Материалы        23.04.2024   

Витус беринг, или северный путь командора. Великая Северная экспедиция 1 и 2 камчатские экспедиции возглавил

ктивное освоение Дальнего Востока Россией началось при Петре 1 практически сразу после полтавской победы и окончании северной войны с заключением мира со Швецией в 1721 году.

Открытие морского пути на Камчатку способствовало бы изучению северной части Тихого океана. Петр 1 интересовался морскими путями в Индию и Китай, распространением влияния России на восточную часть Тихого океана, достижением “незнаемой части” Северной Америки, куда еще не успели добраться французы и англичане.

Интерес к Индии и Китаю и путям проникновения туда в мире все возрастал после того, как Марко Поло в 1271 - 1295 годах прошел в Китай сушей и вернулся обратно морем, поведав миру о “царствах и чудесах” Востока. В 1466 году Афанасий Никитин проник в Индию, поведав описание своего путешествия. Позже в 1453 году сухопутные дороги туда были перекрыты турками - османами, захватившими Константинополь, и Европа вынуждена была искать морские пути.

Открыть этот путь удалось Васко да Гама (через юг Африки), но одновременно поиски шли и в юго-западном направлении. Колумб , Бальбоа , Кабраль , Магеллан - открыли миру Новый Свет. Европа бросилась делить сей лакомый кусок. Римский папа Александр Боджиа по-третейски рассудив отдал все, что лежало западнее Азорских островов Испании, восточнее - Португалии, что было, в общем-то, справедливым решением... для Испании и Португалии... Но, к великому огорчению оных в тот момент уже существовали и другие морские державы - Англия, Франция, Голландия. Выяснение отношений затянулось на столетия, из которого правой во всех отношениях вышла, как нам теперь известно, Англия, которая и объявила себя владычицей семи морей.

Россия к тому времени уже успела стать морской державой и, естественно, не могла уступить полмира могучей, но все-таки крохотной Англии. Поэтому вопрос покорения морей и проникновения в Китай всегда был актуален для начинающей набирать силу империи.

Где-то там была еще никому неведомая "земля да Гама", богатая пушниной.

В январе 1725 года Петр 1 отдал указ о подготовке экспедиции на Тихий океан для достижения берегов Северной Америки. Экспедиция должна была достичь какого-нибудь “города европейских владений” в Америке:

I. Надлежит на Камчатке, или другом там месте, сделать один или два бота с палубами.

II. На оных ботах (плыть) возле земли, которая идет на норд, и по чаянию (понеже оной не знают) кажется, что та земля - часть Америки.

III. И для того искать, где оная сошлась с Америкою, и чтоб доехать до какого города европейских владений; и ежели увидят какой корабль европейской, проведать от него как оной куст называют, и взять на письме и самим побывать на берегу и взять подлинную ведомость и, поставив на карту, приезжать сюды.



В 1732 году корабль под началом М. Гвоздева настолько близко подошел к берегам Америки, что матросы смогли различить ее берега, но посточный встречный ветер вновь не дал “Архангелу Гавриилу” подобраться к заветной цели.

В

1733 году правительство приняло решение об организации второй Камчатской экспедиции, называемой также Великой Сибирской или Великой Сибирско-Тихоокеанской.

На эту экспедицию возлагались большие надежды. Экспедиция должна была отыскать пути судоходства по Северному Ледовитому океану, разведать пути в Америку, Японию, провести картографические исследования (уточнение расположения "земли да Гама"), изучить быт и нравы народов, населяющие эти земли.

В экспедицию входили натуралисты, географы, историки. Будущий герой этой экспедиции Георг Стеллер попал в нее только благодаря своей настойчивости. Беринг всячески отказывался брать на борт второго медика, но желание молодого натуралиста... ко всяким трудностям и трудам , а также стремление побывать в новоизобретенных местах было настолько сильно, что он добился от Беринга разрешения пребывать на судне не ученым или медиком, а на любых условиях.

4

июня 1741 года пакетботы “Святой апостол Петр ” под руководством Беринга и “Святой апостол Павел ” под командованием Чирикова отправились к берегам Америки. Беринг пытался отыскать пресловутую "землю да Гама", а Чириков хотел доказать, что Америка находится не весьма далече Чукотского восточного угла.

Командор Беринг напрасно утюжил Тихий океан в тщетных попытках найти затерявшуюся землю. Ее не было тогда, не появилась она и ныне.

Штормы трепали суда... Терпение Беринга заканчивалось (терпение команды, надо полагать закончилось много раньше). И он отдал приказ поворачивать на северо-восток... 20 июня, в сильном тумане, корабли потеряли друг-друга. Далее им предстояло выполнять задачу раздельно.

15 июля Чириков и его “Святой апостол Павел” достигли земли близ берегов Америки, носящей теперь имя первого правителя русских поселений в Америке - земли Баранова. Через два дня, послав к земле шлюпку с десятком матросов под командованием штурмана Дементьева и не дождавшись их возвращения в течение недели он посылает вторую с четырьмя матросами на поиск сотоварищей. Не дождавшись возвращения и второй шлюпки и не имея возможности подойти к берегу Чириков отдал приказ продолжить плавание.

“Святой апостол Павел” посетил некоторые из островов Алеутской гряды.

А при земле, при которой мы ходили и осмотрели около 400 верст, видели китов, сивучей, моржей, свинок, птиц... множество... По земле оной везде высокия горы и берега к морю имеют крутыя... а на горах близ того места, где пришли к земле, как выше показано, лесу довольно большого росту... Оказался наш берег на западной стороне в 200 саженях расстоянием... Выехали к нам в 7 кожаных малых лотках, в каждой по одному человеку... А после полудня... приезжали к судну нашему в таких же 14 лотках по одному ж человеку.

После посещения островов Алеутской гряды "Святой апостол Павел" взял курс на Камчатку и 12 октября 1741 года прибыл в Петропавловскую гавань.

Пакетбот "Святой апостол Петр" искал "Святого апостола Павла” с самого первого дня их разлуки, Беринг и не подозревал, что находится рядом с грядой островов, которые уже посетил Чириков. Доводы Георга Стеллера, наблюдавшего в море чаек, что рядом должна находиться земля и необходимо повернуть на север не возымели никакого действия на озабоченного пропажей судна капитан-командора, и даже наоборот - раздражали умудренного опытом 60-летнего Беринга. Еще два месяца блуждал командор в надежде обнаружить "Святого апостола Павла". Но, казалось, неудачи преследовали его. "Земля да Гама" так и не найдена, судно потеряно... Дальше тянуть было нельзя - вся экспедиция оказывалась под срывом... И 14 июля флотский мастер Софрон Хитрово , после длительного совещания внес необходимую для этих случаев запись в судовой журнал:

А понеже мы, по выходе нашем из гавани, на означенный курс зюйд-ост-тень-ост имели плавание не токмо до 46, но и до 45 градуса, однако ж никакой земли не видели... Того ради положили переменить один румб, держать ближе к норду, то-есть иттить на ост-норд-ост...

Потеря надежд на нахождение "земли да Гама" и судна Чирикова были не единственными причинами, заставившими командора изменить курс - из 102 бочек воды осталась только половина, вернуться в Петропавловск надлежало не позже конца сентября, если будет найден берег Америки. Но его не было... 14 июля пакетбот "Святой апостол Петр" пошел к северным широтам, и уже через день Стеллер увидел очертания земли.

Утром при ясной погоде все сомнения отпали. Но ввиду слабости ветра пакетбот смог приблизиться к берегу лишь 20 июля.

Это был северо-запад Америки.

Н

есколько матросов, офицер Софрон Хитрово и натуралист Стеллер ступили на долгожданный берег.

Всякий легко себе вообразит, как велика была радость всех, когда мы, наконец, увидели берег, со всех сторон посыпались поздравления капитану, до которого более всего относилась честь открытия - писал возбужденный событием Стеллер. Лишь Беринг не разделял всеобщего ликования - он уже был болен. Груз ответственности за экспедицию, неудачи в самом начале пути - все это сильно угнетало Витуса Беринга. Все ликовали по поводу откровенной удачи, отблесков грядущей славы, но необходимо было еще и возвращаться. Только умудренный долгим опытом мореплавания, пожилой, стремившийся к этой цели 9 лет, и вот, наконец, получивший ее, Беринг осознавал это: Почем знать, не задержат ли нас здесь пассатные ветры? Берег нам незнаком, провианту у нас на перезимовку не хватит.

Руководителям Великой Северной экспедиции — Витусу Берингу и Алексею Чирикову было поручено выяснить, соединяется ли Азия с Америкой, исследовать морские пути на севере Тихого и в Ледовитом океане . После этого плавания на кар-тах появились Берингов пролив и Берингово море .

Отряды Север-ной экспедиции шли по маршрутам русских землепроход-цев, нанося на карту многочисленные заливы, бухты, полуостро-ва, отмечая устья рек, измеряя расстояния.

Отряд Беринга и Чирикова путешествовал на кораблях «Святой Пётр» и «Святой Павел». В 1740 г. в Авачинской губе ими был основан Петропавлов-ский острог (ныне город Петропавловск-Камчатский).

Во время плавания Второй Камчатской экспеди-ции в 1741 г. суда Беринга и Чирикова в тумане потеряли друг друга и действовали самостоятельно. Витус Беринг на «Святом Петре» достиг юго-западной оконечности Аляски, нанёс на карту Алеутские и Командорские острова . На зимовку экипаж был вынужден остановиться на одном из островов. Жить приходилось в землянках. Не хватало продо-вольствия и пресной воды, путешественники болели цингой. Из команды в 75 человек в течение зимы умерли 30 моряков, в том числе и сам командор Витус Беринг. Уцелевшие члены команды сумели разобрать пострадав-ший от шторма «Святой Пётр», построить из его обломков небольшое суд-но и в августе 1742 г. вернуться на Камчатку.

Для работы на Камчатке в составе Второй Камчатской экспедиции находился студент Академии наук Степан Петрович Крашенинников (1711-1755) — путешественник и иссле-дователь полуострова Камчатка. Он возглавлял Академический отряд Великой Северной экспеди-ции.

Степан Крашенинников был гео-логом, географом, ботаником, зоологом, этнографом, лингвистом, историком. В 1756 году путешественник опубликовал двухтомное «Описание земли Камчатки» — замечательное на-учное и литературное произведение. Труд Крашенинникова был переведён на четыре европейских языка и стал образцом для многих авторов. Своего научного значения книга не потеряла и сегодня. Материал с сайта

В результате Великой Северной экспедиции было исследовано все се-верное побе-режье Азии (Карского моря, моря Лаптевых, Восточно-Сибирского моря ) от Урала и устья реки Кары до устья Колымы, северо-западного побережья Америки, установлены точные очер-тания полуостровов Таймыр, Ямал, Камчатка, исследованы и описаны большие участки ниж-них течений многих крупных рек от Печоры до Колымы.

Самый северный мыс Евразии получил имя своего открывателя — мыс Челюскин на полуострове Таймыр . А лежащее к востоку от Таймыра море было названо именами ис-следователей — братьев Лаптевых .

23 декабря 1724 года (3.01.1725 г.) - издан указ Петра I об организации Первой Камчатской экспедиции. Это был важный шаг в освоении Сибири и установлении торговых связей со странами Востока. Его ключевым аспектом стал вопрос о возможности плавания северным путем из Архангельска в Индию. В связи с этим экспедиции поручалось исследовать северные районы Тихого океана и выяснить расположение Америки. В действительности пролив между Чукоткой и Аляской был открыт ещё в 1648 году Дежнёвым, но научная общественность узнала об этом только в 1758 году.

Интересно, что характер этого документа и трактовка задач экспедиции до сих пор вызывают оживленные споры среди ученых. Некоторые называют его просто запиской или справкой, но большинство историков всё-таки считают, что документ представляет собой полноценный указ Петра I. Еще большее разнообразие в трактовке задач. Многие понимают их значительно шире, чем поиски пролива. Экспедиция, по их мнению, должна была разведать путь в Америку, которая в любом случае находилась в непосредственной близости от наших берегов, и выяснить, кто является ближайшим соседом России.

Насущная необходимость исследований

В 1721 году была успешно завершена Северная война, и появилась возможность перейти к решению важнейших государственных задач мирного развития, в том числе к исследованию восточных границ России и северной части Тихого океана. В связи с этим и был издан указ о подготовке Первой Камчатской экспедиции. Кроме указа, Петр I лично написал инструкцию её командиру, в которой четко определил цели, пути их достижения и желаемый результат.

Таким образом, перед экспедицией стояли не только самые актуальные научные, но и важнейшие государственные задачи - уточнение границ Российской империи и присоединение к ней вновь открытых земель. При этом предписывалось самое ласковое обращение с народами и племенами, поступающими в подданство России. Экспедиция продолжалась пять лет, но морской поход длился всего полтора месяца. Остальное время ушло на переезд из Петербурга на Камчатку и обратно, строительство кораблей, заготовку провианта и строительных материалов.

К этому времени в мировой литературе накопилось много недостоверных сведений об этом регионе. На западноевропейских картах пролив между Чукоткой и Аляской существовал с 1566 года. Существовал он и на многих российских картах, но они не располагали доказательной базой, поскольку были составлены на основании старых чертежей и расспросов местных жителей. Для получения достоверных данных необходимо было провести основательное изучение северной части Тихого океана.

Замыслы Петра I

В инструкции Петр I указал, что кораблю экспедиции надлежит следовать от Камчатки вдоль земли, которая идет на север, и по его предположению она уже была частью Америки. Далее до ближайших европейских владений в Америке, высадиться на берег, взять письменные свидетельства и нанести это место на карту или идти до встречи с каким-либо европейским кораблем, который мог бы дать информацию о достигнутых экспедицией землях. В инструкции не упоминалось о поиске пути в Индию или пролива между Азией и Америкой.

Главой экспедиции был назначен датчанин капитан 1 ранга Витус Беринг (1681 - 1741 гг.). В 1704 году он был принят на русскую службу и вскоре стал одним из лучших командиров линейных кораблей. Беринг принимал деятельное участие в военных действиях против шведов и неоднократно выполнял ответственные поручения. В целом это был умный и мужественный офицер. Вместе с тем он не проявлял достаточной решительности в трудные моменты. Интересно, что сам он в документах подписывался как Витезь Беринг, наши официально именовали его Витес, а в обиходе просто Иван Иванович.


Рисунок В.Н. Ефимова

Помощниками Беринга были назначены лейтенанты датчанин Мартын Шпанберг и Алексей Чириков. Шпанберг характеризовался как опытный моряк и деятельный офицер, но он не имел образования, зачастую был груб и склонен к стяжательству. В противоположность ему, Чириков обладал глубокими знаниями в области навигации и был отличным моряком. Он понимал огромное научное и государственное значение экспедиции и самоотверженно работал для достижения успеха. Большой вклад в работу экспедиции внесли гардемарин П.А. Чаплин, мореход К. Мошков, корабельные мастера и матросы.

Трудности сухопутного участка пути

Первый отряд экспедиции под командой Чирикова вышел в путь 24 января 1725 года. Прямо из Петербурга везли пушки, ядра, якоря, паруса и канаты, большое количество инструментов и различного оборудования. В пути обоз постоянно возрастал. Из Якутска, например, только одного продовольствия везли 6 тыс. пудов. Сухопутный маршрут экспедиции до Охотска пролегал через Вологду, Тобольск, Илимск и Якутск, в общей сложности 9 тыс. километров.

Особенно трудно было преодолеть участок свыше 1000 км между Якутском и Охотском. Тяжелые грузы отправили на судах под командой Шпанберга. По рекам дошли только до середины пути, а затем грянули морозы. Дальше грузы везли на нартах людьми. Но нарты застревали, и их приходилось оставлять. В помощь отряду Беринг выслал людей из Охотска. Им пришлось преодолевать горы, болота и совершенно дикие места. По дороге ели павших лошадей, сыромятные сумы и другие кожаные вещи и только в начале января 1727 г. прибыли в Охотск. Оставленные нарты с грузом собирали уже в мае.


Маршрут Первой Камчатской экспедиции

Не легче был и переход основного отряда. Из взятых в Якутске 663 лошадей около 270 пали или замерзли в пути. На лошадь клали до 80 кг груза, а люди зимой везли на нартах до 80-100 кг. Многие возчики убежали, а некоторые погибли. В Охотском остроге, который в то время состоял всего из 10 дворов, приходилось сооружать избы и амбары, строить и снаряжать суда.

На построенном здесь небольшом судне «Фортуна» и отремонтированной ладье экспедиция 22 августа 1727 г. вышла из Охотска. Через две недели суда пришли в Большерецк. Далее надо было продолжать путь в Нижне-Камча́тск, но Беринг не решился идти туда морем. Тяжелые грузы вновь отправили по рекам на судах под командой Шпанберга. Но дойти до цели ему опять не удалось. Реки замерзли, и продолжить путь можно было только зимой на собаках. Беринг с остальными членами экспедиции и обозом совершил этот переход в январе 1728 года в условиях сильных морозов и снежных бурь.

Здесь, как и на переходе от Якутска до Охотска, для транспортировки грузов было привлечено много местных жителей. Все понимали, что это подвергает их семьи смертельной опасности, поскольку мужчины лишались возможности заготовить продукты питания на зиму, но такова в то время была цена великих географических открытий.

В Нижне-Камчатск Беринг прибыл 11 марта 1728 года, и сразу же заложил бот «Св. Гавриил». Судно имело длину 18,3, ширину 6,1 и осадку 2,3 м. Его оснастили и оборудовали в строгом соответствии с регламентом, чтобы оно достойно представляло Российский военно-морской флот. Такое требовательное и уважительное отношение к соблюдению всех правил и традиций при постройке военного судна наблюдалось у нас всегда, начиная с первого корабля «Орел», (подробности читайте ). Экипаж «Св. Гавриила» состоял из 44 человек. Решение Беринга идти в Нижне-Камчатск не морем, а на собаках исключило возможность закладки судна осенью и существенно отодвинуло выход в море. Такая задержка сократила время плавания у северных берегов и снизила результативность экспедиции.

Поход вокруг Чукотки

«Св. Гавриил» вышел в море 14 июля 1728 года. Утром 17 июля – первое географическое открытие: остров Карагинский. Затем моряки прошли вдоль берега Анадырского залива, открыли залив Креста и бухту Провидения, а перед входом в пролив (Берингов) открыли остров Святого Лаврентия. Затем берег скрылся далеко на юге. Плыли ещё два дня на север, дошли до 67°18’48» с. ш., но земли не обнаружили. Фактически они уже прошли пролив между материками, и находились в Чукотском море, но моряки об этом не знали. С момента выхода из Ново-Камчатска прошло 34 дня.


Бот «Св. Гавриил» в море
С картины Е.В. Войшвилло

Настало время принимать решение, куда плыть дальше. Чириков предложил направиться на запад, до устья Колымы. Однако Беринг был уверен, что он уже дал ответ на второй пункт инструкции Петра I (поскольку стало ясно, что Америка не сходится с Азией). В связи с этим отпал и третий пункт инструкции (доехать до ближайших европейских владений в Америке), так как неизвестно, на каком расстоянии располагается Америка. Поэтому Беринг посчитал свою задачу выполненной и 15 августа приказал возвращаться.

На обратном пути мореплаватели открыли остров Святого Диомида и 2 сентября бросили якорь в устье реки Камчатка. На следующий год Беринг вышел в море 5 июня 1729 г. и пошел к востоку для поиска Америки. Встретив большие трудности и не обнаружив земли, он повернул на юг и, зайдя в Большерецк, 23 июля 1729 года прибыл в Охотск. Первая Камчатская экспедиция была успешно завершена. Позднее обширные исследования в северной части Тихого океана провела экспедиция под руководством .

Итоги экспедиции

В Петербурге Беринг представил отчет об экспедиции и приложил к нему карту. На ней был обозначен пролив между Азией и Америкой, но при этом была сделана пометка, что северный берег Азиатского материка к востоку от Колымы нанесен по старым картам. На основании этого Адмиралтейств-коллегия и Сенат усомнились в открытии пролива между материками. Отказавшись от предложения Чирикова дойти до Колымы, Беринг заслужил упреки современников и потомков в том, что он не справился с поставленными ему задачами.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Греков В.И. Очерки из истории русских географических исследований в 1725—1765 гг. 1960 г.
  • Военная энциклопедия. Санкт-Петербург. 1912 г.
  • Восточная литература. Средневековые исторические источники востока и запада. Интернет-портал
  • Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. Санкт-Петербург. 1890—1907 гг.

Оценивая сейчас действия Беринга и его спутников, наверное, можно согласиться с мнением их современников о том, что они могли сделать больше. Но надо иметь в виду и то, что это была первая научная морская экспедиция. Россия только начинала изучение и освоение своих огромных владений. А что Вы, уважаемый читатель, думаете по этому поводу?
Поделитесь своим мнением в комментариях к этой статье. Это будет интересно всем!

Из школьных учебников известно, что в 1725 году по распоряжению Петра I из Санкт-Петербурга в сторону Камчатки отправилась экспедиция Витуса Беринга. Ее заявленной задачей было уточнение данных географических карт и проверка существования пролива между Азией и Северной Америкой. Однако, как утверждают современные историки, истинная цель плавания была совсем иной.

Плацдарм для нападения на Америку

Согласно архивным историческим документам, морской поход был организован для изучения возможности захвата земель Северной Америки русской короной. В этом случае опорной базой российских войск должна была стать Камчатка, к берегам которой и был направлен Беринг. Тем не менее официальная задача экспедиции также должна была быть выполнена. Когда корабли достигли побережья полуострова, перед Берингом встал вопрос, как поступить дальше. Можно было продолжить плавание и при полном снаряжении обогнуть Камчатку, достигнув пролива, разделяющего Евразию и Северную Америку. Но был и второй вариант. Чтобы лишний раз не подвергать офицеров и солдат риску плавания по неспокойным северным морям, а также дать им почувствовать твердую землю под ногами, Беринг предложил военным членам экспедиции пересечь Камчатку пешком. Тогда корабли подобрали бы их на другой стороне полуострова. Параллельно солдаты и офицеры должны были разведать наиболее удобные места для возведения крепостей, если Россия начнет военную экспансию на территорию Северной Америки.

Второй вариант был признан лучшим, и основная часть людей сошла на сушу. Но тащить на себе снаряжение и оружие было делом нелегким. Решили привлечь местных жителей - камчадалов из племени народа ительменов. Они уже тридцать лет как были покорены казаками и отлично подходили на роль носильщиков. Вот только, как заставить их помогать бесплатно, было большим вопросом.

Дело в том, что туземцы аккуратно платили налог в царскую казну в виде шкурок зверей. Продажа шкур из России в Европу была крайне выгодной, поэтому от ительменов больше ничего не требовали. Тем не менее верховенство белых людей им не нравилась. А тут еще как снег на голову свалился Беринг, пожелавший, чтобы его команду бесплатно, в интересах царя, проводили через весь полуостров. Плюс все это происходило в разгар сезона охоты, и ительмены опасались, что если они упустят время, то им нечем будет потом платить налог, а это приведет к карательным мерам со стороны местных казаков.

Первая камчатская война

Хитрый датчанин Беринг решил проблему обманным путем. Он пообещал тем, кто посодействует в перевозке людей и грузов, освобождение от царского налога шкурами на три года! Как тут устоять. Аборигены согласились. Они и не подозревали, что Беринг, не обладая подобными полномочиями, просто солгал им. Когда афера вскрылась, корабли мореплавателя были уже далеко.

Однако ительмены не стерпели подлости и поднялись на войну против царской администрации, представленной казаками. В истории эти события сохранились под названием «Первая камчатская война». Сначала были захвачены остроги казаков. Затем ночью ительмены вырезали весь гарнизон крепости «Нижнекамчатск», главного фортификационного сооружения русских на Камчатке. Спастись удалось лишь трем казакам, которые подняли тревогу, правда, в тот момент было уже поздно. Полуостров вернулся под власть местных племен.

В этот момент по иронии судьбы обратно в Санкт-Петербург из Северной Америки возвращался один из кораблей Беринга - бриг «Гавриил» - с солдатами и офицерами на борту. Вооруженные моряки, узнав о восстании камчадалов, сняли корабельные пушки, сошли на берег и, осадив Нижнекамчатск, спустя двое суток взяли его. Мятеж был подавлен. Война выживших казаков и моряков с местными племенами приняла особенно ожесточенный характер. Обе стороны воевали предельно жестоко, пленных не брали. Победили казаки, к 1732 году во второй раз полностью захватив Камчатку.

Географическая экспедиция, совершенная русскими моряками во второй четверти XVIII века вдоль арктического побережья Сибири к Японии и Америке.

В экспедиции участвовали 9 морских и сухопутных отрядов, перед которыми были поставлены разные задачи: исследование арктического побережья Сибири, Курильских островов, составление подробных географических, этнографических и геологических описаний обширных территорий от оз. Байкал до побережья Тихого океана, а также разведка морских путей в Японию и Америку. Планированием экспедиции занимался датский мореплаватель В. Беринг. Его проект был одобрен Сенатом. Всего в экспедиции приняло участие несколько тысяч человек, из них 550 вошли в исследовательские отряды. Специально для плавания было построено несколько кораблей. Именно морская часть экспедиции получила наименование Великой Северной экспедиции, поскольку поставленные ей задачи были поистине грандиозны.

Целью отряда во главе с В.Берингом стал поиск пути в Северную Америку. Для этого летом 1740 г. было построено два пакетбота «Святой Петр» и «Святой Павел», первый из них возглавил сам капитан-командор, а второй - его многолетний помощник А.И. Чириков.

Трагическая гибель В.Беринга и удача А.И. Чирикова

По указанию В. Беринга к берегам Камчатки был отправлен корабль «Святой архангел Гавриил» во главе с И.Ф. Елагиным для подготовки базы. Елагин успешно справился с поставленной задачей: были построены склады и жилые помещения. Вскоре в Авачинскую бухту прибыли беринговские «Святой Петр» и «Святой Павел», из-за чего основанное поселение было названо Петропавловским острогом (впоследствии Петропавловск-Камчатский). Затем экспедиция достигла побережья Аляски, открыла часть Шумагинских и Алеутских островов. После зимовки последовало новое мореплавание двух кораблей, ставшее последним для В. Беринга. Из-за непогоды корабли потеряли друг друга. Страдавший от нехватки продовольствия экипаж во главе с Чириковым все-таки нашел путь назад и добрался до Камчатки. Тем временем «Святой Петр» Беринга достиг побережья Северной Америки, но вскоре попал в жесточайший шторм, продолжавшийся несколько недель, среди моряков вспыхнула цинга. Корабль получил тяжелые повреждения, но, в конце концов, ему удалось достигнуть берега, где В.Беринг так и не смог пережить зимовку, скончавшись в декабре 1741 г. (остров впоследствии получил его имя). Из 77 человек выжить удалось лишь 46. Из остатков корабля было построено небольшое судно, на котором лишь в августе 1742 г. морякам удалось достичь Петропавловского острога. В 1743 г. деятельность Второй Камчатский экспедиции была прекращена.

Другие путешественники и результаты отдельных экспедиций

Среди других участников экспедиции была целая плеяда выдающихся российских путешественников. Можно упомянуть естествоиспытателя С.П. Крашенниникова, зачисленного во 2-ой академический отряд. В 1733-1737 гг. он собирал ботанические, этнографические и др. материалы в Сибири, затем отправился к берегам Камчатки, где его судно потерпело кораблекрушение. До 1741 г. исследовал Камчатку самым подробным образом, став во многом первооткрывателем края.

В экспедиции также приняли участие полярные мореплаватели братья Д.Я. и Х.П. Лаптевы, исследовавшие побережье Северного Ледовитого океана. В честь признания заслуг братьев их именем было названо море. Под началом Х.П. Лаптева также служил С.И. Челюскин, описавший северо-западное побережье Таймырского полуострова, выявив при этом его северную часть, позднее получившую его имя (мыс Челюскина).

В результате деятельности Второй Камчатской экспедиции впервые была произведена опись отдельных участков побережья Северного Ледовитого океана, Камчатки, открыты и нанесены на карту Южные Курильские и частично Алеутские острова, доказано отсутствие наличия каких-либо земель между Камчаткой и Северной Америкой и подтверждено существование пролива между Азией и Америкой. Был собран серьезный научный материал по этнографии, геологии, серьезно уточнены географические карты региона.

К сожалению, из-за пожара в Тобольске в 1787 г. пострадали многие материалы, полученные во время экспедиции, но в настоящее время продолжаются исследования, посвященные ей.