Сайдинг        17.03.2024   

Население зарубежной азии. Языковые семьи и народы мира Языковые семьи юго западной азии

Зарубежная Азия занимает часть Евразийского континента и чрезвычайно разнообраз­на по природно-географическим условиям, этническому составу населения, историческо­му прошлому. Она подразделяется на Запад­ную (или Переднюю), Южную, Юго-Восточ­ную, Восточную и Центральную Азию. Почти три четверти ее площади составляют высо­чайшие горные хребты Гималаев, Каракорума, высокие плоскогорья и только четвертую часть ее территории занимают равнины и низ­менности. Большая часть Зарубежной Азии расположена в зоне тропиков, влажных и су­хих субтропиков, и лишь северные ее облас­ти лежат в зоне умеренно-континентального климата. Обширные аллювиальные долины орошаются водами Тигра и Евфрата, Инда, Ганга, Брахмапутры, Иравади, Солуэна, Ме­конга, Янцзы, Хуанхэ и многих других рек. Значительные по площади области на западе и севере Зарубежной Азии аридны и пред­ставляют собой песчаные, глинистые или ка­менистые пустыни. Это пустыни Аравийского полуострова, Центрально-Иранское нагорье, Гоби, Такламакан и др., Зарубежная Азия очень богата полезными ископаемыми. Разно­образны ее флора и фауна.

Население региона превышает 2,2 млрд. человек, однако располагается оно весьма неравномерно: густо заселены плодородные аллювиальные долины великих рек, побере­жья морей и озер, но мало обитаемы многие области тропических лесов, высокогорья, пустыни. Население Зарубежной Азии живет по большей части в сельских местностях, но во многих странах наблюдается быстрый рост городского населения.

Исключительно сложны этногенез и этни­ческая история народов Зарубежной Азии, их этнический состав, языковая и антропологи­ческая принадлежность.

Существует предположение, что в некото­рых тропических областях Зарубежной Азии проходили начальные этапы антропогенеза, о чем, в частности, могут свидетельствовать костные остатки рамапитека, обнаруженные в Южной Азии, находки остатков питекантропа, древнейшего представителя ископаемого че­ловека Homo erectus, обитавшего около од­ного миллиона лет тому назад на Яве. Почти во всех частях Азии обнаружено значитель­ное число палеоантропологических и археоло­гических находок, относящихся к разным этапам раннего палеолита и более позднему времени, когда сложился человек современ­ного вида.

В конце мезолитической эпохи в некото­рых субтропических предгорных областях Азии были одомашнены первые на земле растения и животные, что имело огромное значение для дальнейшей истории человече­ства. Первичные центры одомашнения расте­ний и животных находились в Западной Азии, на юго-западе Средней и, возможно, в Юго-Восточной Азии. В 10-9 тысячелетиях до н. э. в этих центрах стало возникать комплексное хозяйство, сочетавшее в себе традиционные занятия: охоту, рыболовство, собирательство и разведение растений и животных. Постепен­но земледелие и животноводство становились господствующими видами хозяйственной дея­тельности, и в 8-5 тысячелетиях до н. э., в ходе так называемой «неолитической рево­люции» складываются культуры ранних зем­ледельцев. Сначала они появляются в Запад­ной, затем в Средней, Южной и Юго-Восточ­ной, а позднее в Восточной Азии. Бурному процессу развития производительных сил способствовали введение орошаемого земле­делия, изобретение керамического производ­ства, металлургии. Складываются города, ре­месленные центры, расширяется торговля. Наконец, на рубеже 4 и 3 тысячелетий до н. э. возникает одно из древнейших в ис­тории классовых обществ - государство Шу­меров. Развивается плужное земледелие, са­доводство, ткацкое производство, появляются письменность, деньги. Быстро растет имуще­ственное и социальное расслоение. Вскоре после Шумера в Зарубежной Азии возникают и другие государства: Элам, государственные образования Южной Азии (Мохенджо-Даро, Хараппа). Значительно позднее, в 2-1 тысячелетиях до н. э. складывается классовое об­щество в Восточной и Юго-Восточной Азии.

В засушливых степных, пустынных и пред­горных областях Азии бытовало с давних пор комплексное хозяйство, включавшее присваи­вающие и производящие отрасли. К концу 2 тысячелетия до н. э. все большее распрост­ранение там стало получать пастушеское жи­вотноводческое хозяйство. В начале 1 тыся­челетия до н. э. в этих местах вследствие различных социально-экономических и при­родно-климатических причин возникает коче­вое и полукочевое скотоводство.

Одновременно во многих тропических, географически изолированных областях Зару­бежной Азии, на периферии классовых об­ществ продолжали обитать племена охотни­ков, рыболовов и собирателей, сохранявшие первобытнообщинный строй. Постепенно и они переходили к земледелию и втягивались в более развитые социально-экономические отношения. Но и в наши дни еще сохраняют­ся, главным образом в Юго-Восточной Азии, небольшие группы населения, стоящие на раз­ных уровнях разложения первобытнообщин­ных отношений.

Самое неблагоприятное воздействие на со­циально-экономическое и культурное разви­тие народов Зарубежной Азии оказали ко­лониальные захваты, установление колониаль­ной и полуколониальной зависимости.

Исключительная сложность этнического состава населения Зарубежной Азии объясня­ется разного рода историческими причинами. К их числу относятся многочисленные мигра­ции, обширные завоевательные походы и дру­гие события, имевшие следствием этнические смешения и перемещения крупных групп на­селения.

Среди народов Зарубежной Азии можно встретить представителей всех больших чело­веческих рас. При этом численно преобла­дают монголоиды и европеоиды. Много сме­шанных, контактных и реликтовых групп. Име­ются группы папуасов, меланезийцев, мало­рослых пигмеев-негрито, австралоидов (или веддо-австралоидов).

Столь же сложна картина языкового сос­тава. В Зарубежной Азии распространены крупные языковые семьи, на которых гово­рят десятки и сотни миллионов людей (на­пример, тибето-китайская, индоевропейская, семито-хамитская, алтайская, австронезийская и др.), мелкие языковые семьи и отдельные изолированные языки.

Вследствие значительного природно-клима­тического разнообразия Зарубежной Азии и особенностей исторического и социально-экономического развития ее населения там сложилось значительное число разнообраз­ных хозяйственно-культурных типов, относя­щихся как к производящему, так и присваи­вающему типу хозяйства. Это хозяйственно-культурные типы бродячих охотников, рыбо­ловов, собирателей; примитивных мотыжных земледельцев; мотыжных земледельцев, ис­пользующих искусственное орошение; коче­вых и полукочевых скотоводов; плужных ир­ригационных земледельцев. Кроме того, име­ется ряд смешанных и переходных хозяйст­венно-культурных типов. В настоящее время все большее число народов Зарубежной Азии, завоевавших национальную, политиче­скую и экономическую независимость, идут по пути индустриально-аграрного развития.

Народы Западной Азии

Западная, или Передняя Азия, представля­ет собой обширную область Евразийского континента площадью более 6 млн км2 с на­селением около 140 млн. человек.

Географически она включает полуостров Малую Азию, Месопотамию, Левант, Аравий­ский полуостров и Иранское нагорье. Общая черта природы Передней Азии - господство засушливых, аридных ландшафтов с широким распространением, особенно на юге, пустынь и полупустынь. Только на побережьях Среди­земного, Черного и Каспийского морей, на юго-западе Аравийского полуострова, а так­же в некоторых предгорных местностях кли­мат более влажный, субтропический. Из крупных рек в Западной Азии протекают Тигр и Евфрат, орошающие аллювиальные долины Месопотамии. Прочие реки сравни­тельно небольшие.

Равнины и горы Передней Азии некогда были покрыты густыми лесами, где водились крупные звери: слоны, львы, тигры, носоро­ги, разнообразные копытные. В историче­ское время большая часть лесов была ис­треблена, что повело к исчезновению круп­ных животных.

На территории Западной Азии расположен ряд государств: Турецкая Республика (44 млн. человек), Исламская Республика Иран (35,8 млн.), Демократическая Республика Аф­ганистан (15,5 млн.), Иракская Республика (12,2 млн.), Сирийская Арабская Республика (8,9 млн.), Королевство Саудовская Аравия (8,8 млн.), Йеменская Арабская Республика (6,9 млн.), Государство Израиль (3,7 млн.), Ли­ванская Республика (3 млн.), Иорданское Хашимитское Королевство (2,2 млн.), Народная Демократическая Республика Йемен (1,9 млн.), Султанат Оман (ок. 800 тыс.), Объединенные Арабские Эмираты (910 тыс.), Государство Бахрейн (320 тыс.), Государство Кувейт (св. 1,3 млн.), Государство Катар (ок. 250 тыс.) и Республика Кипр (620 тыс.).

Этногенез и этническая история. В науке еще не решен вопрос, входили ли области Западной Азии в ареал, где проходили на­чальные этапы антропогенеза. Вместе с тем памятники эпохи раннего палеолита широко представлены в этой области, особенно в Вос­точном Средиземноморье. В гротах Табун, Схул, Барадост и других обнаружены кости и орудия палеоантропов. Существует гипоте­за, что в Передней Азии на рубежах раннего и позднего палеолита происходило формиро­вание человека современного вида. Это пред­положение основывается на исследовании ископаемых костных останков, в которых об­наруживается сочетание неандерталоидных и сапиентных антропологических признаков. Вы­воды о превращении в Передней Азии не­андертальцев в людей современного вида не бесспорны, что не исключает, однако, воз­можности формирования Homo sapiens в рас­сматриваемом регионе.

В эпоху мезолита в Восточном Средизем­номорье складывается натуфийская культура, а к северу от нее зарзийская, типологически близкая балханской культуре Западной Турк­мении. Судя по археологическим данным, во времена мезолита в этих областях начались опыты по одомашниванию растений и приру­чению животных, которые завершились на последних этапах этой эпохи, в 10-9 тыся­челетиях до н. э., доместикацией первых жи­вотных (козы и овцы) и появлением культур­ных злаковых растений.

Этнический состав населения Западной Азии в это время установить пока невозмож­но. Антропологически оно было, очевидно, европеоидным. Его европеоидность точно установлена для последующей эпохи, во вре­мя которой развернулась так называемая «неолитическая революция», заключавшаяся в том, что производящее хозяйство, победив­шее сначала только в отдельных, «первичных» центрах, начало затем быстро распростра­няться в других субтропических областях, а затем и в полосе умеренного климата.

Первые свидетельства об этническом сос­таве Передней Азии появляются на рубеже 4 и 3 тысячелетий до н. э., когда шумеры создали в Южной Месопотамии древнейшее государство и изобрели клинопись. Язык шу­меров не принадлежал ни к одной известной языковой семье и вместе с некоторыми дру­гими древними языками включается иногда в условную «каспийскую» группу. Следует подчеркнуть, что этнический и языковый состав Передней Азии как в древности, так и в последующие эпохи был очень пестрым. Наряду с народами «каспийской» группы в Западной Азии обитали также семитоязычные народы, о чем свидетельствуют памятники письменности середины 3 тысячелетия до н. э., оставленные народом аккадов. Вместе с дру­гими народами Двуречья аккады создали Вавилонскую цивилизацию. Письменность имели и многие другие народы: финикияне- создатели первого известного алфавита, став­шего основой большинства древних и совре­менных алфавитов (арабского, греческого, ла­тинского, русского и др.) древние евреи, на языке которых написана Библия; арамеи, язык которых был столь распространен, что его называли «восточной латынью» (в конце 1 тысячелетия до н. э. он вытеснил ряд раз­говорных языков Восточного Средиземно­морья, в том числе древнееврейский).

Установлено, что в 4-3 тысячелетиях до н. э. на западе Передней Азии существо­вало по крайней мере два европеоидных антропологических типа. Как полагают, один был распространен среди шумеров, другой среди семитоязычного населения.

Во 2 тысячелетии до н. э. продолжалось расселение семитоязычных народов. Хананеи, арамеи заселили области к юго-западу от Двуречья. По Аравийскому полуострову расселились предки арабов.

К середине 2 тысячелетия до н. э. отно­сятся первые памятники клинописной и иеро­глифической письменности, засвидетельство­вавшие появление в Передней Азии народов, говоривших на индоевропейских языках и со­здавших Хеттское царство.

В 9 в. до н. э. в областях Армянского на­горья и Южного Закавказья возникло госу­дарство Урарту, а к 7 в. до н. э. относится формирование армянского народа. Армяне создали свое государство, просуществовавшее около тысячи лет.

В 1 тысячелетии до н. э. в областях, где расселялись народы, говорившие главным об­разом на индоевропейских языках, возникли мощные деспотические государства Мидия, Персия, позднее Бактрия и Парфия. При этом происходили многообразные и сложные этни­ческие процессы, складывались различные языковые и этнические общности. В ходе этих взаимодействий в античную эпоху и в средне­вековье из народов, населявших эти области, сформировалась большая часть этнических групп, говорящих на языках западноиранской ветви и обитающих ныне в Иране, Афганиста­не, в пограничных северных областях Ирака и в Восточной Турции.

Существенное влияние на этнические и еще в большей степени на культурные процессы в Западной Азии оказали арабские завоевания 7-8 вв. К 8 в. арабы подчинили себе большую часть населения Передней Азии, при этом они смешивались с покоренными наро­дами Месопотамии, Леванта и других стран. Образовывались новые этнические общности, шло формирование современных арабских на­родов. Широкое распространение получил ли­тературный арабский язык и письменность на основе арабского алфавита. Важным следст­вием арабских завоеваний была исламизация населения в покоренных странах. Походы арабов приводили также к вытеснению неко­торых групп населения из мест их обитания, что приводило к складыванию новых этниче­ских групп.

Большое воздействие на этнический состав Передней Азии оказали переселения из Сред­ней Азии тюркских народов, начавшиеся в 10 в. и продолжавшиеся в последующие сто­летия. Особенно велики были последствия по­ходов тюрков-сельджуков, покоривших в 11 в. народы Малой Азии и некоторые смежные области Закавказья. Проникновение тюрок в Западную Азию продолжалось и в 12 в., и в эпоху монгольских -нашествий. В результате последовавших этнических процессов сформи­ровались такие народы, как турки, азербайд­жанцы и др. Сами монголы не оказали суще­ственного влияния на языковый и антрополо­гический состав, а также на культуру народов Передней Азии. Но происходившие вследст­вие этих походов перемещения и смешения крупных масс населения имели большие эт­нические последствия. Многие народы окон­чательно сложились в послемонгольское вре­мя. Важные этнические процессы развертыва­лись и в последующие эпохи. Так, в 17 в. насильственно было переселено в Иран неко­торое число грузин и армян. В 17 и 19 вв. правительства Ирана и Турции неоднократно переселяли из стратегических соображений ряд курдских племен в Хоросан, Южную Туркмению, Центральную Анатолию, на юг Турции. В 1915 г. турецкое правительство спровоцировало резню армян и айсоров. Следствием геноцида было уничтожение со­тен тысяч армян, 1,5 млн. армян было изгна­но со своей родины.

Народы Западной Азии относились в древ­ности и раннее средневековье к числу наибо­лее развитых в социально-экономическом, а также культурном отношении: они первыми осуществили «неолитическую революцию», одновременно с обитателями Египта создали

древнейшую в мире цивилизацию. Однако за­тем, вследствие сложных внутренних и внешних причин, они стали быстро отставать от Европы, а затем и Северной Америки. Западная Азия избежала, за исключением отдель­ных областей на Аравийском полуострове, прямой европейской колонизации. Но импе­риалистический политический и экономичес­кий гнет в соединении с отсталым феодаль­ным развитием привел к тому, что страны Пе­редней Азии превратились в полуколонии. В результате национально-освободительной борьбы, усилившейся под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции, на­роды Западной Азии добились независимости. Однако в их социально-экономических отно­шениях и культуре еще заметно некоторое отставание. Окончательному возрождению экономики и культуры народов Передней Азии препятствуют происки империализма. Империалистические страны способствуют аг­рессии Израиля против арабских стран, разжи­гают между народами внутренние противоре­чия с целью воспрепятствовать их развитию по социалистическому пути. Страны социализ­ма, и в первую очередь СССР, оказывают ог­ромную помощь народам Западной Азии в их борьбе с империализмом за достижение экономического, социального и культурного прогресса, поддерживают справедливые тре­бования палестинского народа и народов дру­гих арабских стран о ликвидации последствий израильской агрессии.

Современный этнический состав. В Запад­ной Азии распространено значительное число языков. Они относятся к различным ветвям трех языковых семей: индоевропейской, се­мито-хамитской и алтайской.

Индоевропейская семья представлена в Западной Азии главным образом иранской ветвью: в нее входят языки фарси, пушту, таджикский, курдский, лурский, бахтиарский, белуджский и др. Кроме того, некоторое рас­пространение имеют языки новогреческий, армянский, албанский. Встречаются небольшие группы населения, говорящие на индийских языках.

Среди семитических языков наиболее мно­гочисленна их южная ветвь, представленная арабским литературным языком и многими областными арабскими говорами и диалекта­ми. На языках других семитских ветвей гово­рят атурая (новоассирийцы), евреи и некото­рые группы населения Сирии, Ливана и дру­гих стран.

Алтайская семья представлена нескольки­ми тюркскими языками, входящими в разные ветви: турецким, азербайджанским, татарским, туркменским, гагаузским, афшарским и др.

Выходцы с Кавказа говорят на различных кавказских языках.

По антропологическому признаку почти все население Западной Азии принадлежит к раз­личным расовым типам большой европеоид­ной расы. На Аравийском полуострове встре­чаются негроиды - выходцы из Африки. На юге полуострова у некоторых групп арабско­го населения заметна негроидная примесь. Монголоиды - хазарейцы Афганистана. Не­большая монголоидная примесь имеется у некоторых групп тюркоязычного насе­ления.

Современный этнический состав почти всех стран Передней Азии сложен, и большая их часть многонациональна.

С известными трудностями связано устано­вление этнического состава Турции, так как в стране проводится активная ассимиляционная политика, и многие этнические группы искус­ственно причисляются к туркам. По данным на 1978 г. в Турции обитало 39900 тыс. че­ловек, говорящих по турецки, большая часть их турки. К этой группе относится своеобраз­ная этнографическая группа кочевых в прош­лом юрюков. В Турции живет более 4 млн. курдов, а также азербайджанцы, туркмены, арабы, татары, грузины, греки, албанцы, ев­реи, армяне, черкесы, лазы, небольшая груп­па русских-старообрядцев, поселившихся в Турции в 18 в.

Современные этнические процессы в Тур­ции характеризуются прежде всего слиянием национальных меньшинств с турками. Офици­альная письменность с 1928 г. латинская.

Еще более сложен этнический состав Ира­на. По данным первой всеобщей переписи 1956 г., менее половины его населения состав­ляли собственно персы, говорящие на фарси.

Остальные - свыше 80 народов-говорят на называемых иранскими источниками «местных языках». Это около 4 млн. азербайджанцев, около 400 тыс туркмен, более 300 тыс. каш-кайцев, афшары, курды, гилянцы, мазендаранЦы (три последних народа насчитывают каж­дый более чем 1 млн. человек), луры, бахтиары, белуджи. Кроме того, в Иране живут ар­мяне, евреи, айсоры и многие другие неболь­шие группы населения.

В последние десятилетия в Иране развер­тываются крупные этнические процессы, в хо­де которых происходит оформление новых наций (азербайджанцы; возможно гилянцы и мазендаранцы), народностей (кашкайцы), кон­солидируются мелкие этнические группы в более крупные.

В Иране принята официальная письмен­ность на основе арабского алфавита.

Многонационально и население Афганиста­на. Более половины его - пуштуны. Значи­тельно число таджиков (кроме так называе­мых «равнинных таджиков», говорящих на языке западноиранской ветви, на Памире рас­селены «горные таджики», язык которых от­носится к восточно-иранской ветви). В Афга­нистане обитают также туркмены, узбеки, бе­луджи, нуристанцы, более 1 млн. хазарейцев, говорящих на языке фарси, евреи и др.

В ходе современных этнических процессов идет консолидации крупных народов, в част­ности пуштунов и таджиков, а также и других групп населения. Важной проблемой, остав­шейся от колониальной эпохи, является разделение пуштунов между Афганистаном и Па­кистаном.

Наряду с основным официальным языком страны пушту, вторым по значению языком
является фарси, который получает все большее распространение. Письменность - на основе арабского алфавита.

Население арабских стран более однород­но в этническом отношении, хотя и в некото­рых из них национальные меньшинства до­вольно многочисленны. Кроме арабов во мно­гих странах обитают курды, персы, индийцы, выходцы из Африки, айсоры, туркмены, бе­луджи, евреи, потомки средневековых выход­цев из Европы - левантинцы.

Официальный язык и письменность - араб­ские. Существует единый арабский литературный язык и значительное число его област­ных диалектов и говоров.

Население Израиля состоит главным обра­зом из евреев, как местных уроженцев, так и выходцев из разных стран Африки, Азии, Европы и Америки. В Израиле обитает также значительное число арабов, подвергающихся гонениям и дискриминации со стороны пра­вящей сионистской верхушки.

Официальный язык - иврит. Письменность на основе древнееврейского алфавита.

Хозяйство. Подавляющее большинство на­селения Передней Азии занято в сельском хо­зяйстве. Страны Западной Азии по преимуще­ству аграрные и, за отдельными исключения­ми, промышленность в них только развивает­ся. Вместе с тем во многих областях этого региона имеются значительные запасы нефти, что накладывает определенный отпечаток на их экономическое развитие. Долгое время большая часть стран Западной Азии были главным образом поставщиками сырья и про­довольственных товаров, а также рынком сбыта для империалистических государств. В известном смысле это положение сохраня­ется и в наши дни, но в последние десятиле­тия много сделано в области развития нацио­нальной промышленности. Многим государст­вам очень большую помощь в ее создании оказывают СССР и другие страны социалисти­ческого содружества. Но ряд стран Передней Азии еще зависимы от империалистических государств и монополий в области экономики и политики. В первую очередь, это касается Израиля и тех государств, где еще сильны феодальные пережитки.

В Передней Азии преобладают два хозяйственно-куЛьтурных типа: плужное-земледелие и кочевое скотоводство (номадизм) Имеется также различные промежуточные типы
подтипы.

Земледелие в странах Западной Азии име­ет много общих черт, так как в условиях жаркого климата, недостатка естественных осадков оно ведется главным образом в оро­шаемой форме. Однако вследствие различий в природных условиях существует несколько разновидностей ирригационного хозяйства.

В областях, орошаемых крупными и сред­ними по полноводности реками, поля обводняются сложной системой ирригационных со­оружений из плотин, дамб, магистральных и второстепенных каналов. Поддержание их в рабочем состоянии требует огромного труда по очистке водных артерий от ила, ремонту ирригационных устройств. Для регулярного орошения полей выработана сложная система распределения воды. Минеральные и органи­ческие частицы, которые несут в большом ко­личестве воды рек естественным образом удобряют поля при ирригации, повышая тем самым урожаи. Поля орошаются при этом двумя способами: самотеком, когда пашни, огороды и сады лежат ниже уровня реки, и перекачкой воды, когда уровень воды ниже возделываемых полей. В последнем случае орошение требует затраты значительных средств и сил. Далеко не везде существуют сложные ирригационные системы в виде во­дохранилищ, плотин и т. п., обеспечивающих подъем воды. Во многих местах действуют еще старинные малоэффективные приспособ­ления в виде водоподъемных колес, приводи­мых в движение механизмами или тягловой силой животных. Недостаточное внимание властей к очистке каналов, расширение посев­ных площадей, что увеличивает расход воды, приводят к тому, что самотечное орошение становится в отдельных местах невозможным и приходится устраивать водоподъемные со­оружения.

Из мелких рек и ручьев вода выводится обычно непосредственно на поля, вследствие чего не нужны сложные ирригационные со­оружения. Однако уровень воды в небольших речках обычно не постоянен и сильно колеб­лется в зависимости от дождей или засухи, что создает большие трудности для земле­делия.

Рассматриваемые виды ирригационного хо­зяйства распространены в аллювиальных долинах и предгорной полосе Восточного Сре­диземноморья, в Месопотамии, Турции, Ира­не и Афганистане.

Во многих предгорных местностях Афгани­стана, Ирана и Турции, где нет рек и ручьев, практикуется так называемое «кяризное» оро­шение. Кяризы представляют собой системы водосборных галерей, по которым выводятся на дневную поверхность подпочвенные воды. При строительстве кяриза копают цепь колод­цев, удаленных один от другого на несколько десятков метров. Колодцы соединяются меж­ду собой подземной водозаборной галереей. Самый глубокий колодец-верхний на скло­не. Каждый следующий колодец мельче и в конце концов вода выходит на равнину в ви­де ручья. Длина кяризов достигает 5-6 км и более. Сооружение кяризов требует много сил и средств, они нуждаются в периодиче­ской очистке и ремонте. Зато они позволяют орошать плодородные, но безводные земли и обеспечивают устойчивое поступление воды. Многие кяризные системы исправно действу­ют столетиями.

В пустынных и засушливых местностях не­большие поля орошаются из искусственных водоемов, в которых скапливается дождевая или талая снеговая вода, а также из колод­цев. Но колодезной водой можно оросить только маленькие участки. При этом воду до­стают из колодцев с помощью верблюдов, лошадей, в наше время - и автомобилей, ко­жаными (а теперь и резиновыми) бадьями и пускают ее по деревянным лоткам на поле.

В некоторых странах Передней Азии, осо­бенно в Иране и Афганистане, в горах имеет место «богарное» земледелие, при котором поля не поливают, рассчитывая на естествен­ное увлажнение дождем. Если дожди не выпадают или их мало, то посевы дают незначи­тельный урожай или гибнут. Но при благопри­ятных условиях один раз в несколько лет бо­гарные посевы дают на горных целинных зем­лях исключительно высокие урожаи.

В странах Западной Азии возделываются различные сельскохозяйственные культуры. В большей части арабских стран главными яв­ляются пшеница, ячмень, финиковая пальма, в отдельных местностях технические культуры, рис, цитрусовые и огородные, в Йемене ко­фе. В субтропических районах Восточного Средиземноморья разводят яблоки, виноград, цитрусовые, финики и другие культуры. В Турции, Иране, Афганистане наряду с зер­новыми выращивают много хлопка, винограда, табака, плодовых деревьев. В Иране сеют особо высококачественные сорта риса. Име­ются плантации опийного мака.

Современные механизированные земле­дельческие орудия имеют только отдельные, наиболее зажиточные хозяйства. Прочее на­селение использует самые примитивные ору­дия, известные в Передней Азии еще с глу­бокой древности. Землю обрабатывают дере­вянным плугом с железным сошником. Ого­роды и сады вскапываются мотыгами и лопатами. Еще недавно в глухих местностях встре­чались сохи из кривой ветви с суком, на ко­торый надевается сошник. Боронуют простей­шими приспособлениями: досками с железны­ми или деревянными зубьями, связанными сучковатыми ветвями. В качестве тягловой си­лы употребляются волы, реже - другие жи­вотные. Урожай убирается вручную с по­мощью серпов или ножей. Молотят либо уда­ряя по снопам досками, усеянными острыми зубьями, либо прогоняя по снопам животных. Во многих местах зерно еще размалывают на ручных мельницах.

Земледельцы разводят различных домаш­них животных как тягловую силу, так и на мясо, для получения молока и шерсти. Боль­шая часть крестьян держат волов, коз, овец, ослов, птицу. Лошадей имеют только зажи­точные хозяева. Используют их главным обра­зом под верх. Верблюдов разводят некото­рые группы земледельцев на Аравийском по­луострове, реже в Турции, Иране и Афгани­стане. Животноводство ведется земледельца­ми в стойловой и отгонной формах. В связи с этим во многих горных или пограничных с пустыней местностях распространен полуосед­лый хозяйственно-культурный тип.

В пустынях, полупустынях и горах Запад­ной Азии распространен кочевнический хозяйственно-культурный тип, включающий коче­вое, полукочевое и полуоседлое (так называемый трансгуманс) скотоводство. При этом ос­новные средства существования доставляются главным образом экстенсивным пастбищным скотоводством. Но кочевое скотоводство всег­да включает и различные подсобные виды за­нятий: примитивное мотыжное земледелие, караванную торговлю, в прошлом вооружен­ные набеги и грабежи.

Кочевым, полукочевым и отгонным ското­водством занимаются в Передней Азии часть, арабов, пуштунов, курдов, белуджей, некото­рые племена Ирана и Афганистана, полукоче­вые тюрки-юрюки, туркмены.

Кочевание ведется в различных формах: «меридиональной», «вертикальной», «стационарной».

При кочевом «меридиональном» скотовод­стве сезонные передвижения стад совершают­ся в меридиональном направлении, иногда на значительные расстояния. Так, некоторые группы арабов-бедуинов совершают в год ко­чевания на 2-2,5 тыс. км. Летние сезонные пастбища располагаются обычно в северных областях, около колодцев или других источни­ков водоснабжения, иногда на границах оази­сов. На зиму перекочевывают на юг, на пус­тынные пастбища с хорошей травой, где в ямах держатся талые и дождевые воды. Ос­новных сезонных перекочевок бывает обычно четыре (летняя, осенняя, зимняя, весенняя).

Бедуины Аравии разводят главным обра­зом одногорбых верблюдов-дромедаров и в небольшом количестве породистых скакунов. Верблюды используются под верх, под вьюк, от них получают молоко и шерсть. Мясо вер­блюдов арабы обычно не едят.

С 1920-х годов бедуинское скотоводство резко пошло на убыль из-за развития совре­менных средств сообщения, вытеснивших ка­раванную торговлю, приносившую бедуинам хороший доход, а также вследствие политики правительства ряда арабских стран, насильст­венно переводящих кочевников на оседлость.

Меридиональное кочевание распростране­но также у полукочевников Аравийского полу­острова и скотоводов других стран Передней Азии: части курдов, пуштунов, белуджей и др. Но кочуют они на сравнительно недалекие расстояния и разводят мелкий рогатый скот, верблюдов, лошадей.

В горных областях Ирана, Афганистана и некоторых других стран ведется кочевое и полукочевое «вертикальное» скотоводческое хозяйство. Этот вид кочевания заключается в том, что лето скотоводы проводят на альпий­ских пастбищах, а на зиму спускаются в укры­тые от холодных ветров горные долины.

У туркмен и некоторых других групп ско­товодов практикуется «стационарное» кочевание, при котором сезонные перекочевки очень невелики: от нескольких до десятков километров. Тем не менее и этот вид ското­водства относится к кочевничеству, так как основные средства существования доставляет разведение животных в условиях выпаса на сезонных пастбищах.

За исключением кочевых бедуинов Центральной Аравии все прочие кочевники и по­лукочевники занимаются в больших или мень­ших размерах простейшим земледелием на небольших полях и огородах. У полукочевни­ков нередко часть семьи занимается кочева­нием со скотом, а часть проводит земледель­ческий сезон - несколько месяцев в году - около своих посевов, где они ведут полуосед­лую жизнь.

Для полукочевого скотоводства характерно также, что только зажиточные хозяйства, располагающие достаточным количеством транс­портных животных, имеют возможность кочевать на значительные расстояния в поисках лучших пастбищ. С ними двигается часть беднейшего населения, которая работает на бо­гачей и пользуется за это их транспортными животными. Прочее население кочует на меньшие расстояния. В остальном большой разницы между кочевым и полукочевым хо­зяйством нет.

Некоторое распространение в Передней Азии имеет полуоседлое скотоводство. При этой форме хозяйства, как и при стойловом оседлом содержании животных, разводится не только мелкий, но и крупный рогатый скот, верблюды, лошади, нередко для продажи земледельческому населению.

Своеобразная форма полуоседлого ското­водства, связанная с разведением ангорских коз, бытует у некоторых групп населения Тур­ции.

Свиней, как правило, население Передней Азии вследствие религиозных запретов не разводит.

Высокое развитие и древние традиции имеют в Передней Азии ремесла и домашние производства. Еще в глубокой древности сла­вились там мастера по выплавке и обработке металлов, была изобретена знаменитая ору­жейная дамасская сталь. Ценятся высокохудожественные ювелирные изделия из драго­ценных металлов и камней. Особенно излюб­лены украшения с бирюзой и красными кам­нями (рубинами, сердоликами). Большого совершенства достигают резчики по камню, кос­ти, дорогим сортам дерева. В Западной Азии выделываются лучшие в мире ковры. Особен­но славятся изделия иранских, турецких, туркменских мастеров. Ковры ткутся из шерсти, а самые дорогие экземпляры выделываются с добавкой шелковых и хлопковых нитей, что придает изделиям особую красоту. В старину вырабатывались шелковые ворсовые ковры. Многие тысячи лет насчитывают традиции изготовления гончарной посуды. В прошлом большое распространение имело ткачество. Сейчас этот вид ремесла почти исчез, и толь­ко в отдаленных сельских местностях кое-где еще сами ткут шерстяные, шелковые и хлоп­чатобумажные ткани для национальных костю­мов. Кочевники выделывают овчины, кара­куль, валяют кошмы.

В последнее столетие ремесла и домашние производства неуклонно сокращались, вытесняемые фабричными изделиями. Однако в на­ши дни в связи с широким развитием туризма и спросом на сувениры и этнографические предметы вновь расцветают многие традици­онные народные промыслы.

Материальная культура. Население Запад­ной Азии обитает главным образом в сель­ских поселениях. Число городов сравнительно невелико, хотя в последние десятилетия наблюдается заметный их рост. Облик посе­лений значительно отличается в зависимости от природных условий и местных традиций. В Турции поселения тяготеют к морскому по­бережью и тянутся по долинам, в Иране пре­обладают в предгорьях и по долинам рек, в Афганистане сосредоточиваются в горных до­линах, на Аравийском полуострове располага­ются на равнинах и в горах.

Поселения земледельцев Передней Азии обычно крупные, кучевые в плане, с беспорядочной застройкой кварталов. Небольшие по­селения встречаются в горной местности. Правильную планировку имеют только посе­ления, основанные переселенцами, или воз­никшие в последние десятилетия. В горах и по соседству с воинственными кочевыми пле­менами строили в прошлом сильно укреплен­ные поселения. Теперь они встречаются срав­нительно редко.

Цель урока

  • охарактеризовать зарубежную Азию в общих чертах: географическое положение и особенности, население, религия

Тип урока

  • получения новых знаний

Задачи урока

  • улучшить навыки самостоятельного поиска и систематизации материала
  • усовершенствовать навык работы с атласом
  • получить новые знания о населении Азии
  • узнать про религии в зарубежной Азии
  • пополнить знания с помощью видеоматериалов

План урока

  • Организационный момент
  • Изучение нового материала
  • Закрепление выученного материала
  • Домашнее задание
  • Заключение: вопросы, ответы, обсуждения

Ход урока

Организационный момент

Прием 1. Приветствие и объявление темы

Прием 2. Проверка отсутствующих

Кто из учеников сегодня отсутствует на уроке? По каким причинам?

Изучение нового материала

Задание1. Используя различные источники географической информации, определите:

Количество населения Земли

% населения региона от мирового

Страны численностью более 100 млн. человек

Прогноз численности населения Азии к 2025 году

Давайте посмотрим видео про тенденции мировой демографии

2. Пользуясь данными таблицы, докажите, что в Азии ещё продолжается «демографический взрыв». Назовите три азиатские страны с самым высоким ЕП населения. Можно ли отнести страны Азии только к одному типу воспроизводства населения?

Результаты выполненного задания оформите в виде рассказа.

Пример рассказа

Регион Зарубежная Азия – самый заселённый. Зная площадь региона и его количество населения, можно высчитать среднюю плотность. 135 чел. / км. (средняя плотность населения мира - 45 чел./км.)

Китай и Индия с численностью более 1 млрд. в каждой, а также: Индонезия (206 млн.). Пакистан (145 млн.), Бангладеш (133 млн.) и Япония (127 млн.).

На территории региона расположены 6 из 10 стран мира с численностью более 100 млн. человек. Это Согласно прогнозам демографов, население Азии к 2025 году составит 4,6 млрд. человек.

Такая большая численность населения объясняется тем, что большинство стран региона находится на стадии демографического взрыва, хотя в 90-х годах он пошёл на убыль. Рождаемость во многих странах региона очень высока, например, Оман-53 чел. на 1000 жителей, Палестина -52, Йемен и Афганистан – 50, Камбоджа-44, Ирак-43 и т. д.

Давайте немного отдохнем и посмотрим видео "Шокирующая Азия"


Но не все страны региона можно отнести ко 2 типу воспроизводства населения, которому характерны высокие показатели рождаемости и естественного прироста. К 1 типу воспроизводства населения относятся Япония, республика Корея, Израиль и Китай, где активно проводится демографическая политика, направленная на снижение рождаемости.

По карте атласа «Языковые семьи и народы мира» определите:

1. к каким языковым семьям относится население Азии;

2. наиболее крупные народы, представляющие языковые семьи;

3. примеры стран региона со сложным этническим составом.

По карте атласа «Размещение населения мира» определите:

1. как размещается население по территории региона;

2. районы и страны с наибольшей плотностью населения;

3. «супергорода» численностью от 5 и более млн. человек

4. причину большой численности, особенно мужского, населения в странах Персидского залива.

Результаты выполненного задания «оформите» в виде рассказа.

Рассказ учителя

Население региона зарубежной Азии исповедует различные религии: мировые и национальные (для сравнения, в Европе население исповедует одну мировую религию – христианство).

На юго-западе региона распространён ислам (мировая религия), подразделяющийся на два направления:

Мусульмане-сунниты (кроме священной книги Корана признают ещё Сунну) проживают в Саудовской Аравии, ОАЭ, Омане, Индонезии, Йемене, Пакистане, Афганистане, Турции, Сирии и др. странах.

Мусульмане-шииты (признают только Коран) проживают в Иране и немногочисленными группами в других мусульманских странах.

Мировую религию буддизм исповедует население Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии. На его основе возникли национальные религии в Монголии – ламаизм, в Китае – конфуцианство, в Японии – синтоизм, в Индии – индуизм. Одна из причин немногочисленного населения Монголии – религия, 40% мужского населения - это ламаистские монахи и священнослужители и поскольку они дают обет безбрачия, это сильно влияет на прирост населения. Демографы считают, что если бы не последствия ламаизма, то население Монголии могло бы составить в наши дни не 2,6 и 10 млн. человек.

Какой главный вопрос поднимается в этом видеоматериале? Выскажите свое мнение по этому поводу.

В Израиле исповедуют иудаизм. Христианство, третья мировая религия, также имеет своих приверженцев в странах Азии, но в сравнении с исламом и буддизмом – христиан не много. На основе данной характеристики можно сделать вывод, что религиозный состав населения Азии сложный. Азия – родина мировых и национальных религий.

Работа с понятиями

Дайте определения понятиям:

  • Буддизм
  • Иудаизм
  • Ламаизм
  • Синтоизм

Закрепление выученного материала

1. Назовите особенности географического положения зарубежной Азии

2. Какое количество государств сегодня входит в Азию?

3. Назовите субрегионы Азии.

4. Расскажите о демографической ситуации.

5. Какие религии наиболее распространены в этом регионе?

Домашнее задание

  • Повторить пройденный материал по учебнику
  • Определить основные термины и понятия следующей темы
  • По желанию: написать короткую характеристику любой из стран зарубежной Азии

Заключение: вопросы, ответы, обсуждения

Сделайте обобщение материала, изученного на уроке в 15-20 фразах. Сдайте работы. На следующем уроке я оглашу результаты.

Спасибо за работу на уроке. Надеюсь, на следующем занятии вы будете еще более активны!

Использованные источники

1. Урок по теме "Зарубежная Азия. Население" Бачевской Натальи Васильевны, учителя географии (

Проживает 3,1 млрд человек, что составляет более 50% всего человечества. Здесь сконцентрирована большая часть сельского . Численность мужчин превышает численность женщин.

Расселение населения . При самой высокой плотности (130 человек на 1 кв. км) население размещено крайне неравномерно. Менее чем на 1/10 территории сосредоточено 3/ 4 населения региона. Большая часть населения Зарубежной Азии живет в четырех странах: Китае, и . Наименее заселенные страны — и (средняя плотность населения составляет соответственно 1 и 3 человека на 1 кв. км). Наиболее густо заселены приморские районы и долины крупных рек (плотность населения достигает 1500-2000 человек на 1 кв. км). Среди стран самая высокая плотность населения в (700 чел на кв км).

Исключительно сложен этнический состав населения Зарубежной Азии. Здесь живет более 1 тыс. народов, принадлежащих к самым разным языковым семьям и группам (индоевропейская, семитская, тюркская и др.). Большинство стран - многонациональные государства (Индия, Индонезия – 150 народов; – 100; Китай, Вьетнам – 50; Иран, – до 30). Крупнейшими народами региона являются китайцы, хиндустанцы, бенгальцы, бихарцы, японцы.

Религиозный состав региона также очень сложен. Зарубежная Азия — родина всех , населяющие ее народы исповедуют ислам (Ирак, Иран, Афганистан, Бангладеш, Индонезия), индуизм (Индия и др.), буддизм (Китай, Корея, Япония и др.), иудаизм (Израиль), христианство (Филиппины, Ливан, Индонезия и др.), конфуцианство (Китай) и др.

Сложный этнический и религиозный состав является причиной многих межэтнических и религиозных столкновений в регионе.

Населения региона характеризуется высоким уровнем рождаемости в большинстве стран, но темпы ее постепенно уменьшаются. Это говорит о том, что страны региона находятся в конце второго этапа демографического перехода, т.е. еще на стадии демографического взрыва. Подобная демографическая ситуация осложняет многие экономические, социальные и экологические проблемы. Однако все это не исключает наличия существенных различий в естественном приросте населения между отдельными регионами Зарубежной Азии. Так, в темпы прироста рождаемости начали значительно снижаться, в это снижение идет значительно медленнее, а находится в эпицентре демографического взрыва.

Определенное влияние на размещение населения Зарубежной Азии оказывают миграции. Одним из мировых центров притяжения международной рабочей силы в регионе являются нефтедобывающие страны Персидского залива, особенно Саудовская Аравия, . Кроме того, в регионе наблюдаются миграции из перенаселенных районов в менее заселенные.

В странах Зарубежной Азии принял характер «городского взрыва». Несмотря на то, что по доле городского населения подавляющее число стран региона относится к категории среднеурбанизированных, при очень большой численности населения абсолютные показатели оказываются очень высокими. Например:

  • из 2,9 млрд городских жителей 1,4 млрд проживают в Зарубежной Азии;
  • первое и второе место в мире по числу горожан занимают Китай и Индия;
  • из 20 «сверхгородов» мира 12 расположены в Зарубежной Азии.

Города Зарубежной Азии несколько отличаются друг от друга, но все же в географической литературе сложился образ восточного (азиатского) города:

  • четкое разделение на старую и новую части;
  • самое оживленное место старого города – базар с прилегающими торговыми улицами и кварталами ремесленников;
  • наличие на улицах большого количества ремесленников, цирюльников, разносчиков и других людей, работающих под открытым небом;
  • в новой части преобладает современная многоэтажная застройка.

Основной формой расселения сельского населения региона является деревенская (оседлая). Но у кочевых народов ( , афганцы, арабы-бедуины) можно встретить и временные (кочевые) поселения.

38. Этнолингвистический состав населения зарубежной Азии

В зарубежной Азии живет более тысячи народов – от мелких племенных этносов, насчитывающих несколько сотен человек, до крупнейших по численности народов мира. Четыре народа этого региона (китайцы, хиндустанцы, бенгальцы и японцы) насчитывают более 100 млн человек каждый. Еще восемь народов (панджабцы, бихарцы, яванцы, корейцы, телугу, маратхи, тамилы и вьеты) насчитывают от 50 млн до 100 млн человек. Всего же народов – «миллионеров» здесь 107, и на них приходится 98 % населения региона.

Народы зарубежной Азии относятся примерно к 15 языковым семьям; такого лингвистического разнообразия также нет ни в одном другом крупном регионе планеты. Самая большая из них по численности людей – сино-тибетская семья, резко преобладающая в Восточной Азии. На втором месте стоит индоевропейская семья, народы которой расселены главным образом в северной части Южной Азии, в Иране и Афганистане. Третье место принадлежит австронезийской семье, представленной прежде всего в островном мире Юго-Восточной Азии, четвертое – дравидийской семье, на языках которой говорят народы южной части Южной Азии, пятое – австроазиатской семье, представленной некоторыми народами Индокитая. Далее следует алтайская семья, народы которой как бы окаймляют северную границу региона от Черного моря до Тихого океана, тайская (паратайская) семья в Индокитае, афразийская (семито-хамитская) семья, представленная родственными арабскими народами Юго-Западной Азии.

В зависимости от национального состава и характера этнических взаимоотношений видный отечественный этнограф и этногеограф С. И. Брук подразделил страны зарубежной Азии на четыре группы. К первой из них он отнес однородные в национальном отношении, где основной народ составляет более 95 % всего населения. Во вторую группу были включены те, где основной народ составляет 70–95 % всего населения, в третью – страны, где основному народу принадлежит лишь около половины или несколько больше (но не свыше 70 %) всего населения. Наконец, четвертую группу образуют страны, населенные многими крупными народами, ни один из которых не составляет большинства населения. Все эти группы приведены в таблице 29.

В первую группу входят Япония, обе Кореи, Бангладеш, относящиеся к числу наиболее типичных однонациональных государств в мире, а также некоторые арабские страны Юго-Западной Азии.

Вторая группа, самая большая, включает в себя все остальные арабские страны Юго-Западной Азии – в общем также почти однонациональные, где инородные национальные меньшинства связаны главным образом с трудовыми миграциями населения. Некоторое исключение составляет только Ирак со значительной прослойкой курдов. Из неарабских стран Юго-Западной Азии во вторую группу входят также Турция, Израиль и Кипр. В Турции главное национальное меньшинство также образуют курды, в Израиле – арабы-палестинцы, доля которых из-за более высокого прироста населения возросла с 10 % в 1950 г. до 19 % в наши дни. Население Кипра состоит из двух основных этнических общин: греков-киприотов и турок-киприотов.

Страны Южной Азии представлены во второй группе Шри-Ланкой, государства Юго-Восточной Азии – Вьетнамом, Камбоджей, Мьянмой, Таиландом и Сингапуром, а Центральной и Восточной Азии – Монголией и Китаем. В большинстве своем эти страны относятся уже к многонациональным, но с резким преобладанием главной нации. Наиболее ярким примером такого рода может служить Китай, где национальные меньшинства составляют менее 9 % населения, но это соответствует 115 млн человек. Из 56 меньшинств 16 насчитывают более 1 млн человек. А районы их распространения (пять автономных районов Китая и провинции Гуаньсу, Цинхай, Гуйчжоу и Хайнань) занимают 6 млн км 2 , или 63 % территории страны. Таиланд – многонациональная страна, населенная более чем 30 народами, которые относятся к четырем языковым семьям.

Во Вьетнаме и в Мьянме вьеты и бирманцы также довольно резко преобладают, но они концентрируются соответственно в бассейнах Меконга и Иравади, тогда как обширные горные районы заселены многочисленными (от 30 до 50) более мелкими народами.

Таблица 29

ГРУППИРОВКА СТРАН ЗАРУБЕЖНОЙ АЗИИ ПО ХАРАКТЕРУ НАЦИОНАЛЬНОГО (ЭТНИЧЕСКОГО) СОСТАВА

В третью группу входят пять стран Юго-Восточной и Южной Азии. Наиболее типичен из них Пакистан – также многонациональное государство, но с более однородным составом, поскольку все четыре главных населяющих его народа принадлежат к индоевропейской семье.

В четвертую группу входят еще пять государств. Это две страны Юго-Восточной Азии – Индонезия и Филиппины, сходные тем, что при очень большом числе народов (в Индонезии от 100 до 350, на Филиппинах примерно 75) в большинстве своем они принадлежат к австронезийской семье и родственны друг другу. Что же касается Афганистана, то это, очевидно, одна из стран зарубежной Азии с наиболее сложным национальным (этническим) составом. Весь юг и северо-восток Афганистана заселен ираноязычными (афганцы-пуштуны, таджики, хазарейцы), а северо-запад – тюрко-язычными (узбеки, туркмены) народами. Общее же число народов превышает 30. Часть из них еще сохраняет родоплеменное деление. Это также Иран – сложное в этническом отношении государство Юго-Западной Азии, населенное более чем 40 народами. И это, наконец, Индия – самая многонациональная страна мира, которую населяют более 500 наций, народностей и племенных групп, говорящих на языках четырех языковых семей. 29 народов Индии насчитывают более 1 млн человек.

Обобщая все сказанное, можно, видимо, утверждать, что более однородный национальный состав населения характерен в первую очередь для Восточной и Юго-Западной Азии, за исключением Ирана и Афганистана. В Юго-Восточной Азии полиэтнический состав населения преобладает в странах-архипелагах (Индонезия, Филиппины), а также в горном Индокитае – одном из самых сложных в этническом отношении районов мира.

Для многих стран Юго-Восточной Азии характерно наличие сравнительно большой китайской диаспоры. Общее число таких этнических китайцев, или, как их здесь принято называть, хуацяо («китайские гости»), достигает 40–45 млн человек. Они переселились сюда из Южного Китая еще в колониальный период истории зарубежной Азии, образовав значительную прослойку преимущественно городских жителей – торговцев, ростовщиков, мелких служащих, ремесленников. Хуацяо до сих пор сохраняют свои язык, религию, особенности жизненного уклада, не теряя и связей с исторической родиной.

Естественно, что такой сложный состав населения стран зарубежной Азии не мог не привести к острым межнациональным конфликтам, которые обычно подогреваются также экономическими, политическими, религиозными противоречиями, давними территориальными спорами, о чем уже говорилось выше. Характерно, что резкое ухудшение экономической обстановки в Юго-Восточной Азии в 1997–1998 гг. в связи с финансовым кризисом сопровождалось, например в Индонезии, массовыми выступлениями против хуацяо.

Министерство общего и профессионального образовании Ростовской области ГБОУ СПО РО «Каменский техникум строительства и автосервиса».

Реферат.

По дисциплине «География».

на тему: «Этнолингвистический и религиозный состав субрегионов зарубежной Азии».

Выполнила обучающаяся:

группы 20 СПО

Биденко М.А

Проверил преподаватель:

Зеленская Н.В.

В зарубежной Азии живет более тысячи народов – от мелких племенных этносов, насчитывающих несколько сотен человек, до крупнейших по численности народов мира. Четыре народа этого региона (китайцы, хиндустанцы, бенгальцы и японцы) насчитывают более 100 млн человек каждый. Еще восемь народов (панджабцы, бихарцы, яванцы, корейцы, телугу, маратхи, тамилы и вьеты) насчитывают от 50 млн до 100 млн человек. Всего же народов – «миллионеров» здесь 107, и на них приходится 98 % населения региона.

Народы зарубежной Азии относятся примерно к 15 языковым семьям; такого лингвистического разнообразия также нет ни в одном другом крупном регионе планеты. Самая большая из них по численности людей – сино-тибетская семья, резко преобладающая в Восточной Азии. На втором месте стоит индоевропейская семья, народы которой расселены главным образом в северной части Южной Азии, в Иране и Афганистане. Третье место принадлежит австронезийской семье, представленной прежде всего в островном мире Юго-Восточной Азии, четвертое – дравидийской семье, на языках которой говорят народы южной части Южной Азии, пятое – австроазиатской семье, представленной некоторыми народами Индокитая. Далее следует алтайская семья, народы которой как бы окаймляют северную границу региона от Черного моря до Тихого океана, тайская (паратайская) семья в Индокитае, афразийская (семито-хамитская) семья, представленная родственными арабскими народами Юго-Западной Азии.

В зависимости от национального состава и характера этнических взаимоотношений видный отечественный этнограф и этногеограф С. И. Брук подразделил страны зарубежной Азии на четыре группы.К первой из них он отнес однородные в национальном отношении, где основной народ составляет более 95 % всего населения. Во вторую группу были включены те, где основной народ составляет 70–95 % всего населения, в третью – страны, где основному народу принадлежит лишь около половины или несколько больше (но не свыше 70 %) всего населения. Наконец, четвертую группу образуют страны, населенные многими крупными народами, ни один из которых не составляет большинства населения. Все эти группы приведены в таблице 29.

В первую группу входят Япония, обе Кореи, Бангладеш, относящиеся к числу наиболее типичных однонациональных государств в мире, а также некоторые арабские страны Юго-Западной Азии.

Вторая группа, самая большая, включает в себя все остальные арабские страны Юго-Западной Азии – в общем также почти однонациональные, где инородные национальные меньшинства связаны главным образом с трудовыми миграциями населения. Некоторое исключение составляет только Ирак со значительной прослойкой курдов. Из неарабских стран Юго-Западной Азии во вторую группу входят также Турция, Израиль и Кипр. В Турции главное национальное меньшинство также образуют курды, в Израиле – арабы-палестинцы, доля которых из-за более высокого прироста населения возросла с 10 % в 1950 г. до 19 % в наши дни. Население Кипра состоит из двух основных этнических общин: греков-киприотов и турок-киприотов.

Страны Южной Азии представлены во второй группе Шри-Ланкой, государства Юго-Восточной Азии – Вьетнамом, Камбоджей, Мьянмой, Таиландом и Сингапуром, а Центральной и Восточной Азии – Монголией и Китаем. В большинстве своем эти страны относятся уже к многонациональным, но с резким преобладанием главной нации. Наиболее ярким примером такого рода может служить Китай, где национальные меньшинства составляют менее 9 % населения, но это соответствует 115 млн человек. Из 56 меньшинств 16 насчитывают более 1 млн человек. А районы их распространения (пять автономных районов Китая и провинции Гуаньсу, Цинхай, Гуйчжоу и Хайнань) занимают 6 млн км2, или 63 % территории страны. Таиланд – многонациональная страна, населенная более чем 30 народами, которые относятся к четырем языковым семьям.

В третью группу входят пять стран Юго-Восточной и Южной Азии. Наиболее типичен из них Пакистан – также многонациональное государство, но с более однородным составом, поскольку все четыре главных населяющих его народа принадлежат к индоевропейской семье.

В четвертую группу входят еще пять государств. Это две страны Юго-Восточной Азии – Индонезия и Филиппины, сходные тем, что при очень большом числе народов (в Индонезии от 100 до 350, на Филиппинах примерно 75) в большинстве своем они принадлежат к австронезийской семье и родственны друг другу. Что же касается Афганистана, то это, очевидно, одна из стран зарубежной Азии с наиболее сложным национальным (этническим) составом. Весь юг и северо-восток Афганистана заселен ираноязычными (афганцы-пуштуны, таджики, хазарейцы), а северо-запад – тюрко-язычными (узбеки, туркмены) народами. Общее же число народов превышает 30. Часть из них еще сохраняет родоплеменное деление. Это также Иран – сложное в этническом отношении государство Юго-Западной Азии, населенное более чем 40 народами. И это, наконец, Индия – самая многонациональная страна мира, которую населяют более 500 наций, народностей и племенных групп, говорящих на языках четырех языковых семей. 29 народов Индии насчитывают более 1 млн человек.

Обобщая все сказанное, можно, видимо, утверждать, что более однородный национальный состав населения характерен в первую очередь для Восточной и Юго-Западной Азии, за исключением Ирана и Афганистана. В Юго-Восточной Азии полиэтнический состав населения преобладает в странах-архипелагах (Индонезия, Филиппины), а также в горном Индокитае – одном из самых сложных в этническом отношении районов мира.

Для многих стран Юго-Восточной Азии характерно наличие сравнительно большой китайской диаспоры. Общее число таких этнических китайцев, или, как их здесь принято называть, хуацяо («китайские гости»), достигает 40–45 млн человек. Они переселились сюда из Южного Китая еще в колониальный период истории зарубежной Азии, образовав значительную прослойку преимущественно городских жителей – торговцев, ростовщиков, мелких служащих, ремесленников. Хуацяо до сих пор сохраняют свои язык, религию, особенности жизненного уклада, не теряя и связей с исторической родиной.

Естественно, что такой сложный состав населения стран зарубежной Азии не мог не привести к острым межнациональным конфликтам, которые обычно подогреваются также экономическими, политическими, религиозными противоречиями, давними территориальными спорами, о чем уже говорилось выше. Характерно, что резкое ухудшение экономической обстановки в Юго-Восточной Азии в 1997–1998 гг. в связи с финансовым кризисом сопровождалось, например в Индонезии, массовыми выступлениями против хуацяо.

Религии зарубежной Азии

Азия – это та часть света, где зародились все крупнейшие религии земного шара, включая три мировые. В дальнейшем некоторые из них распространились преимущественно в других частях света, но большинство осталось в основном азиатскими. В первую очередь это относится к таким мировым религиям, как мусульманство и буддизм.

Мусульманствов зарубежной Азии распространено очень широко: эту религию исповедуют свыше 800 млн человек, или более 55 % всех последователей ислама в мире и 20 % всех жителей этого региона. Во многих странах зарубежной Азии ислам – не только господствующая, но и государственная религия. Об этом свидетельствуют и официальные названия некоторых государств – такие, как Исламская Республика Иран, Исламская Республика Пакистан (со столицей Исламабад, т. е. город Ислама), Исламское Государство Афганистан. Об этом напоминают также изображение полумесяца и присутствие зеленого цвета на государственных флагах многих стран. Например, зеленый государственный флаг Саудовской Аравии – это монархический штандарт основателя династии саудитов, первого короля страны Ибн Сауда. Надпись на флаге представляет собой начальную фразу Корана: «Нет бога, кроме Аллаха, и Магомет – пророк его».

Малайзии и Брунее, а в Восточной Азии – в Синьцзян-Уйгурском автономном районе на северо-западе Китая. Как отражено на том же рисунке, мусульмане большинства азиатских стран исповедуют ислам суннитского толка, т. е. наряду со священным писанием ислама – Кораном – признают и его священное предание – Сунну. Главным оплотом ислама шиитского толка был и остается Иран. Но шииты преобладают также в Ираке, на Бахрейне и достаточно широко представлены в Ливане, Йемене, Афганистане.

Мусульманский культ исходит из того, что, согласно Корану, вся жизнь человека рассматривается как служба Богу и приготовление к загробной жизни путем прохождения испытаний, предпосланных Аллахом. К числу важнейших обрядов ислама относятся чтение Корана, который должен быть в каждой семье, намаз – молитва, которую полагается совершать пять раз в день – от зари до начала ночи, соблюдение поста во время месяца рамадан, суннат, или обрезание, подача милостыни, поклонение святым местам. Особое значение при этом имеет хадж (хаджж) – паломничество в Мекку и Медину, – который должен стремиться совершить хотя бы раз в жизни каждый совершеннолетний мусульманин, будь то мужчина или женщина.

К святыням ислама в Мекке – родине Мухаммеда – относится прежде всего главная мечеть мусульманского мира Аль-Харама. Во внутреннем дворе этой мечети, вмещающем до 300 тыс. человек, находится четырехугольное каменное здание Каабы («кааба» означает «куб»), в северную стену которого вделан вправленный в серебряный обруч круглый Черный камень, по-видимому, метеоритного происхождения, являющийся главным предметом поклонения мусульман, поскольку, согласно преданию, он был послан с неба Аллахом. В Медине главной святыней ислама считается мечеть, построенная на том месте, где, по преданию, умер Мухаммед. А всего на родине ислама насчитывается 35 тыс. мечетей, которые являются необходимой принадлежностью всех городских кварталов и деревень; они снабжены электричеством и водой, устланы коврами.

Свое летосчисление мусульмане начинают с того года, когда Мухаммед переселился из Мекки в Медину (в христианском летосчислении это соответствует 622 г. н. э.).

География хаджа охватывает весь мусульманский мир (рис. 82). Численность паломников во второй половине XX в. многократно возросла. Еще в начале 1950-х гг. она редко превышала 100 тыс. человек, в конце 1970-х достигла 1 млн, а в конце 1990-х гг. – 2 млн человек и более.

Паломники, которые в прежние времена должны были пересекать на верблюдах пустыню или переплывать на небольших суденышках Красное море, теперь прибывают в Джидду самолетами или морскими судами. Из Джидды они направляются в Мекку, в дальних окрестностях которой для них разбивают огромный палаточный лагерь. Хадж совершается в строго определенный срок – с 7 по 13-е число последнего, двенадцатого месяца лунного календаря (зуль-хидж-жа). Это связано с тем, что, по преданию, именно в эти дни в 632 г. Мухаммед совершил свой последний приезд в Мекку. Он же, по преданию, определил основную процедуру хаджа, которая как бы символизирует некоторые события, связанные с жизнью Ибра-хима – библейского Авраама, считающегося прародителем и арабов, и евреев. Процедура эта очень непростая. В первый день паломники, одетые в новые белые одежды, должны выслушать проповедь и семь раз обойти вокруг Каабы, затем еще семь раз пробежать между двумя холмами и на каждом из них помолиться, обратившись в сторону Мекки. На второй день армия паломников посещает расположенную в 20 км от Мекки гору Арафат. На третий день она остается в долине Арафат, выполняя разные религиозные обряды, на четвертый – возвращается в ближние окрестности Мекки. А в последние дни хаджа паломники – как и весь мусульманский мир – отмечают самый главный праздник, праздник жертвоприношения (по-арабски – ид аль-аджа, а по-тюркски – курбан-байрам). В качестве жертвенных животных используют овец или баранов, но иногда также быков, коров, верблюдов. Для того чтобы удовлетворить потребность в таких животных, Саудовской Аравии приходится дополнительно закупать сотни тысяч голов овец и баранов в Австралии и Новой Зеландии. Можно добавить, что по мере увеличения численности паломников во время хаджа все чаще стали случаться разного рода происшествия: от давки и возникающих пожаров погибают сотни, даже тысячи мусульман. Поэтому министерство по делам хаджа Саудовской Аравии в последнее время уделяет много внимания обеспечению его безопасности. Вторая из мировых религий, представленных в зарубежной Азии, – буддизм. Буддистов здесь более 530 млн, следовательно, именно в этом регионе сосредоточены практически все буддисты мира. Они есть и в Восточной, и в Юго-Восточной, и в Южной Азии, но – подобно суннитам и шиитам в исламе – здесь также различают приверженцев двух основных направлений буддизма – хинаяны и махаяны (рис. 81).

Хинаяна, которую называют также южным буддизмом, преобладает в Шри-Ланке, Мьянме, Таиланде, но ее сторонники встречаются также в Лаосе, Камбодже, во Вьетнаме и в других странах. По примерным подсчетам, хинаяну исповедуют почти 2/5 всех буддистов зарубежной Азии. Махаяна, или северный буддизм, распространена среди буддистов Японии, Кореи, встречается в Китае, во Вьетнаме и в ряде других стран. Как и для хинаяны, для нее характерно деление на многочисленные секты (школы). В общей сложности махаяну исповедуют немногим более 1/2 всех буддистов. Остальная их часть приходится на третье направление буддизма – ламаизм, которое нередко считают одним из течений махаяны.

Ламаизм господствует среди верующих в Монголии, в двух районах Китая (Тибет, Внутренняя Монголия), в Непале, Бутане.

Административный центр Тибета – Лхаса – с начала XV в. служил местонахождением первосвященника ламаистской церкви далай-ламы. Огромный дворец Потала, бывший его резиденцией, должен был вызывать священный трепет у жителей горного Тибета, паломников, добиравшихся после долгих мытарств до цитадели ламаизма. Однако в 1959 г. 14-й далай-лама эмигрировал в Индию. В Монголии ламаизм стал официальной религией в конце XVI в. Тогда же был построен первый буддистский монастырь. Ко времени революции 1921 г. таких монастырей было уже 750, а доля монахов во всем мужском населении доходила до 40 %.

Третья мировая религия – христианство –представлена в зарубежной Азии довольно ограничено. Господствующей религией она является только на Филиппинах (католицизм, насажденный Испанией в этой бывшей ее колонии) и на Кипре (православие). В Ливане, куда христианство проникло сразу же после своего возникновения, христиане составляют 1/3 верующих.

Зато национальные и региональные религиираспространены в этом регионе очень широко. Прежде всего к ним относятся индуизм, конфуцианство, синтоизм и иудаизм.

Индуизм по численности приверженцев (950 млн человек) намного уступает исламу, но значительно превосходит буддизм, причем 99 % всех индуистов мира – это жители Азии. Тем не менее к мировым религиям индуизм обычно не относят – по той простой причине, что (несмотря на наличие индуистов в Непале, Бангладеш) подавляющее их большинство (94 %) сосредоточено только в одной стране – Индии.

Конфуцианство – преобладающая религия на своей родине – в Китае. Однако определить численность ее приверженцев довольно трудно, поскольку в Китае, как отмечают специалисты, распространен феномен поликонфессиональности, когда один и тот же человек может отправлять культы двух, а то и трех религий – обычно конфуцианства, буддизма и даосизма.

Такая поликонфессиональность характерна и для Японии, но в ней наряду с буддизмом распространен синтоизм (слово «синто» в буквальном переводе – «путь богов»). После революции Мэйдзи в середине XIX в. синтоизм в этой стране был возведен в ранг государственной религии и оставался таковой до 1945 г.

Иудаизм – одна из древнейших восточных религий – ныне в зарубежной Азии представлена только в Израиле (где, кстати, концентрируется лишь 1/3 всех приверженцев иудаизма в мире). Иудаизм здесь – государственная религия. Как и всякая другая религия, он имеет много особенностей, специфических черт.

По субботам иудаистам запрещается не только работать, но даже зажигать и гасить огонь. Им нельзя носить одежду, сделанную из разных волокон, и при этом карманы должны быть выше пояса. Мужчины обязаны всегда ходить с покрытой головой. В пищу нельзя употреблять свинину, конину, зайчатину, некоторые другие виды мяса, причем мясная пища должна быть особым образом приготовлена. Запрещается смешивать мясные и молочные продукты. А летосчисление иудаисты ведут от сотворения мира, которое, по их верованиям, произошло более 5700 лет назад. Например, 2008 г. по этому летосчислению – 5769-й!

Наконец, в зарубежной Азии сохранились еще довольно крупные очаги распространения местных традиционных верований. Они находятся в населенных малыми народами горных районах Южного Китая, стран Индокитая, Индонезии. Здесь почти в каждой деревне есть специалисты по черной и белой магии, колдуны и шаманы. В индонезийской глубинке люди верят в то, что если несколько раз в жизни изменить свое имя, то тем самым можно ввести в заблуждение злых духов и обезопасить себя от болезней и разного рода житейских невзгод.

Выше уже говорилось, что во многих странах региона религиозные противоречия тесно смыкаются с этническими и другими. Остается добавить, что в некоторых случаях именно они выступают на первый план. Примером такого рода может служить Ливан– единственная арабская страна, где одна часть населения исповедует ислам, а другая – христианство. По межконфессиональному соглашению президентом Ливана должен быть христианин, председателем парламента – мусульманин-шиит, а премьер-министром – мусульманин-суннит. Такой сложный религиозный состав послужил причиной вражды, религиозного фанатизма, которые привели к 16-летней гражданской войне в этой стране (1975–1991 гг.).

Различия между мусульманами и христианами привели к столкновениям на Южных Филиппинах, между иудаистами и мусульманами – в Израиле, между индуистами и мусульманами – в Индии, между индуистами и буддистами – в Шри-Ланке. Но в последнее время мировое сообщество более всего обеспокоено агрессивностью некоторых направлений ислама. Примером тому может служить деятельность последователей секты ваххабитов, особенно нетерпимой ко всем инакомыслящим.