Печи и камины        29.11.2023   

Ритуальное омовение, купание и таяммум по мазхабу имама аш-шафии. Молитва без омовения и очищения землей

ВОПРОС: АссаламуАлейкум уа рахматуллахи уа баракатух, Мейрам!
Огромное спасибо Вам за Ваш сайт. Нет необходимиости искать по другим сайтам, в поисках нужной информации. Достаточно одного вашего сайта, субханаллах, здесь можно найти ответы на все интересующие вопросы. И ни один вопрос не оставлете без внимания, даете полный ответ.
У меня два вопроса: 1) по поводу азана и икамата. Одна сестра рассказывала, что сразу после рождения ребенка, сама(т.е. роженица) произнесла азан и икамат. Я думаю это неправильно. Потому что женщина после родов, не может принять ни тахарат, ни гусль.Разве можно произносить азан без гусля? Поясните пожалуйста. Может ли мама ребенка еще в роддоме произнести азан и икамат.
2) Знакомые сестры- мусульманки не всегда делают гусль после полового акта, считая что грех пропустить намаз и читают его. А я пропускаю намаз, не имея возможности принять гусль.Что более грешно, читать намаз без гусля или пропуск намаза. Вопрос, конечно, неправильный. Я понимаю, что и так и эдак нельзя. Но вот я не могу читать намаз без гусля и у меня пропускаются намазы.
Заранее спасибо. Лилия

ОТВЕТ: уа алейкум ас салям уа рахматуЛлахи уа барякатуха сестра!

Большое спасибо за доверие и за теплые слова! Отвечаю:

1) Если не было мужчин рядом или некому было произнести азан и икамат, ничего страшнего нет в том, что мать сама их произнесла в ухо своего ребенка. При этом не обязательно наличие омовения, т.к. азан и икамат можно произнести без омовения в таких случаях. Но при этом есть в этих вопросах свои ньюансы, как например, перед намазом азан можно произнести без омовения, а икамат без омовения нельзя, т.к. после икамат сразу же начинается фард намаз! Дополнительно можете прочесть -

2) Сейчас много женщин, одев хиджаб и совершая намаз, прочитав маразмы лжеученых, считают себя праведными и грамотными мусульманками. Всевышний Аллах сказал: « Преуспел тот, кто очистился, поминал имя своего Господа и совершал намаз » (87:14-15). Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) говорил: “ Ключом к молитве является чистота, началом – такбир, а концом – приветствие” и “Чистота, - половина Веры” и “Не будет принята чья-либо молитва, если у него было нарушено омовение, а он его предварительно не восстановил ” (Бухари, Муслим, Абу Давуд, Ахмад). Сами подумайте пожалуйста, если без омовения, тем более без гусль не принимается намаз, то какой толк от таких намазов без очищения?! Получается, что ваши подружки на самом деле не совершали намаз !!! Грех как раз совершать намаз без очищения. Многими вами любимый такфирист Абу Ханифа считал, что кто без тахарата совершает намаз, зная, что так нельзя, тот кафир!!! Хотите доказательства?! Пожалуйста! Имам ан-Науауи сказал: “Если человек совершил молитву без омовения, зная о том, что это запрещено, то он совершил великий грех. Однако, мы не считаем что он становится неверным, если только он не счел подобное действие дозволенным. А Абу Ханифа считал, что такой человек становится неверным за издевательство над религией ” (См. “Раудату-тталибин” 10/67 и «аль-Маджму’» 2/84). Совершение намаза в начале своего времени желательно. Но в то же время не забывайте пожалуйста, что время каждого намаза наступает в свое время и продолжается до начало следующего намаза. Поэтому надо сначала провести полное омовение и только потом начать намаз. Мне также непонятны действия ваших подружек, которые именно перед намазом занимаются сексом или после секса ложаться спать, не очистившись. В крайнем случае, если совсем нет возможности принимать полное омовение, проведите таяммум.

Аллаху алим!

НА ЧТО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ,

ПРИ СОВЕРШЕНИИ МАЛОГО ОМОВЕНИЯ

Если нет нужды и необходимости, надо соблюдать следующие десять положений:

1 - Безрукий человек не может очиститься от нечистот. Такой человек совершает таяммум (очищение песком), обтерев культи о землю или обтеревшись лицом о побеленную стену. Если и на лице имеются раны, то намазы не пропускаются, а совершаются без омовения.

2 - Больному совершить омовение помогает супруг(а), слуга(служанка), дети, братья или сестры.

3 - Очищение от нечистот камнем или чем-либо похожим приравнивается к очищению водой.

4 - Если душевнобольной или человек, находящийся в бессознательном состоянии, не приходит в себя в течение 24 часов, то после прихода в сознание не восполняет пропущенные намазы. Человек, потерявший рассудок в результате приема алкоголя, наркотиков, лекарств, всегда восполняет пропущенные намазы. Лежачий больной, который не в состоянии даже кивнуть головой, если не приходит в нормальное состояние более 24-х часов, то будучи даже в сознании, не обязан совершать намазы.

5 - Входя в туалет, пользоваться отдельными брюками и прикрывать голову является желательным действием (мустахаб).

6 - Нельзя заходить в туалет, держа в руках что-либо с надписями имен Аллаха, аятов Корана. Оно должно быть обернуто во что-либо, или находиться в кармане.

7 - Входить в туалет следует с левой ноги, а выходить с правой.

8 - Открывать запретные места (аврат) в туалете нужно после того, как сели на корточки. Не разговаривать.

9 - Не смотреть на запретные места и испражнения, не плеваться.

10 - Не справлять нужду на воду, стены мечети, могилы и дорогу.

ДЕЙСТВИЯ, НАРУШАЮЩИЕ МАЛОЕ ОМОВЕНИЕ

Существует семь положений, нарушающих омовение:

1 - Все выделения из полового органа и заднего прохода:

а) Справление малой и большой нужды, испускание газов.

б) Если после использования клизмы или введения пальца в задний проход, вокруг места выхода распространилась наджаса (нечистоты) или влага, то омовение нарушается. Если даже сухо, то лучше обновить омовение.

в) Если наружный конец ватного тампона, используемого мужчинами и женщинами для удержания мочи намокает, то омовение считается нарушенным.

2 - Вышедшие изо рта нечистоты:

а) Рвота полным ртом.

б) Если при сплевывании слюна содержит больше крови, чем слюны.

в) Даже небольшое количество крови из желудка и легких, по мазхабу Ханафи нарушает омовение.

г) Если масло, закапанное в ухо, вытечет изо рта, омовение нарушается.

3 - Выделения из кожных покровов:

а) Кровь, гной и сукровица, вышедшая из кожных покровов.

б) Кровь, сукровица, выделяющиеся из высыпаний на коже больного корью или из любого другого гнойника и попавшие на места, подлежащие омыванию при полном омовении (гусль). Например, кровь из носа, кровь из ушей вышедшая за пределы ушных отверстий.

в) Вытянутая ваткой кровь, сукровица из гнойничка, раны.

г) Если кровь на мисваке или зубочистке испачкает рот.

д) Выделения из ушей, пупка, молочных желез, сопровождающиеся болезненными ощущениями, либо выделения, как следствие какого-либо заболевания.

е) Если пиявка высосет много крови, омовение нарушается.

Сон, лежа на боку, оперевшись на локти, или прислонившись к чему-либо, нарушает омовение.

5 - Потеря сознания, приступ эпилепсии, степень опьянения, при котором невозможно сохранять равновесие, нарушает омовение.

6 - Громкий смех при совершении молитвы, включающей руку’ и суджуд, нарушает и молитву, и омовение. Если в намазе рассмеются дети, то их молитва не нарушается. Улыбка во время молитвы не нарушает ни молитву, ни омовение. Если смех могут услышать те, кто рядом, то это - громкий смех . Если не слышно ни другим, ни самому, то это улыбка .

7 - Мубашират-и фахиша. Касание друг друга половыми органами, нарушает малое омовение и мужчины, и женщины.

Если человек помнит, что малое омовение совершалось, но сомневается в том, было ли оно нарушено, то считается, что омовение есть. Если же человек помнит, что омоевение было нарушено, но сомневается, было ли оно обновлено, то необходимо совершить омовение.

ДЕЙСТВИЯ, НЕ НАРУШАЮЩИЕ МАЛОЕ ОМОВЕНИЕ

Действия, не нарушающие омовение:

1 - Черви, личинки, вышедшие изо рта, ушей, кожных ран.

2 - Рвота мокротой.

3 - При рвоте кровью, если рвота содержит крови меньше чем слюны.

4 - Если при кровотечении из десен, содержание крови меньше слюны.

5 - Если вначале выходят сгустки крови, даже в большом количестве.

6 - Сгусток крови, вышедший из желудка, легких не полным ртом.

7 - Если масло закапанное в уши, вытечет обратно из ушей или носа.

8 - Если что-либо втянутое в нос, выйдет даже через несколько дней.

9 - Если что-либо надкусанное окрасится кровью.

10 - Слезы, вышедшие не из-за боли, а из-за плача, газов, дыма, чистки лука.

11 - Кормление грудью.

12 - Выделение пота, даже обильное.

13 - Даже если комары, мухи, блохи, мокрицы и тому подобные насекомые высосут большое количество крови.

14 - Кровь, не растекшаяся за пределы раны, и рвота в малом количестве.

15 - Сон, при котором человек не падает, если убрать предмет, на который он опирался.

16 - Сон во время молитвы.

17 - Сон в сидячем положении, при котором голова находится поверх поджатых под себя колен.

18 - Сон, сидя на полу, вытянув ноги в одну сторону.

19 - Сон, верхом на неоседланном животном, при котором животное идет на подъем или движется по ровной плоскости.

20 - Улыбка во время молитвы.

21 - Смех при совершении молитвы, который слышен только самому смеющемуся называется «Дахк» . Дахк нарушает только молитву.

22 - Подстригать волосы, бороду, усы и ногти.

23 -- -Отставшая от раны корочка, омовение не портит.

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:

1. Вспомнил об отсутствии омовения после намаза
2. Вспомнил об отсутствии омовения вовремя намаза
3. Будучи в намазе сомневается о наличии омовения
4. Вспомнил об отсутствии омовения после намаза будучи имамом

1. Вспомнил об отсутствии омовения после намаза

Если человек совершил намаз один, затем после намаза вспомнил, что он не имел омовение, молитва его недействительна, он должен совершить омовение и повторить молитву.

Сказано в «Нур ‘аля ад-Дарб» : «Кто подумал в намазе о том, что у него нет омовения, а затем для него стало очевидно, что он действительно без омовения, он должен возобновить свою молитву (совершив омовение). Это согласно словам пророка:

لا يقبل الله صلاة بغير طهور
«Аллаh не принимает молитву без омовения» . 1

А также согласно хадису:

«لا يقبل الله صلاة أحدكم إذا أحدث حتى يتوضأ
« Аллаh не принимают вашу молитву без омовения до тех пор, пока вы не совершите омовение» . 2

И это согласно единогласному мнению ученых».

2. Вспомнил об отсутствии омовения вовремя намаза

Если он вспомнил об отсутствии омовения во время молитвы, то он должен уйти с молитвы, совершить омовение и повторить молитву.

«Если вовремя молитвы он точно понял, что у него нет омовения, то молитва его аннулируется. Он должен совершить омовение и повторить молитву».

3. Будучи в намазе сомневается о наличии омовения

Сказано в марказе, фетва №257092: «А если этот человек усомнился в наличии омовения будучи в намазе или после намаза, то намаз в этих обоих случаях действителен, он не должен ничего переделывать, так как основа — это наличие омовения (после его совершения), и не нарушается эта (убежденность) не иначе как с убежденностью».

4. Вспомнил об отсутствии омовения после намаза будучи имамом

Если имам совершил намаз с коллективом, и ни он, ни коллектив не знали, что он без полного или малого омовения, то намаз коллектива действителен, а его намаз не действителен. Это передается от ‘Умара, ‘Усмана, ‘Али, Ибн ‘Умара, да будет доволен ими Аллаh. На этом мнении Малик и аш-Шафи’и». 3

Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен им Аллаh, совершил утренний намаз имамом, но после обнаружил, что он без полного омовения, люди не стали переделывать молитву, а он переделал. 4

‘Усман, да будет доволен им Аллаh, совершил утренний намаз имамом, но когда уже рассвело понял, что он без полного омовения, он переделал молитву а людям не приказал делать тоже самое. 5

‘Али, да будет доволен им Аллаh, сказал: «Если человек совершит коллективную молитву имамом без полного омовения, то пусть он завершит с ними молитву, затем пусть искупается и возобновит молитву, а повелевайте остальным делать тоже самое» . 6

Ибн ‘Умар, да будет доволен им Аллаh, совершил обеденную молитву имамом и вспомнил, что он без малого омовения, после этого он возобновил свою молитву а остальные нет». 7

5. Вспомнил об отсутствии омовения во время намаза будучи имамом

Почти все ученые на том, что если имам понял, что у него нет омовения или он не в состоянии продолжать молитву, то он должен молча подтянуть к себе близ стоящего молящегося, а тот уже продолжает молитву.

Сказал имам ан-Науауи у себя в «аль-Маджму»: «Ибн аль-Мунзир передал это мнение от ‘Умара ибн аль-Хаттаба, ‘Али, ‘Алькъама, ‘Ата, аль-Хасан аль-Басри, ан-Наха’и, ас-Саури, Малик, от приверженцев мнения (т.е ханафиты) и Ахмада. И ни от кого не передается запрет этого».

Аль-Бухари передал, что когда ‘Умара ранили в мечете, он подтянул позади стоящего ‘Абду-Рахмана ибн ‘Ауфа, и тот продолжил молитву, и никто из сподвижников не возразил ему, что указывает на единогласие сподвижников.

Вопрос:

Я мусульманин в инвалидном кресле и мой вопрос касается омовения.

Я не могу ничего держать рукой. Есть человек, который каждое утро приходит и помогает мне купаться. Достаточно ли мне этого на весь оставшийся день? Я пытаюсь брать таяммум, но не могу протереть все лицо полностью, и преодолеваю большую трудность, чтобы положить руки на землю для таяммума. Прошу вас дать мне совет.

Ответ:

Хвала Аллаху.

Из того, с чем пришел ислам – это облегчение и легкость для людей, и он не возлагает на них то, что они не могут выдержать. Всевышний Аллах сказал: «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. Ему достанется то, что он приобрел, и против него будет то, что он приобрел» (Коран. 2:286).

Аллах обязал мусульман совершать омовение и довольствовался им для них, однако зная слабость некоторых из них сделал для них облегчение и узаконил таяммум (ритуальное очищение землей), сделав его заменой воды и очищением для мусульманина.

Если совершение таяммума является сложным для человека, то ему можно совершать молитву без омовения и без таяммума, и это подобно тому, кто не нашел одежду для того, чтобы прикрыть свой аурат в молитве и ему разрешено совершать ее без одежды.

Если кто-то помогает тебе купаться или брать омовение, то это очень хорошо, и этого достаточно тебе на весь день, если не было большого или малого осквернения, которое испортило твою ритуальную чистоту.

Если ты делаешь таяммум сам или кто-то тебе помогает, то достаточно провести рукой по земле и протереть то, что ты можешь из лица.

По причине трудности и болезни ты можешь совмещать две молитвы, если тебе будет нелегко взять омовения ко времени второй молитвы.

Если у тебя нет возможности ни взять омовение, ни сделать таяммум и осталось мало времени для совершения молитвы, то ты обязан помолиться, если даже нет очищения ни водой, ни землей.

Доводы на то, что человеку разрешено совершать молитву, если он не может очиститься:

Передается от Айшы , что она одолжила у Асмы ожерелье, и оно потерялось. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил человека (на поиски) и он нашел его. Их настигло время молитвы, но у них не было воды, и они помолились. Они пожаловались об этом Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и Аллах ниспослал аят о таяммуме. И сказал Усайд бин Худейр Айше: «Да воздаст тебе Аллах благом! Что бы ни случилось с тобой из того, что тебе не нравится, Аллах делает это для тебя и для мусульман благом» (Аль-Бухари , 329; Муслим , 367. Приводится версия Муслима).

А в другой версии, которая приводится у Ат-Табарани и Абу ‘Авана , ясно говорится, что они молились без омовения.

Передается от Айши, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил Усайда бин Худейра и других людей вместе с ним на поиски ожерелья, которую потеряла Айша. Настало время молитвы, и они помолились без омовения. А когда они пришли к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, то пожаловались ему об этом и был ниспослан аят о таяммуме. Добавил Ан-Нуфайли : «И сказал Усайд бин Худейр: «Да воздаст тебе Аллах благом! Что бы ни случилось с тобой из того, что тебе не нравится, Аллах делает в этом для тебя и для мусульман облегчение» (передали Абу ‘Авана, 873; Ат-Табарани, 131).

Это является доказательством на то, что отсутствие воды, а это было единственным средством для очищения до узаконения таяммума, делает дозволенным молиться без омовения, и уж тем более должна быть дозволена молитва при отсутствии земли, которая ниже по степени, чем вода.

Это указывает на то, что тот, кто потерял средство для очищения, будь это по причине его отсутствия и отсутствия возможности найти его, или отсутствие возможности его использования хоть оно и есть, ему разрешается совершить молитву без очищения.

Имам Аль-Бухари назвал главу, в которой привел вышеупомянутый хадис «Глава: Если не найдет ни воды, ни земли».

Сказал Ибн Рашид : «Автор, как будто посчитал неузаконенность таяммума, как отсутствие земли, после того, как он стал узаконенным. Как будто он говорит: «Их решение в случае отсутствия очищающего вещества, которым является вода, в частности, подобно нашему решение при отсутствии двух очищающих вещей: воды и земли. И тем самым выявляется соответствие хадиса с названием раздела, потому что в хадисе нет того, что у них не было земли, а в нем то, что у них не было только воды. И в этом довод на обязательность совершение молитвы тому, кто потерял оба средства очищения. И видом указания на это является то, что они молились убежденными в обязательности этого, и если бы тогда молитва была запрещена, то Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, упрекнул бы их за это. Об этом сказали , Ахмад , большинство мухаддисов и большая часть последователей » («Фатх-уль-Бари», 1/440).

Сказал Ибн аль-Кайим : «Ситуация с отсутствием земли подобна ситуации, когда таяммум не был узаконен, и нет тут разницы. Поистине, они молились без таяммума в связи с тем, что в то время он не был узаконен. В таком же положении находится и тот, кто помолился без таяммума из-за отсутствия того, чем можно сделать таяммум. Так какая же разница между отсутствием того, чем можно сделать таяммум и между отсутствием его узаконенности. И согласно къиясу (суждение по аналогии) и сунне тот, у кого нет воды и земли, молится в соответствии с его положением. Поистине, Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей, и он не повторяет эту молитву, потому что он сделал то, что ему было велено. И он не обязан повторять ее подобно тому, кто оставил стояние, направление к кибле, одежду, чтение (Корана) из-за неспособности это сделать. И это является обязательным из священных текстов и кияса» («Тахзиб сунан Аби Дауд », 1/61).

Сказал Ибн Кудама : «… и потому, что это условие из условий молитвы, и оно спадает при невозможности его совершения подобно другим ее условиям и столпам, и потому, что он выполнил свою обязанность в соответствии с возможностью. И он не обязан повторять ее подобно тому, кто неспособен закрыть свой аурат и молился раздетым, и неспособному повернуться в сторону киблы и молился в другую сторону, и неспособному стоять и молился сидя» («Аль-Мугни», 1/157).

Сказал Аш-Шаукани : «И слова: «и помолились без омовения» группа исследователей (мухаккиков), в том числе и автор, привели в качестве довода на обязательность молитвы при отсутствии средств для очищения: воды и земли. И в хадисе нет того, что у них не было земли. В нем говорится, что у них не было только воды, однако отсутствие воды в то время подобно отсутствию воды и земли, потому что тогда не было другого средства очищения, кроме воды. И доводом, указывающим на это является то, что они молились будучи убежденными в обязательности молитвы, и если бы молитва в это время (без омовения) была бы запрещена, то Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выразил бы им порицание. Об этом сказали Аш-Шафии, Ахмад, большинство мухаддисов и большая часть последователей Малика» («Нейль-уль-Аутар», 1/337).

Это слова ученых по этому вопросу, и это является более достоверным мнением, которому следуют.

И если ты не находишь того, кто поможет тебе сделать таяммум, то ты находишься в положении того, кто не нашел воду и землю, в связи с отсутствием силы на это.

А Аллах знает лучше.

[Статья подготовлена по материалам фатвы уважаемого шейха Мухаммада Салиха аль-Мунаджида с сайта – islam-qa.info]