Парник и теплица        06.02.2024   

Причины войны израиля и палестины. Арабо-израильский конфликт: причины, механизмы и основные события

1. Израильско-арабский конфликт меньше, чем вы думаете.

Если вы попытаетесь закончить предложение "Израильско - арабский конфликт важен, потому что...", вы обнаружите, что у вас нет ответа. Этот конфликт - один из самых маленьких в мире. Израиль - крошечная страна, не имеющая никакого стратегического значения. Здесь нет нефти, как и в странах, окружающих Израиль. Вы слышите так много об Израиле по той единственной причине, что достаточно много людей решили, что это важно, не имея на то никаких объективных причин. Всегда, когда вы занимаетесь этим конфликтом, вы упускаете из виду реальные крупные и важные проблемы, такие, как Китай - диктатуру с более чем миллиардом населения, имеющую к тому же крупнейшую экономику в мире, кровавый и казалось бы неразрешимый конфликт в Сирии, геноцид, происходящий в Судане.

2. Мировые СМИ одержимы Израилем.

Окружающая реальность отражается в сообщениях. Обычно, чем ближе событие и чем оно драматичнее, тем больше шансов, что вы услышите о нем из средств массовой информации. Это правило не распространяется на израильско-арабский конфликт. Самое незначительное происшествие в Израиле сразу становится главной новостью всего мира. Вот один факт, который следует иметь в виду: За более чем 100 лет конфликта около 25 тысяч палестинцев потеряли свои жизни. В арабском мире более 15 миллионов человек погибли только за последние 50 лет. Вы слышали о них гораздо меньше, как и о миллионах, погибших в Африке. Одна из причин этого - то, что в Израиле очень легко работать иностранным корреспондентам. Существует современная инфраструктура, свобода слова, и журналисты чувствуют себя в безопасности. Палестинцы также чувствуют себя в безопасности. Обратите внимание, что палестинцы никогда не говорят анонимно и не закрывают лица, как делают люди, когда они боятся власти. Израиль, как и любая другая страна, не совершенен, но очень важно помнить, что даже право жаловаться на свое правительство - это привилегия, которой пользуются лишь немногие люди в нашем мире.

Это абсурдно, но европейские СМИ освещают Израиль больше, чем участие Европы в Ираке и Афганистане. Вот интересный пример. В 2011 году британская газета The Guardian упоминала Израиль свыше 1000 раз. В том году погибли 115 палестинцев, большинство из них были террористами. Ирак был упомянут 504 раза, хотя были убиты более 4 тысяч иракцев, многие из них в результате инцидентов с британскими солдатами.

Эта навязчивая идея также распространена в научном мире. На сегодняшний день существует больше всяких курсов, семинаров, книг и форумов об этом конфликте, чем о любом другом конфликте.

3. Условия жизни палестинцев хорошие!

Многие известные люди критикуют Израиль. Лауреат Нобелевской премии Сарамаго, лидер Пинк Флойд Роджер Уотерс и другие известные люди сравнивают действия Израиля с действиями нацистов. Вот некоторые факты, доказывающие противное.

Средняя продолжительность жизни на Западном берегу и в секторе Газа в 1967 году (когда Израиль занял Западный берег и сектор Газа) составляла 48 лет. Сегодня это более 75 лет - больше, чем во всех арабских странах вокруг Израиля.

В 1967 году показатель младенческой смертности был выше, чем 150 на 1000 родившихся. Сегодня он меньше 19.

Палестинцы - это самые образованные арабы на Ближнем Востоке и в Северной Африке. В 1967 году на Западном берегу не было ни одного университета. На сегодняшний день существует 11 университетов и 13 колледжей.

В 1967 году только в 4 арабских селениях была проточная вода. На сегодняшний день их существует более 640. (В Аммане, столице Иордании, находящейся всего в десятках километров, водопровод работает только один день в неделю).

По данным Всемирного банка, палестинцы получили в четыре раза больше помощи, чем Европа по плану Маршалла после Второй мировой войны. Все знают, что Соединенные Штаты поддерживают Израиль. Но ни один из них не знает, что палестинцы получают больше помощи от Соединенных Штатов, Европейского Союза, Японии, арабских стран и Организации Объединенных Наций, чем любой другой народ в мире.

4. Государство Израиль было создано не в качестве компенсации за Холокост.

Утверждение, что евреи получили страну только потому, что мир был потрясен Холокостом, по меньшей мере, наивно. Мировая политика так не работает. Во время Второй мировой войны было уже полтора миллиона евреев, имеющих национальное сознание и все учреждения, необходимые для государственности - образование, здравоохранение, политическая система и так далее. Создание Израиля, как и создание десятков других стран, было больше связано с самой Второй мировой войной. После каждой мировой войны возникает новый мировой порядок. После Первой мировой войны были созданы страны - Югославия (1918), Польша (1918), Чехословакия (1918), Финляндия (1917) и Турция (1923). После Второй мировой войны были созданы многие страны - Иордания (1946), Сирия (1946), Индия (1947), Пакистан (1947), Израиль (1948), и Корея (1948). Кроме того, после холодной войны, затронувшей весь мир, также были созданы многие страны - Бывшие республики Югославии и СССР стали государствами.

Израиль был создан среди стран, созданных после Второй мировой войны. Большинство стран Ближнего Востока были созданы на французских и британских территориях, утраченных ими после войны.

5. Израиль не был создан на украденной палестинской земле.

Многие думают, что была палестинская территория, а затем пришли евреи и забрали себе эту землю. Это не так. Название Палестина происходит от слова "Pleshet". Так называли древних людей, которые, в соответствии с еврейской Библией, пришли с греческого острова Крит и поселились на южном берегу Земли Израиля. Название Pleshet, или Филистия, не использовалось, пока римский император Адриан, решив наказать евреев за восстание Бар-Кохбы, не изменил в 135 году название Иерусалима на Элия Капитолина и название Иудеи на Сирия Палестина. Название не использовалось во время мусульманских империй, правивших на Ближнем Востоке. Большая часть современного Израиля была небольшой, заброшенной и неважной частью Сирии. Иерусалим никогда в ту эпоху не был столицей. В мусульманскую эпоху важными городами региона были Каир и Дамаск. Только после того, как в Первой мировой войне рухнула Османская империя, начиная с 1917 года, под британским правлением название Палестина стало снова использоваться. Если бы англичане не пришли, не было бы никакого палестинского народа. А арабы, жившие в этом районе, были бы египтянами или сирийцами. (Прим. grimnir74 Название Палестина также широко применялось среди христиан как синоним Святой земли - также от римских времен)

Евреи жили на протяжении сотен лет в Иерусалиме, Хевроне, Цфате и Тверии. В 1860 году евреи начали покупать землю за пределами этих четырех городов. В отличие от первых белых поселенцев в Соединенных Штатах, отнявших землю у индейцев, в отличие от австралийцев, укравших землю у аборигенов, вся земля, на которой селились евреи, была куплена и оплачена до последнего цента. Начиная с 1930-х годов, англичане и Организация Объединенных Наций сделали много предложений о том, как разделить землю Израиля на два государства - еврейское и арабское, живущие бок о бок друг с другом. Евреи согласились с предложениями, но арабы - нет, и начали войну. Евреи выиграли. Многие арабы продолжали жить на территории Израиля после его победы, и сегодня 20 процентов населения Израиля составляют арабы.

6. В арабских странах нет мира между евреями и арабами.

Конечно, евреям было гораздо хуже под властью нацистов, но это не означает, что они жили в равенстве и пользовались религиозной свободой под властью арабов. Да, был золотой век мирного сосуществования, но он был коротким, и это было 800 лет назад. Во всех мусульманских странах, где жили евреи, от Марокко на востоке до Ирана на западе, от Сирии на севере до Йемена на юге, до появления сионизма евреи страдали от дискриминации, погромов, насилия и расового угнетения. После создания государства Израиль большинству евреев, живших в арабских странах, около 800 тысячам, пришлось бежать в Израиль.

7. Израильская оккупация не представляет источник конфликта.

В 1967 году арабские государства, окружающие Израиль, пригрозили уничтожить Израиль и двинули свои войска к границам. Совершив внезапную атаку, израильская армия за шесть дней разбила все арабские армии, и размеры Израиля увеличились в три раза. Сектор Газа находился под контролем Египта, а Западный берег - Иордании. За 19 лет (1948-1967), когда палестинцы находились под контролем Иордании и Египта, никто не упоминал о них. Если бы Шестидневной войны не было, палестинцы жили бы под арабским гнетом, и никого бы это не беспокоило. Лучший пример - это палестинцы, живущие в лагерях Ливана и Сирии. Хотя условия жизни там намного хуже, чем на Западном берегу, от средств массовой информации об этом ничего не слышно.

Многие думают, что было бы лучше, если бы Израиль вывел свои войска из Западного берега, но другие считают, что это может поставить под угрозу безопасность Израиля. Есть хорошие аргументы с обеих сторон, но мысль, что оккупация виновна в конфликте, ложна. Это доказывают три соображения. Прежде всего, и наиболее очевидно то, что конфликт начался задолго до Шестидневной войны и даже до 1948 года. Арабы не желают согласиться с существованием двух государств. Второе доказательство - Ливан; хотя в Ливане нет израильских солдат, Хезболла четко выступает за ликвидацию Израиля. То же самое касается Ирана - хотя между ним и Израилем 1000 километров (около 620 миль) и две страны, хотя у персов совершенно другая культура и язык, чем у арабов Ближнего Востока, иранские лидеры призывают к уничтожению Израиля. Источник конфликта в том, что мусульмане не хотят признавать немусульманское государство на Ближнем Востоке.

8. Проблема палестинских беженцев - не источник конфликта.

Арабо-израильский конфликт окружает множество преувеличений и искажений, но есть одна большая ложь. Это ложь о "палестинских беженцах" и о "праве на возвращение". У кого только нет родителя, бабушки или дедушки, которые мигрировали из-за конфликта? Войны и другие конфликты 20-го века создали сотни миллионов беженцев. В новом мировом порядке после Второй мировой войны все население было мигрантами. Более 15 миллионов немцев были вынуждены покинуть свои дома в том, что было ранее восточной территорией Германии. Сотни тысяч людей на Балканах были вынуждены мигрировать из-за появления там новых стран. Около 65 миллионов человек в том, что было Советским Союзом, должны были мигрировать. Кто когда-либо слышал о 300 тысячах мусульман, которые были вынуждены покинуть Болгарию, или о 250 тысячах греков и турок, которые должны были покинуть свои дома после того, как турки заняли Кипр в 1974 году? Проблемы беженцев продолжаются. Около двух миллионов христиан были вынуждены эвакуироваться с Ближнего Востока из-за мусульманских атак. Но есть только одна группа, о которой вы слышите больше всех других, - палестинские беженцы.

В результате войны за Независимость 1948 года, насчитывалось около полумиллиона арабских беженцев, покинувших свои дома. Многие ушли, потому арабское руководство приказало им уйти и пообещало, что они смогут вернуться. И как во всех войнах, были некоторые случаи эвакуации. Но в отличие от Германии, которая помогла немецким мигрантам, в отличие от Индии, которая помогла индусам, Пакистана, который приветствовал мусульман, или Израиля, приветствовавшего еврейских беженцев, египтяне, сирийцы и ливанцы не помогали палестинцам, хотя они такие же люди (в 1948 году не было никакой разницы между арабской деревней на севере Израиля и арабской деревней на юге Ливана). Иордания была единственной арабской страной, предоставившей гражданство палестинцам. Организация Объединенных Наций - это часть проблемы. Немногие знают, что в ООН имеются два агентства беженцев - UNRWA - только для палестинских беженцев, и UNHCR- для других беженцев всего мира. Эти две организации по-разному определяют, кого называть беженцем. Определение БАПОР предоставляет статус беженца детям палестинских беженцев, поэтому каждый год "официальное" количество палестинских беженцев растет.

И только одна группа беженцев не привлекает никакого внимания - это еврейские беженцы из арабских стран. Евреи, покинувшие мусульманские страны, никогда не причинили никакого вреда мусульманам, но когда был создан Израиль, около 800 тысяч из них были вынуждены бежать, оставив все, что у них было, и начать новую жизнь в Израиле.

9. Вернуться к истокам.

Мы живем в пост-пост-модернистском мире. Мы стремимся понять реальность не только из обычных каналов, но также через альтернативные способы общения. Не то, что говорят лидеры, а то, что думают люди. Не из учебников истории, а от фермеров на местном рынке. Один человек пишет статью о повседневной жизни, другой делает документальный фильм о детях, живущих во время войны. Один будет транслировать оптимизм, другой - пессимизм. Все эти разные ракурсы могут помочь лучше понять конфликт, но иногда хорошо вернуться к основам, к тому, что каждая сторона говорит о себе. Израильская Декларация независимости гласит:

"Мы протягиваем руку всем соседним государствам и их народам, предлагая им мир и добрососедство".

В преамбуле к Пакту ХАМАСа говорится:

"Израиль будет существовать до тех пор, пока ислам не уничтожит его".

10. Нет никакого противоречия между еврейским и демократическим характером государства Израиль

Большинство стран представляет собой национальные государства, имеющие общий этнический и культурный знаменатель. Все арабские страны идентифицируют себя как мусульманские. Большинство европейских демократических государств также представляют национальные государства. В таких странах, как Дания, Норвегия, Польша, Исландия христианство имеет особый статус. Евреи также имеют право на свое собственное государство. На национальных флагах 29 стран изображены кресты, на 13 национальных флагах - мусульманский полумесяц, и только на одном национальном флаге - звезда Давида.

Перевод Елена Любченко

Арабо-израильский конфликт

Арабо-израильский конфликт — противостояние между рядом арабских стран, а также арабскими военизированными радикальными группировками, поддерживаемыми частью коренного арабского населения подконтрольных (оккупированных) Израилем палестинских территорий, с одной стороны, и сионистским движением, а затем и Государством Израиль, с другой. Хотя Государство Израиль было создано только в 1948 году, фактически история конфликта охватывает около столетия, начиная с конца XIX века, когда было создано политическое сионистское движение, положившее начало борьбе евреев за собственное государство.

В конфликте участвовали и участвуют арабские страны (Ливан, Сирия, Саудовская Аравия, Йемен, Египет, Ирак и другие арабские страны) и еврейское государство Израиль. За время конфликтов было заключено много договоров о перемирии между разными странами, но конфликт всё равно продолжался и с каждым годом становится всё агрессивнее и агрессивнее и со стороны евреев, и со стороны арабов. Появляются всё новые причины для войны и цели в ней. Но самой главной целью арабов является создание суверенного государства в Палестине, которое должно было создаться после резолюции ООН от 29 ноября 1947 года.

В рамках крупномасштабного арабо-израильского конфликта принято выделять региональный Палестино-израильский конфликт, обусловленный, в первую очередь, столкновением территориальных интересов Израиля и коренного арабского населения Палестины. В последние годы именно этот конфликт является источником политической напряжённости и открытых вооружённых столкновений в регионе.

Причины конфликта

Определяя комплекс причин, которые породили конфликт, необходимо отметить следующие:

Историко-территориальные (притязания палестинских арабов и евреев на одну и ту же землю и разные трактовки истории этих территорий);

Религиозные (существование общих или близко расположенных святынь);

Экономические (блокада стратегических торговых путей);

Международно-правовые (невыполнение сторонами решений ООН и других международных организаций);

Международно-политические (на разных этапах проявились в заинтересованности различных мировых центров силы в катализации конфликта).

Исторические корни конфликта

Арабо-израильский конфликт

Исторические корни конфликта

Палестина — территория с древней историей. Около XI в. до н.э. на территорию Палестины стали проникать древнееврейские племена, создавшие здесь свои государства (Израильское и Иудейское царства). Позднее Палестина входила в состав государств Ахеменидов, Александра Македонского, Птолемеев и Селевкидов, была провинцией Рима и Византии. При римлянах подвергшееся притеснениям еврейское население было рассеяно по другим странам Средиземноморского региона, а частью ассимилировалось с местным христианским населением. В 638 г. Палестину завоевали арабы, она стала одной из провинций халифата под названием аль-Фаластын. Именно в этот период территория страны начала заселяться арабскими крестьянами-феллахами. Господство мусульман в Палестине продлилось почти 1000 лет. В 1260—1516 гг. Палестина — провинция Египта. С 1516 г. эта территория входила в состав Османской империи, являясь частью то вилайета Дамаск, то вилайета Бейрут. С 1874 г. в Османской империи выделяется область Иерусалим, управляющаяся непосредственно из Стамбула. В 1917 г. в ходе Первой мировой войны Палестина была оккупирована английскими войсками и стала (с 1920 по 1947 г.) подмандатной территорией Великобритании. В начале XX в. Палестина стала восприниматься международными еврейскими кругами, организовавшимися на первом сионистском конгрессе в Базеле в 1897 г., как очаг еврейской государственности. Сионистская организация стала предпринимать практические шаги по евреизации страны. В этот период идет строительство еврейских городов и поселений (созданы такие города, как Тель-Авив —1909 г., Рамат-Ган — 1921 г., Герцлия /Херцлия/ — 1924 г., Натанья — 1929 г.), резко усиливается поток иммигрантов-евреев из стран Европы, Америки, Азии, Африки. В Палестине уже в значительной степени перенаселенной, испытывавшей недостаток свободных земель и водных ресурсов, стали вспыхивать конфликты между укоренившимися здесь почти полторы тысячи лет назад арабами и прибывающими евреями.

Впервые идея создания отдельных арабского и еврейского государств в Палестине возникла в 30-х годах. В 1937 г. британской королевской комиссией был предложен план раздела подмандатной территории на три части. Первая, охватывающая территорию северной Палестины, включавшая Галилею и часть приморской полосы, предназначалась под еврейское государство. Второй сектор, занимавший Самарию, Негев, южную часть правобережья Иордана, а также территориально оторванные от них города Тель-Авив и Яффа, должен был послужить для создания арабского государства. Наконец третий сектор, согласно планам комиссии, должен был оставаться под нейтральным мандатным управлением Великобритании. В этот сектор, наряду с имеющими важное стратегическое положение Иудейскими горами, вошли святыни мусульманской, еврейской и христианской культуры: Иерусалим, Вифлеем, Назарет. Претворению в жизнь этого плана помешала разразившаяся Вторая мировая война. После окончания мировой войны вопрос о разделе Палестины был реанимирован. Еврейские организации напоминали об ужасах Холокоста и требовали немедленного провозглашения государства Израиль. Схема раздела Палестины, предложенная ООН в 1947 г., сильно отличалась от планов предвоенного политического переустройства региона. Согласно резолюции № 181 Генеральной ассамблеи ООН еврейское государство значительно увеличивало свою площадь за счет арабских территорий на юге. От нейтральной международной зоны, под которую изначально предполагалось выделить 1/10 территории Палестины, остался лишь небольшой анклав, включавший Иерусалим и Вифлеем с ближайшими пригородами. Эта территория должна была управляться администрацией ООН с помощью особого выборного органа и быть полностью демилитаризованной. Планируемая территория еврейского государства включала три, а арабского — четыре не связанных между собой участка территории. Резолюция ООН нарушила этнический паритет. Территория еврейского государства за счет пустынных пространств Негева оказалась больше арабской, что не соответствовало этнической картине послевоенной Палестины: в 1946 г. здесь на 1269 тыс. арабов приходилось всего 678 тыс. евреев.

В Палестине было создано только еврейское государство — Израиль (1948 г.). Мирное сосуществование на одной земле двух враждебных друг другу государств с разными религиозно-культурными фундаментами, с нечетко определенными искусственными границами было невозможным.

Этот один из самых длительных региональных конфликтов современности длится более 60 лет. В целом историю конфликта можно разделить на несколько ключевых этапов: арабо-израильская война 1948 г. (первая война), Суэцкий кризис 1956 г. (вторая война), арабо-израильские войны 1967 и 1973 гг. (3 и 4 арабо-израильские войны), Кэмп-дэвидский процесс мирного урегулирования 1978-79 гг., война в Ливане 1982 г. (пятая война), процесс мирного урегулирования 90-х годов (Кэмп-дэвидские соглашения 2000 г.) и Интифада 2000 г., начавшаяся 29 сентября 2000 г. и зачастую определяемая экспертами как "шестая война" или "война на истощение".

Первая война разразилась сразу же после провозглашения 14 мая 1948 г. независимости Государства Израиль. Вооруженные контингенты пяти арабских стран: Египта, Иордании, Ирака, Сирии и Ливана заняли ряд территорий в южной и восточной частях Палестины, зарезервированных по решениям ООН за арабским государством. Затем арабами был занят еврейский квартал в Старом Иерусалиме. Израильтяне тем временем взяли под свой контроль стратегически важную дорогу, ведущую от побережья к Иерусалиму, проходящую через Иудейские горы. К началу 1949 г. вооруженные формирования сумели занять Негев вплоть до прежней египетско-палестинской границы, за исключением узкой прибрежной полосы сектора Газа; эта полоса осталась под египетским контролем и именно она теперь обычно и именуется сектором Газа, хотя по решению ООН 1947 г. арабский сектор Газа должен быть гораздо больше по площади. Иорданская армия сумела закрепиться на Западном берегу Иордана и в Восточном Иерусалиме. Занятая иорданской армией часть Западного берега стала рассматриваться как часть Иорданского государства. Переговоры февраля—июля 1949 г., приведшие к перемирию между Израилем и арабскими странами, закрепили временную границу между противостоящими сторонами на рубежах боевого соприкосновения войск в начале 1949 г.

Вторая война вспыхнула спустя семь лет. Под предлогом защиты национализированного египетским правительством Суэцкого канала, доселе находившегося в собственности европейских компаний, Израиль ввел свои войска на Синайский полуостров. Спустя пять дней после начала конфликта израильские танковые колонны захватили сектор Газа, вернее то, что от него оставалось арабам после 1948—1949 гг., заняли большую часть Синая и вышли к Суэцкому каналу. В декабре, после объединенной англо-французской интервенции, предпринятой против Египта, в области конфликта были размещены войска ООН. Израильские вооруженные силы покинули Синай и сектор Газа в марте 1957 г.

Третья война, за свою скоротечность получившая название Шестидневной, протекала с 5 по 10 июня 1967 г. Поводом для нее послужило усиление бомбардировок военных объектов Израиля сирийской авиацией в начале 1967 г. В течение Шестидневной войны Израиль практически уничтожил египетские военно-воздушные силы и установил свою гегемонию в воздухе. Война стоила арабам утраты контроля над Восточным Иерусалимом, потери Западного берега реки Иордан, сектора Газа, Синая и Голанских высот на израильско-сирийской границе.

Периодические вооруженные стычки, последовавшие за Шестидневной войной, сменились новым обострением конфликта 6 октября 1973 г. В день еврейского религиозного праздника йом-киппур израильские армейские части подверглись нападению со стороны Египта в районе Суэцкого канала. Израильтянам удалось прорваться на территорию Сирии и окружить там египетскую Третью Армию. Еще одним стратегическим успехом Тель-Авива стало форсирование Суэцкого канала и установление своего присутствия на его западном берегу. Израиль и Египет подписали в ноябре соглашение о перемирии, которое 18 января 1974 г. было закреплено мирными соглашениями. Эти документы предусматривали вывод израильских сил с территории Синая к западу от перевалов Митла и Гиди в обмен на сокращение военного присутствия Египта в зоне Суэцкого канала. Между двумя противоборствующими армиями были развернуты силы ООН по поддержанию мира.

26 марта 1979 г. Израиль и Египет подписали в Кэмп-Дэвиде (США) мирный договор, который завершил состояние войны, существовавшей между двумя странами в течение 30 лет. В соответствии с кэмп-дэвидскими соглашениями Израиль целиком возвратил Египту Синайский полуостров, а Египет признал право Израиля на существование. Два государства установили дипломатические отношения друг с другом. Соглашения в Кэмп-Дэвиде стоили Египту исключения из Организации Исламская конференция и из Лиги арабских государств, а его президенту Анвару Садату — жизни.

5 июня 1982 г., усилилась напряженность в отношениях между израильтянами и палестинцами, укрывшимися на территории Ливана. Она вылилась в пятую по счету арабо-израильскую войну, в течение которой Израиль подвергал авиабомбардировкам Бейрут и районы южного Ливана, где были сосредоточены лагеря боевиков Организации освобождения Палестины (ООП). К 14 июня сухопутные войска Израиля углубились в Ливан до предместий Бейрута, который был ими окружен. После массированного артобстрела израильтянами Западного Бейрута ООП эвакуировала из города свои вооруженные формирования. Израильские войска покинули Западный Бейрут и основную часть Ливана к июню 1985 г. Под контролем Израиля оставалась лишь небольшая территория на юге Ливана. В ночь с 23 на 24 мая 2000 г. под давлением международных миротворческих организаций и учитывая мнение своих граждан, не желавших жизнями солдат расплачиваться за военное присутствие на чужой территории, Израиль полностью вывел свои войска с юга Ливана.

В конце 80-х годов наметились реальные перспективы мирного выхода из затянувшегося ближневосточного конфликта. Вспыхнувшее на оккупированных территориях в декабре 1987 г. народное восстание палестинцев (интифада) вынудило израильские власти прибегнуть к поиску компромисса. 31 июля 1988 г. король Иордании Хусейн заявил о прекращении административных и иных связей своей страны с Западным берегом Иордана, в ноябре 1988 г. была провозглашена независимость государства Палестина. В сентябре 1993 г. при посредничестве США и России в Вашингтоне была подписана декларация, открывающая новые пути урегулирования кризиса. В этом документе Израиль давал согласие на организацию Палестинской национальной автономии (но не государства), а ООП признавала право Израиля на существование. В соответствии с Вашингтонской декларацией, в мае 1994 г. было подписано соглашение о постепенном введении палестинского самоуправления на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа в течение пятилетнего переходного периода (вначале в секторе Газа и городе Ариха /Иерихон/ на Западном берегу). В последующий отрезок времени территория, на которой стала осуществляться юрисдикция ПНА, постепенно расширялась. В мае 1999 г., когда истек срок временного статуса ПНА, палестинцы пытались вторично — и уже на более серьезных основаниях — провозгласить свою независимость, но были вынуждены отказаться от этого решительного шага под давлением мирового сообщества.

В целом, пять арабо-израильских войн продемонстрировали, что ни одна из сторон не может нанести решительное поражение другой. Во многом это обусловливалось вовлечением сторон конфликта в глобальное противостояние времен холодной войны. Ситуация в плане урегулирования конфликта качественно изменилась с распадом СССР и исчезновением биполярного мира.

Изменения в мире привели к тому, что арабо-израильское противостояние вышло из системы глобального противостояния СССР-США. В процессе урегулирования конфликта обозначились существенные позитивные изменения, о которых, в частности, свидетельствовали палестино-израильские соглашения в Осло в 1992 г. (главный пункт которого - постепенная передача Израилем Западного берега и сектора Газа в самоуправление палестинским представителям), иордано-израильский мирный договор 1994 г., сирийско-израильские мирные переговоры 1992-1995 гг. и т.д.

В целом, конец 80-х и начало 90-х годов ознаменовались кардинальными переменами в процессе мирного урегулирования ближневосточного конфликта. «Венцом» всего процесса стало признание со стороны Израиля ООП в качестве представителя палестинского народа, а также исключение из «Палестинской хартии» пункта, отрицающего право Израиля на существование.

Однако, начиная с середины 1996 г., динамика переговорного процесса и палестино-израильских отношений изменилась в худшую сторону. Это было связанно с внутриполитическими изменениями в Израиле, проблемами строительства палестинского государства. При этом кульминационным моментом данного периода стал визит в сентябре 2000 г. лидера оппозиционной правой партии Ликуд Ариэля Шарона в Иерусалим, где он сделал провокационное заявление, в котором заявил, что «будет использовать все демократические средства, что бы не допустить раздела Иерусалима», в ответ премьер-министру Израиля Эхуду Бараку, который предложил разделить Иерусалим на две части Западную - израильскую и Восточную - арабскую. С данного провокационного выступления и началась Интифада-2000, положившая начало современному ближневосточному кризису.

Позиции сторон

Позиция сторонников Израиля

Сионистское движение, на основе которого было создано государство Израиль, видит в Палестине историческую родину еврейского народа, и исходит из утверждения, что этот народ имеет право на собственное суверенное государство. Это утверждение основывается на нескольких основных принципах:

Принцип равенства народов: подобно другим народам, у которых есть свое суверенное государство, евреи также имеют право жить в своей стране и управлять ей.

Принцип необходимости защиты евреев от антисемитизма : явление антисемитизма, кульминировавшее в целенаправленном геноциде против евреев (Холокост ), проводившимся нацистской Германией в первой половине 1940-х годов, вынуждает евреев организоваться в целях самозащиты и найти территорию, которая служила бы убежищем в случае повторения катастрофы. Это возможно только с созданием еврейского государства.

Принцип исторической родины: как показывают многочисленные антропологические и археологические исследования, на территории Палестины начиная с XIII века до н. э. проживали еврейские племена, с XI по VI век до н. э. существовали еврейские государства. Преобладающее присутствие евреев на этой территории сохранялось и после завоевания последнего еврейского государства древности, Иудеи, вавилонским царем Навуходоносором II , на протяжении следующих веков с поочередным переходом земель из рук в руки, и вплоть до восстания Бар-Кохбы в 132 году н. э., после которого значительное количество евреев было изгнано римлянами из страны. Но даже после этого изгнания до V века н. э. в Галилее сохранялось еврейское большинство . В иудаизме эта территория называется «Эрец Исраэль », что в переводе означает «Земля Израиля». Она была обещана Иакову (Израилю) Богом как Земля Обетованная, которую Он предназначает для евреев. Со времени возникновения еврейского народа одной из основополагающих и проповедуемых иудаизмом идей является связь этого народа с землей Израиля.

Группа общественных организаций, представляющих интересы евреев, изгнанных из арабских стран в 1948-1970-е гг., чьи потомки составляют до 40 % населения Израиля , считает, что территории, приобретённые евреями в Израиле, несоразмерно меньше, чем утраченная ими в ходе изгнания недвижимость, а материальные потери согнанных со своих земель палестинцев также меньше, чем потери изгнанных евреев .

Позиция противников Израиля

  • Арабские государства и местные арабы изначально были категорически против создания государства Израиль на территории Палестины.
  • Радикально настроенные политические и террористические движения, а также правительства некоторых стран, принципиально отрицают право Израиля на существование.
  • С тенденцией усиления фундаменталистских настроений в арабском мире начиная со второй половины XX века , арабская позиция дополняется распространением продиктованного религией убеждения, согласно которому эта территория является частью исконно мусульманских земель.
  • Противники и критики Израиля считают, что политика данного государства на оккупированных территориях перешла в расизм и апартеид , постепенно лишая палестинцев их земли и грубо нарушая их права.

Этапы противостояния

Анализ динамики конфликта позволил нам выделить 4 основные этапа противостояния.

На первом этапе (до 14 мая 1948 года) конфликт был сугубо локальным. Весьма сложно определить конкретных субъектов противостояния, ведь в каждом лагере были силы настроенные как на диалог, так и на конфронтацию. В целом, ответственность за эскалацию напряженности на этом этапе, на наш взгляд, должна быть относительно равно поделена между сторонами. Но следует также отметить изначально более склонную к компромиссам и мирную установку еврейских лидеров (что воплотилось в публичных заявлениях и Декларации Независимости).

Следующий этап продолжался с начала войны 1948 года по окончании войны 1973 года. Этот период противостояния стал самым кровавым, и его с уверенностью можно назвать ядром противостояния. За эти 25 лет произошло пять (!) полномасштабных военных столкновений. Все они были выиграны Израилем. Войны были либо начаты, либо в той или иной степени спровоцированы арабскими государствами. В этот период отсутствовал систематический мирный процесс (за исключением крайне редких мирных послевоенных переговоров).

Третий этап конфликта (с 1973 по 1993 годы) характеризуется началом мирного процесса, чередой стратегических переговоров и мирных соглашений (Кэмп-Дэвид, Осло). Здесь часть арабских государств изменила свои позиции и пошла на мирные переговоры с Израилем. Однако позитивный настрой был несколько омрачен войной 1982 года в Ливане.

С 1994 года ведет свой отсчет современный этап конфликта. Военное противостояние перешло в область терроризма и анти – террористических операций. Мирный процесс стал системным, но далеко не абсолютно успешным. Разрешение конфликта стало интернациональной задачей, что вовлекло в процесс мирного урегулирования международных посредников. На этом этапе все участники конфликта (за исключением некоторых радикальных террористических группировок) окончательно осознали необходимость именно мирного пути разрешения конфликта.

Текущие события

27 ноября 2007 года Эхуд Ольмерт и Махмуд Аббас согласились начать переговоры и прийти к окончательному соглашению по палестинскому государству к концу 2008 года. Однако сделать это не удалось, переговоры были прерваны в конце декабря 2008 года в связи с проведением Израилем в секторе Газа операции «Литой свинец» против группировки ХАМАС. Израиль объяснял проведения операции «Литой Свинец» необходимостью прекратить многолетние ракетные обстрелы из Газы, в результате операции погибло более 1300 палестинцев и 14 израильтян.

В 2009 году переговоры с ФАТХ продолжились с участием нового премьер-министра Израиля Беньямина Нетаниягу и нового президента США Барака Обамы. 21 июня Нетаниягу выступил со своим планом ближневосточного урегулирования, в рамках которого выразил согласие на создание палестинского государства с ограниченными правами, в случае признания палестинцами Израиля, как национального дома еврейского народа, и получении гарантий безопасности Израиля, в том числе международных.

В ноябре 2009 года правительство Израиля заявило о десятимесячном моратории на строительство в еврейских поселениях на Западном берегу реки Иордан, однако этот мораторий не удовлетворил палестинскую сторону, поскольку он не касался Восточного Иерусалима.

2 сентября 2010 года прямые переговоры между ПНА и израильским правительством были возобновлены. Однако эти переговоры находятся под угрозой срыва из-за противоречий в

израильском правительстве по поводу продления моратория на строительство поселений, и из-за нежелания палестинской администрации продолжать прямые переговоры, в случае если мораторий не будет продлён.

Современный этап развития конфликта.

Начиная с 1987 года, Палестину сотрясают погромы и кровопролитие. Всё началось с Интифады 7 декабря того же года. Тогда палестинские арабы провели демонстрации в Секторе Газа. Причиной являлась двадцатилетняя оккупация палестинских территорий. Израильтяне же устроили вооруженное подавление Интифады. Как объявил в 1990 году Международный Красный Крест, евреями было убито более 800 палестинцев, арестовано более 16000. Интифада отрицательно сказалась на экономике Израиля, сокращение бюджета вело к существенной безработице [ 11].

15 ноября 1988 года ООП провозгласило создание государства Палестина со столицей Иерусалим, после этого события начинается мирный процесс на Ближнем Востоке. Для усиления мира в 1991 году по инициативе США и СССР была проведена Мадридская ближневосточная мирная конференция. В четверг 28 сентября 2000 года Ариэль Шарон объявил, что не собирается делить Иерусалим на арабскую и еврейскую часть. Это высказывание спровоцировало насилие в Иерусалиме с 29 сентября по 6 октября. Палестинская молодёжь забросала камнями полицию. К концу первого дня было ранено более 200 человек и убито 4 палестинца. На следующий день израильская полиция начала штурмовать мусульманскую часть Иерусалима. Погибло более 80 палестинцев. 4 октября прошла встреча Арафата и нового премьер-министра Израиля Бакра, однако никакого соглашения не было подписано. Ситуация в Палестине и в Ливано-израильской границе накалялась. Хезболлой было похищено несколько солдат израильской армии.

Война и его последствия

Теперь, как в 1982 году в Ливане оставались только одни силы от которых израильские власти хотят избавиться – Хезболла.

Война началась 12 июля 2006 года нападением израильской армии на Ливан. На первый взгляд целью войны является возвращение двух похищенных израильских солдат, но потом становится понятно, что за этой войной стоит США и настоящая цель втянуть в войну Иран и Сирию.

Израильская армия произвела морскую и воздушную блокаду Ливана. Каждый день Цахал производила ракетные удары по всему Ливану, что явилось следствием многочисленных жертв среди мирного населения. Как и в первой войне единственным противником Израиля являлась организация «Хезболла». На этот раз израильским силам далеко проникнуть не удалось, такого сильного отпора Хезболлы никто не ожидал. Израиль бомбил весь Ливан с воздуха, когда шиитская организация своими ракетами бомбила север Израиля, в том числе второй по экономическому развитию израильский город – Хайфу. Хезболла убило более 160 военнослужащих Израиля, когда Израиль всего 80 боевиков Хезболлы и около1000 мирных ливанцев (то есть более 70% убитых ливанцев были мирные жители, эти показатели, в который раз нам доказывает жестокость израильской военщины). 11 августа ООН издала резолюцию о прекращении огня и уже 14 августа война закончилась победой Хезболлы. На территорию конфликта отправили 5000 солдат ООН. Начальник израильского Генштаба Дан Халуц заявил, что «Израиль отбросит Ливан на 20 лет назад». Так всё и произошло, эта война полностью уничтожила инфраструктуру Ливана, отбросив её на 20 лет назад. Было выведено из строя более 160 мостов и более 200 шоссе.

Заключение

На протяжении всей работы мы изучили историю возникновения арабо-израильского конфликта и его влияние в политико-экономической сфере в наше время. Изучив и проанализировав данную тему, мы пришли к следующим выводам:

Ближний Восток может быть использован в качетсве мотива и причины к началу Мировой цивилизационной войны, логическим итогом которой может стать ядерное противостояние сверхдержав

После многочисленных войн между Израилем и арабскими странами появилось множество гуманитарных проблем, главными из которых являются следующие:

Проблема палестинских беженцев и израильских переселенцев

Проблема военнопленных и политзаключенных

Проблема ежедневных бомбежек Израиля и Палестинской Автономии

А также ознакомившись с событиями на Ближнем Востоке мы предлагаем свой выход из ситуации в Палестине: правительство Израиля должно отступиться от сионистской политики и установить равенство между всеми слоями населения, чтобы позволило решить проблему палестинских беженцев. Также Израиль должен вернуть, занятые им в 1967 году голанские высоты Сирии, которые принадлежат ему по международному праву.


Арабо-израильский конфликт - противостояние Израиля и ряда арабских государств, народов и организаций, находящихся преимущественно в ближневосточном регионе. Это противостояние носит религиозный, политипический, экономический и информационный характер.

Современная история арабо-израильского конфликта (четвертый этап) начинается с 1994 года. Противостояние перешло в новую фазу - терроризма и Мирные переговоры проводятся с постоянной периодичностью, но их результативность пока не столь высока, чтобы войну можно было бы прекратить. сегодня стало международной задачей и вовлекло в ее разрешение множество посредников. Все участники противостояния (кроме наиболее радикальных террористических группировок) осознали необходимость мирного урегулирования конфликта.

Тем не менее, маловероятно, что арабо-израильский конфликт будет разрешен в ближайшей перспективе. По мнению политиков и историков, сегодня стоит быть готовыми к еще большему обострению противостояния. Этому способствует ряд факторов. Прежде всего, речь о занимающего по отношению к Израилю враждебную позицию. Усиление его влияния приведет к укреплению террористических группировок, таких как Хамас и Хезболла.

В Палестине при проблемах внутренней власти нет условий для наделения ее суверенитетом. Позиция самого Израиля существенным образом ужесточилась после прихода к власти правых сил. Радикальные исламские группировки по-прежнему отказываются признавать какие-либо права Израиля на его существование, продолжая террористическую деятельность. Проблема беженцев превратилась в неразрешаемую, потому что никакой вариант решения конфликта не устраивает сразу обе стороны. К тому же в регионе на пределе не только люди, но и силы природы: источники воды истощены.

Арабо-израильский конфликт остается самым неразрешимым и острым из всех конфликтов нашего времени.

Под «арабо-израильским конфликтом» понимается противостояние между рядом арабских стран и арабскими военизированными радикальными группировками, поддерживаемыми частью коренного арабского населения оккупированных Израилем палестинских территорий, с одной стороны, и сионистским движением, а затем и Государством Израиль - с другой. Хотя это государство было образовано в 1948 году, фактически история конфликта охватывает более 110 лет – с 1897 года, когда в ходе проведенного в г. Базель учредительного конгресса было оформлено политическое сионистское движение, положившее начало борьбе еврейского народа за собственное государство.

В рамках этого крупномасштабного явления принято выделять региональный «палестино-израильский конфликт», обусловленный столкновением интересов Израиля и палестинских арабов, усугубляемый религиозной, культурной и межнациональной рознью.

Одна из главных спорных проблем касается принадлежности Палестины и Иерусалима, которые каждая из сторон считает своей исторической родиной и религиозной святыней. Ситуация осложнялась столкновением интересов ведущих мировых держав в регионе Ближнего Востока, ставшем для них ареной политического, а иногда и военного противостояния. О серьезности внимания Соединенных Штатов Америки к арабо-израильскому конфликту свидетельствует тот факт, что за годы существования Организации Объединенных Наций (ООН) Вашингтон использовал право вето в Совете Безопасности 20 раз, из которых 16 – в поддержку Израиля.

На ход арабо-израильского конфликта и возможности его урегулирования определяющее воздействие оказывает позиция непосредственных участников – США, европейских государств, а также ведущих стран арабского и мусульманского мира. Для понимания данной проблематики в целом и причин, которые приводили к трансформации точек зрения сторон кризиса, целесообразно привести хронологию его развития.

ЗАРОЖДЕНИЕ АРАБО-ИЗРАИЛЬСКОГО КОНФЛИКТА. АРАБО-ИЗРАИЛЬСКИЕ ВОЙНЫ

Официальной датой зарождения арабо-израильского конфликта принято считать 29 ноября 1947 года, когда Генассамблея ООН приняла резолюцию 181 о разделе Палестины (в тот период находилась под мандатным управлением и об образовании на ее территории двух государств – арабского и еврейского. При этом предусматривалось выделение Иерусалима в самостоятельную административную единицу с особым международным статусом.

Арабские страны, не признав резолюцию 181, провозгласили лозунг о «защите национальных прав палестинских арабов». Весной 1948 года семь арабских государств ввели контингенты своих вооруженных сил на бывшие подмандатные территории и начали против евреев масштабные боевые действия. Резкое обострение ситуации в результате арабо-израильской вооруженной конфронтации вынудило около 400 тыс. палестинцев стать беженцами и покинуть места своего постоянного проживания. Арабо-израильский конфликт тем самым приобрел качественно новый характер, его рамки существенно расширились. Арабские войска так и не смогли добиться поставленных перед ними целей, а война завершилась в 1949 году заключением соглашений о перемирии.

Итогом этих событий стало появление на карте Государства Израиль, в то время как арабское государство создано не было. 40% предназначавшейся для палестинцев территории в соответствии с резолюцией 181 отошли к Израилю, остальные 60% - к Египту (Сектор Газа - СГ) и Иордании (Западный берег р. Иордан - ЗБРИ). Иерусалим был поделен между израильтянами (западная часть, составлявшая 73% городской площади) и иорданцами (восточная часть – 27%). В ходе войны еще 340 тыс. палестинцев стали беженцами.

В октябре 1956 года арабо-израильский конфликт разгорелся с новой силой. Великобритания, Франция и Израиль предприняли совместную военную акцию против Египта в качестве реакции на национализацию президентом Г. Насером Суэцкого канала. Под международным давлением коалиция была вынуждена вывести свои войска с захваченного Синайского п-ова.

В июне 1967 года Израиль, мотивируя свои шаги военными приготовлениями в ряде арабских государств, начал боевые действия против Египта, Сирии и Иордании («шестидневная война»). Им были оккупированы в общей сложности 68 тыс. кв. км арабских земель (что почти в 5 раз превышало размеры его собственной территории) – Синайский п-ов, СГ, ЗБРИ, Восточный Иерусалим и Голанские высоты.

По итогам «шестидневной войны» Совет Безопасности ООН 22 ноября 1967 года принял резолюцию 242, в которой подчеркивалась «недопустимость приобретения территории путем войны», содержалось требование вывода израильских вооруженных сил с земель, оккупированных во время «шестидневной войны» (1967), и достижения справедливого урегулирования проблемы беженцев, указывалось на необходимость уважения и признания суверенитета, территориальной целостности и политической независимости каждого государства на Ближнем Востоке, их права жить в мире. Фактически эта резолюция стала отправной точкой формулы «территории в обмен на мир», которая легла в основу дальнейшего мирного процесса по урегулированию арабо-израильского конфликта.

В октябре 1973 года Египет и Сирия предприняли попытку вернуть потерянные в ходе «шестидневной войны» территории, добились некоторых успехов на первом этапе боевых действий (египтяне, в частности, форсировали Суэцкий канал), однако не смогли закрепить их и не достигли поставленных целей, потеряв в конечном итоге еще ряд районов. Данный конфликт получил название «октябрьская война». Принятая 22 октября того же года СБ ООН резолюция 338 способствовала прекращению боевых действий и призвала все заинтересованные стороны начать практическое выполнение резолюции 242 путем вступления в переговоры.

Зоной военных действий неоднократно становилась также территория Ливана. Израиль проводил военные операции на территории этой страны, ссылаясь на «необходимость борьбы с терроризмом, исходящим от находящихся там палестинцев, и обеспечения безопасности своих северных территорий». Особенно масштабными были военные кампании 1978 и 1982 годов.

Проблема беженцев является одним из основных противоречий палестино-израильского конфликта. К настоящему времени общее число палестинских беженцев (включая лиц, родившихся в изгнании) составляет, по разным оценкам, 3,6-3,9 млн. человек. С 1967 года на оккупированных территориях было создано в общей сложности более 230 израильских поселений с числом жителей около 370 тыс. человек (учитывая население израильских поселений в районе Восточного Иерусалима).

ПОПЫТКИ УРЕГУЛИРОВАНИЯ АРАБО-ИЗРАИЛЬСКОГО КОНФЛИКТА

Среди международно-правовых документов, внесших вклад в ближневосточное урегулирование, следует выделить резолюцию 3236 Генеральной Ассамблеи ООН от 25 ноября 1974 года. Она подтвердила неотъемлемые права арабского народа Палестины (в том числе на национальную независимость и суверенитет, на возвращение к своим очагам и своему имуществу) и признавшую Организацию освобождения Палестины (ООП, создана в мае 1964 года) в качестве его единственного законного представителя. Кроме того, в резолюции 425 СБ ООН от 19 марта 1978 года содержалось требование безоговорочного вывода израильских войск из Южного Ливана.

Взгляды руководства разных арабских стран на пути урегулирования арабо-израильского конфликта сильно отличались, а в 70-е годы приобрели антагонистический характер. В частности, президент Египта А. Садат совершил в 1977 году официальный визит в Иерусалим. В сентябре 1978 года он заключил с Израилем соглашения в Кэмп-Дэвиде (США), а в марте 1979-го подписал мирный договор. Египтянам удалось вернуть контроль над Синайским п-овом и выйти из общеарабской конфронтации с Израилем. Подавляющее большинство арабских государств и палестинцы негативно восприняли шаг Каира. Египет оказался в фактической изоляции в арабском мире. После покушения на А. Садата и его гибели в октябре 1981 года отношения этой страны с другими государствами постепенно нормализовались. Каир вновь стал играть важную роль в продвижении мирного процесса на Ближнем Востоке.

После Кэмп-Дэвида подходы арабской и израильской сторон конфликта к ближневосточному урегулированию стали более реалистичными. Арабы отказались от категорического непризнания права Израиля на существование. В свою очередь, в израильском обществе созрело понимание необходимости прекращения ближневосточного противостояния и урегулирования палестинской проблемы на условиях взаимоприемлемого компромисса.

Принципиально новый этап в урегулировании арабо-израильского конфликта начался в 1991 году, когда 30 октября – 1 ноября удалось созвать Мадридскую мирную конференцию, значительную роль в которой сыграли СССР и США. Формат конференции предусматривал начало переговоров между Израилем и отдельными арабскими сторонами, а также проведение многосторонних переговоров, призванных рассмотреть некоторые общерегиональные проблемы: контроль над вооружениями и региональная безопасность, беженцы, экономическое развитие, водные ресурсы, экология и ряд других. Согласие на участие в работе конференции дали Сирия, Ливан, Израиль, и Иордания. Наряду с ними на это мероприятие были приглашены представители двух региональных организаций – Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива и Союза арабского Магриба, а также европейских стран. Роль ООН из-за возражений Израиля ограничилась участием представителя ее генерального секретаря.

Вслед за Мадридской конференцией начались двусторонние арабо-израильские (по палестинскому, иорданскому, сирийскому и ливанскому направлениям) и многосторонние (по общерегиональной проблематике) переговоры.

В октябре 1994 года был заключен мирный договор между Израилем и Иорданией. В качестве границы между двумя государствами была определена линия, установленная в свое время английскими мандатными властями.

После закрытых палестино-израильских контактов при норвежском посредничестве Израиль и ООП, признав друг друга, подписали 13 сентября 1993 года в Вашингтоне Декларацию о принципах организации временного палестинского самоуправления («Осло-1»). В ней была зафиксирована договоренность о пятилетнем переходном периоде, который должен был начаться с передислокации израильских войск из СГ и Иерихона (район на западном берегу Иордана) и закончиться определением окончательного статуса палестинских территорий. Россия и США подписали эту Декларацию в качестве свидетелей.

4 мая 1994 года в Каире палестинская и израильская стороны заключили соглашение «Газа-Иерихон» (свидетели - Россия, США, Египет), в соответствии с которым Израиль осуществил вывод войск из этих районов к концу мая 1994 года. Подразделения израильской армии остались только для охраны еврейских поселений в Секторе Газа. Эта договоренность одновременно положила начало пятилетнему переходному периоду.

28 сентября 1995 года в Вашингтоне было заключено Временное соглашение между ООП и Израилем по Западному берегу реки Иордан и Сектору Газа («Осло-2»). Свидетельские подписи под этим документом поставили представители России, США, Египта, Иордании, Норвегии и ЕС. Временное соглашение предусматривало расширение сферы палестинского самоуправления на Западном берегу реки Иордан и избрание Палестинского совета в составе 82 человек на пятилетний переходный период (начиная с даты подписания соглашения «Газа-Иерихон»). Переговоры по окончательному палестино-израильскому урегулированию, включая проблемы Иерусалима, беженцев, поселений, границ, меры безопасности, отношения с соседними странами и ряд других, должны были начаться не позднее 4 мая 1996 года и привести к выполнению резолюций 242 и 338 СБ ООН.

Вся территория Западного берега реки Иордан была поделена на три зоны:

  • зону А (около 3% территории), где вводился полный контроль Палестинской национальной администрации (ПНА) в гражданской сфере и по вопросам безопасности (шесть городов: Дженин, Калькилия, Тулькарм, Вифлеем, Рамалла и Наблус, а также Иерихон, где передислокация уже была осуществлена);
  • зону В (районы с самой высокой плотностью населения, около 27% территории), где ПНА контролирует гражданскую сферу, а Израиль – безопасность;
  • зону С (территории Западного берега р. Иордан вне зон А и В; незаселенные земли; районы, имеющие стратегическое значение для Израиля; еврейские поселения, около 70% территории, кроме территорий, вопрос о которых будет обсуждаться на переговорах об окончательном статусе), где израильский контроль должен постепенно, по мере передачи, переходить к палестинцам.

Выполняя Временное соглашение, подразделения израильской армии к концу декабря 1995 года ушли из зоны А и с большей части зоны В. 17 января 1997 года, сразу после подписания специального Протокола по Хеврону, израильские силы были выведены из этого города (зона А). В соответствии с протоколом израильтяне сохранили военный и гражданский контроль над районом проживания еврейской общины в этом городе (около 450 человек), включая священную для иудеев «Гробницу патриархов».

23 октября 1998 года ПНА и Израиль под давлением США подписали Уай-Меморандум, регламентирующий пошаговое осуществление дальнейшей передислокации. Предполагалась передача палестинцам 13% зоны С (1% в зону А и 12% в зону В). Кроме того, 14,2% зоны В предполагалось перевести в зону А. Израильтяне осуществили только первый этап передислокации, в результате которого 2% зоны С было передано в зону В, а 7,1% зоны В - в зону А. После этого Израиль заморозил реализацию меморандума, аргументировав такой шаг тем, что палестинцы, по его мнению, не выполнили ряд договоренностей, и прежде всего в сфере безопасности.

После победы на выборах в Израиле Партии труда Э. Барака появились перспективы для активизации переговоров. 4 сентября 1999 года в египетском городе Шарм аль-Шейх Э. Барак и Я. Арафат подписали меморандум, в котором были согласованы новые сроки осуществления предусмотренных прежними соглашениями промежуточных мер, намечено проведение переговоров о постоянном статусе палестинских территорий с достижением рамочного соглашения в феврале и окончательного - в сентябре 2000 года. Многие положения этого документа были претворены в жизнь. В частности, был завершен второй этап передислокации израильской армии на Западный берег р. Иордан. В результате Палестинская национальная администрация (ПНА) стала осуществлять управление на большей части Сектора Газа (кроме приграничных зон и израильских поселений) и 39,7% территории Западного берега (в том числе под полным контролем ПНА находилось 18% территории, под частичным - 21,7%). В 1999 году израильские власти освободили в общей сложности более 400 палестинских заключенных. Был открыт южный маршрут безопасного коридора между Западным берегом и Сектором Газа. Кроме того, были приняты меры для начала строительства морского порта в Газе, а также для решения ряда экономических и финансовых вопросов.

Тем не менее ситуация на палестино-израильском направлении оставалась сложной. На фоне серьезных разногласий сторон по ключевым проблемам урегулирования (возвращение территорий и беженцев) переходный процесс был заморожен. Не удалось достичь к намеченным срокам (февраль 2000 года) рамочного соглашения о статусе палестинских территорий и соответствующего окончательного соглашения (сентябрь 2000-го). Руководство ПНА заявило, что при таком развитии событий оно пойдет на одностороннее провозглашение независимого палестинского государства в сентябре – ноябре 2000 года. В свою очередь, Израиль выступил с угрозой предпринять жесткие «ответные меры». В итоге к установленным срокам ПНА воздержалась от самопровозглашения.

В середине мая 2000 года арабо-израильский конфликт вспыхнул с новой силой: на оккупированных территориях произошли массовые выступления палестинского населения, вылившиеся в столкновения с израильскими силами безопасности. Поводом к ним послужил отказ Тель-Авива освободить очередную группу палестинских заключенных.

Эти события вновь осложнили обстановку в регионе. В создавшихся условиях израильское правительство отложило выполнение принятого накануне кнессетом (израильский парламент) решения о передаче под полный палестинский контроль трех населенных пунктов в пригородах Иерусалима.

В январе 2000 года в г. Шепардстауне (США, штат Мэриленд) были возобновлены сирийско-израильские переговоры. Делегации возглавляли министр иностранных дел Сирии Ф. Шараа и премьер-министр Э. Барак. Однако переговоры были прерваны из-за отсутствия между сторонами взаимопонимания. Сирийцы настаивали на том, чтобы Израиль взял на себя обязательство отвести войска на линию 4 июня 1967 года. Тот же отказался принимать такой посыл, настаивая на решении вопроса о судьбе сирийских Голанских высот в ходе прямых переговоров. Сирийско-израильское направление урегулирования ближневосточного конфликта продолжало находиться в «замороженном» состоянии.

5 марта 2000 года Израиль в соответствии с резолюциями 425 и 426 СБ ООН принял решение о завершении к июлю того же года вывода своих войск из Южного Ливана независимо от того, будут ли достигнуты соответствующие договоренности с ливанцами и сирийцами. Дамаск и Бейрут настороженно восприняли это решение. 24 мая израильские власти досрочно завершили эвакуацию национального воинского контингента с ливанской территории. В освобожденных районах были дислоцированы части Временных сил ООН в Ливане. Рубежи, на которые Израиль отвел свои войска, были определены экспертами ООН и получили условное название «голубая линия» (по географическим параметрам она близка к признанной международным правом границе).

Вместе с тем сохраняются проблемы, периодически вызывающие обострение арабо-израильского конфликта в Ливане и вокруг него. Бейрут оспаривает правильность прохождения «голубой линии» на отдельных участках, в частности в районе Шебаа, расположенном у подножия горы Хермон на стыке ливано-сирийско-израильских линий перемирия. Ливанская сторона настаивает на уходе израильтян из этого района и заявляет, что в противном случае она не может рассматривать вывод израильских войск как выполнение резолюции 425 СБ ООН. Дамаск разделяет позицию Бейрута в этом вопросе. В свою очередь, Тель-Авив утверждает, что полностью вывел свои войска с территории Ливана, а район Шебаа рассматривает как часть сирийских Голанских высот. Согласно решениям ООН спорный район также считается частью оккупированных сирийских Голан и подпадает под действие резолюции 242 СБ ООН. Другим пунктом разногласий между этими двумя странами является вопрос о разделе водных ресурсов пограничных рек. Ливан тоже настойчиво добивается решения проблемы палестинских беженцев на основе реализации их права на возвращение.

В сентябре 2000 года на фоне стагнации в палестино-израильских переговорах ситуация на палестинских территориях серьезно обострилась. После посещения лидером оппозиционной партии «Ликуд» А. Шароном мечети «Аль-Акса» (одна из главных исламских святынь) массовые волнения палестинцев вылились в ожесточенные столкновения с израильской полицией и армией, которые получили впоследствии название «Интифада Аль-Акса». В ответ израильтяне ввели блокаду территорий ПНА, нанесли удары по палестинским объектам с применением полевой артиллерии, танков и авиации. В ходе вооруженного противостояния погибли более 3,7 тыс. человек (около 2,8 тыс. палестинцев и почти 1 тыс. израильтян).

В январе 2001 года в египетском городе Таба прошли закрытые палестино-израильские переговоры по проблемам окончательного статуса. В отличие от всех предыдущих переговоров в ходе обсуждений сторонам удалось приблизиться к наиболее продвинутым вариантам решений по трем позициям:

  • территориальный вопрос – израильтяне впервые проявили готовность вести переговоры с учетом принципа возвращения к границам 1967 года на основе резолюции 242 СБ ООН, палестинцы дали согласие на определение окончательных границ;
  • проблема Иерусалима – город провозглашался «общей и открытой столицей» двух государств;
  • беженцы – справедливое решение этой проблемы в соответствии с резолюцией 242 могло бы привести к выполнению резолюции 194 Генеральной Ассамблеи ООН.

В марте 2002 года в Бейруте прошел XIV саммит ЛАГ, на котором была утверждена мирная инициатива саудовского наследного принца Абдаллы («арабская мирная инициатива»). В принятой по итогам совещания декларации предусматривается установление нормальных отношений между арабскими странами и Израилем в рамках всеобъемлющего мира в обмен на его уход со всех оккупированных в 1967 году территорий.

В течение 2002 года Совет Безопасности ООН принял четыре резолюции по ситуации на Ближнем Востоке - 1397, 1402,1403 и 1405. В них к сторонам арабо-израильского конфликта обращен призыв прекратить насилие, сотрудничать с представителями России, США, ЕС и ООН («ближневосточный квартет»), приветствуются усилия этих международных посредников «по установлению всеобъемлющего, справедливого и прочного мира в регионе». Ключевое значение для современного этапа урегулирования арабо-израильского конфликта имеет резолюция 1397, где впервые СБ ООН подтвердил необходимость достижения в перспективе мирного сосуществования суверенных Израиля и Палестины в рамках безопасных и признанных границ.

Летом 2002 года Израиль приступил к строительству «разделительной стены» на палестинских территориях. К настоящему времени возведено более 200 км заграждений. Сооружение «стены» происходит со значительными изъятиями палестинских земель и охватом ряда израильских поселений. 21 октября 2003 года на чрезвычайной спецсессии ГА ООН подавляющим большинством голосов была принята резолюция ES-10/13 с требованием к Израилю прекратить строительство «разделительной стены», которое противоречит международному праву.

С целью возобновления мирных усилий «квартет» международных посредников 30 апреля 2003 года разработал свой мирный план «дорожная карта» о поэтапном урегулировании палестино-израильского конфликта в течение трехлетнего периода и графике создания палестинского независимого государства к 2005 году. 19 ноября 2004 года СБ ООН резолюцией 1515 одобрил этот план, придав ему международно-правовой статус. Палестинская сторона так же утвердила план, а израильское правительство одобрило его в целом, оговорив свое право в ходе будущих переговоров придерживаться и отстаивать внесенные им поправки (всего 14 поправок). Однако полностью «дорожная карта» так и не была реализована.

26 октября 2004 года израильский кнессет утвердил план А. Шарона об одностороннем размежевании с палестинцами, впервые законодательно закрепив ликвидацию поселений и вывод своих войск с палестинских территорий, оккупированных во время «шестидневной войны». Это создало прецедент для возобновления движения к миру на основе «дорожной карты» ближневосточного урегулирования. В результате осуществления упомянутого плана в течение месяца были эвакуированы 8,5 тыс. израильтян из 21 поселения в СГ и четырех - в северной части ЗБРИ. Из Сектора Газа были также выведены все израильские военнослужащие. Так завершилась его 38-летняя оккупация.

27 ноября 2007 года в г. Аннаполис (США, штат Мэриленд) прошла Международная конференция по Ближнему Востоку с участием представителей 50 государств и международных организаций. В ходе двусторонней встречи глава Палестинской национальной администрации Махмуд Аббас и премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт достигли договоренности начать переговоры о создании к концу 2008 года независимого палестинского государства. Переговорный процесс был прерван в связи с проведением Израилем военной операции в Секторе Газа «Литой свинец» в декабре 2008 – январе 2009 года в ответ на возобновление ракетных обстрелов израильской территории палестинскими боевиками. В ходе нее были убиты более 1,4 тыс. палестинцев.

В сентябре 2010 года в Вашингтоне прошел первый раунд прямых палестино-израильских переговоров, возобновившихся после почти двухлетнего перерыва. Делегации конфликтующих сторон возглавляли премьер-министр Израиля Биньямин Нстаньяху и глава ПНА Махмуд Аббас. Израильский и палестинский лидеры договорились начать выработку рамочного соглашения по проблеме окончательного статуса и впредь регулярно проводить двусторонние встречи.

В начале декабря 2010 года прямые переговоры по урегулированию арабо-израильского конфликта зашли в тупик, после того как Израиль отказался возобновить мораторий на строительство еврейских поселений на оккупированных и спорных территориях. США не смогли убедить Тель-Авив возобновить мораторий. Более того, израильское руководство во время визита в страну вице-президента США Д. Байдена демонстративно объявило об утверждении плана застройки Восточного Иерусалима (палестинская часть города) и приступило к практическим работам.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ АРАБО-ИЗРАИЛЬСКОГО КОНФЛИКТА

В феврале 2011 года по инициативе группы арабских стран СБ ООН предпринял попытку принять специальную резолюцию, осуждающую политику Израиля по строительству новых поселений на оккупированных территориях. Маневры Вашингтона, направленные на то, чтобы М. Аббас отозвал проект резолюции, провалились. Европейские союзники США при голосовании отказались высказаться против или хотя бы воздержаться. В сложившихся условиях Соединенные Штаты остались в одиночестве, а их посол при ООН С. Райе получила указание воспользоваться правом вето.

Тем не менее в настоящее время статут независимого палестинского государства (полностью или частично) признают более 100 стран. Если в период с 2005 по 2009 год его признали только Парагвай, Черногория, Коста-Рика и Кот-д"Ивуар, то в 2010-м - начале 2011-го к ним присоединились Бразилия, Аргентина, Эквадор, Боливия, Чили, Гайана и Перу, а Уругвай и Суринам заявили о готовности принять аналогичное решение. Из европейских государств палестинцев признал пока только Кипр, но Ирландия уже повысила статус своей дипломатической миссии в г. Рамалла до уровня посольства. Кроме того, руководство Норвегии объявило о планах стать первой страной ЕС, которая признает Палестину в границах 1967 года. Однозначно против такого положения выступают США, Япония, Великобритания и большинство стран Евросоюза. Администрация М. Аббаса рассчитывает до сентября 2011 года заручиться признанием не менее 150 субъектов международных отношений, что позволит им провозгласить собственное независимое государство.

В плане прогноза относительно дальнейших перспектив развития ближневосточного урегулирования необходимо учитывать позиции ключевых участников конфликта и других заинтересованных сторон, в том числе основных посредников мирного процесса. Наибольший интерес представляют подходы к урегулированию арабских стран, Израиля, США и Российской Федерации.

Арабские государства придерживаются согласованной позиции, сформулированной в одобренной в марте 2002 года на саммите ЛАГ в Бейруте «Арабской мирной инициативе». Их подход базируется на понимании того, что ни одна из сторон не способна добиться для себя мира и безопасности военным путем, а также на необходимости выполнения норм международного права, к которым относятся резолюции 242 и 338 СБ ООН и выработанный Мадридской международной мирной конференцией принцип «мир в обмен на территории».

В связи с этим арабские страны обращаются к Израилю с предложением пересмотреть внешнюю политику и провозгласить достижение справедливого мира своей стратегической целью. Для этого евреям необходимо отступить с оккупированных территорий до границ 4 июня 1967 года (исходные позиции перед началом «шестидневной войны»), обеспечить выполнение резолюции 194 СБ ООН по возвращению палестинских беженцев и согласиться с созданием независимого палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме.

Выполнение Израилем перечисленных требований арабские страны будут расценивать как окончание конфликта и достижение состояния мира. В этом случае они берут на себя заботу о мирном сосуществовании в регионе и установят нормальные отношения с этим государством в рамках всеобъемлющего мира. Кроме того, даются гарантии, что палестинцы не выдвинут никаких дополнительных требований, выходящих за рамки данной мирной инициативы.

По мнению руководства Израиля, выполнение любого из предъявляемых арабским сообществом требований, особенно касающихся вопроса границ и беженцев, грозит фактически утратой независимости. Возвращение почти 4 млн палестинцев для шестимиллионной страны, где еврейское население составляет 83 %, означает тотальное изменение этнического состава населения, что неизбежно повлечет за собой политические и экономические катаклизмы.

Другой болевой точкой арабо-израильских отношений является статус Иерусалима. Свое нежелание передать палестинцам восточную часть города израильские власти объясняют принципом неделимости столицы еврейского государства (в Иерусалиме находятся резиденция президента, кнессет, правительственные учреждения и т. д.), опасением того, что эти районы могут превратиться в центр террористической деятельности палестинских экстремистских организаций, а также тем, что там сосредоточены религиозные реликвии иудаизма.

Израильское правительство отказывается от возвращения Голанских высот Сирии по соображениям безопасности. Тель-Авив связывает отвод своих войск оттуда с прекращением сирийской поддержки организации «Хезболлах» и радикальных палестинских группировок, в то время как Дамаск настаивает на передаче оккупированных территорий без каких-либо предварительных условий. Израильтяне опасаются, что сирийцы могут позволить Ирану развернуть на этом стратегически важном плацдарме свои вооруженные силы.

Палестинское направление воспринимается в Тель-Авиве как часть и результат общего арабо-израильского противостояния. Поэтому все переговоры по созданию независимого палестинского государства израильтяне жестко обставляют тремя предварительными условиями:

  • во-первых, демилитаризация будущего палестинского государства, включая отказ от собственной военной авиации и фактический контроль Израиля над его воздушным пространством (что означает ограничение палестинского суверенитета);
  • во-вторых, признание палестинцами «еврейского характера государства Израиль»;
  • в-третьих, отказ от Восточного Иерусалима, рассматриваемого в качестве «единой столицы государства Израиль», а также от возвращения палестинских беженцев на израильские территории.

Для администрации США очень важным является сам регион, к которому принадлежит Государство Израиль. Это объясняется тем, что Соединенные Штаты зависят от импорта нефти с Ближнего Востока, где сосредоточена значительная часть мировых запасов «черного золота». Белый дом поддерживает финансовую заинтересованность арабских государств в поставках нефти на Запад, что исключает возможность их отказа от сотрудничества с США и другими странами. Кроме того, в Вашингтоне полагают, что Израиль, являясь единственной страной на Ближнем Востоке с политической системой, аналогичной западной демократической модели, должен и впредь оставаться форпостом и проводником американских идей и ценностей в регионе. Необходимо также отметить чрезвычайно важную роль, которую играет произраильское лобби в США. Будучи одним из самых эффективных на политической карте Соединенных Штатов, оно оказывает сильное влияние на принятие решений, связанных с Израилем. Это обусловлено высокой концентрацией евреев среди электората важнейших штатов и тем, что произраильскому лобби удается мобилизовывать граждан, по каким-либо причинам поддерживающих израильское направление внешней политики американской администрации. По этим причинам Израиль продолжает оставаться единственным стратегическим партнером США в Ближневосточном регионе.

По проблеме арабо-израильского конфликта Российская Федерация занимает взвешенную позицию, исходя из необходимости скорейшего разблокирования палестино-израильского конфликта и возобновления политических переговоров. При этом считается, что в основу мирного процесса должны быть положены мадридские принципы, резолюции 242, 338, 1397 и 1515 СБ ООН, формула «территории в обмен на мир», имеющиеся соглашения и договоренности, а также арабская мирная инициатива, принятая на саммите ЛАГ в 2002 году.

История конфликта Израиля и Палестины тянется уже на протяжении не одного десятка лет. Обострения чередуются с оттепелями. Противостояние имеет множество причин: геополитические, религиозные, экономические и идеологические. В современной истории в конфликт между странами Палестина и Израиль втянуты практически все государства Ближнего Востока. Кроме того, конфликт касается интересов и других государств мирового сообщества.

В древние времена

Сейчас это сложно представить, но когда-то на древних землях Палестины царил мир. Арабы и евреи сосуществовали на этой территории в давние времена. Они проживали на территории нынешней Палестины с XII века до нашей эры. Это продолжалось вплоть до создания Римской империи. Римляне вытеснили евреев, в то время как арабы продолжили свое существование на палестинских землях. В дальнейшем Палестина входила в состав Византии, Арабского халифата и Османской империи. В начале XX столетия территория перешла под контроль Великобритании.

Возвращение евреев в Палестину

К XX веку среди жителей Палестины евреев насчитывалось около семи процентов, остальную часть населения составляли арабы. Сионистская организация, образованная небольшими еврейскими общинами, в 1897 году на конгрессе в Базеле приняла решение евреизировать Палестину, как историческую родину народа. Активное заселение евреями территории Палестины началось после окончания Первой мировой войны. Тогда господство над регионом было передано Великобритании. С этого и началась история конфликта Израиля и Палестины.

Министр иностранных дел Великобритании стал продвигать идею возвращения еврейского народа на землю Палестины. Одним из шагов к воплощению этой идеи стало письмо министра лидеру сионистского движения, согласно которому Палестина утверждалась, как очаг еврейской нации.

Причины конфликта

Следует более подробно рассмотреть, в чем причина конфликта Израиля и Палестины. Основным показателем, который дал толчок образованию конфликта, стал территориальный вопрос. На момент массового переселения евреев Палестина уже была густо населена арабами, проживающими там около полутора тысяч лет. Арабы вполне справедливо считали себя коренными жителями государства и не желали делить с кем-либо территориальные и природные ресурсы своей страны.

Еще одной важной причиной, разжигающей ненависть в истории конфликта Израиля и Палестины, стал религиозный фактор. Несовместимые идеологии, расположение на одной территории святынь, культурных и исторических ценностей двух народов уже не одно десятилетие не дают урегулировать разногласия.

Влияние Второй мировой войны

Вторая мировая война и ее последствия дали новую веху в истории конфликта Палестины и Израиля. Фактами, послужившими развитию конфликта, стали массовые эмиграционные потоки евреев в Палестину и рост террористических группировок со стороны обоих противников.

За время войны на территорию Палестины прибыло около двухсот тысяч евреев. Таким образом, к 1947 году население Палестины почти на треть состояло из евреев. Кроме того, среди арабов росло недовольство британским господством. Арабское население страны предпринимало несколько попыток свергнуть британские власти, которые поощряли переселение евреев. Это также спровоцировало создание различных арабских и сионистских террористических движений.

Образование государства Израиль

В связи с обострившейся ситуацией в Палестине и возросшим числом вооруженных столкновений между арабами и евреями Великобритания обратилась к мировому сообществу за помощью в урегулировании конфликта. Данный вопрос был вынесен на рассмотрение в Генеральной Ассамблее ООН в ноябре 1947 года. В результате мировые политические лидеры в составе ООН приняли резолюцию о создании нового государства. Таким образом, Палестина была разделена на три части: еврейский Израиль, арабскую Палестину и нейтральную территорию - город Иерусалим. Это стало важнейшим событием в истории конфликта Израиля и Палестины.

Данное решение никак не могло устроить арабов. Это было связано с тем, что для Израиля выделялась территория на три тысячи квадратных метров больше, чем для арабского государства, хотя количество арабов, проживающих в Палестине, превышало число еврейского населения.

Арабские государства незамедлительно отреагировали на резолюцию ООН, и в 1948 году началась первая арабо-израильская война. С этого момента конфликт между странами Палестина и Израиль перерос в более масштабный арабо-израильский конфликт.

Война за независимость

Война продлилась год. Против Израиля выступили шесть арабских государств. Самыми активными противниками Израиля были Египет, Сирия и Ливан. В результате войны Израиль не только отстоял свое право называться независимым государством, но и отвоевал еще семь тысяч квадратных километров палестинских земель. Арабское государство, планируемое в резолюции, так и не было создано.

Не захваченные Израилем территории были поделены между Египтом и Иорданией. За время войны из Палестины бежало девятьсот тысяч арабов. Из арабских стран было изгнано более пятисот тысяч евреев, которые поселились в Израиле.

Суэцкий кризис

Очередное обострение арабо-израильского конфликта наступило в 1956 году. Инициатором военных действий, названных «Суэцким кризисом», стали Франция и Великобритания, противостоящие национализации Египтом Суэцкого канала. Израиль примкнул к европейским государствам, в то время как Египет поддержали США и СССР. На этот раз удача сопутствовала арабской стороне конфликта. Одержав победу в войне, Египет фактически стал лидером арабского сообщества. Позже президент именно этой страны стал инициатором создания антиизраильской коалиции.

Шестидневная война и Судный день

Следующая война началась через одиннадцать лет. После того, как арабы закрыли Красное море и Суэцкий залив для еврейских судов, Израиль перешел в наступление. Всего за шесть дней израильской армии удалось захватить значительную часть стратегически важных территорий и расширить свои владения.

Очередная атака последовала со стороны Сирии и Египта спустя семь лет. Это была четвертая война в хронологии арабо-израильского конфликта. Шестого октября, в священный для евреев праздник - Судный день - арабы напали на Израиль. Противостояние длилось двадцать дней, израильская армия отразила нападение.

Мирный договор

Впоследствии евреи начали массово заселяться на захваченных территориях, что активно поддерживалось израильским правительством. Данный шаг мировое сообщество назвало оккупацией и осудило в резолюции ООН №242. Согласно этой резолюции, Израиль должен был освободить оккупированные территории, кроме тех, которые были захвачены во время первой войны в 1948 году. Однако это решение не устраивало обе противоборствующие стороны, и резолюция была отвергнута.

Первый шаг на пути к миру между Израилем и Египтом был совершен в 1977 году. Президент Египта посетил еврейское государство, признав тем самым его существование. Многие арабские лидеры расценили этот поступок как предательство. Таким образом, в арабской лиге произошел раскол на сторонников мирного соглашения с Израилем и протестующих. Главными противниками мира с Израилем оказались Ливия, Сирия и Алжир. Эти страны объявили политический и торговый бойкот государствам и компаниям, признающим независимость Израиля. В 1978 году при посредничестве США между Египтом и Израилем был подписан мирный договор. Согласно этому соглашению Израиль освободил Синайский полуостров.

Отношения с Арабской лигой

В 80-х годах прошлого столетия обострились отношения Израиля с Ливаном. Наступила пятая война. Израильская армия нанесла авиационные удары по местам сосредоточения Организации освобождения Палестины (ООП). Правительство Израиля вывело свои войска с территории Ливана только в начале третьего тысячелетия. На это в значительной степени повлияло давление миротворческих организаций.

Восстание арабов, вспыхнувшее на оккупированной территории, вынудило правительство Израиля искать мирные пути урегулирования обострившейся ситуации. Результатом урегулирования конфликта стал мирный союз с Иорданией и попытки провозглашения независимости государства Палестины.

В результате договоренностей, достигнутых в 1993 году, ООП признала независимость Израиля, который, в свою очередь, признал право на существование Палестинской национальной автономии и обязался вывести свои войска из Сектора Газа и с Западного берега Иордана. На протяжении последующих лет мирный процесс несколько раз замедлялся, что было связано со сменой правительства в Израиле и новыми вооруженными действиями со стороны обоих противников. Точку в заключении мира мешало поставить отсутствие четко обозначенных границ государств. Сложности возникали также в связи с ростом числа террористических группировок радикально настроенных арабов и израильтян.

Сложно рассказать об истории конфликта Израиля и Палестины кратко, так как эта история продолжается и сегодня. За многие годы противостояния насчитывается огромное количество обострений конфликта и попыток мирного его урегулирования. На сегодняшний день наиболее активным противником государства Израиль является исламское движение ХАМАС, пришедшее к власти в Палестине в 2006 году.