Материалы        29.12.2023   

Ходили мы походами. из истории вмф ссср

в Избранное в Избранном из Избранного 0

Агрессия ряда западных стран в Ливии не может не вызвать возмущения любого порядочного человека, однако одновременно она вызывает ряд вопросов. В первую очередь – почему так быстро?

Агрессия ряда западных стран в Ливии не может не вызвать возмущения любого порядочного человека, однако одновременно она вызывает ряд вопросов. В первую очередь – почему так быстро? Подготовка к оккупации Ирака или Афганистана длилась много месяцев, здесь же решение было принято буквально в течение нескольких недель (если считать за подготовку тот поток лжи о событиях в Ливии, который обрушили на своих слушателей основные западные информационные агентства с самого начала ливийских событий). Если же их не учитывать, то речь идет в прямом смысле этого слова о днях. Отметим, что скоротечность принятых решений о начале военных действий отмечают и некоторые западные источники, которые говорят о том, что операция, в общем, еще не подготовлена.

Соответственно, возникает вопрос: что же потребовало такой острой реакции? И некоторому предварительному обсуждению возможных ответов на этот вопрос посвящен этот текст.

Самая первая гипотеза, которая лезет в голову, – это связь агрессии в Ливии с главной новостью предыдущей недели – с аварией на атомной станции в Японии. Представим себе, что ситуация там сильно хуже, чем рассказывали японцы, что дело уже идет о масштабе Чернобыля. Тогда это может стать поводом для обвала мировых рынков и прочих крайне негативных последствий. И главной задачей мировой финансовой и политической элиты является сместить внимание на какой-либо другой объект. За это время, возможно, удастся как-то подготовиться, разнести неприятные новости по времени… в общем, сбить панику. Косвенные намеки на это есть: в частности, информация о том, что радиация проникла в грунтовые воды в провинции Фукусима, может означать, что основные конструкции одного или нескольких реакторов разрушены. Но может и не означать, поскольку какая-то часть радиоактивных частиц разнесена ветром.

Отметим, что если такая цель стоит, то ее во многом удалось добиться, поскольку новости из Японии явно отошли на второй план. Мы, разумеется, рано или поздно узнаем, что там происходит на самом деле, так что эта версия, так или иначе, получит свое подтверждение. Мы же лишний раз можем отметить, что для империалистов несколько тысяч (или даже десятков тысяч) человеческих жертв не являются препятствием, когда речь идет о собственных прибылях.

Вторая причина – бешенство Саркози, которому Каддафи пригрозил раскрытием коррупционных связей. Для нынешнего президента Франции это – не просто конец политической карьеры, но еще и много лет тюрьмы, от которой ему отвертеться не получится, поэтому его бешенство и неприкрытый ужас понятны. Тут, разумеется, есть серьезная проблема: пока Каддафи не предъявил свои аргументы, можно утверждать, что их и нет вовсе. Однако общая стилистика современной западной политики наводит на размышления о том, что, скорее всего, какие-то основания для своих слов у ливийского лидера есть. Вопрос скорее в другом: если Саркози чего-то там хочет, как это может повлиять на США? Они-то что так возбудились?

Тут возникает третья причина. Дело в том, что основная претензия Обамы к Бушу-младшему, когда он только шел к президентскому посту, заключалась в том, что Буш в международной политике ведет себя как слон в посудной лавке, изображая из себя пахана на провинциальном рынке. И сам Обама говорил о том, что он будет выстраивать коалиции и привлекать союзников: именно в рамках этой позиции он говорил о «перезагрузке» в отношениях с Россией. Сегодня уже ему, скорее всего, стало ясно, что такое поведение просто невозможно, поскольку экономических ресурсов (за счет которых, собственно, США всегда и привлекали союзников) становится все меньше и меньше, и «решать вопросы» можно только за счет привлечения голой силы. А значит, нужно возвращаться к политике времен Буша.

Беда только в том, что все время применять силу невозможно, это слишком дорого стоит. Основной практикой такой политики являются постоянные угрозы в расчете на то, что контрагент «сломается». Но если он вдруг начинает «упираться», то тут силу нужно применять немедленно, поскольку он может стать примером для остальных. Любой мальчишка, который учился в обычной школе, видел такую ситуацию на практике.

Каддафи явно «пошел на принцип». И потому, что западная пресса, нагло фальсифицируя репортажи из Ливии, нанесла ему личное оскорбление; и потому, что ситуация в этой стране принципиально отличается от той, что сложилась в Тунисе и Египте; и, наконец, потому, что у Каддафи были свои причины не верить США. Напомню, что Каддафи в рамках своих геополитических предпочтений явно склонялся к СССР, но в 1986 году, когда американцы нанесли удар по Ливии, Горбачев предпочел уклониться от ответа (одно из первых, но далеко не последнее предательство в его роли главы государства). В этот момент стало понятно, что Каддафи придется пойти на уступки Западу, что он и сделал, признав вину Ливии в крушении самолета над Локерби. Хотя есть серьезные основания считать, что он имеет к этому взрыву такое же отношение, как бен Ладен – к событиям 11 сентября 2001 года, и есть довольно много утечек о роли ЦРУ в организации этого взрыва. Впрочем, Каддафи, в отличие от бен Ладена, хотя бы точно существует на этом свете. Кроме того, после событий 1986 года в Ливию были вновь допущены некоторые западные нефтяные компании. И нынешнее поведение США и Франции Муаммар Каддафи не может не рассматривать как односторонний разрыв прежних договоренностей, который означает, что ни о каких новых договоренностях с западными политиками речи быть не может, поскольку их слово просто ничего не значит.

А США в этой ситуации оставалось только нанести удар, поскольку признать, что они сами виноваты, нарушив договоренности с Каддафи четвертьвековой давности, они не могут (поскольку, например, это снова вытащит из небытия вопрос о том, кто виноват в крушении пассажирского лайнера над Локерби), а значит, вынуждены действовать грубо силовым способом.

Но есть и еще одна версия, еще более запутанная и даже отчасти противоречащая одной из предыдущих. Речь идет о том, что экономическая ситуация в США сильно напоминает картину лета 2001 года. Резко возрастают негативные явления в экономике, в первую очередь растет потребительская инфляция и падают потребительские настроения и рынок недвижимости. Я уже много раз об этом писал, но повторю еще раз: при падающем (или, как минимум, не растущем) спросе розничные цены не должны расти! Это противоречит всем рыночным законам! Однако, кроме рынка, есть еще и реальная экономика, которая говорит, что предприятия-производители просто вынуждены повышать отпускные цены, потому что больше не могут принимать на себя рост издержек!

Постоянная эмиссия вызывает рост цен на ряд базовых товаров (нефть, металлы, энергия, продовольствие), а это приводит к росту издержек реального сектора. Он довольно долго компенсировал этот рост путем снижения альтернативных издержек (увольнял избыточный персонал, сокращал зарплаты и другие выплаты, сокращал непрофильные виды деятельности и т. д.), но, видимо, этот путь исчерпан. Официальные данные за февраль показывают рост в 0,5%; в реальности речь идет как минимум о 0,6-0,7%, и если мартовские данные, которые станут известны к середине апреля, будут еще хуже, то встанет вопрос о том, что инфляцию нужно жестко ограничивать.

С другой стороны, быстро падают потребительские настроения и рынок недвижимости. Это требует от денежных властей США стимулирования экономики, т. е. ослабления денежной политики, что на сегодня означает усиление эмиссии. И на заседании Комитета по открытым рынкам, которое должно состояться в конце апреля, ФРС должна дать определенный ответ, причем публично объяснить, почему решение именно такое, а не иное.

Как понятно, хорошего решения тут нет. Продолжить эмиссионные программы – значит раскрутить высокую инфляцию со всеми ее недостатками. Остановить эмиссию – получить повторение осени 2008 года с массовыми банкротствами финансовых институтов, на что ФРС точно пойти не может. Остается, что называется, совместить, т. е. продолжить эмиссию с одновременным повышением ставки. Иными словами, начать стагфляционный сценарий. Но и в первом, и во втором, и в третьем случаях возникает вопрос: кто виноват в том, что экономический спад продолжается? Причем если в 2009-10 гг. еще можно было массовой пропагандой изображать выход из кризиса, то тут-то все станет ясно: кризис продолжается, и будет развиваться еще долго.

И вот тут, как и в 2001 году, нужен какой-то внешний виновник, который и станет козлом отпущения. Разумеется, сама Ливия не тянет на такой масштаб, но представим себе, что через несколько дней или недель «ливийские террористы» взорвут, например, атомную станцию во Франции… Разумеется, если в Японии повторился Чернобыль, то этого можно не делать, но что, если там ситуация взята под контроль?

Обращаю внимание, что западные СМИ уже передали «слова Каддафи», что он начнет финансировать терроризм в Европе как ответ на агрессию. Можно ли им верить – вопрос, поскольку Каддафи – человек умный и не может не чувствовать, что его явно провоцируют. Но если не говорил – то тем более высказанная версия представляется еще убедительнее. В любом случае, европейские обыватели явно не понимают, что они объявили войну, а значит, и ответ может быть, как на войне. Другое дело, кто и как его организует. В конце концов, не в первый раз ЦРУ организовывает теракты в Европе…

Разумеется, все вышеприведенные рассуждения – это версии. Они могут быть дополнены, углублены, можно придумать много новых версий. Но, в любом случае, я рассматриваю этот текст как повод для обсуждений.


Что и говорить, ударный авианосец "Энтерпрайз" - цель знатная. Крупная, с огромным боевым потенциалом. Но уж очень уязвимая - для "выхода из игры" авианосцу порой достаточно одной неразорвавшейся ракеты калибра 127 мм. Но что будет, если на полетную палубу "Энтерпрайза" обрушится огненный шквал из полсотни снарядов калибров 100 и 152 мм? - идущий в прямой видимости советский крейсер неустанно держит авианосец на прицеле. Постоянное слежение за "вероятным противником" непременный атрибут мирного времени. И уже не имеет значения, что боевой радиус палубных "Фантомов" в десятки раз больше, чем дальность стрельбы пушек старого крейсера - в случае начала войны первый ход будет за артиллеристами.

Веселый крейсер пр. 68-бис - это только разминка. В рукаве у советских главкомов спрятаны настоящие козыри - атомные подлодки проектов 949 и 949А, ракетоносцы Ту-22М, космические системы разведки и противокорабельные ракеты сверхбольшой дальности. Есть проблема - есть решение.

Но были у советского флота и Настоящие Проблемы. Ведь неслучайно большая часть надводных сил ВМФ СССР классифицировались, как "Большие противолодочные корабли". Советское руководство отлично понимало, от кого исходит главная угроза - один "Джордж Вашингтон" с БРПЛ "Полярис" мог нанести больше вреда, чем тысяча авианосцев "Энтерпрайз".
Совершенно верно, уважаемый читатель, - ВМФ СССР был ориентирован в первую очередь на поиск и борьбу с атомными подлодками противника. Особенно с "убийцами городов", несшими баллистические ракеты большой дальности. Океанскую поверхность непрерывно сканировали противолодочные самолеты Ил-38 и Ту-142, в толще воды рыскали подводные киллеры пр. 705 и 671, а на противолодочных рубежах дежурили легендарные БПК - советские крейсера и эсминцы, ориентированные на выполнение противолодочных задач.

Поющие фрегаты

Большие противолодочные корабли проекта 61. Полное водоизмещение 4300 тонн. Экипаж 270 человек. Полный ход 35 узлов. Дальность плавания 3500 миль на 18 узлах.
Вооружение:
- 2 пусковые установки ЗРК М-1 "Волна" (боекомплект 32 зенитные ракеты);

- 2 реактивные бомбометные установки РБУ-6000 (192 глубинные бомбы);
- 2 реактивные бомбометные установки РБУ-1000 (48 глубинных бомб);
- пятитрубный торпедный аппарат калибра 533 мм;
- вертолетная площадка, хранилище авиатоплива (5 тонн), погреб для авиационных торпед и снаряжения.


Серия из двадцати* советских сторожевых кораблей начала 60-х годов, позднее отнесенных к классу БПК. Первые в мире боевые корабли с газотурбинной силовой установкой, предназначенной для всех режимов хода.
Проект 61 стал важным этапом в отечественном кораблестроении - впервые создавался корабль с алюминиевым корпусом и ГТУ. Два зенитных ракетных комплекса, универсальная артиллерия, реактивные глубинные бомбы и глубоководные торпеды - маленький славный корабль мог применять свое оружие даже в шторм: острые "курносые" обводы корпуса позволяли БПК легко идти против любой волны.
*еще 5 кораблей этого типа были впоследствии построены для ВМС Индии

Были и недостатки: моряки жаловались на высокую шумность в кубриках - мощный рев газовых турбин проникал в каждое помещение, делая службу на БПК пр. 61 довольно малоприятным событием. Но гораздо более серьезным был вопрос с живучесть корабля - опасения подтвердились в 1974 году, когда на рейде Севастополя погиб БПК "Отважный" - после взрыва ракетного погреба огонь быстро распространился по кораблю, круша на своем пути хлипкие переборки из алюминиево-магниевого сплава АМГ.
Впрочем, некоторые обстоятельства позволяют не согласиться с утверждением о низкой живучести "поющих фрегатов" - в кормовом погребе "Отважного" сдетонировало 480 кг взрывчатки и шесть тонн пороха, но маленький корабль продолжал бороться с огнем в течение 5 часов.

До сих пор в составе Черноморского флота ВМФ России числится один корабль этого типа.


БПК "Сметливый" в Средиземном море. На заднем плане - Иджис-эсминец ВМС США "Мэхэн"

Большие противолодочные корабли проекта 1134А (шифр "Беркут-А")

Полное водоизмещение 7500 тонн. Экипаж 380 человек. Полный ход 33 узла. Дальность плавания 5500 миль на 18 узлах.
Вооружение:

- 2 пусковые установки ЗРК М-11 "Шторм" (боезапас 48 ракет);
- 2 универсальные автоматические артсистемы АК-725 калибра 57 мм;

- 2 РБУ-6000 (192 глубинные бомбы);




Серия из десяти БПК, построенных в период 1966 по 1977 гг. для ВМФ СССР. Просто хорошие корабли, без каких либо особых изысков. Обеспечивали советское военно-морское присутствие в Мировом океане, регулярно несли службу в Атлантике, в Индийском и Тихом океанах. Оказывали военно-политическую поддержку "дружественным" режимам, патрулировали в зонах военных конфликтов, выводили на боевые позиции подводные стратегические ракетоносцы ВМФ СССР, обеспечивали боевую подготовку флота, принимали участие в стрельбах и военно-морских учениях. Словом, делали все то, что должен был делать военный корабль в годы Холодной войны.

Противолодочные крейсера проекта 1123 (шифр "Кондор")

Полное водоизмещение 15 000 тонн. Экипаж 700 человек. Полный ход 28 узлов. Дальность плавания 6000 миль на 18 узлах.
Вооружение:
- авиагруппа из 14 вертолетов: противолодочные Ка-25ПЛ, вертолеты дальнего радиолокацинного обнаружения и целеуказания Ка-25ЦУ, поисково-спасательные машины Ка-25ПС.
- 4 вертолетные площадки, подпалубный ангар, малый ангар в кормовой части надстройки, два вертолетных подъемника;
- противолодочный ракетный комплекс "Вихрь" (1 ПУ, 8 спецбоеприпасов с ЯБЧ);
- 2 пусковые установки ЗРК М-11 "Шторм" (96 ракет);

- 2 универсальные автоматические системы АК-725 калибра 57 мм.
- изначально на корабле имелось торпедное оружие и 30 мм скорострельные зенитки АК-230 (были сняты в ходе модернизации).


Противолодочные крейсера "Москва" и "Ленинград" стали первыми авианосцами (вертолетоносцами) Военно-морского флота СССР. Поводом для появления этих крупных кораблей стал выход на боевое дежурство американских стратегических ракетоносцев типа "Джордж Вашингтон" - 16 баллистических ракет "Полярис А-1" с дальностью полета 2200 км изрядно напугали руководство СССР.
В результате появился "гибрид" с мощным ракетным вооружением, вся кормовая часть которого представляла собой взлетно-посадочную полосу с протяженным подпалубным ангаром. Для обнаружения вражеских подлодок, кроме 14 вертолетов Ка-25 на борту имелся подкилевой гидролокатор "Орион" и буксируемая гидроакустическая станция "Вега".

Проект 1123 не является БПК, но исходя из назначения противолодочного крейсера и его вооружения, он имеет право занимать место среди таких же как он "больших противолодочных кораблей" - чрезвычайно размытого определения, охватывающего различные по размерам и характеристикам корабли ВМФ СССР.

Главный недостаток "Москвы" и "Ленинграда" выяснился уже в ходе первых боевых служб на противолодочных рубежах. Всего 4 вертолетные площадки (пространство полетной палубы, где могут проводиться взлетно-посадочные операции) и 14 вертолетов оказалось слишком мало, чтобы обеспечить круглосуточный противолодочный патруль над заданным районом океана. Кроме того, ко времени вступления в строй головного крейсера-вертолетоносца "Москва" на вооружение ВМС США поступила новая баллистическая ракета "Полярис А-3" с дальностью стрельбы 4600 км - район боевого патрулирования "Вашингтонов" и "Этен Алленов" расширился, что сделало противодействие стратегическим ракетоносцам еще более сложной задачей.


Противолодочные крейсера прослужили почти тридцать лет в составе ВМФ СССР, совершили многочисленные визиты в порты дружественных государств… Куба, Ангола, Югославия, Йемен. Противолодочный крейсер "Ленинград" был флагманом отряда кораблей ВМФ СССР в ходе разминирования Суэцкого канала (1974 год).
Оба крейсера входили в состав Черноморского флота. "Ленинград" после двух капитальных ремонтов закончил службу в 1991 году, а "Москва" был выведен в резерв в 1983 г., а списан - в 1997 г.

Сторожевые корабли проекта 1135 (шифр "Буревестник")

Полное водоизмещение 3200 тонн. Экипаж 190 человек. Полный ход 32 узла. Дальность плавания 4000 миль на 14 узлах.
Вооружение:
- "пакетная" ПУ противолодочного комплекса "Метель" (4 ракетоторпеды);
- 2 пусковые установки ЗРК "Оса-М" малой дальности (боекомплект 40 ракет);
- 2 автоматизированные артустановки АК-726 калибра 76 мм;
- 2 РБУ-6000 (96 глубинных бомб);
- восемь торпед калибра 533 мм;
- морские мины - до 20 шт. на верхней палубе.


Серия из 32 сторожевых кораблей (до 1977 года классифицировались как БПК II ранга) для решения широкого круга задач по обеспечению противолодочной и противовоздушной обороны соединений кораблей в открытых морских районах и литоральной зоне, проводке конвоев в районах локальных вооружённых конфликтов и охране территориальных вод.
Проект 1135 отличался от предшественников не только изящным обликом, но и солидным вооружением, новейшими средствами обнаружения подлодок противника, высоким уровнем автоматизации - "Буревестники" вывели противолодочную оборону на качественно новый уровень. Удачная конструкция обеспечила им долгую активную службу на всех флотах Военно-морских сил СССР, а два из них до сих пор остаются в составе ВМФ России.


СКР "Буревестник" и USS Yorktown (CG-48)


Объективно, из-за слабости ПВО и отсутствия вертолета, "Буревестник" проигрывал по возможностям своим знаменитым ровесникам - американским фрегатам "Нокс" и "Оливер Х. Перри". Но обстоятельства сложились таким образом, что ВМС США помнят "Буревестник" гораздо лучше своих "Ноксов" и "Перри" - в 1988 году сторожевой корабль "Беззаветный" в грубой форме вытеснил ракетный крейсер "Йорктаун" из советских территориальных вод. Сторожевик сломал американскому кораблю разъездной катер и пусковую установку ПКР "Гарпун", разорвал обшивку в районе надстройки, деформировал вертолетную площадку и снес все леерное ограждение по левому борту.

Большие противолодочные корабли проекта 1134-Б (шифр "Беркут-Б")

Полное водоизмещение 8500 тонн. Экипаж 430 человек. Полный ход 32 узла. Дальность плавания 7000 миль на 18 узлах.
Вооружение:
- 8 ПУ противолодочного ракетного комплекса "Метель";
- 2 пусковые установки ЗРК М-11 "Шторм" (боекомплект 80 ракет);
- 2 пусковые установки ЗРК "Оса-М" малой дальности (боекомплект 40 ракет)
- 2 универсальные автоматические артсистемы АК-726 калибра 76 мм;
- 2 батареи шестиствольных зенитных автоматов АК-630;
- 2 РБУ-6000 (144 глубинные бомбы);
- 2 РБУ-1000 (48 глубинных бомб);
- 2х5 торпедных аппарата калибра 533 мм;
- противолодочный вертолет Ка-25ПЛ, палубный ангар.


Созвездие из семи больших противолодочных кораблей ВМФ СССР. Крупные океанские БПК с потрясающим боевым потенциалом - противолодочные ракетоторпеды, четыре зенитных ракетных комплекса, универсальная и скорострельная артиллерия, глубинные бомбы и противолодочный вертолет. Выдающаяся мореходность, дальность плавания 6500 миль - достаточно на переход от Мурманска до Нью-Йорка и обратно. "Букари" (как ласково звали на флоте 1134-Б) действительно являлись лучшими БПК в составе советского военно-морского флота, наиболее сбалансированными по характеристикам и наиболее полно отвечающими задачам ВМФ.

Большинство БПК пр. 1134-Б несло службу на Тихом океане. Сведенные в несколько противолодочных групп, "Букари" непрерывно "прочесывали" Филиппинское море, где находился район боевого патрулирования американских стратегических подлодок, готовившихся нанести ракетный удар по Дальнему Востоку и Сибири.


Имелись большие планы по модернизации БПК пр. 1134-Б - модернизационный потенциал кораблей позволял смонтировать на их борту новый противолодочный ракетный комплекс "Раструб-Б" и даже зенитный комплекс С-300 большого радиуса действия! В порядке эксперимента один из БПК этого типа - "Азов" получил вместо кормового ЗРК "Шторм" две подпалубные пусковые установки и систему управления огнем ЗРК С-300Ф - получилось отлично. В перспективе, корабельный состав ВМФ СССР могли пополнить уникальные БПК, чьи зарубежные аналоги появились бы лишь спустя 10 лет. Но, увы…

Большие противолодочные корабли проекта 1155 (шифр "Удалой")

Полное водоизмещение 7500 тонн. Экипаж 220 человек. Полный ход 29 узлов. Дальность плавания 5000 миль на 14 узлах.
Вооружение:

8 ПУ противолодочного ракетного комплекса "Раструб-Б";
- 8 подпалубных ПУ барабанного типа ЗРК самообороны "Кинжал" (боекомплект 64 ракеты);
- 2 автоматизированных артиллерийских орудия калибра 100 мм;
- 2 батареи шестиствольных зенитных автоматов АК-630;
- 2 РБУ-6000 (96 глубинных бомб)
- 2х4 торпедных аппарата калибра 533 мм
- 2 вертолета Ка-27ПЛ, 2 ангара.


"Удалой" был ошибкой руководства ВМФ СССР.
Нет, с первого взгляда БПК пр. 1155 настоящий шедевр кораблестроения, оснащенный 700-тонным гидроакустическим комплексом "Полином", многоканальным ЗРК "Кинжал" для отражения массированных атак противокорабельных ракет, двумя вертолетами и целым набором морского оружия - от универсальной артиллерии до самонаводящихся торпед.
"Удалой" стал бы несомненным шедевром…если бы не было его предшественника - 1134-Б. По сравнению с "Букарем", БПК пр. 1155 оказался шагом назад.

Из-за 30-метрового обтекателя ГАС "Полином" серьезно пострадали ходовые качества и мореходность нового корабля - комплекс оказался слишком тяжел для скромного БПК. Конечно, "Полином" давал большие возможности в плане обнаружения АПЛ противника, которых он засекал на дальности до 25 миль, что в какой-то степени компенсировало ухудшение мореходных качеств "Удалого". Но гораздо более серьезным недостатком стало полное отсутствие ЗРК средней или большой дальности - "Кинжал" имел дальность стрельбы всего 6,5 миль и мог бороться лишь с противокорабельными ракетами, но не с их носителями.


В остальном БПК пр. 1155 был замечательным кораблем с благородной линией полубака и мощным противолодочным вооружением. Всего до распада СССР флот успел получить 12 больших противолодочных кораблей этого типа.
В 90-е годы был построен всего один БПК по измененному проекту 11551 - единственный представитель этого проекта "Адмирал Чабаненко" сохранил все достоинства пр. 1155, но дополнительно получил артиллерийскую систему АК-130, зенитные комплексы "Кортик" и противокорабельные ракеты "Москит".

Заключение

Вышеперечисленные 90 больших противолодочных кораблей и противолодочных крейсеров - лишь "вершина айсберга" системы противолодочной обороны ВМФ СССР. Имелась целая система базовой патрульной авиации с сотнями противолодочных самолетов и вертолетов. Просторы океана бороздили обычные траулеры с необычными тралами - замаскированные противолодочные патрули с тянущейся за кормой многокилометровой низкочастнотной антенной (попробуй докажи, что это не трал!) потрепали немало нервов американским морякам.

Разрабатывались фантастические проекты, такие как атомный БПК проекта 1199 "Анчар". Более того, все четыре тяжелых авианесущих крейсера проекта 1143 несли на своих палубах эскадрилью противолодочных вертолетов и имели на борту солидный комплекс противолодочного оружия (грандиозный ГАК "Полином" и противолодочные ракеты "Вихрь" с ядерными боевыми частями). Так что, вопреки известному мифу, во время прохода через Босфор, советские моряки ничуть не обманывали турецких представителей, называя свои авианесущие крейсера противолодочными кораблями.

К слову, Военно-морские силы США развивались по точно такому же сценарию - американцы до смерти боялись советских подлодок, оттого планировали корабельный состав своего флота из расчета "один фрегат на одну русскую лодку". Всемирная гидроакустическая система SOSUS для слежения за подводными лодками, программы FRAMM по превращению сотен устаревших эсминцев в противолодочные корабли, огромные серии противолодочных фрегатов "Нокс" и "Оливер Х. Перри", уникальные эсминцы типа "Спрюэнс" с гипертрофированным противолодочным вооружением, но без систем зональной ПВО - просто американские "близнецы" БПК пр. 1155 "Удалой".

Остается добавить, что идея "большого противолодочного корабля" умерла с появлением межконтинентальных баллистических ракет морского базирования с дальностью полета 10 000 км. Отныне стратегические ракетоносцы могли запускать ракеты из территориальных вод своего государства.

С началом «Холодной войны» Советский Союз столкнулся с необходимостью отстаивать свои интересы на огромной части планеты. Одно за другим, новообразованные государства Африки, Азии и Ближнего Востока принимали коммунистическую идеологию, и вот, уже караваны советских судов с военной помощью, советниками и техникой спешат на помощь лояльным режимам на другом краю Земли.

Окреп и «показался из тени» ВМФ СССР - сотни боевых кораблей вышли в Мировой океан, став одним из грозных аргументов новорожденной Сверхдержавы. Трансокеанские переходы и непрерывные вахты в удаленных районах океана - многомесячные походы сложны, кораблям требуется обязательный отдых и обслуживание. Пополнение запасов топлива, провизии и пресной воды. Экстренный ремонт. Все это вдали от родного берега, в неведомых южных широтах, там, где поблизости нет ни одного советского корабля. Лишь реющие над волнами призрачные тени разведывательных «Орионов».

Великому флоту необходима великая система базирования. Решение могло быть только одно - покрыть весь Земной шар сетью военно-морских баз, аэродромов и опорных пунктов.

Военно-морская база это не просто место для стоянки и обслуживания кораблей. Это мощный инструмент геополитической игры, рычаг для внушения правильных идей руководству обозначенной страны. Готовый плацдарм для нового наступления, крупный транспортный узел и площадка для размещения спецоборудования (например, систем радиоэлектронной разведки и радиоперехвата). Отсюда удобно наблюдать за ситуацией в выбранном регионе, а при необходимости - принять экстренные меры, вмешаться и пресечь на корню возможные проблемы. Наконец, чисто с технической точки зрения, система военно-морских баз (ВМБ) создавала уникальные возможности для эффективной работы ВМФ на любом удалении от берегов метрополии.

Стоп! О каких зарубежных военных базах идет речь?! Иностранные военные базы - привилегии коварного Пентагона. Гнусные происки западного империализма, стремящегося к мировому господству. А у занимающегося мирным созидательным трудом СССР никаких военных баз за рубежом быть не может.


Гениальный плакат 1955 года
На деле СССР был сам не прочь воткнуть дюжину иголок в подбрюшье НАТО


Для разрешения непростой дилеммы потребовалась помощь профессиональных филологов. Право, можно лишь восхититься их фантазией - на карте мира появилось множество объектов с забавными названиями. Например:

А) пункт материально-технического обеспечения (скромно, но со вкусом).
Обычно ПМТО ВМФ СССР занимал площадь полсотни и более квадратных километров и был рассчитан на размещение нескольких тысяч человек личного состава. Все это дополнялось развитой инфраструктурой с причалами, доком, топливохранилищем, арсеналом. Обязательным было наличие наземного транспорта и спецтехники. Система охраны базы ПМТО включала в себя катера и корабли охраны водного района, укрепленный периметр и личный состав морской пехоты с тяжелым вооружением и бронетехникой. Опционально - аэродром с истребителями прикрытия, противолодочной, разведывательной и транспортной авиацией.

Б) ГСВСК (Группа Советских Военных Специалистов на Кубе). Несмотря на своё успокаивающее название, ГСВСК была ничуть не похожа на мирную советскую делегацию. Это была крупная группировка различных родов войск - от мотострелков и танкистов, до связистов и ПВО - всё это прямо под носом у «вероятного противника».

В) Ограниченный контингент советских войск в Афганистане. Всего лишь 100-тысячная армия со своей артиллерией, бронетехникой и авиацией, девять лет напрягавшая весь Средний Восток.

Был центр радиоперехвата в Лурдесе (Куба), была ГСВГ (Группа Советских Войск в Германии), ГСВМ (то же самое, только в Монголии), были советские военные специалисты во Вьетнаме, Анголе, Мозамбике и пр. случаи, выходящие за рамки данной статьи.


Схема зарубежных объектов ВМФ СССР на 1984 год


Сегодня мне бы хотелось поподробнее остановиться на ПМТО - легендарных советских военно-морских базах во всех уголках Земли. Ввиду масштабности предмета обсуждения, в ряде случаев придется ограничиться общими замечаниями и скупыми фактами из биографии этих необычных мест. Следует заметить, что ПМТО - расплывчатое понятие с довольно нечеткими критериями соответствия. Помимо широко известных «крупных» баз, существовало множество вспомогательных объектов, таких, как учебный полигон морской пехоты на о. Сокотра (Аравийское море). Но, несмотря на вопли западной прессы о «советском военном присутствии» у Африканского рога, никаких причалов и военных сооружений на Сокотре никогда не было - лишь изредка советские корабли вставали на якорную стоянку у берега острова.

Наконец, в условиях непрерывно меняющейся международной обстановки, ПМТО мог временно разместиться на территории любого из портов дружественных государств - везде, где можно пришвартовать плавбазу, плавучую мастерскую, танкер. Причалы, краны, инфраструктура порта - всё в распоряжении советских моряков. Готовый объект для «дружеских визитов» военных кораблей Советского Союза.
Теперь стоит перейти непосредственно к списку самых интересных мест базирования ВМФ СССР:

Порккала Удд (1944 - 1956 гг.)

«Пистолет у виска Финляндии» - здесь базировалась бригада шхерных кораблей, тральщики, броненосец береговой обороны «Выборг» и береговые батареи для прикрытия коммуникаций в Финском заливе. На территории базы было построено 300 оборонительных сооружений. Общая длина периметра - 40 км. Площадь базы - порядка 100 кв. километров. Срок аренды - 50 лет. Стоимость аренды - 5 млн. финских марок в год.

Однако, уже к середине 1950-х годов советское руководство пришло к выводу, что базу пора прикрывать: Поркалла Удд лишь раздражает финнов и ухудшает отношение между двумя странами, при этом не имеет особого военного значения. База была полностью ликвидирована в январе 1956 года. Финляндия оценила дружеский жест, став верным посредником между СССР и Западным миром.

Влера, Албания (1955 - 1962 гг.)

Здесь базировалась бригада из 12 советских подлодок - настоящее «шило» в пятой точке американского флота. В 1959 году одна из субмарин с албанской базы прорвала все противолодочные заслоны и провела учебную атаку на крейсер «Де Мойн» с находящимся на его борту президентом США.

История с албанской базой закончилась грустно: в 1961 году из-за идеологических разногласий произошел разрыв в отношениях двух государств. Последовала срочная эвакуация базы. Четыре советские лодки, находившиеся в тот момент на ремонте, были захвачены албанцами.

Сурабая, Индонезия (1962 год)

Об этом объекте крайне мало информации. Известно лишь, что в декабре 1961 года четыре подлодки Тихоокеанского флота взяли курс к Индонезийским берегам. После ряда странных манипуляций и противоречивых приказов, субмарины были переданы ВМС Индонезии. Летом пришло второе соединение - еще шесть подлодок и плавбаза снабжения, и, вскоре, советские моряки были едва не втянуты в вооруженный конфликт между Индонезией и Нидерландами.

Впрочем, история с Индонезией закончилась на оптимистичной ноте - по результатам совместных «учений», СССР поставил индонезийцам военной техники на сумму 1 млрд. долл. (в том числе крейсер, 6 эсминцев и 12 подлодок, а также 40 сторожевых кораблей, тральщиков и ракетных катеров). К чести руководства Индонезии, это, пожалуй, единственная страна, которая полностью расплатилась по советским долгам - без каких-либо скандалов и задержек.

Бербера, Сомали (1964 - 1977 гг.)

Первоклассная военно-морская база на берегу Аденского залива, настоящий оазис цивилизации посреди сомалийского бардака. Страж ворот на входе в Красное море, контролирующий стратегически важный транспортный маршрут Европа-Азия (через Суэцкий канал).

Помимо инфраструктуры для кораблей ВМФ, в аэропорту Берберы была построена уникальная взлетно-посадочная полоса 05/23 длиной 4140 метров - на тот момент самая длинная на Африканском континенте. Здесь планировалось базирование базовой противолодочной и разведывательной авиации, а при необходимости разместить стратегические бомбардировщики и ракетоносцы.

Что касается самого Сомали - СССР старался, как мог, поддерживая экономику и сельское хозяйство отсталой страны; обучал её офицерский корпус, снабжал техникой и всеми необходимыми товарами. В открытой печати встречаются данные, что неоплаченный долг Сомали перед СССР (а, следовательно - Россией) составляет в пересчете на золото, 44 тонны. Насколько можно доверять этой невероятной цифре? В любом случае, не вызывает сомнений - Советский Союз в тот раз дорого заплатил за свои амбиции.
От Сомали, в данном случае, требовалось немного: всего лишь не пускать на свою территорию американцев, а также исправно поднимать руку во время голосовая в ООН по сигналу советского представителя.


Все произошло внезапно: в 1977 году вспыхнула эфиопо-сомалийская война. Советский Союз, конечно, был в шоке от обоих «союзничков», тем не менее, ему предстоял выбор - кого поддержать в этой лютой междоусобице двух странных народов. Выбор пал на Эфиопию. Сомалийцы не стерпели обиды и потребовали в трехдневный срок эвакуировать ПМТО. Ввязываться в бесконечный конфликт с дикарями не стали - просто бросили все и ушли…

Вместо нас пришли американцы - ВВС США по достоинству оценили взлетную полосу 05/23, внеся её в список резервных полос для посадки «Шаттлов».

Вот так вот, ВМФ СССР выгнали из Сомали…

Нокра, Эфиопия (1977 - 1991 гг.)

ВМФ СССР выгнали из Сомали… и советский ПМТО благополучно «переехал» на 400 км севернее, на побережье Эфиопии. Сверхдержава отличается от обычных государств наличием многочисленных союзников в практически любом регионе Земли. Не срослось в одном месте - всегда в запасе есть дюжина альтернативных вариантов.
На вопрос: где тут можно поставить базу, эфиопы лишь пожали плечами - где хотите. Эфиопиский лидер Менгисту Хайле Мариам любезно предложил два крупнейших порта Массауа и Асэб, но, увы, строить что-либо на берегу оказалось слишком рискованно - страну раздирали бесконечные междоусобицы. Выбор пал на архипелаг Дахлак, точнее, на один из его островов - Нокра.

Здесь, на территории бывшей итальянской каторги, расположился пункт материально-технического обеспечения ВМФ СССР. На остров был срочно доставлен плавучий док ПД-66, грузоподъёмностью 8500 тонн (достаточно для докования и экстренного ремонта многоцелевой атомной подлодки или эсминца). Вскоре подошли водолазные и пожарные катера, буксиры, плавмастерские, танкеры, суда-рефрижераторы. Для обеспечения действий морской пехоты здесь постоянно базировались БДК, а для решения противодиверсионных задач несли вахту спецподразделения Охраны водного района (Черноморский флот).


Место было неспокойное - отмечено несколько случаев обстрела советских кораблей и судов. В августе 1984 года пришлось провести траление Красного моря от мин, выставленных некой организацией «Аль-Джихад». На следующий год произошла радиационная авария на АПЛ К-175 -экипаж субмарины и персонал базы получили серьезное облучение. Разумеется, инцидент был подернут строжайшей тайной и скрыт от руководства Эфиопии.

Виктория, Сейшельские острова. (1984 - 1990 гг.)

Как это здорово - оказаться в нужное время в нужный момент! 25 ноября 1981 года отряд боевых кораблей ВМФ СССР находился вблизи Сейшельских островов, когда в столице маленького государства произошла попытка переворота - группа наёмников из ЮАР была схвачена и обезврежена прямо в аэропорту Виктории.
Советские корабли немедленно последовали на место происшествия. Как оказалось, весьма кстати - и хотя эвакуации посольства СССР не потребовалось, столь оперативное прибытие советского флота произвело самое положительное впечатление на правительство Сейшельских островов.

В 1984 году с руководством островного государства была заключена договоренность о деловых заходах советских кораблей и судов в порт Виктория и посадках наших военных самолётов в аэропорту столицы.
Взамен СССР выступал одним из гарантов безопасности страны - на самом деле, Сейшелы соблюдали нейтралитет и старались подружиться со всем миром. Кроме того, Сейшельским островам были подарены три патрульных катера для охраны морской экономической зоны. Вот так вот, практически бесплатно, ВМФ СССР обзавелся непотопляемым авианосцем в Индийском океане - длина бетонной ВПП 2987 метров!

Камрань, Вьетнам (1979 - 2002 гг.)

Лучшая из зарубежных военно-морских баз СССР. Мягкий климат, теплое и спокойное Южно-Китайское море, глубокая и чистая акватория, горы, защищающие залив от ветров - бухта Камрань признана одним из наиболее удобных мест для базирования кораблей и судов на Тихом океане.

Официально это место называлось 922-ым ПМТО, и, помимо стоянки кораблей и судов в бухте Камрань, включало в себя судоремонтный завод «Башон» (Хошимин) и расположенный поблизости крупный аэродром.
Изначально, в годы Вьетнамской войны, «Камрань Бэй» была крупной тыловой базой, где размещались 12-е истребительное и 483-е транспортное авиакрылья ВВС США. Американские специалисты построили здесь замечательный аэродром с четырехкилометровой бетонкой, а поблизости - современный порт со всей необходимой инфраструктурой.

В результате, все эти объекты перешли в собственность советского военно-морского флота. Более того, ПМТО Камрань достался ВМФ СССР совершенно бесплатно - на правах безвозмездной аренды сроком на 25 лет. Имидж Сверхдержавы открывал перед Союзом невероятные возможности и приносил баснословные дивиденды.

В соответствии с Соглашением, в военном порту Камрань могли одновременно базироваться до 10 советских надводных кораблей, 8 подводных лодок с плавбазой и до 6 других военно-морских судов. На аэродроме разрешено одновременное пребывание 16 самолетов-ракетоносцев, 9 разведывательных самолетов и 2-3 транспортных бортов. Исходя из обстановки, количество кораблей и самолетов могло быть увеличено по согласованию между СССР и Вьетнамом. Другими словами, вьетнамцы не возражали, если в Камрань придет весь Тихоокеанский флот.


Обломки брошенной американской бронетехники


Въезд на ПМТО Камрань


Общая площадь базы составляла порядка 100 кв. километров. Численность воинского и гражданского контингентов базы в разные годы могла достигать 6-10 тыс. человек. К моменту ухода их Камрани, на территории базы были построены:

Жилгородок ПМТО: штаб в/ч 31350 и казармы личного состава, столовая личного состава на 250 посадочных мест, хлебопекарня, банно-прачечный комбинат, клуб, средняя школа № 183, 18 жилых домов, объединенный склад для хранения и выдачи материальных средств, автомобильный парк (вместе со спецтехникой);

Дизельная электростанция мощностью 24 МВт для обеспечения электроэнергией гарнизона и прилегающих вьетнамских поселков;

Топливохранилище ёмкостью 14 000 куб. метров;

2 рефрижератора общей ёмкостью 270 тонн продуктов;

6 скважин для обеспечения ПМТО и кораблей пресной водой;

А также пирсовая зона с причалами и портовыми вооружениями, арсенал, хранилища материальных ценностей и крупный военно-морской госпиталь.

Увы, с развалом СССР начались проблемы - Вьетнам, осознав, что того государства, которого уважал весь мир, больше нет, потребовал пересмотра договора и введения платы за аренду базы. Робкие попытки вьетнамцев остались без ответа, тем не менее, в 2001 году Российская Федерация отказалась от продления договора и начала досрочный вывод контингента с территории Вьетнама. Последние российские военнослужащие покинули Камрань в мае 2002 года.

Они не красили одуванчики в зеленый цвет, а постоянно находились на передовой. Про советские базы за рубежом до сих пор известно крайне мало.

Советские моряки приобрели опыт, недоступный подавляющему большинству представителей других видов ВС СССР. Они не красили одуванчики в зеленый цвет, не занимались сельхозработами, а постоянно находились на передовой, в готовности в любой момент начать боевые действия против очень сильного и умелого противника.

Про советские базы за рубежом до сих пор известно крайне мало. Советский агитпроп называл американские военные базы символами агрессивной политики империализма. Разумеется, СССР, проводивший «мирную и созидательную политику», никаких баз за рубежом иметь не мог (группировки войск в странах Варшавского договора и 40-я армия в Афганистане под это определение не подпадали). Однако на самом деле военно-морские базы за рубежом у нас были. Первые появились еще в 1939-1940 годах в странах Балтии (до их полной оккупации советскими войсками) и в Финляндии (ВМБ Ханко). Сразу после войны у Китая был арендован легендарный Порт-Артур (довольно быстро возвращен хозяевам в знак «вечной дружбы»). В Албании советский ВМФ в 1958 году получил базу подводных лодок Влера, которую всего через три года пришлось бросить из-за резкого ухудшения отношений с Албанией. При этом из 14 наших подлодок, базировавшихся во Влере, четыре были фактически захвачены албанцами (они были неисправны и увести их не удалось).

По мере роста «национально-освободительного движения» в развивающихся странах в Азии, Африке и Латинской Америке стало появляться всё больше государств «социалистической ориентации». Одновременно наш флот получил океанские корабли и начал несение постоянной боевой службы в открытом океане. В задачу ему ставилась борьба с подводными лодками и авианосцами США. Без разветвленной системы базирования полноценное несение службы было невозможно.

Поэтому в обмен на массовые поставки в «братские» страны оружия и обучение персонала им пользоваться СССР стал получать право создавать на их территории «пункты материально-технического обеспечения» ВМФ. В разные периоды в 60-80-х годах прошлого века такие ПМТО действовали в Сьенфуэгосе (Куба), Бизерте и Сфаксе (Тунис, который, кстати, никогда не считался страной социалистической ориентации), Порт-Саиде и Мерса-Матрух (Египет), Триполи и Тобруке (Ливия), Тартусе и Латакии (Сирия), Адене и на о. Сокотра (НДРЙ), Бербере (Сомали), Конакри (Гвинея), Луанде (Ангола), Камрани (Вьетнам), в Асмэре и на о. Дахлак (Эфиопия). Таким образом, советский флот появился в тех районах Мирового океана, которые Запад всегда считал своим глубоким тылом (Индийский океан, Центральная и Южная Атлантика, Карибское море, центральная часть Тихого океана). Под контролем нашего ВМФ оказались некоторые важнейшие узлы морских коммуникаций, например оба выхода из Красного моря (и Суэцкий канал, и Баб-эль-Мандебский пролив). Советские моряки и морские пехотинцы начали даже проводить совместные учения с «аборигенами». Учебные десанты высаживались на йеменском острове Сокотра, в Сирии, в Сомали, во Вьетнаме.

Иногда, впрочем, нашим морякам и морпехам приходилось поворачивать оружие против недавних партнеров по учениям или непосредственно втягиваться в азиатские и африканские разборки. Так, летом 1977 года началась война между двумя союзниками СССР - Эфиопией и Сомали. Примирить противников не удалось, и Москве пришлось делать выбор. Сделан он был в пользу Эфиопии, и сомалийский президент Барре предложил советским гражданам, находившимся в его стране, немедленно ее покинуть. 20 ноября 1977 года с нашего БДК был высажен десант в столице Сомали Могадишо. Благодаря этому эвакуация персонала посольства и других советских учреждений прошла без потерь и особого ущерба. Однако прекрасно оборудованную базу в Бербере пришлось бросить. Взамен мы получили базы в Эфиопии, которые, к сожалению, оказались расположенными на территории мятежной провинции Эритрея (сейчас это независимое от Эфиопии государство), и нашим воинам пришлось принимать непосредственное участие во внутриэфиопском конфликте. Эта поистине «неизвестная война» советского ВМФ продолжалась 13 лет.

ВМФ обеспечивал переброску в Эфиопию советского оружия и кубинских войск, а также воевал сам. В декабре 1977 - январе 1978 года тихоокеанский эсминец «Веский» обстреливал позиции эритрейцев в районе Массауа. Летом 1978 года в порту Массауа был высажен танковый взвод морской пехоты ТОФ, который, не понеся потерь, обеспечил эфиопам захват порта и города. В мае 1984 года два советских противолодочных самолета Ил-38 были уничтожены эритрейцами (по другим сведениям - спецназом из Саудовской Аравии) во время атаки на эфиопскую ВВБ Асмэра. В мае 1990 года, за год до окончательного краха режима тогдашнего эфиопского президента Менгисту Хайле Мариама, произошло сразу два морских боя. Сначала тральщик «Разведчик» отразил атаку четырех эритрейских катеров на советский танкер, один из катеров был потоплен. Затем в бой с четырьмя другими катерами сепаратистов вступил катер АК-312 (пр. 205П). Он потопил три из них, не получив при этом никаких повреждений (этот бой можно считать одним из самых успешных за всю историю ВМФ СССР). В октябре 1990 года МПК-118 «Комсомолец Молдавии» (пр. 1124М) подавил артиллерийским огнем обстрелявшую его с берега артиллерию эритрейцев. В декабре тральщик «Дизелист» потопил два из шести атаковавших его эритрейских катеров. Все упомянутые корабли («Разведчик», «Дизелист», АК-312, МПК-118) принадлежали Черноморскому флоту. В феврале 1991 года база с о. Дахлак была эвакуирована из-за невозможности ее дальнейшего существования в условиях очевидного конца эфиопского режима (как, впрочем, и советского).

Приходилось нашим морякам и морпехам воевать и в других экзотических местах. В 1981 году советские моряки фактически предотвратили поддержанный ЮАР военный переворот на Сейшельских островах, а затем обеспечивали проведение в столице островов Виктории суда над мятежниками. В 1986 году началась гражданская война в «братском» Южном Йемене, поэтому нашей морской пехоте пришлось заняться эвакуацией из Адена советских и иностранных граждан (в том числе и западных).

Более известен широкой общественности факт нашего пребывания в Средиземном море. Пятая оперативная эскадра ВМФ СССР (1 крейсер, 1 эсминец или большой противолодочный корабль, 1-2 тральщика, 1 большой и 2-3 средних десантных корабля с морской пехотой) состояла из кораблей всех трех европейских флотов СССР - Черноморского, Балтийского и Северного (на ротационной основе, естественно). Причем основную роль, несмотря на свою удаленность от Средиземного моря, играл Северный флот. Во-первых, он был самым сильным, во-вторых, он обладал возможностью свободного развертывания в открытый океан. С 1967 по 1972 год эскадра постоянно базировалась в Порт-Саиде, а разведывательные и противолодочные самолеты Ту-16, Ил-38 и Бе-12 размещались на аэродромах Мерса-Матрух, Асуан, Александрия, Каир-Западный. Наши моряки не раз были готовы вступить в бой с израильтянами или с 6-м флотом США - и во время Шестидневной войны 1967 года, и во время войны на истощение 1967-1970 годов, и в дни октябрьской войны 1973 года, хотя к тому времени наш флот, как и весь воинский контингент, уже были изгнаны Садатом из Египта. В январе 1968 года отряд кораблей Черноморского флота произвел высадку десанта на азиатском берегу Суэцкого канала с целью сохранения за Египтом контроля над входом в канал, но к конфликту с Израилем это не привело.

Большой противолодочный корабль «Симферополь», 1987 год

После потери Египта 5-я эскадра, которую принято называть Средиземноморской, осталась неприкаянной. Корабли заходили в порты Алжира, Туниса и Ливии (здесь они весной 1986 года, то есть уже при Горбачеве, чуть было вновь не втянулись в конфликт с 6-м флотом во время американских ударов по ливийскому флоту в заливе Сидра, а затем по Триполи и Бенгази), однако главной базы не имели. Основным союзником СССР в Средиземноморье была Сирия, однако, по-видимому, у наших военных надолго остались неприятные воспоминания о войне 1973 года, когда израильские ракетные катера в ходе нескольких ударов по сирийским портам Латакия и Баниас полностью уничтожили ВМС этой страны, а также потопили несколько иностранных торговых судов, включая одно советское (причем сделали они это совершенно безнаказанно, ни один израильский катер даже не был поврежден). Кроме того, в начале 80-х наши зенитные ракетчики, временно размещавшиеся на территории Сирии, несколько раз подвергались атакам как израильских десантников, так и местных мусульманских экстремистов. Тем не менее морякам было некуда деваться, с 1988 года начал действовать постоянный ПМТО в Тартусе. Сейчас только он у нас и остался, это единственная база ВС РФ за пределами СНГ.

Крупнейшей нашей базой за рубежом была вьетнамская Камрань. Кроме 15-й оперативной эскадры ТОФ, действовавшей в западной и центральной частях Тихого океана, там базировался полк морской авиации, размещалась РЛС и средства радиотехнической разведки. Кроме того, Камрань была тыловой базой и для 8-й оперативной эскадры, действовавшей в Индийском океане. Численность военного персонала достигала 10 тыс. человек. Гавань Камрани - одна из лучших в Тихом океане, здесь могут базироваться корабли всех классов до авианосца включительно. Во время вьетнамской войны США предполагали перевести в Камрань из бухты Субик на Филиппинах главную базу своего 7-го флота. Они успели создать хорошо оборудованную ВМБ как раз к моменту своего поражения и ухода из Вьетнама. В 1979 году ее и прибрал к рукам СССР на правах 25-летней бесплатной аренды (которая, увы, кончилась на два года раньше срока). В середине 80-х количество одновременно базировавшихся здесь подлодок, кораблей и вспомогательных судов превышало 20 единиц. Корабли 15-й эскадры не только противостояли 7-му флоту США, но и напрягали с юга Китай, отношения с которым в тот момент находились на уровне холодной войны.

Обвальный уход с зарубежных баз, начавшийся еще в конце существования СССР, объясняется не только экономическими и политическими причинами, но и несоответствием структуры и состава ВМФ и стоящих перед ним задач. Если Сухопутные войска и ВВС обладали хоть какой-то степенью универсальности, то флот (как и РВСН) был создан для войны только и исключительно против США, при этом (в отличие от РВСН) реально воевать с американцами был не способен ни по количественным, ни, что гораздо важнее, по качественным параметрам. Задача борьбы с американскими подлодками не решалась вообще, эффективность нашей противолодочной обороны была очень близка к нулю (хотя противолодочные самолеты Ту-142 и Ил-38 базировались на Кубе, в Анголе, Эфиопии, Египте и Вьетнаме, то есть рядом со многими из наших ПМТО). Не слишком хорошо обстояло дело и в плане борьбы с авианосцами. У нас были созданы подлодки и ракетные крейсера, способные одним залпом снести целое авианосное соединение США, но имелись очень серьезные проблемы с целеуказанием. В случае реальной войны мы просто не имели бы возможности применить наши замечательные ракеты, поскольку американцы нас очень быстро бы «ослепили», уничтожив предназначавшиеся для целеуказания спутники и самолеты Ту-95РЦ. Наконец, наши зарубежные базы и корабли в открытом океане не имели никакого авиационного прикрытия. При наличии у США полутора десятков авианосцев и множества военно-воздушных баз по всему миру это не оставляло нашим кораблям шансов на успех. СССР военно-воздушных баз с боевой авиацией (кроме противолодочной) за рубежом не имел никогда, если не считать краткого пребывания 135-го истребительного авиаполка в Египте во время войны на истощение. Исключением являлась Камрань, где постоянно базировалась эскадрилья МиГ-23, но она могла прикрыть только саму базу, но не корабли в океане. Когда острота противостояния с США резко снизилась, все эти обстоятельства проявились в полной мере. Ну и конечно, у страны закончились деньги, вместе с чем схлопнулась и сфера влияния.

Тем не менее многолетняя боевая служба в открытом океане с заходами в зарубежные базы была уникальным этапом в истории российского ВМФ (нечто подобное имело место лишь в конце XVIII - начале ХIХ веков во время походов нашего Балтийского флота в Средиземное море на войну с турками). Советские моряки за эти годы приобрели опыт, недоступный подавляющему большинству представителей других видов ВС. Они не красили одуванчики в зеленый цвет, не занимались сельхозработами, а постоянно находились на передовой, в готовности в любой момент начать боевые действия против очень сильного и умелого противника. Несмотря на указанные выше обстоятельства, боевая служба ВМФ СССР в Мировом океане напрягала Америку очень сильно. Причем в ходе этого перманентного противостояния между советскими и американскими моряками, несмотря на восприятие друг друга как врагов, возникло взаимное уважение коллег-профессионалов.

Главный штаб ВМФ СССР пронизывали скользкие щупальца ужаса: главкому везде мерещился атомный авианосец «Энтерпрайз», офицеры в панике выбрасывались из окон с криками «Авианосцы идут»! Щелкнул пистолетный выстрел – в своем кабинете застрелился замнач Главного штаба, из США поступают данные о закладке новых авианосцев типа «Нимиц»…

Если верить «журналистским расследованиям» последних лет, то Военно-морской флот СССР только и занимался тем, что гонялся за американскими авианосными группировками, для чего пачками строил «убийц авианосцев» — специальные надводные и подводные корабли, предназначенные для уничтожения «Энтерпрайзев», «Нимицев», «Китти Хоуков» и прочих плавучих аэродромов «вероятного противника».

Что и говорить, ударный авианосец «Энтерпрайз» — цель знатная. Крупная, с огромным боевым потенциалом. Но уж очень уязвимая – для «выхода из игры» авианосцу порой достаточно одной неразорвавшейся ракеты калибра 127 мм. Но что будет, если на полетную палубу «Энтерпрайза» обрушится огненный шквал из полсотни снарядов калибров 100 и 152 мм? – идущий в прямой видимости советский крейсер неустанно держит авианосец на прицеле.

Постоянное слежение за «вероятным противником» — непременный атрибут мирного времени. И уже не имеет значения, что боевой радиус палубных «Фантомов» в десятки раз больше, чем дальность стрельбы пушек старого крейсера — в случае начала войны первый ход будет за артиллеристами.

Веселый крейсер пр. 68-бис — это только разминка. В рукаве у советских главкомов спрятаны настоящие козыри – атомные подлодки проектов 949 и 949А, ракетоносцы Ту-22М, космические системы разведки и противокорабельные ракеты сверхбольшой дальности. Есть проблема – есть решение.

Но были у советского флота и Настоящие Проблемы. Ведь неслучайно большая часть надводных сил ВМФ СССР классифицировалась, как «Большие противолодочные корабли». Советское руководство отлично понимало, от кого исходит главная угроза – один «Джордж Вашингтон» с БРПЛ «Полярис» мог нанести больше вреда, чем тысяча авианосцев «Энтерпрайз».
Совершенно верно, уважаемый читатель, — ВМФ СССР был ориентирован в первую очередь на поиск и борьбу с атомными подлодками противника. Особенно с «убийцами городов», несшими баллистические ракеты большой дальности. Океанскую поверхность непрерывно сканировали противолодочные самолеты Ил-38 и Ту-142, в толще воды рыскали подводные киллеры пр. 705 и 671, а на противолодочных рубежах дежурили легендарные БПК – советские крейсера и эсминцы, ориентированные на выполнение противолодочных задач.

«Поющие» фрегаты

Большие противолодочные корабли проекта 61. Полное водоизмещение 4300 тонн. Экипаж 270 человек. Полный ход 35 узлов. Дальность плавания 3500 миль на 18 узлах.
Вооружение:
— 2 пусковые установки ЗРК М-1 «Волна» (боекомплект 32 зенитные ракеты);

— 2 реактивные бомбометные установки РБУ-6000 (192 глубинные бомбы);
— 2 реактивные бомбометные установки РБУ-1000 (48 глубинных бомб);
— пятитрубный торпедный аппарат калибра 533 мм;
— вертолетная площадка, хранилище авиатоплива (5 тонн), погреб для авиационных торпед и снаряжения.

Серия из двадцати советских сторожевых кораблей (еще 5 кораблей этого типа были впоследствии построены для ВМС Индии) начала 60-х годов, позднее отнесенных к классу БПК. Первые в мире боевые корабли с газотурбинной силовой установкой, предназначенной для всех режимов хода.
Проект 61 стал важным этапом в отечественном кораблестроении – впервые создавался корабль с алюминиевым корпусом и ГТУ. Два зенитных ракетных комплекса, универсальная артиллерия, реактивные глубинные бомбы и глубоководные торпеды – маленький славный корабль мог применять свое оружие даже в шторм: острые «курносые» обводы корпуса позволяли БПК легко идти против любой волны.

Были и недостатки: моряки жаловались на высокую шумность в кубриках – мощный рев газовых турбин проникал в каждое помещение, делая службу на БПК пр. 61 довольно малоприятным событием. Но гораздо более серьезным был вопрос с живучесть корабля – опасения подтвердились в 1974 году, когда на рейде Севастополя погиб БПК «Отважный» — после взрыва ракетного погреба огонь быстро распространился по кораблю, круша на своем пути хлипкие переборки из алюминиево-магниевого сплава АМГ.

Впрочем, некоторые обстоятельства позволяют не согласиться с утверждением о низкой живучести «поющих фрегатов» — в кормовом погребе «Отважного» сдетонировало 480 кг взрывчатки и шесть тонн пороха, но маленький корабль продолжал бороться с огнем в течение 5 часов.

До сих пор в составе Черноморского флота ВМФ России числится один корабль этого типа.

БПК «Сметливый» в Средиземном море. На заднем плане — Иджис-эсминец ВМС США «Мэхэн»

Большие противолодочные корабли проекта 1134А (шифр «Беркут-А»)

Полное водоизмещение 7500 тонн. Экипаж 380 человек. Полный ход 33 узла. Дальность плавания 5500 миль на 18 узлах.
Вооружение:

— 2 пусковые установки ЗРК М-11 «Шторм» (боезапас 48 ракет);
— 2 универсальные автоматические артсистемы АК-725 калибра 57 мм;

— 2 РБУ-6000 (192 глубинные бомбы);


Серия из десяти БПК, построенных в период 1966 по 1977 гг. для ВМФ СССР. Просто хорошие корабли, без каких либо особых изысков. Обеспечивали советское военно-морское присутствие в Мировом океане, регулярно несли службу в Атлантике, в Индийском и Тихом океанах. Оказывали военно-политическую поддержку «дружественным» режимам, патрулировали в зонах военных конфликтов, выводили на боевые позиции подводные стратегические ракетоносцы ВМФ СССР, обеспечивали боевую подготовку флота, принимали участие в стрельбах и военно-морских учениях. Словом, делали все то, что должен был делать военный корабль в годы Холодной войны.

Противолодочные крейсера проекта 1123 (шифр «Кондор»)

Полное водоизмещение 15 000 тонн. Экипаж 700 человек. Полный ход 28 узлов. Дальность плавания 6000 миль на 18 узлах.
Вооружение:
— авиагруппа из 14 вертолетов: противолодочные Ка-25ПЛ, вертолеты дальнего радиолокационного обнаружения и целеуказания Ка-25ЦУ, поисково-спасательные машины Ка-25ПС.
— 4 вертолетные площадки, подпалубный ангар, малый ангар в кормовой части надстройки, два вертолетных подъемника;
— противолодочный ракетный комплекс «Вихрь» (1 ПУ, 8 спецбоеприпасов с ЯБЧ);
— 2 пусковые установки ЗРК М-11 «Шторм» (96 ракет);

— 2 универсальные автоматические системы АК-725 калибра 57 мм.
— изначально на корабле имелось торпедное оружие и 30 мм скорострельные зенитки АК-230 (были сняты в ходе модернизации).

Противолодочные крейсера «Москва» и «Ленинград» стали первыми авианосцами (вертолетоносцами) Военно-морского флота СССР. Поводом для появления этих крупных кораблей стал выход на боевое дежурство американских стратегических ракетоносцев типа «Джордж Вашингтон» — 16 баллистических ракет «Полярис А-1» с дальностью полета 2200 км изрядно напугали руководство СССР.

В результате появился «гибрид» с мощным ракетным вооружением, вся кормовая часть которого представляла собой взлетно-посадочную полосу с протяженным подпалубным ангаром. Для обнаружения вражеских подлодок, кроме 14 вертолетов Ка-25 на борту имелся подкилевой гидролокатор «Орион» и буксируемая гидроакустическая станция «Вега».

Проект 1123 не является БПК, но исходя из назначения противолодочного крейсера и его вооружения, он имеет право занимать место среди таких же как он «больших противолодочных кораблей» — чрезвычайно размытого определения, охватывающего различные по размерам и характеристикам корабли ВМФ СССР.

Главный недостаток «Москвы» и «Ленинграда» выяснился уже в ходе первых боевых служб на противолодочных рубежах. Всего 4 вертолетные площадки (пространство полетной палубы, где могут проводиться взлетно-посадочные операции) и 14 вертолетов оказалось слишком мало, чтобы обеспечить круглосуточный противолодочный патруль над заданным районом океана.

Кроме того, ко времени вступления в строй головного крейсера-вертолетоносца «Москва» на вооружение ВМС США поступила новая баллистическая ракета «Полярис А-3» с дальностью стрельбы 4600 км – район боевого патрулирования «Вашингтонов» и «Этен Алленов» расширился, что сделало противодействие стратегическим ракетоносцам еще более сложной задачей.

Противолодочные крейсера прослужили почти тридцать лет в составе ВМФ СССР, совершили многочисленные визиты в порты дружественных государств… Куба, Ангола, Югославия, Йемен. Противолодочный крейсер «Ленинград» был флагманом отряда кораблей ВМФ СССР в ходе разминирования Суэцкого канала (1974 год). Оба крейсера входили в состав Черноморского флота. «Ленинград» после двух капитальных ремонтов закончил службу в 1991 году, а «Москва» был выведен в резерв в 1983 г., а списан – в 1997 г.

Сторожевые корабли проекта 1135 (шифр «Буревестник»)

Полное водоизмещение 3200 тонн. Экипаж 190 человек. Полный ход 32 узла. Дальность плавания 4000 миль на 14 узлах.
Вооружение:
— «пакетная» ПУ противолодочного комплекса «Метель» (4 ракетоторпеды);
— 2 пусковые установки ЗРК «Оса-М» малой дальности (боекомплект 40 ракет);
— 2 автоматизированные артустановки АК-726 калибра 76 мм;
— 2 РБУ-6000 (96 глубинных бомб);
— восемь торпед калибра 533 мм;
— морские мины – до 20 шт. на верхней палубе.

Серия из 32 сторожевых кораблей (до 1977 года классифицировались как БПК II ранга) для решения широкого круга задач по обеспечению противолодочной и противовоздушной обороны соединений кораблей в открытых морских районах и литоральной зоне, проводке конвоев в районах локальных вооружённых конфликтов и охране территориальных вод.

Проект 1135 отличался от предшественников не только изящным обликом, но и солидным вооружением, новейшими средствами обнаружения подлодок противника, высоким уровнем автоматизации – «Буревестники» вывели противолодочную оборону на качественно новый уровень. Удачная конструкция обеспечила им долгую активную службу на всех флотах Военно-морских сил СССР, а два из них до сих пор остаются в составе ВМФ России.

Объективно, из-за слабости ПВО и отсутствия вертолета, «Буревестник» проигрывал по возможностям своим знаменитым ровесникам – американским фрегатам «Нокс» и «Оливер Х. Перри». Но обстоятельства сложились таким образом, что ВМС США помнят «Буревестник» гораздо лучше своих «Ноксов» и «Перри» — в 1988 году сторожевой корабль «Беззаветный» в грубой форме вытеснил ракетный крейсер «Йорктаун» из советских территориальных вод. Сторожевик сломал американскому кораблю разъездной катер и пусковую установку ПКР «Гарпун», разорвал обшивку в районе надстройки, деформировал вертолетную площадку и снес все леерное ограждение по левому борту.

Большие противолодочные корабли проекта 1134-Б (шифр «Беркут-Б»)

Полное водоизмещение 8500 тонн. Экипаж 430 человек. Полный ход 32 узла. Дальность плавания 7000 миль на 18 узлах.
Вооружение:
— 8 ПУ противолодочного ракетного комплекса «Метель»;
— 2 пусковые установки ЗРК М-11 «Шторм» (боекомплект 80 ракет);
— 2 пусковые установки ЗРК «Оса-М» малой дальности (боекомплект 40 ракет)
— 2 универсальные автоматические артсистемы АК-726 калибра 76 мм;
— 2 батареи шестиствольных зенитных автоматов АК-630;
— 2 РБУ-6000 (144 глубинные бомбы);
— 2 РБУ-1000 (48 глубинных бомб);
— 2х5 торпедных аппарата калибра 533 мм;
— противолодочный вертолет Ка-25ПЛ, палубный ангар.

Созвездие из семи больших противолодочных кораблей ВМФ СССР. Крупные океанские БПК с потрясающим боевым потенциалом — противолодочные ракетоторпеды, четыре зенитных ракетных комплекса, универсальная и скорострельная артиллерия, глубинные бомбы и противолодочный вертолет. Выдающаяся мореходность, дальность плавания 6500 миль – достаточно на переход от Мурманска до Нью-Йорка и обратно. «Букари» (как ласково звали на флоте 1134-Б) действительно являлись лучшими БПК в составе советского военно-морского флота, наиболее сбалансированными по характеристикам и наиболее полно отвечающими задачам ВМФ.

Большинство БПК пр. 1134-Б несло службу на Тихом океане. Сведенные в несколько противолодочных групп, «Букари» непрерывно «прочесывали» Филиппинское море, где находился район боевого патрулирования американских стратегических подлодок, готовившихся нанести ракетный удар по Дальнему Востоку и Сибири.

Имелись большие планы по модернизации БПК пр. 1134-Б – модернизационный потенциал кораблей позволял смонтировать на их борту новый противолодочный ракетный комплекс «Раструб-Б» и даже зенитный комплекс С-300 большого радиуса действия! В порядке эксперимента один из БПК этого типа — «Азов» получил вместо кормового ЗРК «Шторм» две подпалубные пусковые установки и систему управления огнем ЗРК С-300Ф – получилось отлично. В перспективе, корабельный состав ВМФ СССР могли пополнить уникальные БПК, чьи зарубежные аналоги появились бы лишь спустя 10 лет. Но, увы…

Большие противолодочные корабли проекта 1155 (шифр «Удалой»)

Полное водоизмещение 7500 тонн. Экипаж 220 человек. Полный ход 29 узлов. Дальность плавания 5000 миль на 14 узлах.
Вооружение:
— 8 ПУ противолодочного ракетного комплекса «Раструб-Б»;
— 8 подпалубных ПУ барабанного типа ЗРК самообороны «Кинжал» (боекомплект 64 ракеты);
— 2 автоматизированных артиллерийских орудия калибра 100 мм;
— 2 батареи шестиствольных зенитных автоматов АК-630;
— 2 РБУ-6000 (96 глубинных бомб)
— 2х4 торпедных аппарата калибра 533 мм
— 2 вертолета Ка-27ПЛ, 2 ангара.

«Удалой» был ошибкой руководства ВМФ СССР. Нет, с первого взгляда БПК пр. 1155 настоящий шедевр кораблестроения, оснащенный 700-тонным гидроакустическим комплексом «Полином», многоканальным ЗРК «Кинжал» для отражения массированных атак противокорабельных ракет, двумя вертолетами и целым набором морского оружия – от универсальной артиллерии до самонаводящихся торпед. «Удалой» стал бы несомненным шедевром…если бы не было его предшественника – 1134-Б. По сравнению с «Букарем», БПК пр. 1155 оказался шагом назад.

Из-за 30-метрового обтекателя ГАС «Полином» серьезно пострадали ходовые качества и мореходность нового корабля — комплекс оказался слишком тяжел для скромного БПК. Конечно, «Полином» давал большие возможности в плане обнаружения АПЛ противника, которых он засекал на дальности до 25 миль, что в какой-то степени компенсировало ухудшение мореходных качеств «Удалого». Но гораздо более серьезным недостатком стало полное отсутствие ЗРК средней или большой дальности – «Кинжал» имел дальность стрельбы всего 6,5 миль и мог бороться лишь с противокорабельными ракетами, но не с их носителями.



В остальном БПК пр. 1155 был замечательным кораблем с благородной линией полубака и мощным противолодочным вооружением. Всего до распада СССР флот успел получить 12 больших противолодочных кораблей этого типа. В 90-е годы был построен всего один БПК по измененному проекту 11551 – единственный представитель этого проекта «Адмирал Чабаненко» сохранил все достоинства пр. 1155, но дополнительно получил артиллерийскую систему АК-130, зенитные комплексы «Кортик» и противокорабельные ракеты «Москит».

Заключение

Вышеперечисленные 90 больших противолодочных кораблей и противолодочных крейсеров – лишь «вершина айсберга» системы противолодочной обороны ВМФ СССР. Имелась целая система базовой патрульной авиации с сотнями противолодочных самолетов и вертолетов. Просторы океана бороздили обычные траулеры с необычными тралами – замаскированные противолодочные патрули с тянущейся за кормой многокилометровой низкочастнотной антенной (попробуй докажи, что это не трал!) потрепали немало нервов американским морякам.

Разрабатывались фантастические проекты, такие как атомный БПК проекта 1199 «Анчар». Более того, все четыре тяжелых авианесущих крейсера проекта 1143 несли на своих палубах эскадрилью противолодочных вертолетов и имели на борту солидный комплекс противолодочного оружия (грандиозный ГАК «Полином» и противолодочные ракеты «Вихрь» с ядерными боевыми частями). Так что, вопреки известному мифу, во время прохода через Босфор, советские моряки ничуть не обманывали турецких представителей, называя свои авианесущие крейсера противолодочными кораблями.

К слову, Военно-морские силы США развивались по точно такому же сценарию – американцы до смерти боялись советских подлодок, оттого планировали корабельный состав своего флота из расчета «один фрегат на одну русскую лодку». Всемирная гидроакустическая система SOSUS для слежения за подводными лодками, программы FRAMM по превращению сотен устаревших эсминцев в противолодочные корабли, огромные серии противолодочных фрегатов «Нокс» и «Оливер Х. Перри», уникальные эсминцы типа «Спрюэнс» с гипертрофированным противолодочным вооружением, но без систем зональной ПВО – просто американские «близнецы» БПК пр. 1155 «Удалой».

Остается добавить, что идея «большого противолодочного корабля» умерла с появлением межконтинентальных баллистических ракет морского базирования с дальностью полета 10.000 км. Отныне стратегические ракетоносцы могли запускать ракеты из территориальных вод своего государства.