов. - Если на середину января средняя ставка предложения в «Москва-Сити» составляла примерно 45 тыс. руб. за 1 кв. м в год, то сейчас это уже 27-30 тыс. руб., при желании можно найти и ниже».

По его словам, похожая ситуация наблюдается и по действующим арендным контрактам. Практически все арендаторы просят скидок, отсрочек платежей, фиксации курса валютных ставок. Владельцы небоскребов неохотно рассматривают такие просьбы, ссылаясь на условия договоров.

Ставки «Москва-Сити» манят арендаторов

Директор по развитию ОАО «СИТИ» (управляющая компания в «Москва-Сити») Татьяна Вольцингер утверждает, что средний уровень свободных площадей в высотном комплексе - условный критерий. «Это комплексный и многоэтапный проект, - уточняет она. - Тем временем показатель вакантных помещений в объектах, которые были построены до конца 2011 года, сейчас не превышает 10,6%. В БЦ «Башня на Набережной» заполнено 89% площадей, в БЦ «Северная башня» - 93%, БЦ «Город Столиц» - 91%, БЦ «Империя» - 87%».

«Москва-Сити» - это субрынок со своими сроками заполняемости объектов, которые составляют не менее трех лет», - напоминает Татьяна Вольцингер. Региональный директор по развитию бизнеса международной консалтинговой компании Colliers International Владимир Сергунин подтверждает, что девелоперский цикл у офисных небоскребов значительно более длительный, чем у небольших бизнес-центров, и составляет около четырех-пяти лет против двух-трех.

Между тем понижение арендных ставок может в ближайшей перспективе привести к росту популярности «Москва-Сити» среди арендаторов и переманить их из других офисных локаций столицы. «Сейчас ставки во многих проектах «Москва-Сити» сопоставимы с ценами в бизнес-центрах класса Б, Б+. При этом качество офисных помещений, инфраструктуры, управления, сервиса в «Москва-Сити» значительно выше. Я знаю, что сейчас очень многие компании имеют явные намерения перебраться в ММДЦ. Таким образом, в скором времени мы можем услышать о новых крупных сделках», - рассказал Владимир Сергунин. Озвучивать конкретные названия потенциальных арендаторов он не стал, но сказал, что в основном это строительные компании и представители IT-бизнеса.

«К 2018 году, когда будут достроены все проекты, у «Москва-Сити» есть все шансы стать полноценной альтернативой всему центральному деловому району и составить ему серьезную конкуренцию, - подтверждает руководитель отдела исследований рынка офисной недвижимости CBRE Клавдия Чистова. - Причем у «Москва-Сити» будет очевидное преимущество - большой выбор качественных офисных площадей и более низкие арендные ставки, которые если и станут расти по мере стабилизации экономических условий, то меньшими темпами, чем в центре. Нетрудно предположить, что многие компании начнут рассматривать варианты перебазирования своего офиса в «Москва-Сити». Особенно, на наш взгляд, это может заинтересовать арендаторов в прайм-зоне от Кремля до Белорусского вокзала. Одними из первых, кто может посмотреть на такую альтернативу, - консалтинговые и финансовые структуры».

Впрочем, с перспективой масштабного переезда в «Москва-Сити» арендаторов из других районов согласны не все участники рынка. «По нашим наблюдениям, арендаторы, которые снимают офисы в других районах, пока чаще все же предпочитают договариваться со своими арендодателями о дисконтах, о пересмотре условий на более выгодные, чем переезжать в друге офисы, - рассказывает старший директор, заместитель руководителя офисной группы Cushman & Wakefield Ксения Ревенко. - Далеко не все готовы нести затраты на переезд и на ремонт вновь арендованных помещений, которые, как правило, предлагаются в недавно построенных офисных зданиях. К тому же многие арендаторы обременены действием долгосрочных договоров».

Константин Ковалев предупреждает, что отдельные девелоперы в «Москва-Сити» ограничены в своих возможностях по предоставлению дисконта арендаторам. «Все зависит от того, в какой валюте владельцы бизнес-центров в «Москва-Сити» брали кредит в банке, - объясняет глава консалтинговой компании. - Если в иностранной, то, по нашим подсчетам, понижение арендной ставки более чем на 20% (с учетом уже произошедшего падения) не позволит им обслуживать кредит. И тогда объект придется отдавать банку». Поэтому объекты, которые строились за валютные кредиты, ближе всего к зоне риска.

По словам директора департамента коммерческой недвижимости Capital Group Марии Сергиенко, в такой ситуации владельцы объектов готовы идти на различные уступки арендаторам: фиксировать курс на срок более одного года, увеличивая ежегодную индексацию до уровня официальной инфляции, самостоятельно выполнять отделочные работы, стоимость которых будет учтена в расчете арендной ставки. «В отдельных случаях девелоперы соглашаются на частичную компенсацию стоимости отделочных работ», - признается она. Финальные условия договоренностей с арендаторами - это предмет конкретных договоренностей.

Хостелы и коворкинги вместо офисов

Низкие ставки на аренду площадей в «Москва-Сити» привели к появлению в небоскребах необычных форматов коммерческой недвижимости. Так, в 2014 году на 43-м этаже башни «Империя» открылся хостел под названием High Level (фото 1). На сайте мини-гостиницы утверждается, что это первый в мире хостел, расположенный в небоскребе. В High Level есть шестиместные (от 1,1 тыс. руб.), четырехместные (от 1,3 тыс. руб.) и двухместные (от 2,8 тыс. руб.) номера. В эту цену включен завтрак, чай и кофе, свободное пользование библиотекой, а также доступ в интернет. Персонал хостела владеет английским, немецким, французским, норвежским, испанским и китайским языками, а также ивритом.

Фрилансеры и стартаперы могут арендовать рабочее место в , которые открыты в высотках «Федерация-Восток» (24-й этаж), «Москва» (19-й этаж) и «Империя» (39-й этаж). Незакрепленное рабочее место со стандартными опциями в коворкинге SM Moscow-City (фото 2), к примеру, стоит от 1 тыс. руб. в день или 18,9 тыс. руб. в месяц. В небоскребе можно арендовать и мини-офис (23 кв. м) до пяти рабочих мест за 150 тыс. руб. в месяц.

Реализованные и строящиеся объекты ММДЦ «Москва-Сити»

Объект

Девелопер/инвестор

Сроки ввода, год

Площадь, тыс. кв. м

Этажи и высота, м

Общая

Офисы

Ретейл

Гостиницы

Апартаменты или жилые помещения

МФК «Меркурий-Сити»

LLC Liedel Investments Limited

МФК «Федерация»

«АЕОН-Девелопмент»

Башня «Запад» - 63 (242,4), Башня «Восток» - 95 (373,7)

Деловой комплекс «Империя»

БЦ «Башня на Набережной»

«Энка Иншаат ве Санайи А. Ш.»

Башня «С» − 61, Башня «В» − 27, Башня «А» − 17

БЦ «Башня 2000»

«Стройгазконсалтинг»

Деловой центр «Евразия»

«МосСитиГрупп»

МФК «ОКО»

120,3 (жилые)

МФК «Evolution Tower»

«Снегири»

БЦ «Город Столиц»

БЦ «Северная башня»

«Северная башня»

МФК на уч. № 15

ООО «ГрандТитул»

МФК на уч. № 4

МФК «IQ - квартал»

«Галс-Девелопмент»

Башня 1 - 33, Башня 2 - 42, Башня 3 - 21

Гостиница «Novotel Москва Сити»

ЗАО «Согласие», ГК «Ташир»

360 номеров

МФК на уч. № 20

ТРЦ «АФИМОЛЛ Сити»

3,9 - выставочные площади

МФК на уч. № 17-18

«Ренейссанс Девелопмент»

Владимир Миронов

Дизайн, локации, трюки и спецэффекты

«Мы проектируем здания, а затем они проектируют нас». Эта цитата Уинстона Черчилля стала определяющей для художника-постановщика Джеймса Бисселла в работе над дизайном фильма НЕБОСКРЕБ . «И каждое отдельное здание, и план всего города отражают культуру, - считает Бисселл. - Архитектура нашего небоскреба напрямую зависела от культурного наследия места, где мы собирались его построить. Кроме того, он должен был быть достаточно реалистичным и красивым. У нас было всего пять месяцев на то, чтобы закончить дизайн всего здания и подготовиться к съемкам. Несмотря на это «Жемчужина» выглядит так, словно на разработку ушло много лет».

Бисселл и его команда начали изучать китайскую культуру в поисках ключевой темы, которая могла бы воодушевить архитекторов. Была найдена древняя легенда «Жемчужина дракона». Выяснилось, что в китайской культуре жемчуг ассоциируется с просвещением или с путешествием души к просветлению. Художник отправился в Гонконг. Чем больше он изучал местную географию, тем больше убеждался в том, что «Жемчужину» необходимо расположить на полуострове Коулун, а не на острове Гонконг. Таким образом, сам Гонконг стал бы выгодным фоном.

Утвердив в качестве ключевых элементов дракона и жемчужину, группа Бисселла приступила к проектированию здания. «Нам обязательно была нужна большая смотровая площадка в виде сферы, - рассказывает художник. - Беда в том, что если традиционную прямоугольную башню украсить подобной сферой, очертания получаются чересчур фаллическими. Поэтому нам нужно было поэкспериментировать с другими формами. Меня осенило, что для демонстрации истинной силы необходим извилистый дизайн. Мы начали прикидывать различные варианты и в конечном итоге остановились на похожем на дракона дизайне, который увенчивает сама жемчужина». Совокупными усилиями команда Бисселла разработала дизайн здания, состоящего из трех колонн, которые переплетаются, формируя своеобразную треногу, которая поддерживает сферу, ассоциирующуюся с жемчужиной.

Дракон тянется за жемчужиной в небе, поэтому Бисселл хотел создать иллюзию, будто сфера зависла в воздухе. Художник черпал вдохновение в знаменитом боливийском солончаке Уюни. Во время сезона дождей солончак покрывается тонким слоем воды и превращается в самую большую в мире зеркальную поверхность. В нем отражается небо, и создается ощущение бесконечности. «Я подумал, что если на 225 этаже пол с зеркальным покрытием будет отражать небо, возникнет та же иллюзия, - объясняет Бисселл. - Поэтому мы оснастили сферу выступом, попадая на который вам может показаться, что вы смотрите в бесконечность. Появляется нереальное ощущение, что вы попали в рай».

На ранних стадиях работы над сценарием Бисселл заручился поддержкой Эдриана Смита, архитектора Бурдж-Халифы, самого высокого здания в мире. Флинн вспоминает, как связался со Смитом, и тот предложил несколько дельных идей, которые впоследствии были реализованы на съемках картины. «Эдриан рассказал о нескольких нюансах при строительстве небоскребов, - говорит продюсер. - Одним из камней преткновения становятся кабели в лифтовых шахтах - им просто не хватает длины, чтобы дотянуться до вершины. Эдриан предложил: «Представьте себе, что лифты работали бы на электромагнитной тяге, позволявшей кабинам преодолевать огромные расстояния без кабелей». Это чистой воды фантастика, но мы учли эту идею и реализовали в фильме».

Когда работа над экстерьерным дизайном была завершена, осталось решить, где в Гонконге разместить «Жемчужину». Сейчас самым высоким зданием в Гонконге является 108-этажный Международный коммерческий центр. «Жемчужина», в которой по сценарию 225 этажей, вдвое выше этого здания. Бисселл привез в Гонконг модель будущего здания и начал прикидывать, где бы оно выгоднее смотрелось. В результате место было найдено. «Жемчужина» идеально будет смотреться прямо посередине города», - вынес свой вердикт художник.

Одной из самых сложных задач для декораторов стало создание нефритового парка. В отличие от обычного парка, который мог быть разбит, скажем, на плоской крыше здания, нефритовый парк занимал тридцать этажей. Сначала требовалось спроектировать его, а затем прикинуть, с каких ракурсов можно снимать те или иные сцены.

Сцена в начале фильма оказалась самой сложной. Действие происходит в дневное время и при естественном освещении, проникающем через окна, поэтому нужно было продумать, как подстроить свет. Операторская группа столкнулась с несколькими дилеммами. Использовать ли хромакей на натуре или впоследствии создать весь парк на компьютере? Выстроить парк снаружи и потом занести декорацию по частям в павильон? Или снимать сцену в настоящем парке, а затем достраивать отсутствующие части наравне с визуальными эффектами? Третий вариант предоставлял кинематографистам большую свободу творчества и был проще с технической точки зрения. В результате для съемок сцен в нефритовом парке был выбран Сесил Парк в Университете Британской Колумбии в Канаде.

Важным элементом стал водопад высотой в 30 этажей. Декораторы создали уменьшенную, однако, не менее впечатляющую копию этого чуда природы для съемок фильма. За строительство огромного фонтана, который качал воду со скоростью 7,5 кубометров в минуту, отвечал супервайзер по специальным эффектам Джоэль Уист. Под сценой находился резервуар с водой, который, по словам Уиста, должен был быть «пуленепробиваемым для обеспечения полной безопасности актеров и съемочной группы. Подача воды должна была включаться и выключаться моментально и гарантировано».

Это было не так легко. За потоком должна была спрятаться героиня Джорджии, когда она убегала от людей Боты. Это значило, что насос должен был иметь функцию контроля скорости подачи воды, которая требовала тщательного тестирования. После этого требовалось определить объем воды, находящейся в движении - в резервуаре должно было находиться в два с половиной раза больше воды, чтобы система работала бесперебойно. «На то, чтобы придумать декорацию, нарисовать, подсчитать, встретиться со специалистами по насосам, просчитать динамику подачи воды, учесть все размеры и вес, продумать систему закрепления всех деталей и украшения самой декорации, у нас ушло несколько недель», - говорит Уист.

Столь же сложно было поджечь нефритовый парк. В некоторых сценах разводить огонь было слишком опасно, поэтому использовался хромакей, однако, были и сцены с реальным пламенем. Их готовил и контролировал супервайзер по трюкам Аллан Поппелтон. «Мы хотели, чтобы зрители почувствовали страх, как и наши герои, - объясняет режиссер второй съемочной группы Джей Джей Перри, - поэтому немного настоящего пламени было необходимо, но ровно столько, чтобы актерам ничего не угрожало. Найти этот баланс было очень непросто. Для каждой сцены мы делали превизуализацию и тестировали ее, чтобы добиться максимальной безопасности. Многие подвижные части придирчиво осматривались нашими каскадерами. Иногда мы привлекали к работе дублеров, словом, стремились сделать так, чтобы все были довольны и счастливы. Приступая к работе над очередной сценой, мы прикидывали, можно ли ее снять при помощи реальных эффектов. Несколько раз мы разводили настоящий огонь, поэтому Аллан со своей командой всегда были начеку. В целом, мне кажется, что самые травмоопасные ситуации решались при помощи лейкопластыря».

Дальше за дело взялся супервайзер по визуальным эффектам компании Motion Picture Company (MPC) Эрик Нэш, который свел воедино реальные эффекты и компьютерную графику. «Всякий раз, когда в столь масштабных сценах используется хромакей, необходимо учитывать освещение, - отмечает он. - Отражения и тени могут многое сказать о том, что не попадает в кадр. В нашем случае это был свет от пожара, который бушевал несколькими десятками этажей ниже главных героев. Кроме того, через окна комнаты освещала луна. Нам приходилось постоянно учитывать различные факторы и менять освещение сцены соответственно. Роберт Элсвит и его команда осветителей отлично справилась с этой задачей, к отблескам пожара было не придраться».

Большая часть действия фильма происходит внутри здания, в сюжете просто недостаточно моментов, в которых кинематографисты могли бы продемонстрировать зрителям красоты Гонконга. Первая сцена за пределами небоскрёба - ограбление. По сюжету Уилл и Бен должны были есть в некой лапшичной в ничем не примечательной аллее где-то в городе. Однако художник-постановщик Джеймс Бисселл предложил оригинальное решение - оператор мог бы снять весь город, если перенести сцену на борт знаменитого гонконгского Звездного Парома (Star Ferry), курсирующего между островом и материком. Бисселл озвучил свою идею режиссеру, и тот сразу же согласился попробовать.

Однако в реальности все оказалось не так просто. Идея задрапировать паром в Ванкувере и полностью перестроить гавань, чтобы создать иллюзию Звездного Парома (не говоря уже о том, чтобы снимать динамичную сцену), с треском провалилась. Вскоре кинематографисты были вынуждены смириться с реалиями. «Мы не сможем это сделать, давайте вернемся к лапше», - со смехом вспоминает Бисселл. - Мне на глаза попался навес, и тут меня осенило: «Почему бы не превратить край этого навеса в погрузочную площадку? А затем мы могли бы выстроить верхнюю часть Звездного Парома». Я понимал, что если бы мы установили конструкцию на рельсы, потом просто могли бы катить декоративный паром, а на заднем плане поместить терминал переправы. Масштабность добивается довольно легко, особенно если мы покажем кадры Гонконга, снятые с вертолета. Кроме всего прочего, мы могли бы полностью контролировать поведение декоративного парома, не заботясь о приливах, качке, причалах и всём прочем. Мы бы просто выкатывали его из точки А в точку Б. И это сработало!»

Звездный Паром был собран воедино во время монтажа под руководством Петры Холторф-Стрэттон. «Главная сложность с паромом заключалась в том, что мы снимали на ванкуверской реке Фрейзер, по которой ходили местные суда и над которой проезжали местные поезда. Во время монтажа нам нужно было все это как-то исправить. Кроме того, у нас была всего четверть парома. Декораций хватило только на то, чтобы разместить в них ключевых актеров и нескольких человек из массовки. Нос и корма парома были дорисованы на компьютере. Мы создали трехмерную модель по фотографиям знаменитого Звездного Парома, а во время путешествия в Гонконг сделали массу снимков настоящих, действующих паромов. Затем художники из компаний ILM и Iloura создали компьютерную модель парома, который мы вставляли в кадры фильма».

Паром, водопад и практические эффекты в сценах пожара - лишь некоторые примеры творческих решений, найденных режиссером Тёрбером на съемках фильма НЕБОСКРЕБ . «Пан или пропал, - объясняет свой подход режиссер. - Да, это было непросто с технической стороны и, вне всяких сомнений, стало сложной творческой задачей. Нам приходилось снимать часть сцены на натуре, другую часть - в павильоне, следить за тем, чтобы иллюзия не прерывалась. Это был большой фильм с масштабными декорациями. Но у меня была замечательная команда. Место за камерой занимал получивший премию «Оскар» Роберт Элсвит, а уже это для меня стало сбывшейся мечтой. Кроме того, у меня был один из лучших художников-постановщиков в мире Джим Бисселл, который оживил нашу историю».

Способность Тёрбера красочно описать воображаемое была очень кстати, ведь действие немалой части фильма происходит в виртуальной реальности. Джонсон давно работает с режиссером и доверяет ему практически безоговорочно. Особенно это пригодилось на съемках батальной сцены в сфере. Единственной реальной частью декорации стал пол, все остальное актерам пришлось представлять. Сцена снималась на пять камер, находившихся в разных точках. Позднее изображения со всех пяти камер переносились на виртуальные мониторы с высоким разрешением и корректировались во время монтажа. В результате получилась очень сложная сцена, в которой актёры играли в полностью компьютерном мире.

Холторф-Стрэттон говорит: «Сейчас, когда появилось много профессиональных студий, можно добиться всего, чего угодно. Технологии очень помогают нам в работе. Раньше нужно было ждать 20 часов для того, чтобы кадр прогрузился. Теперь же это время сокращено до 20 секунд. Повышение эффективности позволяет быстрее вносить правки. Роусон помогал нам во время постпродакшена. Мы приезжали в ILM и беседовали с художниками, и если требовалось внести какие-то правки, это не было проблемой. Специалисты ILM целиком и полностью осознали видение нашего режиссёра. Нам очень повезло работать с настоящими мастерами своего дела».

Продюсер Бо Флинн считает, что визуальные эффекты небоскреба «Жемчужина» стали подлинными произведениями искусства сами по себе. «Наша удивительная команда по разработке визуальных эффектов создала иллюзию того, что герой парит в воздухе на немыслимой высоте, - говорит продюсер. - Просто дух захватывает, насколько всё получилось реалистично. Наш супервайзер по визуальным эффектам Крейг Хэммак и продюсер Петра Холторф отлично справились со своими задачами. Увиденное не только поразит зрителей фильма, но и воодушевит других кинематографистов, которые будут работать над зданиями для других фильмов».

В рубрике «Где ты работаешь» мы продолжаем рассказывать про знаковые нежилые здания Москвы. В новом выпуске - Москва-Сити. The Village побывал в шести башнях комплекса, чтобы узнать, кто работает в деловом квартале Москвы, и узнал у экспертов, что с ним происходит.

История

На участок земли площадью 60 гектаров у реки в районе Пресни, который в итоге стал воплощением амбиций девелоперов, городские власти обратили внимание еще в 1950-х годах, когда искали площадку для проведения международных выставок. Вскоре здесь появился «Экспоцентр», а промзона по соседству оставалась невостребованной до 1991 года.

Идею построить здесь небоскребы и назвать деловым районом «Москва-Сити» предложил тогдашнему столичному мэру Юрию Лужкову архитектор Борис Тхор - автор спорткомплекса «Олимпийский» и станции метро «Воробьевы горы». Лужков посмотрел на парижский Дефанс, район Доклендс в Лондоне и дал добро на «любые смелые решения в режиме „стекло-железобетон“». Коллектив архитекторов под руководством Тхора придумал расположить небоскребы в форме подковы: согласно концепции, в центре подковы должны были располагаться парк и транспортная развязка. Всю территорию будущего Сити разделили на 20 участков, а архитекторам каждого небоскреба дали свободу решений. В итоге из первоначального плана Тхора были построены только два здания - «Башня 2000» на набережной Тараса Шевченко и мост «Багратион».

За 20 лет на территории Москва-Сити появились объекты, которые в первоначальную задумку не входили: Башня на Набережной, Северная башня, башни «Империя», «Око», «Эволюция», «Евразия» и «Меркурий Сити Тауэр», комплексы «Город столиц», «Федерация» и «IQ-квартал». От самого грандиозного небоскреба - 600-метровой башни «Россия» по проекту Нормана Фостера - было решено отказаться.

В 2014 году основным владельцем Сити стала компания Solvers во главе с Олегом Малисом, который планировал сделать деловой центр «гармоничной средой для пребывания» 100 тысяч человек, которые ежедневно бывают в Сити. Для этого он предполагал уменьшить пробки, добавить экологичности, развить зоны стритфуда и избавиться от гуляющего ветра на территории комплекса.

Нажмите на название башни, чтобы узнать о ней больше

Что Сити дает Москве

Олег Шапиро

партнер архитектурного бюро Wowhaus

Москва-Сити - это квинтэссенция московского урбанизма. Этот небольшой район переживает в концентрированном виде все те же проблемы, что и город. Когда он застраивался, были просто сотни тысяч и миллионы квадратных метров для продажи или аренды с полным отсутствием даже мысли о том, что все это должно функционировать как органичная часть городской ткани.

Именно эту проблему - превратить район из случайного нагромождения небоскребов в точку притяжения и «третье место» как для сотрудников Сити, так и для жителей других районов - необходимо решать. Западная часть города вдоль Москвы-реки сейчас активно развивается, застраиваются бывшие промзоны, и для них Сити вполне может стать местным центром, куда можно поехать или дойти пешком в выходные или вечером. Нужно развивать рекреационную и пешеходную функции набережной, нужно создавать общественные пространства на территории Сити, и в первую очередь - решать транспортную проблему. Для того чтобы Сити ожил, нужно приложить много усилий.

Антон Башкаев

архитектор Bjarke Ingels Group (Нью-Йорк)

Подобный комплекс в Москве был неизбежен, но появился, на мой взгляд, преждевременно. Он был заложен в лужковский период, когда Москва только начинала искать свой новый архитектурный язык, а транспортно-пешеходные проблемы города еще не были осмыслены. На тот момент необходимость в огромном офисном кластере была в основном репутационная. Питаемая финансовой мощью всей страны, Москва воспроизводила подсмотренные у столичных городов развитых стран архитектурные и градостроительные образы, ассоциируемые с экономическим успехом. Подобным воплощением стали небоскребы, пронзившие в конце столетия панорамы Лондона, Токио, Гонконга. Высотные бизнес-центры в этих городах становятся производной высокой плотности застройки и дороговизны участков. Они врастают в существующую среду, реагируя на окружение, транспортно-пешеходные связи и сложившиеся видовые точки. Независимо от выбранной архитектурной стилистики здания, следование этим критериям позволяет органично вписать проект в городскую ткань.

Развивающиеся страны пытаются перепрыгнуть промежуточный этап равномерного уплотнения застройки и воспринимают типологию небоскреба больше символически, нежели практически. В итоге все начинание уподобляется туземному культу карго, воспроизведенному в дорогостоящем стекле и бетоне. На этом пути формального копирования больше всех преуспели Арабские Эмираты, перещеголяв существующие оригиналы по форме, но подменив содержание. Еще более буквальным пониманием типологии небоскреба становится такой проект, как офисный центр в Нигерии, заказчики которого настаивали на непременном выполнении его в форме самца гориллы.

Изначально Сити предполагалось сделать высотным ансамблем, сгруппированным вокруг парка на излучине реки. В процессе коммерческая составляющая перевесила градостроительную, и небоскребы «переехали» внутрь, вытеснив предполагаемый парк. Другой несбывшейся задумкой стало возведение 600-метровой башни, пространственно организующей вокруг себя весь комплекс. На сегодня построенные башни Сити - один из наиболее ярких примеров современной высотной архитектуры в Европе, но высотность их между собой настолько схожа и поставлены они так близко, что потенциальный ансамбль превращается в парад невест, где каждая башня-невеста живет по своим собственным правилам, стараясь отвести взгляд наблюдателя от своих назойливых соседок. Но напластование стилей, ярмарочная пестрота и этот архитектурный «парад невест» - неотъемлемая черта Москвы. С этой точки зрения комплекс Сити идеально соответствует московскому духу.

В ныне достраивающемся Сити - как в зеркале с эффектом задержки - проявляются черты предыдущего периода: амбициозность, китч, хаотичность и отсутствие связующей идеи. Москва-Сити является более архитектурным казусом, нежели архитектурным ансамблем. Но в этом замедленном зеркале сквозь два десятилетия отражается и кое-что еще. В нем отражается вектор в будущее, почти что петровское дерзновение и модернистская система ценностей. В нем отражается стремление к мечте. Москва-Сити становится не только оплеухой здравому смыслу или утонченному вкусу, но и пробуждающей пощечиной для всех нас. Захватывающая его панорама на секунду сбивает со случайного зрителя морок постмодернистских абстракций, напоминая о настоящей планке для наших архитектурных, градостроительных и экономических амбиций.

Кто и за сколько арендует помещения

Дмитрий Жидков

директор департамента офисной недвижимости S.A. Ricci

Совокупная общая площадь офисных площадей в Москва-Сити превышает 900 тысяч квадратных метров. Большая часть из них занята арендаторами. Сегодня доля свободных офисных площадей составляет менее 20 %. Уровень вакантных площадей варьируется от 6 % (в блоке А комплекса «Башня на Набережной») до 50% (башня «Око» - последняя на сегодняшний день из введенных в эксплуатацию в Сити).

Арендная ставка на офисы в Москва-Сити - от 20 до 30 тысяч рублей за квадратный метр в год. Она может зависеть от площади помещения, его состояния, уровня текущей заполняемости объекта, от того, на каком этаже расположено помещение, так как видовые характеристики всегда играют роль. Разница в стоимости помещения на втором этаже, вид из окна которого упирается в стену соседнего здания, и, условно, на 57 этаже с панорамным видом на столицу может составлять 20–25 %. Многое зависит от расположения башни.

Интересно, что во время кризиса количество сделок по аренде и покупке в зоне Сити возросло. В 2015 году оно увеличилось в два с половиной раза. В 2016 году произошло несколько ключевых сделок: «Транснефть» купила офисную часть небоскреба Evolution Tower (64 тысячи квадратных метров), ВТБ получил находившийся у него в залоге объект Eurasia Tower (94 тысяч квадратных метров), мэрия Москвы приобрела у компании 55 тысяч квадратных метров офисных площадей в башне «Око».

Если до кризиса ставки аренды в Москва-Сити были выше средних по рынку, то после 2014 года они снизились и сравнялись со средними показателями. Вместе с тем улучшилась инфраструктура и транспортная доступность кластера - открылись новые станции метро, было введено МКЖД.

Сейчас одни башни заполняются, другие - строятся и выводятся на рынок. Например, на этапе строительства находится Neva Towers. Всего на территории Москва-Сити планируется возвести 22 здания общей площадью 4,5 миллиона квадратных метров. Сколько из них придется на долю офисной недвижимости - пока неизвестно, как неизвестно и то, всем ли девелоперам удастся воплотить свои планы в жизнь.

«БАШНЯ НА НАБЕРЕЖНОЙ»

Высота и количество этажей: три 17-, 27- и 59-этажные башни

Назначение: офисы, ретейл

Год ввода: 2003–2007

Архитекторы: турецкое архитектурное бюро Enka

KPMG, IBM, GE

Максим Серебряный

директор клиентского центра IBM

Я прекрасно помню время, когда здесь был пустырь, большая строительная площадка с глубоким котлованом, по дну которого ездили камазы. Компания IBM стала одним из первых арендаторов, когда здесь не было даже «Старбакса». Интересно наблюдать, как все изменилось за десять лет. Теперь это огромный комплекс со всей инфраструктурой, которая только может понадобиться: магазины, кафе и рестораны на любой вкус и бюджет, парикмахерская и почта, фото на документы и химчистка. Естественно, это позволяет сосредотачиваться на работе, а не бегать по округе в поисках необходимого.

Сейчас IBM занимает восемь этажей в двух башнях. Мы перестраивали помещения в зависимости от наших бизнес-потребностей - например, вместо множества маленьких переговорных сделали большой клиентский центр, где проводим мероприятия для наших заказчиков и бизнес-партнеров, принимая до 2 тысяч человек в год.

У нас в компании гибкий рабочий график - мне необязательно приезжать в офис с самого утра, поэтому больших проблем с пробками для меня нет.

«Город Столиц »

Высота и количество этажей: 74-этажная башня «Москва» и 65-этажная башня «»Санкт-Петербург, объединенные зданием с атриумом

Назначение: офисы, апартаменты, ретейл

Годы строительства: 2005–2009

Архитекторы: американская компания NBBJ, специализирующаяся на строительстве небоскребов

Крупные собственники/арендаторы: Capital Group, «Ренессанс-Кредит»

Искандер Эскандаров

барбер в барбершопе Black Beard

Так получилось, что очередной Новый год я праздновал на лестницах этой башни со своим другом. Спустя полтора месяца мне позвонил директор барбершопа и предложил здесь работать. Несмотря на то что в Сити нет ни одной птички, кошки или собаки, все очень тесно и узко, мне нравится атмосфера. Здесь постоянно бывают тысячи, если не миллионы человек, и я рад, что иногда все равно вижу одних и тех людей - это создает ощущение базы.

На что, чтобы встать, закрыть дверь, дойти до мусоропровода и выкинуть мусор, спуститься, дойти до МЦК и проехать одну остановку, пройти через башню до места работы, уходит ровно 18 минут. Я многодетный отец, поэтому очень ценю свое время.

Наш барбершоп был первым в Сити, он работает уже два года. В основном к нам приходят деловые люди. Если человек каждые три-четыре дня стрижет бороду, это говорит о том, что либо он педант, либо его работа требует внимательного отношения к внешнему виду. Работа барбером в Москве - это больше, чем просто стричь человека. Нужно быть постоянно в курсе многих тем, чтобы поддержать разговор. Клиенты - интересные и успешные люди, и всякий раз, общаясь с ними, я хочу найти ключ к этому успеху. Само место располагает к этому. Если бы мы находились на Красной Поляне в Сочи, люди бы там отдыхали от всех новостей и кризиса. А тут напротив тебя банк, банк снизу, банк сверху - о чем еще можно говорить?

Мадина Абаева

руководитель аналитического отдела инвестиционной компании QBF

В Сити удобно работать, потому что за обеденный перерыв можно успеть сделать что угодно. Наш обеденный перерыв длится с 12:30 до 13:30, поэтому мы успеваем выйти раньше основного потока. Здесь можно проработать год и каждый раз обедать в новом месте, а не в одной столовой, как это бывает во многих компаниях. Я выбрала для себя три-четыре любимых места. На первом этаже нашей башни находятся Bamboo Bar и Tutto Bene - это одни из самых пафосных мест, и многие встречи с клиентами назначаются там. Некоторые коллеги пользуются этим временем, чтобы сходить в спортзал. В это же время можно сделать маникюр или купить подарок, если вечером куда-то собираешься.

Вечерний час пик наступает в 19 часов. С ним связаны заторы на выездах. Я добираюсь до работы на машине и однажды потратила полчаса, чтобы выехать с территории комплекса. Но обычно я выхожу позже, и пробок меньше. Из других минусов - проблемы с кондиционированием. Во многих офисах зимой может быть очень холодно, а летом очень жарко. Я сижу около окна на солнечной стороне, и летом бывает душно даже при включенном на полную мощность кондиционере. Тогда приходится забывать о правилах дресс-кода.

«Империя »

Высота и количество этажей: 60-этажная башня

Назначение: офисы, апартаменты, ретейл

Годы строительства: 2006–2011

Архитекторы: американская компания NBBJ

Крупные собственники/арендаторы: SNS, Aegis, Уралхим

Олег Сеньков

компания Arenza

Моя компания существует около полутора лет, мы финансируем предпринимателей - помогаем приобретать оборудование. Офис в «»Империи площадью 150 квадратных метров мы заняли с перспективой развития, пока здесь работает шесть человек.

Сити - наверное, лучшее место для ведения бизнеса в Москве. Здесь много людей, и все настроены по-деловому. Можно легко назначать встречи, куча инфраструктуры - только под одной нашей башней подземная галерея с кучей точек общепита. Я стараюсь как можно реже выезжать куда-то на встречу, да и партнеры предпочитают ехать в Сити. Я не вижу никаких минусов, разве что в выходные здесь все умирает. Мои друзья из общепита от этого страдают, конечно.

«Меркурий Сити Тауэр »

Высота и количество этажей: 75-этажная башня

Назначение: офисы, апартаменты, ретейл

Годы строительства: 2007–2013

Архитекторы: Фрэнк Уильямс и Михаил Посохин, Геннадий Сирота

Крупные собственники/арендаторы: JTI, «Норильский никель»

Сергей Киселев

вице-президент по корпоративным отношениям и коммуникациям JTI

C 2015 года Japan Tobacco International (JTI) занимает пять этажей в «Меркурий Сити Тауэр». В разработке дизайн-проекта офиса участвовало американское архитектурное бюро Skidmore, Owings and Merrill, а в прошлом году наш офис был признан самым комфортным в России (мы получили премию Best Office Awards).

Офисное пространство призвано в первую очередь максимально облегчить коммуникацию между сотрудниками на разных этажах, поэтому большинство рабочих мест расположены вдоль панорамных окон, а посередине здания находятся переговорные с видом на город, гардеробные, кафетерии и лаунж-зоны. Пространство, заполненное светом, и вид на Москву создают атмосферу и настраивают на рабочий процесс.

В Сити не просто работаешь, а живешь. Все в шаговой доступности. Я пользуюсь спортклубом, банком, местными магазинами. Деловые встречи стараюсь проводить в ресторанах на территории Сити. Если нужно срочно купить цветы или подарок, иду в «Афимолл». За кофе заглядываю в «Старбакс» или «Даблби». Знаю, что многие коллеги решают свои бытовые вопросы, не выходя из делового центра. А в одной из башен Сити расположена поликлиника, в которой обслуживаются сотрудники нашей компании.

«око»

Высота и количество этажей: 49- и 85-этажные башни

Назначение: офисы, апартаменты

Годы строительства: 2010–2015

Архитекторы: американское бюро Skidmore, Owings and Merrill, авторы самого высокого небоскреба мира в Дубае

Крупные собственники/арендаторы: Правительство Москвы

Глеб Марач

исполнительный директор группы компаний 354

Мы нашли место и придумали концепцию под него, а не наоборот, поэтому этот проект напрямую связан с Сити. Это ресторанный проект в башне «Око» общей площадью более 7,5 тысячи квадратных метров: три ресторана, один из которых зимой превращается в каток, и смотровая площадка.

Здесь много плюсов. Сейчас основная нагрузка приходится на вечер, когда все освободились после работы. Но и дневных посетителей становится все больше. Я сам провожу здесь практически все время. За год, который мы занимаемся этим проектом, инфраструктура Сити постепенно обволакивает: потихоньку начинаешь ходить на фитнес, по магазинам и в кино в «Афимолле», мыть машину и пользоваться химчисткой. Здесь удобно находиться, правда не уверен, что удобно жить.

Сложность заключается в том, что у людей много неверных представлений о Сити. Кто-то считает, что сюда тяжело добраться - приходится переубеждать. Я живу не очень далеко от центра, но в другой части города: до работы добираюсь за полчаса, а с работы за 15 минут. Вопрос с парковкой тоже можно решить - это стоит денег, но в Москве все стоит денег. Пока нет стопроцентного заселения и коллапса, который многие прогнозируют, здесь очень комфортно. офисы, апартаменты, ретейл

Мы помогаем людям решать вопросы, связанные с недвижимостью в Москва-Сити. Конечно, клиенты больше интересуются офисами, чем апартаментами. Мотивация у всех разная. Кто-то хочет большой и светлый офис с панорамным видом, кому-то важнее транспортная доступность, кому-то - просто юридический адрес. Я был удивлен, но оказалось, что это целая сфера бизнеса: большие компании предоставляют в аренду мини-офисы, которые снимают маленькие компании, чтобы получить юридический адрес в Сити. Почему-то в их бизнесе это нужно и престижно.

Для тех людей, которые покупают или снимают здесь апартаменты, это не единственное жилье. Предложения в Сити могут быть интересны региональным бизнесменам, которые часто приезжают в Москву. Я не единожды слышал, что в гостиницах им останавливаться не нравится - хочется свое место. Помню еще историю, когда арендовать апартаменты хотела девушка с двумя детьми, которая была замужем за топ-менеджером одной из компаний в Сити. Она понимала, что в Сити с детьми будет не очень комфортно, но ей было важно общаться с мужем. И объясняла свое решение так: «Давайте он будет приезжать к нам на лифте в апартаменты, а не тратить два часа на дорогу». А в башне «Меркурий» некоторое время назад приобрела апартаменты бабушка. Она считает, что если приобрела жилье в таком модном месте, то к ней будут чаще приезжать внуки. Это невозможно нарочно выдумать.

После я отвечаю на письма и работаю. Я амбассадор adidas - одна из 20 девушек в мире, которые представляют бренд. Но основная занятость не в этом: я занимаюсь разработкой приложений к инвестиционным проектам - делаю story-book для иностранных корпораций и городов. Днем начинаются встречи, которые я назначаю в Сити - зачем куда-то выезжать? Однако я не люблю ходить в рестораны, и те, кто приходит в мою квартиру, понимают почему.

Мне кажется, башня «Око» заселена примерно на 30 %. Все соседи очень адекватные. Я ловлю новых соседей в лифте и добавляю в наш чатик в What"sApp - сейчас там где-то 35 человек. Наверняка люди думают, что в Сити сплошь золото-богатство. Но во многих апартаментах «муниципальный ремонт», как мы его называем, - люди въехали и ничего не меняют. Мне кажется, что здесь вообще живут мечтатели. Потому что ты как бы в Москве, но в то же время над Москвой.

Я уверена, что те, кто не любит Сити, просто здесь никогда не был. Здесь совершенно другое ощущение города. Но при этом, если ты чего-то захочешь, то за секунду это будет. Есть Allfoods, где можно купить все продукты, есть «Урюк», где можно поесть среднеазиатской кухни, есть Starbucks, Hudson Deli, Buba, есть Sixty, но мы, местные, его не любим: там те, кто «с поезда» и не знает, что открыли что-то получше.

Никто не спрашивает мой адрес, а живем мы, если что, на Первом Красногвардейском проезде, 21/1. Но как же круто говорить одно слово: «Сити». Ты нанесен на карту, понятен и тебя не забудут.

Раньше, даже в самом странном сне, я не мог себе представить, что в одном из самых высоких небоскребов Москвы вдруг появится не какой-то панорамный бар или очередные элитные апартаменты, а там появится самый обыкновенный хостел...


Хотя обыкновенным этот хостел назвать, конечно, нельзя. Но обо всем по порядку...
Я думаю, что многие из вас были в ММДЦ «Москва-Сити» и разглядывали самые высокие столичные небоскребы. Но, конечно же, вы не знали, что в одном из этих небоскребов находится бюджетный хостел.

1. Для тех кто считает, что "Москва-Сити" это одна большая стройка и жить там очень неудобно, скажу, что это не совсем так. А точнее, совсем не так. Станция метро находится всего в нескольких минутах ходьбы, а инфраструктура "Афимолла" предоставляет бесчисленное количество кафе, ресторанов, магазинов и прочих развлечений.

2. Хостел расположен на 43 этаже башни "Империя". Это примерно 160 метров над землей.

Сотрудники хостела утверждают, что это единственный в мире хостел расположенный в небоскребе, но это не единственное его отличие. Основной задачей является предоставление услуг высочайшего качества. Например, работники хостела разговаривают на 9 языках, какждому гостю предоставляется услуга "Персональный консьерж" то есть, вам в любое время суток вызовут такси, забронируют столик в ресторане или купят билет на спектакль или концерт.

3. Ну что же, пройдем вовнутрь.

4. Основным центром притяжения является общая зона.

5. Здесь находится кухня, зона отдыха с телевизором и игровой приставкой и огромное панорамное окно.

6.

7.

8.

9.

10.

11. Всем гостям предоставляется бесплатный Wi-Fi.

12. Чаек, кофеек.

13.

14. И прочие плюшки.

15.

16. Плюшек, кстати, хватит всем.))

17. Удивительно, но каждому гостю предоставляется бесплатный завтрак.

18. Но главное блюдо - это, конечно же, вид из окна.

19. Вот так выглядит любимая игрушка всех гостей.)

20. Тут даже микроволновка с потрясающим видом на город.)

21. Хостел готов принять 24 постояльца. Сами спальные комнаты мало чем отличаются от комнат в других хостелах.

22. Хотя, по заверениям сотрудников, в каждой комнате имеется двухзонный климат-контроль.

23. В хостеле три санузула.

24.

25. Все душевые с гидромоссажными лейками - особая городость сотрудников.)

26. Не очень понял предназначение вот этой красоты.

27. Есть тут и своя живность.)

28. В общем, место замечательное. С очень теплой, домашней и уютной атмосферой.

Вот такой он, первый в мире хостел в небоскребе...

Что вы об этом думаете?

Наша столица уверенно занимает 8 позицию в рейтинге мегаполисов мира по стоимости офисной недвижимости в небоскребах . Ставки аренды офисов в Москва-Сити в последнее время немного снизились и составляют в среднем $785 за кв.м. Год назад стоимость была на уровне $976 за кв.м.

На первом месте рейтинга мегаполисов по-прежнему находится Гонконг. Цена за метр в его небоскрёбах обусловлена острым дефицитом свободной площади. Земля на острове стоит очень дорого, отсюда высокая продажная цена под застройку. Местные девелоперы пытаются заработать на строительстве очень высоких объектов. В первой тройке находятся также Нью-Йорк и Токио.

Сегодня большинство предложений недвижимости под офисы в небоскрёбах Москвы идёт от собственников делового района «Москва-Сити» . На сегодня здесь введено в эксплуатацию более 800 тыс. кв.м офисных помещений и эта цифра до конца года вырастет ещё. По предварительным данным строители сдадут ещё 160 тыс. кв.м. Такое количество свободной площади появится за счёт окончания строительства башни «Око» .

Сейчас в Сити вакантно 26% офисных помещений. Если темпы сохранятся, то на конец года будет уже 36% свободных офисов. Такие данные предоставили в Knight Frank. По их прогнозам уровень невостребованных площадей составит не меньше 200 тыс. кв.м на конец года.

С прогнозом не соглашается Дмитрий Крылов, генеральный директор АН «Башни Москва-Сити». Он утверждает, что вакантность офисов в Сити постепенно снижается. И если московское правительство завершит сделку по покупке 30 тыс. кв.м офисов в башне «Око», а также закроется сделка по продаже башни «Эволюция» , на которую претендует «Транснефть», в таком случае вакантность не превысит 15-18% от общего объема предложения.

Изменившийся рынок недвижимости диктует свои цены, поэтому новые площади в Сити предлагаются дешевле уже построенных. Такого мнения придерживается вице-президент GVA Sawyer Елена Шевчук. Она утверждает, что в действующих зданиях ставки находятся в диапазоне $800-900 за кв.м без учёта дополнительных расходов и НДС. Новые постройки дадут возможность сдавать желающим помещения по $550-750.

Шевчук также поведала, что собственники офисов в «Москва-Сити» идут навстречу потенциальным клиентам. Они предлагают арендные каникулы, фиксацию валютного курса, новые цены в рублях на аренду, контракты с возможностью перезаключения в долларах с договорным курсом. Индивидуальный подход позволяет уменьшить общие расходы на аренду офиса в небоскребе и выгодно изменить условия контрактов в сторону арендатора.

Дмитрий Крылов отметил различие в 10-15% стоимости аренды в зависимости от высоты и отделки офисных помещений. «На верхних этажах цены обычно немного выше из-за красивого вида. Тут офисы и более престижные. В Москве, однако, повышенного спроса на этот сегмент нет. Во всём мире ситуация в корне отличается. Российские арендаторы часто предпочитают места внизу или середине зданий где-то до 20 этажа, потому что сотрудники боятся работать на большой высоте и испытывают моральные нагрузки и стресс. Тем более что кризис значительно сократил возможности компаний по аренде офисов с панорамным видом . Во главу ставится удобство и расходы на аренду.»

Г-н Крылов также отмечает, что между панорамным видом и ценой есть прямое соотношение, но на цену влияют и другие факторы. Во время переговоров учитываются многие моменты, в том числе сроки аренды, общая площадь, отделка офисов и др.

Президент компании ОАО «Сити» Дмитрий Гранов сообщил, что офисы в небоскребах Москва-Сити сейчас конечно лидируют по количеству свободной для аренды площади. В сентябре эта цифра доходила до 37-38%. Также эти данные публиковались и на их сайте. Однако такая вакантность связана, в первую очередь, в очень высоких темпах строительства. За последние полтора года в Москва-Сити сдано 4 новых офисных башни. Общая площадь предложений на аренду из-за этого возросла на 320 тыс. кв. м. Вот откуда взялись эти безумные проценты.

Многие эксперты едины во мнении, что деловой рынок столицы не сможет за короткое время поглотить такое количество офисных площадей. Виной всему – цены. Большая вакантность офисов в «Сити» связана ещё и с концентрацией похожих предложений в одном районе. Высокая конкуренция заставляет собственников снижать цены, но этого не достаточно для быстрого поглощения. Арендаторы могут договориться и за меньшую цену, у них есть возможность выбора.

По этим причинам возникло затоваривание рынка. Офисы в небоскребах Москва-Сити не являются биржевым товаром, поэтому цены дальше не снижаются, а желающие снять офисы класса А предпочитают более дешёвые варианты.

Надежда Башбынар из компании Storm Properties называет в качестве причины множества вакансий в небоскрёбах Москва-Сити очень сложную транспортную развязку и отсутствие мест под парковку. Падающий спрос на офисы на фоне увеличения количества предложений принуждает владельцев становиться уступчивей в условиях договоров на аренду. Однако стоимость земли под зданиями вместе с расходами на строительство так велики, что не дают возможности на равных конкурировать с владельцами недвижимости в других районах.

Дмитрий Крылов из «Башни Москва-Сити» поясняет, что свободных офисов в небоскребах, сданных в 2012-2013 гг осталось 10-15%. Сегодняшняя ситуация не отражает спрос на недвижимость в «Сити», а говорит только о кризисных моментах в стране. Резкое падение рынка аренды офисов класса А совпало с вводом в эксплуатацию большого количества крупных объектов.

Напомним, первая половина этого года характеризовалась в Москве рекордным снижением стоимости аренды офисной недвижимости. Так, с конца 2014 по июль этого года ставки снизились на 12%. За этот же период в других столицах мира ставки показали положительную динамику. Так, в Лондоне этот показатель достиг роста 10,7%, в Сан-Франциско – 8,2%, в Шанхае – 5,3%. Вообще, в столице Великобритании на сегодня отмечается самый высокий спрос на аренду офисов. Такого не было с 2001 г. На Лондон равняются и другие крупные мегаполисы.

Кроме положительных тенденций в мировых столицах, некоторые города показывают отрицательную динамику. Антирекорд, увы, принадлежит Москве - здесь ставки аренды офисов в небоскребах упали на 12%. В Пекине отмечено незначительно снижение – всего 1%. Остались без изменений стоимость офисных помещений в Дубае, Мельбурне, Франкфурте и Тайбэе.