Печи и камины        04.12.2023   

Иван евграфович федоров - кладоискательство в ярославской области. Иван Федоров: как советский летчик был награжден Гитлером и Сталиным одновременно (1 фото) Летчик вов иван федоров

Фёдоров Иван Евграфович – лётчик-испытатель ОКБ-301 Министерства авиационной промышленности СССР, полковник.

Родился 10 (23) февраля 1914 года в городе Харьков (Украина). Русский. С 1918 года жил в городе Луганск (Украина). В 1921-1927 годах беспризорничал. В 1928 году окончил 5 классов школы, в 1930 году – вечерний рабфак при Донецком институте народного образования, в 1931 году – школу ФЗУ, в 1932 году – 1 курс Луганского педагогического института.

Работал на Луганском паровозостроительном заводе: слесарем-инструментальщиком (1929-1930), помощником машиниста и машинистом маневрового паровоза (1930-1932). С 1929 года без отрыва от производства занимался в Луганской школе Осоавиахима, летал на планерах.

В армии с февраля 1932 года. В августе 1932 года окончил Луганскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в ВВС младшим лётчиком и командиром звена истребительной авиаэскадрильи (в Украинском военном округе, город Житомир).

Участник Гражданской войны в Испании: в мае 1937 – январе 1938 – лётчик истребительной авиагруппы республиканских ВВС. Совершил около 150 боевых вылетов на истребителе И-16, в воздушных боях сбил 2 самолёта противника.

После возвращения из Испании служил командиром отдельного авиаотряда, помощником командира и командиром истребительного авиаполка (в Киевском военном округе, город Житомир). В 1939 году окончил Липецкие высшие авиационные курсы усовершенствования. Продолжил службу в ВВС командиром истребительного авиаполка (в Ленинградском военном округе; город Великие Луки ныне Псковской области).

В мае-октябре 1940 – лётчик-испытатель авиазавода №21 (город Горький, ныне Нижний Новгород). Испытывал серийные истребители И-16.

С ноября 1940 года был в командировке в Китае. В это время при помощи советских специалистов в городе Урумчи был построен авиазавод №600, на котором строились истребители И-16. Начальником лётно-испытательной станции этого авиазавода был назначен И.Е.Фёдоров. В мае 1941 года, после катастрофы лётчика-испытателя С.Н.Викторова, он был снят с этой должности и остался работать на заводе рядовым лётчиком-испытателем.

В феврале 1942 года вернулся на авиазавод №21 (город Горький), где испытывал серийные истребители ЛаГГ-3. В июле 1942 года, перегоняя ЛаГГ-3 на фронт, самовольно остался на Калининском фронте.

Участник Великой Отечественной войны: в июле-августе 1942 – старший инспектор по технике пилотирования Управления 3-й воздушной армии, в августе-октябре 1942 – командир группы лётчиков-штрафников 3-й воздушной армии, в октябре-декабре 1942 – командир 157-го истребительного авиационного полка, в декабре 1942 – апреле 1943 – командир 256-й истребительной авиационной дивизии. Воевал на Калининском фронте. Участвовал в Ржевско-Сычёвских и Ржевско-Вяземской операциях.

В 1943 году окончил Курсы начальствующего состава. В апреле 1943 – июне 1944 – командир 273-й истребительной авиационной дивизии, в июне 1944 – мае 1945 – заместитель командира 269-й истребительной авиационной дивизии. Воевал на Центральном (апрель-октябрь 1943), Белорусском (октябрь 1943 – февраль 1944), 1-м Белорусском (февраль-июнь 1944), 3-м (июнь-октябрь 1944) и 2-м (октябрь-ноябрь 1944) Прибалтийском, 2-м Белорусском (ноябрь 1944 – май 1945) фронтах. Участвовал в Орловской, Черниговско-Припятской, Гомельско-Речицкой, Псковско-Островской, Тартуской, Рижской, Млавско-Эльбингской, Восточно-Померанской и Берлинской операциях.

Всего за время войны совершил 118 боевых вылетов на истребителях ЛаГГ-3, Як-1, Як-3, Як-7, Як-9 и Ла-5, в 15 воздушных боях сбил лично 8 и в группе 2 самолёта противника.

В сентябре 1945 – сентябре 1949 – старший лётчик-испытатель ОКБ С.А.Лавочкина. В числе первых начал испытывать отечественные реактивные истребители. Провёл испытания реактивных самолётов Ла-150 (1946-1947), Ла-150М (1947), Ла-150Ф (1947), Ла-156 (1947), Ла-174ТК (1948), Ла-174 (1948), Ла-168 (1948), Ла-174 (1948), Ла-174Д (Ла-15) (1948) и Ла-176 (1948). В 1947 году поднял в небо и провёл испытания первого отечественного самолёта со стреловидным крылом Ла-160. В 1948 году при испытаниях самолёта Ла-168 первым в стране достиг скорости 1.000 км/ч. 11 мая 1948 года покинул аварийный реактивный самолёт Ла-174 с парашютом. 26 декабря 1948 года во время испытаний самолёта Ла-176 одним из первых в стране достиг скорости звука в полёте со снижением.

За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 марта 1948 года полковнику Фёдорову Ивану Евграфовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В 1949 году окончил курсы при Школе лётчиков-испытателей. В сентябре 1949 – июле 1950 – лётчик-испытатель ОКБ-1 (город Дубна Московской области). В 1949 году поднял в небо и провёл испытания опытного самолёта немецких конструкторов «140-Р».

В июле 1950 – декабре 1953 – лётчик-испытатель Научно-исследовательского института самолётного оборудования. Принимал участие в испытаниях различного самолётного оборудования на самолётах Як-3, Як-7Б, Як-9В, Ту-2, Ил-12, Ил-28 и МиГ-15.

С марта 1954 года полковник И.Е.Фёдоров – в запасе. В 1955-1956 годах работал в редакции журнала «Международная жизнь», в 1956-1960 годах – ответственным референтом спецотдела Управления делами Министерства иностранных дел СССР. В 1960-1963 – сотрудник посольства СССР в Тунисе, до 1974 года работал референтом в Министерстве иностранных дел СССР.

Жил в городе Химки Московской области, с середины 1960-х годов – в Москве. Умер 12 февраля 2011 года. Похоронен на Покровском кладбище в селе Алабино Наро-Фоминского района Московской области.

Полковник (1943), лётчик-испытатель 1-го класса. Награждён орденом Ленина (5.03.1948), 4 орденами Красного Знамени (28.10.1937; 3.03.1938; 31.07.1948; 13.06.1952), орденом Александра Невского (16.12.1943), 4 орденами Отечественной войны 1-й степени (5.01.1943; 6.06.1945; 20.09.1947; 11.03.1985), орденами Отечественной войны 2-й степени (14.10.1944), Красной Звезды (30.04.1947), российским орденом Почёта (10.08.2004), медалью «За боевые заслуги» (3.11.1944) и другими медалями.

В городе Химки Московской области установлен бюст И.Е.Фёдорова, а на доме, в котором он жил, и на улице, носящей его имя, – мемориальные доски.

ИВАН ФЕДОРОВ. КРАСНЫЙ ДЬЯВОЛ С РЫЦАРСКИМ КРЕСТОМ

Он летал на 297 типах самолетов, начиная еще с биплана "Авро" и кончая реактивным Ла-176. Он участвуя в семи войнах ХХ века, от Испании до Кореи, сбил 134 самолета и произвел шесть таранов, трижды был представлен к званию Героя, но сначала получил высший орден Испании от Игнасо Идальго де Сиснероса и Рыцарский крест от Гитлера… А заслуженную Золотую звезду Героя, получил только после войны, по личному указанию Сталина.

Звали этого уникального летчика Иван Евграфович Федоров и я хочу вам о нем рассказать.

В июне 1941 года, делегация ВВС РККА осматривала последние достижения Люфтваффе. Наших летчиков заинтересовал новейший экспериментальный истребитель «Хенкель-100». Это был сырой и капризный самолет и немецкие летчики-испытатели не особенно охотно на нем летали, хотя Гитлер благоволил к этой модели. В этот день был назначен вылет, самолет был заправлен и стоял на старте, но пилот запаздывал. И тогда Иван Федоров, нахально сел в кабину, определился с управлением и дал полный газ. Все это кстати, происходило на глазах у Рейхсмаршала Геринга. А Хенкель свечкой ушел в небо и разразился невообразимым каскадом сложнейших фигур высшего пилотажа. И надо же случиться, что недалеко от аэродрома находился Фюрер.

Когда Гитлеру сказали, что в небе крутит петли, тот самый «Хенкель-100», то Алоизыч пришел в восторг и публично заявил, что жалует отважному пилоту «Рыцарский крест». Холуи в голубом, сером и черном, старательной гурьбой ринулись выяснять имя нового героя Рейха. Назад они возвращались гораздо медленнее, ибо никто из них не стремился, первым доложить Фюреру, что он наградил высшей наградой Рейха русского коммуниста. Но деваться Гитлеру было некуда, слово было сказано и награда вручена. Иван не долго думал куда расположить фашистскую бранзулетку, он прибил крест к каблуку своего сапога.

А биография его, была такова…

И. Е. Федоров родился 23 Февраля 1914 года в Харькове, в семье рабочего (отец его в Гражданскую воевал в Первой Конной). Воспитанием Ивана занимался дед, проживший 123 года, до самой смерти ничем не болевший. Только в 14 лет у Вани Федорова появилась возможность учиться и он проявил немалые способности. Программу пятилетки Иван прошел за 2 года, окончил обучение на слесаря - инструментальщика, затем - на машиниста паровоза. А поступив в планерную школу и уже в 15 лет поднялся в небо. Иван - выполнил нормативы мастера по шести видам спорта: по боксу, волейболу, борьбе, плаванию, фехтованию и акробатическим прыжкам на мотоцикле.

В 1932 году, будучи 18-летним, Иван Федоров, поступил в школу военных пилотов, где через 7 месяцев он на "отлично" сдал все экзамены за два года обучения и был награжден ценным подарком самим наркомом обороны Ворошиловым. Затем Федоров был направлен в должности младшего летчика в Киевский особый военный округ, где через два года (в возрасте 21 года), был назначен командиром 17-го авиаполка 56-й авиабригады.

Иван Федоров трижды представлялся к званию Героя Советского Союза и стал им только в 1948 году. Он — кавалер шести орденов Великой Отечественной войны, высшей награды революционной Испании и многих других Советских и Зарубежных наград.

Первый свой бой Иван принял в небе Испании. Испанская кампания завершилась для Федорова благополучно. В архивном деле N:8803 значится, что за год пребывания на испанском фронте он "совершил 286 боевых вылетов, провел 36 воздушных боев, в которых показал исключительные образцы ведения воздушного боя. Сбил лично 11 самолетов противника и 13 в группе...", в том числе два Bf.109, новую немецкую машину, считавшуюся у фашистов неуязвимой, дважды таранил вражеские машины. Однажды, перехватив одиночный "Фиат" измотал его в 20-ти минутном бою и заставил сесть на своем аэродроме.

За отчаянную храбрость и великолепное летное мастерство Начальник авиации Испанской Республики Игнасо Идальго де Сиснерос торжественно вручил Ивану Федорову высшую награду республиканцев. В память о тех огненных событиях у Федорова остались испанские имена - "Деабле Рохо" ("Красный дьявол"), которым его за смертоносные атаки нарекли испанские товарищи, и еще имя из паспорта - Жуан. И, конечно же, - благодарственный поцелуй Ибаррури и подаренные ею патефон и пистолет "Астра".

В феврале 1938 года за 24 сбитых фашиста был представлен к званию Героя Советского Союза. Но накануне вручения наград он с друзьями по оружию зашел в Московский ресторан «Националь». Молодые офицеры перебрали, случился конфликт с посетителями за соседними столиками, завязалась потасовка в ход пошло личное оружие. Сам Федоров был ранен в руку, а среди убитых оказался некто в штатском, это был сотрудник НКВД. Его смерть наступила от удара кулаком в ухо. А поскольку Федоров был чемпионом Украины по боксу, то следствие особо и не напрягалось. По ходатайству НКВД представление на награждение Федорова было отозвано… А в органах на Федорова завели особую папку. Это и сыграло в судьбе Ивана Евграфовича печальную роль: его надолго «задвинули» в своеобразную политическую тень. А славу засекретили наглухо. Долгие годы действовало секретное распоряжение о запрете публикации его фамилии в открытой печати…

По возвращении из Испании, в 1939 году Иван Федоров окончил Липецкие высшие авиационные курсы. А затем последовали еще две "загранкомандировки". Первая - через Благовещенск в Китай, где он одержал 2 воздушные победы. А следующий вояж - Халкин - Гол. Вот там-то было по-настоящему жарко. Федоров вспоминает: "Могу свидетельствовать, что японские летчики были нашими достойными противниками. Летали они на своих, довольно неплохих для того времени истребителях И-96 и показали себя смелыми бесстрашными бойцами". В небе Монголии Иван Федоров одержал еще 2 победы.

Следующим театром военных действий стала для него Советско - Финская война 1939 - 1940 годов, в которой он уничтожил 4 самолета противника.

Великая Отечественная Война застала Федорова в Горьком, где он работал на заводе испытателем, Целый год он безрезультатно "бомбардировал" высшие инстанции рапортами с просьбой отправить его на фронт, а в июне 1942-го попросту сбежал на войну на опытном истребителе ЛаГГ-3, сделав на прощание три "мертвые петли" под мостом через Волгу...

До линии фронта было почти 500 км пути, где его не только обстреливали зенитки, но и атаковали два МиГ-3 московских сил противовоздушной обороны. Счастливо избежав опасности, Иван Евграфович приземлился на аэродроме подмосковного Клина, в расположении штаба 3-й воздушной армии. Командующий армией, прославленный полярный летчик Михаил Громов, выслушивал подробный доклад "волонтеpa", как вдруг над аэродромом появился немецкий разведчик "Хейнкель-111", который шел над нижней кромкой облачности. У Федорова прямо-таки загорелись глаза: "Разрешите, товарищ командующий, указать немцу его место приземления?"

Бой был коротким. На глазах всей дивизии Иван взлетел, догнал Не.111 и атаковал его на высоте 1500 м. Очередь из пушки так резанула, что отвалилось крыло. Немцы выпрыгнули на малой высоте и парашюты не успели раскрыться... Громов после посадки пожал руку Федорову и сказал: "Поздравляю, Майор. Будем считать, что ваша фронтовая практика начата." За первые полтора месяца Федоров сбил 18 немецких самолетов и был назначен командиром 157-го истребительного авиационного полка.

* С лета 1942 до весны 1943 года Федоров командовал группой из 64 летчиков-штрафников, созданной по личному распоряжению Сталина. Но командовать этими "воздушными хулиганами" никто из асов ВВС РККА, не хотел. И тогда Федоров сам вызвался руководить ими. Громов наделил его правом расстреливать на месте каждого при малейшей попытке неповиновения, Федоров этим правом не воспользовался ни разу. Хотя в первом же бою, штрафники оставили командира без прикрытия, что бы посмотреть чего он стоит. Штрафники блестяще показали себя, сбив около 400 самолетов противника, хотя победы им не засчитывались, как и победы самого Федорова, а распределялись по другим авиаполкам.

* В 1943 году под Ржевом Федоров сбил величайшего аса всех времен и народов — Эриха Хартмана (на счету этого фашистского летчика 352 самолета). После приземления летчик сумел уйти к своим, оставив в кабине разбитого самолета именную саблю. Ее Федоров хранит до сих пор.

Весной 1943-го Федоров был назначен командиром 273-й авиадивизии.

* В мае 44-го Федоров, добровольно уйдя с должности командира 213-й авиадивизии, не желая заниматься "бумажной", по его мнению, работой, стал заместителем командира 269-й авиадивизии, он собрал специальную группу, летчиков, вместе с которыми он занимался "свободной охотой" за линией фронта.

Как правило, группа федоровских "охотников", хорошо знавшая расположение аэродромов противника, пролетала над одним из них и сбрасывала вымпел, представлявший собой банку из-под американской тушенки с грузом и запиской внутри. В этой записке, написанной на немецком языке, летчикам Люфтваффе предлагалось выйти на поединок, но строго по числу прилетевших с советской стороны. В случае нарушения паритета "лишние" просто сбивались на взлете. Немцы, разумеется, вызов принимали. В этих "дуэлях" Федоров одержал 21 победу. Но, пожалуй, самый свой удачный бой Иван Федоров провел в небе над Восточной Пруссией в конце 1944-го, сбив сразу 9 "Мессершмитов", изготовившихся для атаки Ил-2 и неосмотрительно собравшихся в круг. За все эти яркие достижения пилот получил фронтовое прозвище Анархист.

Все летчики "группы Федорова" получили звание Героя Советского Союза, а двое из них - Василий Зайцев и Андрей Боровых - были удостоены его дважды. Исключение составлял только сам командир. Все представления Федорова к этому званию по-прежнему "заворачивались".

* После войны Иван Федоров стал испытателем в КБ Лавочкина, на 301-м авиазаводе в Химках. На его счету 27 мировых рекордов. Он осваивал новую реактивную технику: сначала Ла-150, затем Ла-160 - первый самолет со стреловидным крылом, Ла-168, и, наконец Ла-176 со стреловидностью крыла 45 градусов, на котором в Декабре 1948 года он преодолел в пологом пикировании звуковой рубеж. В ходе испытаний реактивных самолетов Федоров превышал показания около 30 мировых рекордов для самолетов этого типа.

Однажды С.А.Лавочкина вызвали к Сталину, он взял с собой Федорова и в конце беседы представил его: "Это, товарищ Сталин, наш шеф - пилот. Отлично воевал, теперь испытывает наши реактивные машины..."

Что бы вы хотели? - спросил Сталин.

Чтобы он стал Героем. Дважды уже представляли и все безрезультатно!

Что же, не беспокойтесь, разберемся...

Вот так, благодаря Лавочкину, 5 Марта 1948 года Федоров, наконец-то, получил с "третьего захода" Золотую Звезду Героя - "... за испытание и освоение новой военной реактивной техники..." .

За годы службы Иван Евграфович награжден Орденами Ленина, Красного Знамени (четырежды), Александра Hевского, Отечественной войны 1-й степени (шесть) и 2-й степени, Красной Звезды, многими медалями. С 1954 года Полковник Федоров - в запасе. Умер в 2011 году.

Судьба Ивана Федорова одного из самых знаменитых летчиков нашей страны удивительна и неповторима. В мире не существует второго человека, который, не являясь предателем, смог получить высшие государственные награды сначала по личному распоряжению Адольфа Гитлера, а затем Иосифа Сталина.

Немецкий крест для русского аса

Сложно даже вообразить себе столь невероятную и вместе с тем счастливую судьбу, которая выпала на долю этого человека. Уже в начале 1940–х годов Иван Федоров считался одним из лучших летчиков советской военной авиации. Во время войны в Испании он совершил 286 боевых вылетов, сбив 11 воздушных машин врага. Не удивительно, что когда во время совместных учений советское командование формировало состав делегации пилотов военно-воздушных сил РККА для поездки в Германию, И.Е. Федоров был включен в списки одним из первых. Во время этой служебной командировки и произошел случай, позднее вошедший в историю отечественной авиации. В Германии Советским летчикам был продемонстрирован новейший немецкий экспериментальный истребитель «Хейнкель-100». При этом во время осмотра самолета немцы, пояснили, что его испытания до конца не завершены. В связи с этим продемонстрировать на истребителе фигуры высшего пилотажа они не могут. При этом необходимо отметить, что на данной машине немецкие пилоты поднимались в небо очень неохотно, несмотря на то, что Адольф Гитлер возлагал на самолет большие надежды. Учитывая особое отношение фюрера к новому истребителю, немцы все же решили показать его в полете.

Однако когда рано утром советская делегация прибыла на аэродром, немецкий пилот задержался в технической службе. Во время его ожидания, чтобы не терять времени даром Иван Федоров поднялся в кабину истребителя, завел его и полетел. При этом он решил продемонстрировать немцам мастерство русских пилотов, совершив на не знакомом ему истребителе несколько фигур высшего пилотажа. Все кто находился на земле, замерли, наблюдая мастерство русского пилота. Самое невероятное, что за полетом Ивана Федорова наблюдали Герман Геринг, командующий немецкими ВВС и Адольф Гитлер. Лидеры фашистской Третьего Рейха были настолько поражены увиденным, что пригласили Ивана Евграфовича на обед. После его завершения фюрер торжественно передал Ивану Федорову коробочку с Рыцарским крестом в обрамлении дубовых листьев – высшую награду нацистской Германии. На другой день во время очередной встречи на аэродроме, немцы поинтересовались, почему летчик не надел рыцарский крест, накануне врученный ему фюрером. Федоров сделал большие глаза, поднял сапог и показал крест, прибитый к его каблуку в качестве подковы.

Король неба

Во время войны, Иван Федоров одним из первых отправился на фронт, в короткие сроки зарекомендовал себя незаурядным истребителем немецкой авиации. С 1941 по 1945 год Иван Федоров сбил 134 самолета противника, совершил шесть воздушных таранов и трижды был представлен к званию Героя Советского Союза. Тем не менее, заслуженную высокую награду Иван Евграфович получил только в 1948 году по распоряжению И.В. Сталина. Самое интересное, что наградили выдающегося летчика вовсе не за героизм, проявленный во время боевых действий, а за испытания реактивного самолета, во время которых пилот первым преодолел скорость звука. При этом необходимо отметить, что за свою карьеру военного летчика И.Е. Федорову довелось управлять 297 типами различных самолетов. Не раз отважный летчик находился на волосок от смерти, но, сама судьба хранила его. Однажды на испытаниях нового самолета Ла-174 во время захода на посадку Федоров почувствовал, что машина вот-вот перевернется. Ощущался существенный крен на правое крыло. Любой другой летчик в этой ситуации попытался бы выровнять воздушное судно и неминуемо разбился. Иван Евграфович поступил нестандартно. Он даль самолету практически у самой земли провернуться на 360 градусов и успешно посадил непослушную машину. Присутствовавшие на аэродроме свидетели инцидента были в шоке от увиденного. Даже выйдя в отставку, знаменитый летчик оставался в прекрасной физической форме. В восемьдесят лет он мог ходить на руках, а умер в возрасте 97 лет в 2011 году.

Единственной советской дуэлью, сохранившейся в массовом сознании, является воздушная дуэль аса Титоренко из кинофильма "В бой идут одни старики".
Как вы помните, он в лучших рыцарских традициях написал вызов на дуэль ("Выходи драться один на один"), оговорил джентльменские условия дуэли ("на взлете бить не буду") и оформил этот вызов едва ли не классически: в европейских традициях было кидать вызываемому перчатку в лицо, Титоренко отправил свой вызов адресату засунутым в сапог.

Летчики-асы из дивизии "Бубновый Туз" Вермахта в начале войны действительно устраивали своего рода рыцарские поединки с наиболее знаменитыми пилотами противника, в том числе и с советскими асами. Однако практиковались такие поединки только до тех пор, пока немцы имели тотальное преимущество в воздухе. Когда преимущество это было утеряно, всякое рыцарство навсегда ушло из военного дела. К середине Второй Мировой благородная и кровавая забава смертельных поединков окончательно канула в Лету.

Пожалуй самый знаменитый ас-бретер Иван Евграфович Федоров.

О Герое Советского Союза, фронтовике, летчике-испытателе Федорове говорят как о человеке «крылатой судьбы». Долгое время его имя не сходило со страниц различных изданий. О легенде отечественной авиации в периодике можно увидеть немало громких метафор - «красный дьявол», «пилотажный циркач», «командир небесных хулиганов», «человек-музей». Многие исследователи Великой Отечественной посвящают офицеру монографии, и совсем недавно вышла в свет книга В. Звягинцева «Трибунал для героев». В современных публикациях все чаще и чаще говорится о том, что Федоров является самым результативным советским летчиком…

С 1934-го Иван Федоров был участником всех довоенных воздушных парадов над Красной площадью.

Вроде бы неплохо летал, - скромно начинает летчик... - От наркома Ворошилова получал золотые часы, маузер и даже мотоцикл. Но самой большой моей наградой тогда стала командировка в Испанию, где впервые довелось воевать против фашистов в Интербригаде. Там меня и окрестили «красным дьяволом». Сначала испанцы, а потом и немцы. В драку с ними я вступил буквально на второй день после прибытия в страну. Тогда-то у меня и открылся счет - первые три подбитых гитлеровских самолета.
Но дьяволом, по словам летчика, его прозвали не за эту схватку, а за манеру ведения воздушных сражений и способность пойти на таран.
- Когда твой самолет берут в кольцо «мессеры» и трудно выйти из боя живым, - рассуждает офицер, - тогда и решаешься на «лоб в лоб». Немцы всегда отворачивали…
За девять месяцев пребывания в государстве, расположенном на Пиренейском полуострове, Иваном Федоровым было совершено 286 вылетов.
После возвращения из Испании его ожидали высшие офицерские авиационные курсы, где он оттачивал до филигранности свое мастерство. А с 1940-го Федоров испытывал самолеты на полигоне под Горьким.
К своим обязанностям Иван Евграфович относился ответственно. Если он делал в паспорте самолета запись: «К полетам в строевых частях годен», то это означало, что алюминиевая птица может летать во всех режимах.
Особенно запомнились мне полеты на истребителе И-180, - рассказывает Герой Советского Союза, - который четыре раза я поднимал в воздух. Сложными и опасными они были. Самолет был несовершенным. Потому-то и дал я нелестное о нем заключение: «Высоту И-180 набирает медленно, машина тяжелая, выражаясь по-простому, летающий мотор». В серию этот истребитель не пошел.

Общаясь с ветераном, невольно обращаешь внимание на немецкую награду. Каким образом у русского офицера на груди появился «Железный крест»?
- Перед самой войной, - вспоминает фронтовик, - меня с небольшой группой летчиков-испытателей послали в Германию. У каждой из сторон был свой интерес. Немцы хотели нас ошеломить, потрясти новыми самолетами фирм Мессершмитта, Юнкерса, Хейнкеля и Фокке-Вульфа. У наших - раскрыть возможности этих машин и сравнить их со своими. Они были убеждены, что мы, лапотные, их никогда не догоним.
Когда советские асы прибыли на авиационный завод в Десау, в 18 километрах от Берлина, то встретили их чинно, и, конечно же, предложили известным летчикам ознакомительную экскурсию…
- Полетать хочется на вашей новой авиационной технике, - с русской прямотой возразил Иван Евграфович.
- А взлететь-то сможете на нашем самом современном экземпляре? - уточнил главный конструктор «Мессершмитта».
- Смогу! - решительно и без промедления последовал ответ.
Разжигаемый, по всей видимости, азартом, главный конструктор легендарных немецких самолетов дал команду открыть ангар и подготовить крылатую машину к полету.
В этот волнительный момент Иван Евграфович прекрасно понимал, что в своем лице он представляет советскую авиационную школу пилотирования. Наконец, усевшись поудобней в кабине «мессера», Федоров получил команду на взлет. Все, что «вытворял» летчик в небе, казалось фантастикой. Он совершил 24 фигуры высшего пилотажа. Как вспоминали потом очевидцы, от увиденного главный конструктор «мессершмитта» даже схватился за голову - он был обескуражен высоким летным мастерством русского Ивана…
- Мы немецкие самолеты освоили сразу, - без ложной скромности продолжает полковник в отставке, - и это по достоинству оценили наши будущие противники.
Когда командировка закончилась, «прославленная четверка» вернулась на родной завод. Вскоре началась Великая Отечественная.

Я прославился тем, - восклицает небесный воин, - что в июне 1942 года на опытном самолете из КБ Лавочкина улетел на фронт. Произошло это ночью, и я периодически попадал под шквальный огонь наших и немецких зениток. Долетел до Монино, горючее - к нулям. Под пистолетом, в котором, кстати, и патронов не было, заставил механика заправить самолет. Расстояние до поселка Мигалово было немалое, порядка 500 километров. Именно там располагалась 3-я воздушная армия Калининского фронта, которой командовал Михаил Михайлович Громов.
Командарм принял Федорова доброжелательно.
- Ваня! Я всю жизнь мечтал о таком заместителе, как ты, - по-военному коротко выразил свои эмоции Громов.
Вскоре руководство завода объявило Ивана Федорова дезертиром и потребовало вернуть с фронта.
- Если бы ты отсюда удрал, тогда бы судили, - успокоил летчика Михаил Михайлович, - а ты же на фронт…
Действительно, дело закрыли, но жену, оставшуюся в Горьком, лишили довольствия.
- Попросил я у Громова двухместный истребитель, - рассказывает Иван Евграфович, - слетал за ней. Правда, Громов потребовал не афишировать, что Аня - моя законная супруга. Пришлось представить ее так называемой «походно-полевой» женой. Из-за этого случилась одна из дуэлей. Один офицер грязью ее, как говорится, облил. Я его вызвал стреляться. Он промазал, а я специально пустил пулю поверху.
Если поединок «на пистолетах» у многих исследователей вызывают сомнения, то рассказ Ивана Евграфовича о специальной штрафной авиагруппе, которая была сформирована летом 1942 года в составе воздушной армии на Калининском фронте - факт неоспоримый. В личном деле Федорова черным по белому записано - «командир группы летчиков-штрафников». Командовать «воздушными хулиганами» никто из асов 3-й воздушной армии не захотел. А Федоров сам считался человеком лихой удали, поэтому добровольно вызвался стать вожаком этой группы, включавшей 64 штрафника. В нее входили летчики-истребители Калугин, Минченко, Покровский, Решетов. Кроме того, авиагруппу усилили лучшими асами 3-й воздушной армии - А. Боровых, В. Зайцевым, Г. Онуфриенко.

Авиагруппа штрафников дислоцировалась недалеко от Андреаполя (на аэродроме Башарово) и воевала довольно успешно. А в октябре того же года была преобразована в полк асов (при расформировании штрафной группы Ивана Евграфовича летчиков реабилитировали и представили к орденам и медалям, четверых - к званию Героя Советского Союза), о чем тоже имеется отметка в личном деле офицера.
Формирование штрафной авиагруппы совпало с появлением на том участке фронта немецких асов, самолеты которых были разрисованы игральными картами. Гитлеровскую группу, включавшую 28 пилотов, возглавлял полковник фон Берг.
- У Геринга «картежники» были в любимцах, - уточняет Иван Евграфович. - Как правило, на их фюзеляжах мелькали короли да тузы. А у командира - фон Берга - на стабилизаторе красовался еще и трехглавый дракон. Вот с ним-то одним из первых, и довелось мне схлестнуться в бою. Мастером он был отменным, слов нет, да вот только проявить выдержку, волю в самый ответственный момент так и не смог. Когда я пошел на таран, фашист дрогнул, взмыл вверх и рассыпался под моим огнем. А после боя мне принесли награду: кортик и курительную трубку немца, приземлившегося с горящего «дракона» прямо в наши окопы.

Судьба нередко забрасывала матерого летчика в самое пекло, и сражаться ему приходилось с ударной силой немецкой авиации. По словам боевого офицера, 52-я немецкая авиаэскадра дневных полетов наводила страх на стражей неба.
- Крепко она трепала наших летунов, - продолжает «красный дьявол». - Задачу по уничтожению гитлеровских асов пришлось выполнять моей спецгруппе. Хочу отметить, что операция продолжалась меньше трех месяцев, но все же я потерял четырех летчиков.
Став заместителем командира 269-й авиадивизии, командир «небесных хулиганов» вновь собрал специальную группу… Она состояла из девяти летчиков, вместе с которыми он продолжал заниматься «свободной охотой» за линией фронта. После проведенной воздушной разведки ассы Федорова, как правило, к вечеру пролетали над одним из немецких аэродромов и сбрасывали банку с грузом и запиской внутри. Немецким летчикам предлагалось провести поединок, причем строго по числу самолетов, прилетевших с советской стороны. Немцы принимали вызов, и начинались воздушные дуэли. По словам Федорова, только в этих «дуэлях» он одержал 21 победу, а свой самый удачный бой провел в небе над Восточной Пруссией в конце 1944-го.
Стоит признать, что сегодня сложно говорить о количестве сбитых им самолетов. Цифры противоречивы. Сам Федоров говорит о 134 «подстреленных» дюралевых птицах. Надо заметить, что это больше, чем у Кожедуба и Покрышкина вместе взятых. Официально (то есть документально подтвержденных) ему насчитали всего лишь 17 «немцев»…

После окончания Великой Отечественной войны Иван Евграфович становится старшим летчиком-испытателем ОКБ С.А. Лавочкина. В числе первых он проверил «на прочность» отечественные реактивные истребители. Федоров провел испытания самолетов Ла-150, Ла-150М, Ла-150Ф, Ла-156, Ла-174ТК. В 1947 г. он поднял в небо первый отечественный самолет со стреловидным крылом Ла-160. В 1948 г. при испытаниях Ла-168 офицер первым в стране достиг скорости 1000 км/ч. 26 декабря 1948 г. на самолете Ла-176 Иван Федоров добился скорости звука в полете со снижением.
Выдающегося летчика трижды представляли к званию Героя - в 1938-м, 1944-м и 1948-м… Удачной оказалась только третья попытка. За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, полковнику Федорову Ивану Евграфовичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 марта 1948 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 8303).На груди у «красного дьявола» немало и других наград: орден Ленина, четыре ордена Красного Знамени, орден Александра Невского, четыре ордена Отечественной войны I степени, ордена Отечественной войны II степени, Красной Звезды.


Он был на редкость бесстрашным. Неудивительно, что на войне Ивану Фёдорову поручили командовать полком асов. И что в 1948 г. стал Героем Советского Союза — тоже неудивительно, ведь он первым в стране преодолел скорость звука во время испытания реактивного самолёта. Удивительно, что Звезду Героя ему не давали так долго.

Слишком близко земля

Легендарный лётчик, сбивший десятки самолётов противника, прожил долгую жизнь, покинув этот мир в 2011 г. в возрасте 97 лет. «В 80 лет Иван Евграфович мог на руках подняться по ступенькам подъезда на второй этаж, — рассказывает о лётчике кандидат исторических наук, писатель Вячеслав Родионов , друживший с Фёдоровым. — Он был гениальным лётчиком. Однажды, когда в Жуковском приземлялся после испытательного полёта Ла-174 и вошёл в глиссаду, приближаясь к взлётной полосе, почувст-вовал, что самолёт кренится вправо. По лётной науке, пилоту необходимо выровнять машину, что в этой ситуации сделать было невозможно, потому что машина практически перестала слушаться. После этого она обычно грохается — слишком близко земля... Фёдоров же в долю секунды решает: раз машина хочет перевернуться, пусть переворачивается. И самолёт делает поворот на 360 градусов вокруг своей оси, чудом приземляясь на аэродроме. Фёдоров вылезает из кабины и говорит: «Наверное, что-то с тягой элерона». И когда механики проверили его предположение, так и оказалось.

Лётчик накануне Великой Отечественной войны. Фото: Из личного архива/ Вячеслав Родионов

Он был в своём роде уникумом, самородком. По происхождению — донской казак, старовер. Родился в февральской степи, когда его родители на санях подъезжали к станице Каменская. Самолёт увидел впервые в 15 лет, работая машинистом поезда. И заболел небом, в котором по окончании лётного училища он буквально будет жить».

Накануне Великой Отечественной, в мае 1941 г., Фёдорова вместе с тремя сослуживцами направили в короткую командировку в Германию, где их встретил авиаконструктор Мессершмитт . Наш ас потряс местных спецов: впервые сев в кабину экспериментального и незнакомого для него немецкого истребителя, тут же взмыл в небо и начал выполнять фигуры выс-шего пилотажа, которые привлекли внимание находившегося на лётном поле Гитлера . Фюрер выразил желание по-обедать вместе с советскими лётчиками. А после Фёдорову вручили небольшую коробочку, в которой оказалась одна из высших наград рейха — железный крест с дубовыми листьями. На следующий день он появился на лётном поле без креста на груди и на вопрос «Где же награда?» указал на каблук своего сапога, куда накануне прибил крест: «Вот где носят немецкие ордена у нас в России!»

«Ох и попало мне от нашего человека из посольства, который протоколом занимался. Сняли с меня стружку», — вспоминал потом сам Иван Евграфович. Этот и другие его рассказы для истории сохранил известный белорусский документалист Анатолий Алай , который снимал в Москве фильм о Фёдорове к его 90-летию в 2004 г.

Увёл самолёт на фронт

«С большим трудом удалось добиться разрешения для нашей съёмочной группы ознакомиться с личным делом Фёдорова № 14874, поскольку допуск к документам такой категории офицерского состава определяет Главное управление кадров Минобороны РФ, — рассказывает «АиФ» режиссёр Анатолий Алай. — Но прочитал я его с купюрами. Многие листы были закле-ены серой бумагой». Алаю лётчик рассказал, как оказался на фронте. Он всей душой рвался бить врага, однако авиаконст-руктор Лавочкин , чьи самолёты он испытывал в Конструкторском бюро в Горьком, не отпускал его на фронт. И тогда во время испытания истребителя ЛаГГ-3 Фёдоров просто увёл машину на передовую. Карты у него не было, ориентировался по железнодорожным путям и течению Волги. Прилетел на Калининский фронт, где в это время, в июле 1942 г., готовилась группа лётчиков-штрафников. Эту группу и поручили возглавить Фёдорову, больше никто не соглашался. А спустя несколько месяцев, в сентябре 1942 г., командование доверило полковнику Фёдорову формирование полка асов на Калининском фронте при 3-й Воздушной армии. За блестящее выполнение задачи в декабре того же года он был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени. Начиная с лета 1942 г. и до Победы Фёдоров бесперебойно находился на передовой, воюя в должности командира дивизии (273-я истребительная авиационная дивизия) и замкомандира дивизии (269-я истребительная авиационная Новгородская Краснознамённая дивизия).

Это он придумал знаменитый «большой королевский разворот»: взмывал вверх, затем резко пикировал и уже снизу в «брюхо» расстреливал вражеские самолёты.

Разбитая люстра

«В личном деле Фёдорова есть описания двух удивительных сражений, которые произошли в сентябре 1942 г., — рассказывает А. Алай. — В первом случае он один вступил в бой с 18 бомбардировщиками и 6 истребителями противника, в котором сбил один и подбил два бомбардировщика. Во втором — Фёдоров в одиночку сражался с двумя бомбардировщиками и 8 истребителями противника, сбил один бомбардировщик и один истребитель. Подписан этот документ (боевая характеристика) командующим 3-й Воздушной армией Героем Советского Союза генерал-майором авиации Громовым .

Ивана Фёдорова трижды представляли к званию Героя Советского Союза, но присвоили его только после войны».

А в первый раз лётчик мог получить Звезду Героя в 1938 г., когда вернулся из Испании, где он провёл почти год, совершив 286 боевых вылетов и сбив лично 11 самолётов противника и поразив 13 машин в составе группы. «Туда он поехал добровольно, — рассказывает В. Родионов. — Как испытатель новейшей техники Фёдоров однажды участвовал в полёте над Красной площадью. Потом был приём в Кремле, и маршал Ворошилов , восхищённый мастерством пилота, спросил, какую он хочет награду. Тот попросил направить его на войну в Испанию».

На родину Фёдоров вернулся с другими добровольцами. В Москве это событие отметили банкетом. И дракой.

«Подвыпивший «сотрудник в штатском», повздорив с другом Фёдорова, лётчиком Туржанским , достал маленький дамский браунинг и выстрелил в боевого лётчика. Иван, будучи мастером спорта по боксу, уложил стрелявшего одним ударом. И тут началась всеобщая драка, — рассказывает В. Родионов. — Все «боевые» за Испанию Фёдоров отдал за разбитую хрустальную люстру и посуду. Лётчиков в этой истории назначили крайними. О Звезде пришлось забыть. Хотя, конечно, Фёдоров не был никаким пьяницей. Он слишком любил свою работу и небо, чтобы променять всё это на бутылку. Всегда пил молоко. А второй раз, когда его представили к Звезде в 1944 г. за героизм на фронте и количество сбитых самолётов (10 бомбардировщиков и 5 истребителей), бумагам просто не дали ход наверх недоброжелатели. Банальная зависть...».

«Расстреливайте сначала меня»

Заслуженное звание Героя Фёдоров получил в 1948 г. В мирное время он вернулся к испытательной работе и первым в СССР на реактивном самолёте преодолел скорость звука.

«После войны Иван Евграфович жил в Москве, — рассказывает В. Родионов. — В Химках на все причитающиеся ему за войну лётные деньги купил дом — дореволюционный особняк. Потом подарил его детскому садику. Своих детей у него не было. С пилотом Анной Бабенко , которую он сам учил управлять самолётом, Фёдоров сочетался браком до войны. Супруга, как и муж, воевала на передовой. И он и она не единожды были ранены, но на здоровье Анны Артёмовны боевые раны сказались гораздо сильнее. Она ушла из жизни в 1988 г. Иван Евграфович был постоянно рядом, ухаживал за супругой.

Он был удивительно добрым человеком. За всю свою жизнь никому не сделал зла. Наоборот, многих спасал. Однажды его группу штрафников обвинили в том, что они не поднялись в небо и не прикрыли наш плацдарм с воздуха. Маршал Конев распорядился всех расстрелять. Вырыли могилы. Приехал сам Конев. И тогда Фёдоров стал грудью, сказав: «Расстреливайте сначала меня». Конев: «Ты кто такой?» — «Я — русский Иван, и ты — русский Иван (имя Конева. — Ред.). Зачем нам друг в друга стрелять? А ребята мои поднимались в небо. Погода была нелётная. И снизу их просто не разглядели». Всё так и оказалось. Конев тогда сказал: «В первый раз отменяю свой приказ».

У Ивана Евграфовича была крылатая душа и пламенное сердце. Он никогда не сдавался, не унывал. Всегда был готов защитить слабого, бороться за правду, — продолжает В. Родионов. — Да, у лётчика не осталось детей. Но вот уже в который раз мы с моей дочкой понесём его портрет на шествии «Бессмертного полка». Как и вся страна, мы верим: герои не умирают — они живут в благодарной памяти потомков».