Брусчатка        04.01.2024   

Афанасий сидящий. О чем возносят молитву святому афанасию

Святитель Афанасий, Цареградский, Лубенский и Харьковский чудотворец

Святитель Афанасий III родился в 1597 г. в г. Ревимне на о. Крит. Происходил из знатного греческого рода Пателариев, бывшего в родстве с византийской императорской династией Палеологов. Св. Афанасий получил блестящее разностороннее образование, но, несмотря на образованность и известность в обществе, светская жизнь с ее суетными удовольствиями и призрачной славой не соблазнили его, святого влекла жизнь христианских подвижников. После смерти отца св. Афанасий принял иноческое пострижение в одном из Солунских монастырей, а позже подвизался на Афоне.

Вскоре святой стал известен как выдающийся проповедник, толкователь Священного Писания и гимнограф, автор духовных песнопений в честь Пресвятой Богородицы и некоторых святых. Святой перевел с еврейского на новогреческий язык Псалтирь , которая впоследствии хранилась в обители св. апостола Иоанна Богослова на о.Патмосе. В 1626 г. святитель Афанасий был назначен в Валахию, где проповедовал Христово учение среди валахов и молдаван. За свои труды и духовные дарования святой был назначен Константинопольским патриархом Кириллом я проповедником при Константинопольской кафедре, а в 1631 г. - Епископом Фессалоникийским (Солунским).

В марте 1634 г., После изгнания турецкими властями патриарха Кирилла I, святитель был возведен на патриарший престол. После возвращения патриарха Кирилла из ссылки святитель Афанасий оставил патриарший престол и более года прожил на Афоне, совершенствуясь в подвигах поста и молитвы. Затем он жил один год в Италии, где папа предложил ему принять католичество, обещая возвести его в кардинальское достоинство. Но святитель Афанасий остался верен Святому Православию . С 1638 г. он вновь стал управлять Солунской кафедрой. В то время в храмах Солунской митрополии, терпевшей притеснения со стороны турок, не хватало богослужебных книг, церковной утвари и облачений. Святитель неоднократно обращался за помощью к русскому царю, а затем и сам совершил несколько путешествий в Россию, где посещал святые места и совершал богослужения в монастырях и храмах. Однажды, возвращаясь из России, он тяжело заболел и остановился в Преображенском Мгарском монастыре г. Лубны, где 5 апреля 1654 г.мирно отошел ко Господу и был погребен по восточному обычаю: тело святого в полном облачении было помещено в кресло и опущено в каменную гробницу в монастырском Преображенском храме.

1 февраля 1662 года святитель Афанасий был прославлен в лике святых и было установлено празднование 2 мая (по старому стилю), в день памяти соименного ему святителя Афанасия Великого.

В 1922 году в Лубнах, как и во всей Украинской Советской республике, началось изъятие церковных ценностей. Вначале оно происходило сравнительно спокойно. Но вот из Харькова приехал нарком Середа с письмом от Петровского с требованием изъять и гроб Афанасия сидящего. Ведь был он из чистого серебра и весил 4 пуда 10 фунтов.
Тогда население не только Лубён и его уезда, но и других районов Полтавщины повалило гурьбой в монастырь. Десятки тысяч людей окружили собор и не давали комиссарам приблизиться к мощам святого. Церковная служба шла круглосуточно, священники сменяли друг друга через каждые 3-4 часа.

Народ ежедневно прибывал, а не убывал. Агитаторов не слушали. Тогда власти решили начать в районе монастыря военные учения. Сюда прислали до 3000 солдат и курсантов. Вокруг монастыря происходили маневры с пулемётной и артиллерийской стрельбой, криками «ура». А результаты - плачевные, службы продолжаются, народ не расходится.
Выручила комиссаров надвигающаяся уборочная страда. Стала поспевать пшеница. И постепенно верующие на конях и волах разъехались по домам. В течение трёх дней очистились все входы и выходы из монастыря. Монахи сами переложили мощи Афанасия в деревянный гроб. А серебряную раку комиссары отвезли в Харьков. Туда же в 1930-е годы были перенесены и мощи святителя.

Мощи святого патриарха Афанасия, прославленные многочисленными чудесами и знамениями, с 1947 года и до сих пор покоятся в городе Харькове, в правом приделе Свято-Благовещенского кафедрального собора.

Немало исцелений от различных недугов и случаев помощи в различных скорбных обстояниях являет этот святой и в наши дни. Служащие свидетельствуют, что когда святителю меняют облачение, то тапочки его всякий раз оказываются истоптанными чуть ли не до дыр.

Совсем недавно был и такой случай. Переоблачение святителя производится в алтаре священнослужителями. И вот однажды после такого переоблачения одновременно всем участникам этого действа Святитель Афанасий явился во сне и упрекал, говоря, мол, своего святителя когда переоблачаете, то стараетесь действовать аккуратно, чтобы сильно туго не перетянуть поручи, а меня переоблачали небрежно, да так сильно затянули на запястьях, что руки болят. Когда наутро все видевшие один и тот же сон пришли в собор и стали рассказывать друг другу дивное видение, то сразу же поспешили к мощам святого. Поручи действительно, оказались сильно перетянутыми, и это был урок для всех, чтобы относились к мощам святого Афанасия с благоговением, что наш святой покровитель живой, и слышит нас и все видит, и помогает…

Являясь многим в видениях, он благословляет, наставляет и врачует верных сынов Христовой церкви, с нелицемерною и усердною молитвою к нему притекающих.

С вятитель Афанасий Пателарий, Патриарх Константинопольский, был уже вторым тружеником Вселенского престола нового Рима, который искал себе помощи от благодетельной Церкви Российской, посреди бедствий, обуревавших его кафедру. Но первый из них, Иеремия, учредивший патриаршество на Руси, не был лишён своей кафедры, когда странствовал в пределах наших, хотя и подвергался однажды временному низложению; Афанасий же, более испытанный в скорбях, трижды восходил на высоту и нисходил с высоты Вселенского престола и уже, с одним лишь громким титулом Патриаршим, как странник посетил гостеприимную Державу Российскую. В пределах Малороссии, бывшей своей паствы, ибо тогда она ещё зависела от Первосвятителей Вселенских, положил он труженические свои кости в обители Лубенской, где они прославились нетлением. Сидящий и по смерти в богатой своей раке, будто на патриаршей кафедре, он представляется благоговейному взору как бы только что погрузившийся в непробудный сон. Глава его, осенённая митрою святительскою, склонилась на правое плечо, и десница простёрта на коленях, для лобзания верующих, а в левой руке он держит свой пастырский жезл, как бы доселе управляя Вселенскою паствою. Так погребли его по чину и обычаю патриаршему, так и обрели, спустя немного лет, бодрствующим и по блаженной кончине.

Святитель Афанасий - происхождением грек, родился в городе Ретимне на о. Крит, в Средиземном море. Он происходил из благочестивой, знатной греческой семьи Пателариев, бывшей в близком родстве с царственным родом Палеологов. Род Пателариев отличался выдающимися умственными дарованиями, о чем сохранились свидетельства народных песен. Отец святителя Афанасия Григорий Пателарий был выдающимся учёным, философом и публицистом. Будучи отроком, Святитель Афанасий учился в школе знаменитого в то время Аркадийского монастыря на о. Крит. В этой школе он приобрёл прочность знаний и твёрдость убеждений в правильности восточной веры. «Я был - говорит он о себе, знатоком богословия, математики, риторики, многотрудной грамматики, пиитики, астрологической премудрости, музыки и других искусств». Он превосходно владел древнегреческим, латинским, арабским и итальянскими языками.

В юности святитель был весьма красив лицом, с открытым добрым взглядом, располагавшим к нему людей при первой встрече. Потомок царского рода, богослов, философ и поэт по природе, он пользовался большим вниманием в современном высоком обществе о. Крита, а при покровительстве Тэафета-паши, правителя острова, ему предстояла и блестящая будущность. Но шумная жизнь светского общества не по душе была юноше. Его влекла к себе тихая благочестивая жизнь христианских подвижников о. Крита, св. горы Синайской и Афона, проходивших все время в молитвенных подвигах, и этим путём достигавших духовного совершенства. Перед его мысленным взором восставали образы вселенских святителей: «божественного чуднаго» цареградского патриарха Григория Богослова, Василия Великого, Иоанна Златоустoго, особенно учителей и проповедников Евангелия истинного и толкователей Св. писания, которые во времена Святителя Афанасия все с острова Крита были. И юноша Афанасий добровольно оставил высокое светское общество, отрёкся от всех его прелестей, посвятил себя на служение Богу, приняв образ смиренного инока.

В 1623 г., после смерти отца, в одном из солунских монастырей он принимает постриг с именем Анания. Вскоре подвижник отправляется на Афонскую гору, где был в одном из монастырей послушником в трапезной. Затем совершил путешествие в Иерусалим, где посетил палестинские монастыри. В одном из них и принял постриг с именем Афанасия.

Удаление от мира и его соблазнов, материальные лишения, связанные с принятием иноческого образа, подвижническая жизнь, которой он отдавался и в последующие годы, иноку Афанасию казались ещё недостаточными для того, чтобы осуществить в себе преподносившиеся ему образы истинных пастырей и учителей церкви. Монах Афанасий всецело вдал свою душу в умное молитвенное делание, и отдался самоусовершенствованию чрез чтение и изучение Слова Божия. «О священная, чудная, пресветлая книга, - молился он в такие часы над Св. Евангелием, - молю тебя, просвети очеса души моея».

Монах Афанасий скоро стал известен в г. Кане, как выдающийся проповедник и истолкователь Св. Писания, был вызван в Царь-Град, послан на просвещение светом Христова учения влахов и молдаван, для которых он перевёл на современное народное наречие Псалтырь, и в 1631 году за выдающуюся подвижническую и просветительскую деятельность был возведён в сан епископа, а затем и митрополита Фессалоникийского, иначе Солунского.

Со времени возведения в сан епископа, а затем и патриарха, для Святителя начался тесный путь, - путь печали, огорчений, душевных и телесных страданий, смиренно пройденный им под тяжестью патриаршего титула. Господу угодно было испытать терпение патриарха Афанасия в унижении и твёрдость в исповедании, и он остался непреклонно верен Ему до конца дней своих.

Фессалоникийская митрополия, в пределах которой находится св. гора Афон, самая ближайшая к Царьграду, наиболее была и разорена турками. Бедственное состояние, беспорядки в церковном управлении, религиозное смятение умов так тяжело поразили нового епископа, что он готов был даже совсем отказаться от епископства. Но Господь укрепил волю его. «Возврата нет», - писал по этому случаю митрополит Афанасий, - «волей-неволей я должен исполнить то, за что взялся. Господь сказал: положивый руку на рало и оглядывающийся вспять не есть управлен в царствии Божии (Лук. 9:62). Званому на брак не следует печалиться и положившему руку на рало оглядываться назад».

Для того, чтобы понять те тяжкие испытания, чрез которые проходила воинствующая Православная Церковь на востоке, во все продолжение XVII столетия, необходимо проследить исторически ряд ее Патриархов, которых частое низложение, по проискам иноверцев, потрясло и разорило Вселенскую кафедру Цареграда. После великого Иеремии, который основал патриаршество в России и хотя был низлагаем, но скончался на своей кафедре, в 1594 году, начались беспрестанные смены Вселенских Патриархов. Матфей, Гавриил и Феофан не более как по полугоду занимали сию кафедру, так что наконец избрали местоблюстителем Вселенского престола знаменитого учёностью Патриарха Александрийского Мелетия Пигу. Год спустя опять взошёл на кафедру Матфей, уже обличённый в схиму, и опять уступил на короткое время престол свой Неофиту, бывшему Митрополиту Афинскому; скончался однако на своей кафедре. Преемник его Рафаил, до насильственного заточения, вынужден был уступить туркам самый храм патриарший, во имя Всеблаженной, и довольствоваться небольшою церковью святого Георгия. После него вторично был призван Неофит и опять низложен, так что уже никто не решался воссесть на Вселенскую кафедру, обуреваемую столькими бедами.

Тогда, по бывшему уже примеру, клир великой Церкви предложил опять местоблюстительство Вселенской кафедры другому Патриарху Александрийскому, мудрому Кириллу Лукарису, который уже 15 лет со славою управлял своею Церковью. Наконец избран был Митрополитом Патрасский Тимофей, который, в продолжение восьмилетнего довольно мирного патриаршества, успел расширить и украсить новый кафедральный храм свой и, что уже становилось довольно редким в те смутные времена, спокойно умер на своей кафедре. С назначением его преемника, Кирилла Лукариса, начались опять бури. Этот великий деятель пять раз был возводим и пять раз свергаем с Вселенского престола и мученическою смертию запечатлел, наконец, свой подвиг.

Врагами и гонителями его были иезуиты, в то время чрезвычайно сильные при Порте Оттоманской; влиянием посланников Австрии и Франции они домогались распространить Унию на востоке и происками своими успели отнять святой гроб и вертеп Вифлеемский у Патриарха Иерусалимского Стефана; не могли они равнодушно видеть на Вселенском престоле нового Рима столь великого поборника Православия, каков был Кирилл Лукарис, уже известный им по своему высокому просвещению, во время долгого его управления паствою Александрийскою. Год спустя, Кирилл был оклеветан ими пред правительством турецким, за сношения с европейцами, и лишён кафедры, но два его преемника, Григорий и Анфим, не могли удержаться на шатком престоле Константинопольском; первый был сослан в заточение на остров Родос, а второй произвольно удалился на Афонскую гору, не чувствуя себя в силах держать кормило Церкви. Так как в это время были внутренние смуты в империи, султан Мустафа низвергнут с престола и воцарился Мурат, то друзья Кирилла, ревнители церковные, воспользовались благоприятным случаем, чтобы возвести его опять в 1624 году на Вселенскую кафедру, и на этот раз патриаршество его продолжалось 8 лет.

Для того, чтобы удержаться на своей кафедре и противодействовать козням иезуитов и могущественных их покровителей, Кириллу не оставалось другого средства, как прибегнуть к покровительству двух протестантских посланников Англии и Голландии, с которыми свёл короткое знакомство, когда ещё простым иноком путешествовал по Европе, для сбора милостыни в пользу Александрийской Церкви. Оба посланника находились в дружественных отношениях с Портою и противодействовали иезуитам, которые завели училище в предместье Царьграда и, воспитывая даром бедных детей греческих, совращали их в унию. Ревностный Патриарх, обличал лжеучителей в пастырских своих беседах и, чтобы утвердить Православие, устроил типографию в Константинополе, вызвав для сего с острова Корфу учёного инока Григория Метаксу; с помощью его печатал благочестивые книги в опровержение тех обольстительных сочинений, которые во множестве печатали иезуиты и раздавали их детям, ещё неопытным в вере православной. Тогда иезуиты оклеветали его пред правительством, как хулителя Магометанского закона, и ссылались в доказательство на катехизис Патриарха Кирилла, изданный им ещё во время пребывания в Лондоне, в котором обличал ложное учение Магомета; они же утверждали, будто книга сия была недавно напечатана в новой типографии. Правительство турецкое, в порыве негодования, послало немедленно разорить типографию и уничтожить все станки. Начальник её Метакса едва успел спастись бегством. Не избежал бы смерти и сам Патриарх, если бы во время не укрылся в доме Голландского посла, который вступился за страдальца и убедил великого Визиря, что все это клевета иезуитов.

Таким образом ревностный Кирилл удержался на своём престоле. Но тем не удовольствовались иезуиты: они обвинили Патриарха в протестантском образе мыслей и старались уверить в этом простодушных архиереев и клириков. Слух о том дошёл даже до России, так что православные послали к Патриарху Иерусалимскому Феофану, жившему тогда в Яссах, узнать, справедливо ли это нарекание? И Патриарх должен быль собрать местный Собор, чтобы окружным посланием оправдать великого поборника Православия. Но два года спустя, происками иезуитов, явилась, с именем Кирилла, книга, напечатанная в Женеве, исполненная Кальвинского учения. Это окончательно потрясло Святителя Кирилла на его кафедре и возбудило великое смятение в клире, великой Церкви. Патриарх был обвинён пред правительством в измене и в исповедании Франкской веры. Насильственно низвели его с престола и посадили другого Кирилла Контариса, Митрополита Беррийского, орудие иезуитов, который однако через неделю был низложен и сослан в заточение на остров Тенедос. Опять был призван Кирилл на вселенскую кафедру, но враги его не дремали и старались опять возвести Контариса, по самой близости места его заточения. Тогда вот, православные и клирики, чтобы только отклонить вторичное избрание Контариса, воспользовались расположением великого Визиря к соотечественнику его по острову Кандии, Афанасию, Митрополиту Солунскому, и возвели его на Вселенскую кафедру, в ожидании, пока возвратится великий Кирилл, и действительно, месяц спустя, он опять воссел на неё, накануне Пасхи. Это было в 1634 году.

Хотя впоследствии Патриарх Парфений писал к Царю Михаилу Феодоровичу: «что Афанасию, после его удаления с патриаршей кафедры, дали опять митрополию Солунскую, со всеми доходами, дабы он там оставался смирно до конца своей жизни и не смущал великой Церкви, в чем дал клятвенное обещание и получил себе во свидетельство патриаршую соборную грамоту», - нельзя однако не обратить внимания на то, что таким образом никогда не удалялись со Вселенской кафедры отставные патриархи: они подвергались большею частию заточению на острова архипелага, или должны были укрыться куда либо в обитель, в окрестностях Царьграда или на святую гору Афонскую. Если же Афанасий избежал общей участи низводимых с престола, и это по соборной грамоте всех архиереев, то без сомнения потому только, что был приглашён всеми архиереями занять место великого Кирилла, чтобы только отклонить недостойного Контариса. Позднейшие писатели, составлявшие перечень Патриархов Константинопольских, не умели отличать этой черты и зная, что иезуиты были виною неоднократного низложения Кирилла, думали, что они же поставили на его место и Афанасия Пателария, как это сделали с Контарисом, тем более, что в продолжении трёх лет, Пателарий и оба Кирилла постепенно сменяли друг друга.

Святой Афанасий III Пателларий известен в Русской Православной Церкви как святитель Афанасий Цареградский (сидящий), Лубенский чудотворец либо Афанасий Харьковский – Константинопольский Патриарх (1634, 1635 и 1652); ранее - митрополит Фессалоникийский; участник «книжной справы » предпринятой Московским Патриархом Никоном в 1653 году.

Родился в 1597 году в Ретимноне на острове Крит. Происходил из знатного рода, связанного с династией Палеологов. До 26 лет жил на Крите в монастыре Аркади, бывшем под властью венецианцев; получил образование в монастыре Аркадиу.

В 1631 году был рукоположен в сан митрополита Фессалоникийского; пользовался покровительством своего земляка Патриарха Кирилла Лукариса.

В начале 1634 года в Фанаре вновь (в третий раз) сформировалась принципиальная оппозиция Патриарху Кириллу Лукарису в связи с публикацией в марте 1629 года его «Исповедания веры», которое в ряде положений выражало кальвинистские богословские воззрения. Для смещения Лукариса, которого поддерживали посольства протестантских держав в Константинополе (прежде всего Голландии), недовольным митрополитам необходимо было выдвинуть кандидата, приемлемого для католических держав; таким претендентом стал Афанасий, В феврале 1634 года Афанасий был избран на Патриарший престол и настолован 25 марта.

Уже чрез несколько дней уступил престол возвратившемуся из ссылки Кириллу Лукарису, ввиду того, что голландское посольство сумело выплатить Порте сумму в 70 тысяч талеров за восстановление (четвертое) на престоле Лукариса.

По своем вторичном низложении в 1635 году Афанасий уехал в Италию, жил в Анконе и Венеции.

Подвизался на Афоне в устроенной им келии (монастыре без статуса), где впоследствии (1849 году) возник русский Андреевский скит, святынею которого была личная икона Патриарха, по-русски именуемая «В скорбех и печалех Утешение» (празднование 19 ноября).

Летом1652 года в третий раз занял престол на несколько дней.

8 октября 1652 года навсегда покинул Константинополь, посетил господаря Василия Лупу, Богдана Хмельницкого в Чигирине; 22 апреля 1653 года был принят в Москве царем Алексеем Михайловичем.

В Москве, по просьбе Патриарха Никона, написал «Чин архиерейского совершения литургии на Востоке», который лег в основу московского исправленного печатного «Чиновника архиерейского служения», используемого в РПЦ и ныне. Подал царю «тетрадь», в которой излагал главную цель своего приезда в Москву: побудить царя, в союзе с Молдавией и Запорожским войском, начать войну с турками, после разгрома которых царь должен был занять престол ромейских императоров, а Московский Патриарх – вселенскую кафедру.

В конце декабря 1653 года выехал из Москвы в Молдавию, дабы прибыть в Николаевский монастырь в Галаце. По дороге гостил у Богдана Хмельницкого.

В феврале 1654 года остался в Мгарском монастыре близ Лубен, где в среду на Фоминой седмице, 5 апреля, преставился.

Был погребен сидящим на троне под амвоном Преображенского храма монастыря игуменом обители.

История почитания святителя начинается с 1662 года – 1 февраля, в присутствии посетившего Лубенский монастырь Газского митрополита Паисия Лигарида (который, по его словам, видел Афанасия в сонном видении), состоялось обретение нетленных мощей святителя.

В 1672 году царь направил подьячего М. Савина для проведения расследования о бывающих от мощей чудотворениях.

В XVIII веке в Лубенском монастыре хранились рукописные жития святителя и канон.

В 1818 году Полтавский епископ Мефодий (Пишнячевский) ходатайствовал пред Святейшим Синодом о канонизации Афанасия; ходатайство было отклонено. Однако почитание святителя и запись происходивших от его мощей чудес продолжались.

В 1860-х А. Н. Муравьев составил новое житие Афанасия с указанием чудес, совершавшихся при его мощах.

История канонизации не вполне ясна, но официальное почитание было принято в Российской Церкви в конце XIX века после работ Е. Е. Голубинского, который доказал, что почитание было впервые установлено между 1672 и 1676 годом митрополитом Киевским (Константинопольский патриархат) Иосифом (Нелюбович-Тукальским).

В 1922 году собор, включая серебряный трон святителя, был разграблен; в 1930-е мощи святителя были перенесены в Харьков; в 1947 году – в Благовещенский кафедральный собор города.

Память совершается 2 (15) мая, в день памяти соименного ему святителя Афанасия Великого и в Соборе Афонских преподобных (второе воскресенье по Пятидесятнице).

С мощами угодников Божьих связано очень много необычных явлений и чудес. Эти факты разрушают обычное представление о материальном мире, указывая на превосходство над ним мира духовного. О наиболее невероятных из этих случаев мы и хотим поговорить.

«Христос воскресе!»: разговор с Киево-Печерскими святыми

Одним из уникальных явлений всего, не только православного, мира являются пещеры Киево-Печерской лавры. Созданные еще основателями монастыря, преподобными Антонием и Феодосием, в XI в. Ближние и Дальние пещеры сегодня совокупно содержат более 120 мощей святых угодников Божьих. В мире, пожалуй, нет другого такого места, где бы хранилось одновременно столько нетленных останков прославленных святых.

В пещерах также находятся мироточивые главы неизвестных святых. Главы помещены в специальные сосуды, и из них выделяется необъяснимого происхождения жидкое вещество — миро, обладающее целебными свойствами. Причем, когда головы мироточат, они становятся мягкими, словно воск.

Но не только количеством святынь могут похвалиться Лаврские пещеры. Случаются в них и другого рода православные чудеса. Некоторые из них описаны в «Киево-Печерском патерике» и связаны с именем преподобного Марка, подвизавшегося здесь. Его главным послушанием было копать в пещере могилы для новопреставленных подвижников, за что он впоследствии и получил прозвище Гробокопателя.

В «Патерике» упоминается несколько необычных явлений, когда умершие слушались Марка и выполняли его поручения. Например, одному из новопреставленных святых отцов он не успел вовремя выкопать могилу и попросил через другого монаха передать, чтобы умерший подождал. Тогда случилось невероятное: когда иноку передали просьбу Марка, мертвый воскрес и прожил еще один день.

Другой мертвец, которого положили в тесной могиле так, что не было возможности подойти к нему, чтобы обмазать тело маслом (елеем), по просьбе Марка Гробокопателя сам взял елей и облил себя им. Также описан случай, когда один из умерших братьев по слову того же Марка сам перелег в другую могилу, чтобы уступить место своему брату, которое полагалось тому по старшинству.

Сегодня уже мощи святого Марка Гробокопателя покоятся в знаменитых пещерах и являются предметом почитания. От преподобного сохранились не только нетленные останки, но и вериги, крест и прославившаяся шапка. Ее одевают после молебна на голову всем желающим, от чего часто происходят исцеления и другие чудеса.

В 1453 году в пещерах произошел еще один случай, который можно отнести к разряду невероятных. В праздник Воскресения Христова сюда зашел один священник по имени Дионисий. Переполненный радостью и желая разделить ее с преподобными, он воскликнул: «Сегодня Великий день, святые отцы: Христос воскресе!» Неожиданно весь сонм Печерских святых ясно ответил ему: «Воистину воскресе!» Дионисий был настолько поражен этим необычным явлением, что надолго потерял дар речи и остаток жизни провел в затворе.

Загадки Богом зданных пещер Псково-Печерского монастыря

Посоревноваться в известности с Лаврскими пещерами Киева могут разве что «Богом зданные пещеры» Псково-Печерского монастыря, которые также можно отнести к числу православных чудес. Они были открыты в 1392 году, за 80 лет до основания самой обители.

И произошло это так. Крестьянин из этой местности рубил деревья. Неожиданно одно из деревьев провалилось под гору, за ним еще несколько, и под ними открылся вход в пещеры. Согласно одному преданию, их основали бежавшие от крымских татар монахи из Киево-Печерского монастыря. Над входом обнаружили надпись: «Богом зданные пещеры». Позже один юродствующий пытался стереть эту надпись, но она всегда появлялась заново. Сегодня в этих пещерах покоятся многие мощи святых из монастырской братии.

Покоятся здесь и останки основателей монастыря: священника Иоанна Шестнака и его супруги Марии (в постриге — Васса). Когда последняя умерла, супруг похоронил ее при входе в пещеру, закопав гроб под землю. Однако на следующий день он обнаружил гроб на том же месте, но на поверхности. Заново отслужив панихиду, он вновь закопал гроб, но повторилось то же самое. Тогда он уразумел, что такова воля Божия.

С тех пор установилась традиция: гробы с умершими в пещерах никогда не закапывают, а оставляют их в специальных нишах — склепах. Но на этом необычные явления с мощами инокини Вассы не закончились. Когда в начале прошлого столетия какие-то злоумышленники попытались вскрыть гроб святой основательницы обители, им это не удалось: из гроба появился огонь и попалил их. Свидетельство этого посмертного чуда до сих пор можно увидеть на гробу преподобной Вассы — это следы от пожара.

Хоронят в Богом зданных пещерах не только монахов, но и некоторых мирян. Среди них есть даже известные предки Мусоргского, Пушкина и Кутузова. Всего насчитывается около десяти тысяч захоронений. Причем интересно, что какие-либо запахи тления здесь отсутствуют.

Посмертное чудо Александра Невского

Необычное явление произошло в 1263 году на отпевании благоверного князя Александра Невского, который перед смертью принял схиму с именем Алексий. В тот момент, когда ему должны были вложить разрешительную грамоту, он сам на глазах у всех присутствующих протянул руку и взял ее.

Интересно, что такое же чудо в точности повторилось спустя семь столетий, когда отпевали великого подвижника наших дней схиархимандрита Виталия (Сидоренко). Причем знаменательно, что случилось это в храме в честь Александра Невского в Тбилиси накануне дня памяти благоверного князя 5 декабря 1992 года. В этом храме отец Виталий прослужил последние годы своей жизни. Реакция присутствующих на это необычное явление была зафиксирована при видеосъемке отпевания.

Почти живой: мощи святого Александра Свирского

Еще одним необъяснимым чудом являются нетленные останки преподобного Александра Свирского. Как известно, он был единственным из русских святых, кому было явление Святой Троицы. Преподобный долгие годы подвизался в затворничестве близ реки Свирь на рубеже XVI столетия. Мощи преподобного уникальны тем, что сохранились почти полностью нетленными, включая мягкие ткани, даже те участки лица, которые обычно истлевают в первую очередь.

Из стопы подвижника исходит благоуханное миро, на которое после второго обретения слетались пчелы. Это чудо было заснято на видеокамеры. Сегодня мощи преподобного находятся в Свято-Троицком Александро-Свирском монастыре.

Как Спиридон Тримифунтский перевернулся в гробу

Знамениты своими многочисленными чудесами и мощи святого Спиридона Тримифунтского. Они также отмечены почти полным нетлением. Часто раку с мощами святителя невозможно открыть: считается, что в это время он отсутствует здесь, так как помогает страждущим. О том же свидетельствуют и известные бархатные башмачки подвижника, которые ежегодно приходится менять, поскольку у них чудесным образом стаптывается подошва.

Но мы бы хотели рассказать и еще об одном православном чуде, свидетелем которого был Николай Гоголь, из чьих уст к нам и дошла эта история. Однажды писатель приезжал на поклонение мощам святителя Спиридона и видел следующее необычное явление.

Когда останки преподобного по традиции обносились вокруг города, среди присутствующих был один паломник из Англии, который усомнился в достоверности чуда. Он был уверен, что тело Тримифунтского чудотворца забальзамировано, в связи с чем на спине его обязательно должны быть надрезы.

Однако когда он подошел поближе к мощам, чтобы их рассмотреть, на глазах у всех останки святого сами поднялись в гробу и перевернулись, чтобы англичанин смог увериться, что никаких швов там нет. После этого мощи святого так же вернулись в свое прежнее положение на место.

Всплывающие мощи епископа Климента Римского

Еще одно уникальное посмертное чудо связано с именем святого Климента Римского, мученически погибшего во II веке. Его тело было выброшено в море с якорем на шее недалеко от Херсонеса. Однако каждый год в день памяти мученика имело место совершенно необычное явление: море расступалось на восемь дней, давая возможность людям подходить к мощам, и в каждый из этих дней здесь совершалась Литургия. Так продолжалось до тех пор, пока останки Климента не были чудесно обретены в IX веке равноапостольными Кириллом и Мефодием.

Нетленное ухо Иоанна Златоуста

В Ватопедском монастыре на Афоне содержится еще одна редкая святыня — честная глава Иоанна Златоуста. Она представляет собой голый череп без каких-либо кожных покровов. Удивительно в ней то, что одна часть все же сохранилась нетленной — это ухо святителя. Причем совершенно необъяснимо, как оно может держаться на голых костях. Считается, что в это ухо нашептывал Иоанну Златоусту сам апостол Павел, когда тот писал толкования на его послания. Именно поэтому оно и сохранилось нетронутым тлением.

Афанасий Сидящий

В Благовещенском соборе Харькова находятся мощи святого Афанасия, Лубенского чудотворца, покоящиеся в необычном для нас положении — сидячем. В народе его за это так и прозвали: «Афанасий Сидящий». В чем же загадка такого необычного погребения? И как вообще мощи святителя оказались у нас?

Афанасий был патриархом Константинопольским. В 1694 году он возвращался через Украину из Москвы, куда ездил с личным поручением к царю. По дороге он сильно заболел и остановился в Мгарском монастыре рядом с Лубнами на Полтавщине. Здесь он и был похоронен по тому обычаю, как погребают восточных патриархов, — сидя. Позже мощи святого были перевезены в Харьков, где прославились своими чудотворениями.

Посмертная улыбка Иосифа Ватопедского

Православные чудеса происходят и сегодня. Одним из них является посмертная улыбка современного афонского старца-подвижника Иосифа Ватопедского. Он скончался 1 июля 2001 года. Когда старец умер, его лицо не было улыбающимся, что зафиксировано на многочисленных фото. Однако потом, когда его тело, по афонскому обычаю, зашили в мантию, а затем вырезали часть ткани вокруг лица, то увидели необычное явление: старец улыбался такой умиротворенной улыбкой, которая может быть только на самом счастливом лице. Эти фотографии быстро разошлись через Интернет по всему миру.

Предлагаем вашему вниманию фильм о втором обретении нетленных останков преподобного Александра Свирского:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Православная церковь почитает множество святых, носивших имя Афанасий. Среди них особым почитанием выделяется преподобный Афанасий Афонский (Х век). Имя этого святого связано с первым основанным на Святой Горе общежительным монастырем Великая Лавра, существующим и по сей день. Молитвами святого Афанасия и его огромным трудом этот монастырь был обустроен еще при его жизни. Преподобный всего себя посвятил строительству, ремонту, написанию общежительного устава, поискам денег на обустройство, и погиб под обломками обвалившегося при постройке купола храма. Память святого отмечается 18 июля. Святому Афанасию Афонскому молятся об исцелении или скорейшем упокоении (когда совсем нет надежды на излечение, такая молитва читается только по благословению священника) безнадежных больных, и когда одолевает отчаяние.

Молитва св Афанасию Великому, патриарху Александрийскому

Читать молитву святому преподобному Афанасию Великому (IV век) нужно всем мужчинам, которые названы в честь этого святого. Им не стоит забывать о том, что Афанасий – великий защитник православных догматов, борец с ересями, архиепископ. Всю свою жизнь св Афанасий Великий положил на противостояние с ересью арианства. При жизни он претерпел множество гонений и ссылок, несмотря на то, что был очень , и отвечал ей взаимностью. Чудотворные молитвы прп Афанасию Великому читают, когда есть угроза раскола в церкви, когда нужно помолиться о неверующих родственниках, об их просвещении и вразумлении, о возвращении в лоно православной церкви отпавших и заблудших, о тех, кто попал в секты.

Христианская молитва святому Афанасию Сидящему

Святитель Афанасий Сидящий (XVI век) получил свое прозвище из-за необычного для славян захоронения – его, согласно восточному обычаю, похоронили сидя, в таком же виде обрели его святые мощи, которые сейчас в таком же сидячем виде находятся в Благовещенском соборе города Харьков. По молитве святому Афанасию от его мощей происходят чудеса исцелений. При жизни Афанасий Сидящий был Цареградским патриархом, его трудами множество людей было обращено в православную веру. Святителя Афанасия многие называют Бодрствующим не только из-за позы, но и из-за того, что он очень быстро помогает и никого из приходящих к нему не оставляет без утешения.

Слушать на видео молитву святому Афанасию о исцелениие

Текст православной молитвы святому Афанасию на русском языке

Преподобне отче Афанасие, изрядный угодниче Христов и великий Афонский чудотворче, во дни земнаго жития твоего многия на путь правый наставивый и во царствие Небесное мудре руководивый, скорбныя утешивый, подающым руку помощи подавый и всем любезен, милостив и сострадален отец бывый! Ты и ныне, в небесней пребывая светлости, наипаче умножаеши любовь твою к нам немощным, в мори житейстем различие бедствующым, искушаемым духом злобы и страстьми, воюющими на дух. Сего ради смиренно молим тя, святый отче: по данней тебе от Бога нам волю Господню в простоте сердца и смирении творити: искушения же вражия победити и свирепое страстей море да тако немокренно прейдем житейскую пучину и предстательством твоим ко Господу сподобимся достигнути обетованнаго нам Царствия Небеснаго, славяще Безначальную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.