Парник и теплица        27.11.2023   

IV. Особенности введения типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в культурно-досуговых учреждениях и других организациях культурно-досугового типа

Николай, здравствуйте, безусловно должны, ст. 351 ТК РФ гласит следующее:

Особенности регулирования труда творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в частности особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха (в том числе перерывов технологического и (или) организационного характера, продолжительности ежедневной работы (смены), работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни), оплаты труда, в соответствии со статьей 252 настоящего Кодекса устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, а в случаях, предусмотренных статьями 94, 96, 113, 153, 157 и 268 настоящего Кодекса, также трудовыми договорами.
Означает это буквально следующее: продолжительность рабочей смены регулируется внутренним коллективным договором, но не это не должно повлечь нарушения норм прописанных в ТК РФ.
Что касаемо переработки: ст. 152 ТК РФ

Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

Тут думаю все понятно.
Продолжительность рабочей смены и недели диктует ст. 94, к данной категории работников относиться в том числе, а точнее не должна превышать данных норм законодательства.

Продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:
для работников в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет - 5 часов, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - 7 часов;
для обучающихся по основным общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года получение образования с работой, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет - 2,5 часа, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - 4 часа;
для инвалидов - в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, где установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:
при 36-часовой рабочей неделе - 8 часов;
при 30-часовой рабочей неделе и менее - 6 часов.
Отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором, а также при наличии письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, может быть предусмотрено увеличение максимально допустимой продолжительности ежедневной работы (смены) по сравнению с продолжительностью ежедневной работы (смены), установленной частью второй настоящей статьи для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, при условии соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени, установленной в соответствии с частями первой - третьей статьи 92 настоящего Кодекса:
при 36-часовой рабочей неделе - до 12 часов;
при 30-часовой рабочей неделе и менее - до 8 часов.
Продолжительность ежедневной работы (смены) творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, может устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.
Такого вида доплаты регулируютсявнутренними документами коллектива.

Николай, постаралась подробно дать ответы, если остались вопросы, задавайте.


*Перечень работ (функций, осуществляемых работниками) по подготовке и проведению мероприятия может быть расширен, для чего могут быть использованы «Примерные укрупнённые нормы времени на подготовку и проведение культурно-массовых мероприятий» (п. 2.1.3.1. настоящих рекомендаций).Так, например, кроме генеральной репетиции могут быть включены дополнительные репетиции и т.д.

** Реальная норма времени устанавливается при помощи соответствующих методов, применяемых при разработке местных норм труда в учреждении. Наиболее сложной из работ по подготовке и проведению мероприятия является составление (написание) сценария, нормы времени на которую могут варьироваться от15 до120 час. К примеру, написание авторского сценария, включающего сбор и анализ документального, краеведческого материала, разработку тематических эпизодов может составлять 100-120 час.

*** Специалисты, в обязанности которых входит выполнение работы (функции) определяются на основании структуры учреждения и определения обязанностей конкретных специалистов в соответствии с их должностными обязанностями.
2.1.3.3.При разработке трудоемкости культурно-массовых мероприятий в КДУ могут быть так же использованы следующие примерные нормативы продолжительности культурно-массовых мероприятий:


Форма мероприятия

Продолжительность

Фестиваль, театрализованный праздник, народное гуляние

(городской / районный и т.д.; 1 – 2 дня)


5 – 16 часов

Концерт (1 отделение)

1 – 1,5 часа

Концерт (2 отделения)

2 - 3 часа

Театрализованное представление, театрализованная игровая программа

1 – 2 часа

Тематический вечер

1 – 2 часа

Танцевально-игровая программа, вечер отдыха,

шоу-программа


от 2 -х часов

Конкурс по жанрам

от 2-х часов

Спектакль

от 1часа

Спектакль (детский, кукольный)

от 40 минут

Игровая, конкурсная, конкурсно-игровая программа

от 40 минут

Детский утренник

от 1часа

Дискотека:

-детская

1,5 - 2 часа

-подростковая

2-3 часа

-молодежная

3-4 часа

-праздничная

от 3-х часов

Открытие тематической выставки

от 40 минут

Лекция, беседа

от 40 минут

2.2.Рекомендуемые нормативы должностной нагрузки на штатных работников, занятых подготовкой и проведением культурно-массовых мероприятий устанавливаются на основании нормативов времени на подготовку и проведение мероприятий (нормативов трудоемкости).

2.2.1. Предлагаются примерные нормативы должностной нагрузки по основным должностям работников, занятых подготовкой и проведением мероприятий:

(на 1 штатную единицу)


Должности

Нормативы должностной нагрузки

Режиссер; режиссер

массовых

представлений


В среднем 2-3 культурно-массовых мероприятия в месяц. Не менее 20 мероприятий в год.*

Культорганизатор

В среднем 3 культурно-массовых мероприятия в месяц. Не менее 30 новых мероприятий в год.

Норматив может быть снижен в период проведения крупных массовых мероприятий, если культорганизатор задействован в его подготовке и проведении (включен в состав режиссерско-постановочной группы).**


Методист (занятый организацией и проведением

мероприятий)


Принимает участие в организации в среднем 3-5 культурно-массовых мероприятий в месяц (30-50 мероприятий в год).

Методист (занятый

и методическим обеспечением

мероприятий)


Обеспечивает рекламно-информационное и методическое сопровождение в среднем 3-5 культурно-массовых мероприятий в месяц (30-50 мероприятий в год).

Распорядитель

танцевального

вечера, ведущий дискотеки


Организует проведение 3-5 культурно-массовых мероприятий данной направленности в месяц (26-50 мероприятий в год).

Киномеханик

В среднем 2 кино-видео сеанса в день (400 кино-видео сеансов в год).

*в соответствии с квалификационными характеристиками режиссер массовых представлений осуществляет режиссерско-постановочную работу массовых представлений, мероприятий, концертов и концертных программ в соответствии с планом работы культурно-досуговой организации, а культорганизатор разрабатывает и проводит игровые, конкурсные программы и тому подобные мероприятия, как самостоятельные виды досуга, так и в составе массовых театрализованных представлений.

Примечание : нормативы должностной нагрузки специалистов, в обязанности которых наряду с подготовкой и проведением мероприятий входят так же другие функции, должны учитывать все виды нагрузки и соответствующим образом корректироваться.

Так, на пример, нормативы должностной нагрузки менеджера по культурно-массовому досугу в части подготовки и проведения культурно-массовых мероприятий зависят от общей нагрузки по должности с учетом возложенных на него других обязанностей, так как в соответствии с квалификационными характеристиками он обеспечивает комплекс услуг по культурно-массовому досугу населения.
2.2.2. Примерные нормативы должностной нагрузки работников художественно-постановочной части:

(на 1 штатную единицу)


Должности

Нормативы должностной нагрузки*

Художник-постановщик**

Обеспечивает изготовление рекламы и оформление в среднем 3-10 культурно-массовых мероприятий в месяц (30-100мероприятий в год).

Художник,

дизайнер**


Изготавливает рекламу и оформление в среднем 3-10 культурно-массовых мероприятий в месяц (30-100 мероприятий в год).

Звукооператор

1-2 зала, репетиционных помещения, сценических площадок

Звукорежиссер

2-3 зала, репетиционных помещения, сценических площадки

Светооператор, осветитель

4 зала, репетиционных помещения, сценических площадки

Художник по свету

3-4 зала, репетиционных помещения, сценических площадки

Машинист сцены

5-6 залов, репетиционных помещений, сценических площадок

* Должности вводятся при наличии в учреждении (данных помещениях) соответствующего оборудования и проведении не менее 30 культурно-массовых мероприятий в год, которые обслуживают данные специалисты;

при количестве обслуживаемых мероприятий в год более 100 в норме численности применяется коэффициент корректировки 1,5, более 150 мероприятий - коэффициент корректировки 2;

**при расчете норматива должностной нагрузки на данных специалистов так же учитываются работы по оформлению помещений, фасадов зданий учреждений (их филиалов), информационных стендов и т.п.

Примечание: нормативы должностной нагрузки специалистов, работающих в учреждении на не полную ставку, предлагается устанавливать пропорционально нормативам выработки на 1 штатную единицу.

При наличии сменной работы по отдельным должностям, должностная нагрузка определяется так же исходя из загруженности работников, а их численность зависит от количества смен.

Нормативы должностной нагрузки могут определяться не только по количеству задействованных помещений, но и по должностным обязанностям работника и реальной нагрузки по их осуществлению.
2.3. Нормы численности штатных работников, занятых подготовкой и проведением культурно-массовых мероприятий определяются исходя из нормативов времени на подготовку и проведение мероприятий (нормативов трудоемкости) и нормативов должностной нагрузки на штатных работников, занятых подготовкой и проведением культурно-массовых мероприятий с учетом их должностной нагрузки по другим должностным обязанностям, установленным должностной инструкцией.

2.3.1.Нормы численности штатных работников, занятых подготовкой и проведением культурно-массовых мероприятий, по должностям с широким спектром обязанностей (разноплановой деятельностью) можно определить следующим образом:

(штатные единицы)


Должности

Нормы численности штатных работников

Художественный руководитель

учреждения*


1,0 на учреждение. При наличии 15 и более филиалов (обособленных структурных подразделений) может быть дополнительно введена 1,0 ставка художественного руководителя**

Художественный руководитель

филиала


1,0 на филиал (в филиалах: дом культуры, центр досуга, дом народного творчества, социо-культурный центр и т.п.);

в клубах (домах посиделок и т.п.) – не вводится


Заведующий (руководитель) филиалом (обособленным подразделением)

1,0 на филиал (обособленное подразделение)

Заведующий

(руководитель) структурным подразделением

(отделом,

сектором,

мастерской)


1,0 на отдел (отдел создается при численности специалистов по направлению деятельности 3,0***-5,0 и более штатных единиц, включая заведующего);

1,0 на сектор (сектор создается при численности специалистов по направлению деятельности 2,0-3,0*** штатных единиц, включая заведующего);

заведование сектором возможно устанавливать по совмещению на 0,25 штатной единицы;

1,0 на мастерскую (мастерская при численности специалистов по направлению деятельности 3,0-5,0 и более штатных единиц приравнивается к отделу, при 2,0-3,0 штатных единиц – к сектору)


Заведующий

(руководитель) автоклубом


1,0 на автоклуб

*Должность художественного руководителя не вводится в домах (центрах) ремесел и кинотеатрах.

**Художественный руководитель для работы с филиалами в учреждении вводится в том случае, если данной должности нет в методической службе, обеспечивающей методическое сопровождение культурно-досугового учреждения.

Должность художественного руководителя вводится для координации и взаимодействия филиалов учреждения по творческим направлениям деятельности, реализации межпоселенческих мероприятий и культурно-творческих проектов, обеспечения контроля за разнообразием форм, содержанием и качественным уровнем проведения культурно-массовых мероприятий филиалов, повышением уровня и качества работы клубных формированиях и т.д.

***При численности в структурном подразделении специалистов по направлениям деятельности в количестве 3,0 штатных единиц:

в подразделении с большим объемом внешних связей, в т.ч. функциональное взаимодействие с большим количеством филиалов, структурных подразделений учреждения (для отделов, секторов снабжения, кадров, маркетинга, методических служб, мастерских и т. д.) создается отдел;

в подразделении с небольшим объемом внешних связей создается сектор.

2.3.2.Примерные нормы численности работников занятых обслуживанием культурно-массовых мероприятий:

2.3.2.1.Примерные нормы численности администраторов

(штатные единицы)


Наименование должностей

Площадь зданий и сооружений, в м 2

до 1000

от 1000 - 2000

от 2000 - 4000

4001 и выше

Администратор

не вводится

1,0 на смену

2,0 на смену

2,0 + (1,0 - на каждые 2000) на смену

Министерство культуры Российской Федерации в целях оказания методической помощи направляет по особенностям введения типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в культурно-досуговых учреждениях и других организациях культурно-досугового типа с разъяснениями по применению приказов Минкультуры России от 30.12.2015 № 3448 «Об утверждении типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в культурно-досуговых учреждениях и других организациях культурно-досугового типа», от 30.12.2015 № 3453 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию штатной численности работников государственных (муниципальных) культурно-досуговых учреждений и других организаций культурно-досугового типа с учетом отраслевой специфики».

Указанные приказы размещены на официальном сайте Минкультуры России mkrf.ru в разделах «Главная», «Министерство», «Департаменты», «Департамент экономики и финансов», «Приказы»/«Методические рекомендации» и могут быть использованы в работе.

Обращаем внимание на необходимость внедрения типовых отраслевых норм труда в учреждениях и указания соответствующей информации в рамках отчета по мониторингу Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2190-р.

Одновременно сообщаем, что в целях организации управления процессами планирования и контроля формирования штатных расписаний учреждений культуры на основе утвержденных норм труда Минкультуры России разработан интерактивный электронный сервис, который обеспечивает:

расчет трудозатрат по видам деятельности и операциям;

расчет оптимальной штатной численности учреждения;

распределение видов деятельности и расчет трудозатрат, штатной численности по категориям: административно-управленческий персонал, основной персонал и вспомогательный персонал;

формирование штатного расписания учреждений с учетом определенной нормативной численности в соответствии с выполняемыми в учреждении объемами работ.

В настоящее время данный сервис доступен для библиотек, музеев, зоопарков. В IV квартале 2016 г. также будет доступен для культурно-досуговых учреждений.

Доступ в указанный сервис предоставляется всем учреждениям в соответствии с поступившими запросами. Для получения доступа необходимо направлять письменный запрос с указанием ИНН и наименования организации по адресу электронной почты [email protected], далее следовать присылаемым рекомендациям.

Приложение: на 9 л. в 1 экз.

Приложение

Рекомендации
по особенностям введения типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в культурно-досуговых учреждениях и других организациях культурно-досугового типа (далее - Рекомендации)

I. Общие положения

1. Настоящие Рекомендации разработаны в целях оказания методической помощи по введению типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в культурно-досуговых учреждениях и других организациях культурно-досугового типа (далее - нормы труда КДУ), утвержденных приказом Минкультуры России от 30.12.2015 № 3448 (зарегистрирован Минюстом России 02.02.2016, регистрационный № 40938) (далее - приказ № 3448) и в дополнение к Методическим рекомендациям по формированию штатной численности работников государственных (муниципальных) культурно-досуговых учреждений и других организаций культурно-досугового типа с учетом отраслевой специфики (далее - Учреждение), утвержденным приказом Минкультуры России от 30.12.2015 № 3453 (далее - Методические рекомендации № 3453).

3. Нормы труда КДУ разработаны на основе расчетов результатов исследований и их апробаций в учреждениях.

4. Нормы труда КДУ характеризуют оптимальный уровень напряженности (интенсивности) труда при выполнении работ (оказании государственных (муниципальных) услуг) по основной деятельности.

5. Введение в действие норм труда и штатной численности персонала, а также их пересмотр осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ) с учетом мнения представительного органа работников.

6. При внедрении норм труда КДУ в Учреждениях проводится оценка потребности в квалификационных работах согласно государственному заданию, на основе которых вводятся соответствующие должности и профессии.

II. Разработка нормирования труда в Учреждении

7. Процесс нормирования труда в Учреждении основан на определении норм затрат труда, под которыми понимается установленный для работника объем работы в час, день (смену), неделю, месяц, год, который он обязан выполнить при нормальных условиях работы. Нормы затрат труда являются исходной базой для осуществляемой в учреждении работы по организации труда. С их помощью определяются эффективные (требующие наименьших затрат рабочего времени) варианты технологии оказания услуг, наиболее рациональные формы разделения и кооперации труда, эффективные приемы и способы выполнения работы.

8. При внедрении норм затрат труда устанавливается предусмотренный регламент работы, который должен соблюдаться каждым работником на его индивидуальном или коллективном рабочем месте.

9. Разработка нормирования труда в Учреждении осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях, утвержденных приказом Минтруда России от 30.09.2013 № 504 (далее - Методические рекомендации № 504).

10. На основе типовых норм труда могут быть определены для применения в Учреждении:

нормы времени (затраты рабочего времени на выполнение единицы работы (функции) или оказание услуги одним или группой работников соответствующей квалификации);

нормы обслуживания (количество объектов (рабочих мест, оборудования, площадей и т.п.), которые работник или группа работников соответствующей квалификации обязаны обслужить в течение единицы рабочего времени);

нормы численности (установленная численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимая для выполнения конкретных производственных, управленческих функций или объемов работ).

Рекомендуемые методики определения нормы численности на основе типовых норм времени и типовых норм обслуживания, определения нормы обслуживания на основе типовых норм времени приведены в Приложении № 1 к Методическим рекомендациям № 504.

1) при создании более прогрессивных организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов или их несоответствии типовым нормам труда рекомендуется использовать типовые нормы труда в качестве базы при определении и обосновании норм труда путем их корректировки с учетом фактических организационно-технологических условий выполнения технологических (трудовых) процессов в Учреждении.

Примеры (алгоритмы) расчета норм труда путем коррекции типовых норм труда с учетом организационно-технологических условий выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждении приведены в приложении № 2 к Методическим рекомендациям № 504;

2) при планировании мер по повышению эффективности оказания государственных (муниципальных) услуг типовые нормы труда рекомендуется использовать в качестве эталона:

для учреждений, в которых организационно-технические условия ниже уровня, на который рассчитаны типовые нормы;

при исследовании затрат рабочего времени и анализе потерь рабочего времени.

После принятия мер по изменению организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов нормы труда в Учреждении могут быть пересмотрены в установленном законодательством порядке;

3) при отсутствии типовых норм труда по отдельным видам работ и рабочим местам соответствующие нормы труда разрабатываются в Учреждении с учетом рекомендаций организации, осуществляющей функции и полномочия учредителя, либо с привлечением соответствующих специалистов в установленном порядке;

анализ трудового процесса на основе стандарта оказания государственной (муниципальной) услуги, разделение его на части;

выбор оптимального варианта технологии и организации труда, эффективных методов и приемов работы;

проектирование режимов работы оборудования, приемов и методов труда, систем обслуживания рабочих мест, режимов труда и отдыха;

определение норм труда в соответствии с особенностями технологического и трудового процессов, их внедрение и последующая корректировка по мере изменения организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов;

5) наряду с нормами труда, установленными в Учреждении на неопределенный срок, для стабильных по организационно-техническим условиям выполнения технологических (трудовых) процессов, могут применяться временные и разовые нормы труда.

Временные нормы труда устанавливаются на период освоения тех или иных работ при отсутствии утвержденных нормативных материалов для нормирования труда.

Срок действия временных норм труда, определяемых Учреждением, рекомендуется устанавливать не более 3 месяцев.

Разовые нормы труда определяются работодателем на отдельные работы, носящие единичный характер (внеплановые, аварийные).

III. Установление системы нормирования труда в Учреждении

12. Систему нормирования труда в Учреждении рекомендуется устанавливать в Положении о системе нормирования труда учреждения (далее - Положение), которое либо утверждается локальным нормативным актом учреждения с учетом мнения представительного органа работников, либо включается в качестве отдельного раздела в коллективный договор.

13. Учет мнения представительного органа работников рекомендуется осуществлять в порядке принятия локальных нормативных актов, установленном трудовым законодательством.

1) «Применяемые в учреждении нормы труда», в котором приводятся:

примененные методики определения нормы численности на основе типовой нормы времени, нормы численности на основе типовой нормы обслуживания и нормы обслуживания на основе типовой нормы времени (если проводились расчеты);

расчет коррекции типовых норм труда с учетом организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждении (если проводилась коррекция);

методы и способы установления норм труда по отдельным должностям (профессиям рабочих), видам работ (функциям), по которым отсутствуют типовые нормы труда;

2) «Порядок внедрения норм труда»;

3) «Порядок организации замены и пересмотра норм труда»;

4) «Меры, направленные на соблюдение установленных норм труда».

15. При заключении трудового договора с работником рекомендуется ознакомить его с нормами труда. В случае установления работнику норм времени на выполнение работ (оказание услуг) или норм обслуживания рекомендуется в трудовом договоре с работником указать, что их выполнение осуществляется в пределах установленной ему продолжительности рабочего времени.

16. Работники извещаются о внедрении новых норм труда не позднее, чем за два месяца до их введения в действие. В аналогичный срок времени работники извещаются о корректировке ошибочных норм труда (нормы труда при установлении которых были неправильно учтены организационно-технические условия выполнения технологических (трудовых) процессов или допущены неточности в применении нормативных материалов либо в проведении расчетов).

С учетом мнения представительного органа работников о снижении ошибочных норм труда работники могут быть уведомлены в более короткий срок.

17. Форма извещения о внедрении новых норм труда определяется учреждением самостоятельно. При этом рекомендуется указать ранее действовавшие нормы труда, новые нормы труда, факторы, послужившие основанием введения новых норм труда или их корректировки.

18. Рекомендуется перед введением новых норм труда провести инструктаж и обучение работников наиболее эффективным приемам и методам выполнения работ, при этом могут быть использованы как индивидуальные, так и групповые формы их проведения.

19. При проведении работ по освоению норм труда рекомендуется анализировать степень освоения работ каждым работником на основе данных о выполнении норм.

При освоении норм труда в связи с введением новой техники и технологии, когда наряду с овладением рациональными приемами труда работникам необходимо приобретение новых теоретических и практических знаний, рекомендуется проведение обучения работников.

При освоении новых видов работ (стандартов оказания государственных (муниципальных услуг) или несоответствии фактических организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов запроектированным во вновь вводимых нормах труда рекомендуется применять поправочные коэффициенты.

20. Рекомендуется предусмотреть срок проведения анализа для определения целесообразности пересмотра применяющихся норм труда не реже чем один раз в пять лет. По итогам анализа может быть принято решение о сохранении установленных норм труда или о разработке новых норм труда. До введения новых норм труда продолжают применяться ранее установленные.

Нормы труда могут быть пересмотрены по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, а также в случае использования физически и морально устаревшего оборудования.

Иные основания пересмотра норм труда не установлены трудовым законодательством. Перевыполнение норм труда отдельными работниками, в том числе за счет высокого уровня личных профессиональных качеств, применения по их инициативе новых приемов труда и совершенствования рабочих мест не может рассматриваться в качестве основания для пересмотра установленных в учреждении норм труда.

Пересмотр ошибочных норм труда осуществляется по мере их выявления с учетом мнения представительного органа работников.

исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования;

своевременное обеспечение технической и иной необходимой для работы документацией;

надлежащее качество материалов, инструментов, иных средств и предметов, необходимых для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику;

условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.

IV. Особенности введения типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в культурно-досуговых учреждениях и других организациях культурно-досугового типа

22. Штатная численность работников Учреждения рассчитывается на основе показателей трудозатрат и нормативной численности по видам норм, установленных приказом № 3448, с учетом порядка определения штатной численности работников, установленного в разделе II Методических рекомендаций № 3453.

23. На основе госзадания в первую очередь следует определить общие трудозатраты на объем работ руководителей коллективов планируемого периода (Тобщ.) по следующей формуле:

Тобщ = N x m где

N - количество занятий в неделю, согласно графику занятий, но не реже двух раз в неделю;

m - продолжительность одного занятия в количестве учебных часов (не менее трех учебных часов) с учетом времени на отдых по 15 минут на занятие.

Так, например, занятия в коллективе проводятся 2 раза в неделю (N) по 3 учебных часа (т) каждое занятие (60 мин. с учетом 15 мин. времени отдыха):

Чн = Тобщ./Фрв, где

Фрв - фонд рабочего времени на планируемый период, час;

Например: фонд времени руководителя 1 клубного формирования за неделю, предназначенный для проведения занятий (Фрв), составляет 18 часов в неделю, норма численности руководителя одного клубного формирования за неделю (Чн) = 6 часов/18 часов = 0,33 шт. ед.

Затем определяем плановый коэффициент невыходов работников в Учреждении (Кн):

Например, работник отсутствовал на работе 38 дней, из которых:

28 дней - оплачиваемый отпуск;

10 дней - отсутствие по уважительной причине (больничные, административные отпуска и т.п.);

247 дней - количество рабочих дней в году согласно производственному календарю на 2016 год.

При этом определяем % невыходов:

Итого коэффициент невыходов составляет:

С учетом коэффициента невыходов рассчитывается штатная численность руководителя 1 клубного формирования (Чш), которая определяется по следующей формуле:

Чш = Чн х Кн

В данном примере Чш = 0,33 х 1,15 = 0,38 (= 0,5 шт. ед. на 1 клубное формирование).

По необходимости руководители могут приглашать коллективы на репетиции чаще, предусмотренного расписанием времени, например, в период подготовки к концерту, фестивалю, конкурсу, смотру и другим подобным мероприятиям. При этом время расписания занятий должно быть согласовано с администрацией Учреждения и заранее сообщено участникам коллектива.

Фонд рабочего времени руководителя клубного формирования в соответствии со статьей 91 ТК РФ определяется исходя из 40 - часовой рабочей недели.

24. С учетом штатной численности руководителя клубного формирования определяются нормы численности творческих работников коллективов самодеятельного искусства, клубных формирований, студий, кружков в процентном отношении от численности руководителя (таблица 1 приказа № 3448).

В случае, если в соответствии с установленным государственным заданием и графиком занятий в (детском) коллективе самодеятельного искусства несколько (возрастных) групп занимающихся в одно и то же время, но в разных репетиционных помещениях, нормы численности творческих работников для проведения таких занятий умножаются на количество необходимых групп.

25. Расчет штатной численности работников, занятых организацией и проведением культурно-массовых мероприятий, определяется на основе показателей укрупненных норм трудоемкости (количество культурно-массовых мероприятий, количество посетителей на 1 мероприятие, количество залов, классов, сценических площадок и других показателей), установленных приказом № 3448.

Одним из наиболее важных показателей трудоемкости указанной категории работников является показатель «Количество культурно-массовых мероприятий».

Так, например, (таблицы 4, 7 приказа № 3448) государственным заданием установлено количество культурно-массовых мероприятий общей направленности на год - 75 мероприятий с общим количеством посетителей культурно-массовых мероприятий - 16 500 чел., при этом в расчет штатной численности включаются:

режиссер - 1 шт. ед.;

режиссер массовых представлений - 0,75 шт. ед.;

методист - 1,25 шт. ед.;

билетный кассир = 16 500 / 75 = 220 чел. (количество посетителей на 1 мероприятие) - 1,75 шт. ед.;

контролер билетов (220 чел. - количество посетителей на 1 мероприятие) 3,5 шт. ед.

В нормы численности работников, занятых организацией и проведением культурно-массовых мероприятий и художественно-постановочной части с учетом постановочных требований могут быть включены дополнительные должности, необходимые для выполнения поставленных задач, установленных государственным заданием (например, таблицы 3 и 8 приказа № 3448).

26. По тем работам, на которые в таблицах 18 и 19 отсутствуют нормы, применяются нормы таблиц 1-17 с учетом требований к введению должностей, согласно установленному государственному заданию.

27. Должностное категорирование (главный, ведущий, старший, 1 категории, 2 категории) устанавливается с учетом квалификационных требований, предусмотренных Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, тарифные разряды - с учетом требований, предъявляемых к профессиональным знаниям и навыкам рабочих, согласно Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих.

28. При отличии организационно-технических условий выполнения работ от тех, которые представлены в нормах труда КДУ, Учреждение самостоятельно вносит изменения в показатели норм труда, исходя из установленных целей и задач.

29. При отсутствии в приказе № 3448 показателей норм труда на работы, которые выполняются в Учреждении согласно установленному государственному заданию, по ним разрабатываются нормы труда, в порядке, установленном приказом № 3448 и Методическими рекомендациями № 3453, и утверждаются локальными нормативными актами учреждения.

30. Формирование штатной численности административно-управленческого и вспомогательного персонала производится на основе типовых сборников норм труда, утверждаемых Минтрудом России.

Обзор документа

Также сообщается о разработке интерактивного электронного сервиса, который обеспечивает расчет трудозатрат по видам деятельности и операциям, расчет оптимальной штатной численности учреждения культуры, распределение видов деятельности и расчет трудозатрат, штатной численности по категориям персонала (административно-управленческий, основной и вспомогательный). С его помощью также можно сформировать штатное расписание учреждений культуры с учетом определенной нормативной численности в соответствии с выполняемыми объемами работ.

Сервис позволяет проанализировать деятельность учреждения в разрезе видов и трудовых операций, рассчитать нормативную штатную численность и сформировать штатное расписания в соответствии с принятыми нормами труда, времени и численности.

В настоящее время данный сервис доступен для библиотек, музеев, зоопарков, а в IV квартале 2016 г. им смогут воспользоваться культурно-досуговые учреждения.

Для получения доступа необходимо направлять письменный запрос с указанием ИНН и наименования организации по адресу электронной почты [email protected].

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РАБОТЫ ПО СОВМЕСТИТЕЛЬСТВУ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ, МЕДИЦИНСКИХ, ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ

РАБОТНИКОВ И РАБОТНИКОВ КУЛЬТУРЫ

В соответствии со статьей 282 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ч. I, ст. 3) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2003 г. N 197 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 15, ст. 1368) Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством образования Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством культуры Российской Федерации постановляет:

1. Установить следующие особенности работы по совместительству педагогических , медицинских, фармацевтических работников и работников культуры:

А) указанные категории работников вправе осуществлять работу по совместительству - выполнение другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время по месту их основной работы или в других организациях, в том числе по аналогичной должности, специальности, профессии, и в случаях, когда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (за исключением работ, в отношении которых нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены санитарно-гигиенические ограничения);

б) продолжительность работы по совместительству указанных категорий работников в течение месяца устанавливается по соглашению между работником и работодателем, и по каждому трудовому договору она не может превышать:

для медицинских и фармацевтических работников - половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели;

для медицинских и фармацевтических работников, у которых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе составляет менее 16 часов в неделю, - 16 часов работы в неделю;

для врачей и среднего медицинского персонала городов, районов и иных муниципальных образований, где имеется их недостаток, - месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели. При этом продолжительность работы по совместительству по конкретным должностям в учреждениях и иных организациях федерального подчинения устанавливается в порядке, определяемом федеральными органами исполнительной власти, а в учреждениях и иных организациях, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, - в порядке, определяемом органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления;

для младшего медицинского и фармацевтического персонала - месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели;

Для педагогических работников (в том числе тренеров-преподавателей, тренеров) - половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели;

Для педагогических работников (в том числе тренеров-преподавателей, тренеров), у которых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе составляет менее 16 часов в неделю - 16 часов работы в неделю;

для работников культуры, привлекаемых в качестве педагогических работников дополнительного образования, концертмейстеров, балетмейстеров, хормейстеров, аккомпаниаторов, художественных руководителей, - месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели;

в) педагогическая работа высококвалифицированных специалистов на условиях совместительства с согласия работодателя может осуществляться в образовательных учреждениях повышения квалификации и переподготовки кадров в основное рабочее время с сохранением заработной платы по основному месту работы.

2. Для указанных в пункте 1 настоящего Постановления категорий работников не считаются совместительством и не требуют заключения (оформления) трудового договора следующие виды работ:

а) литературная работа, в том числе работа по редактированию, переводу и рецензированию отдельных произведений, научная и иная творческая деятельность без занятия штатной должности;

б) проведение медицинской, технической, бухгалтерской и иной экспертизы с разовой оплатой;

В) педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год;

г) осуществление консультирования высококвалифицированными специалистами в учреждениях и иных организациях в объеме не более 300 часов в год;

д) осуществление работниками, не состоящими в штате учреждения (организации), руководства аспирантами и докторантами, а также заведование кафедрой, руководство факультетом образовательного учреждения с дополнительной оплатой по соглашению между работником и работодателем;

е) педагогическая работа в одном и том же учреждении начального или среднего профессионального образования, в дошкольном образовательном учреждении, в образовательном учреждении общего образования, учреждении дополнительного образования детей и ином детском учреждении с дополнительной оплатой;

Рабочее время работников культуры не совпадает с графиком обычных служащих. Это становиться понятно при ознакомлении с перечнем профессий, относящихся к творческим. Это служащие СМИ, кинематографии, театров, концертов, цирков, кино, теле- и видеосъемок.

Режим работы напрямую связан с выступлениями, гастролями, репетициями. Именно поэтому графики устанавливаются актами самого предприятия и отражаются в коллективных договорах (ст. 351 ТК).

Нормы рабочего времени работников культуры

Продолжительность рабочего времени работников культуры за день, перерывы, отдых, работа в субботу, воскресенье, ночью могут не отражаться во внутренних документах. Такие случаи редки, но вполне возможны. Тогда необходимо основываться на Трудовом кодексе.

Нормы рабочего времени работников культуры согласно законодательству едины для любой категории работников. Основываясь на ст. 91 ТК, устанавливается максимальная нагрузка в неделю, она составляет 40 часов, за исключением тех, кому положен сокращенный режим. Служащим на опасных и вредных производствах срок сокращен на 4 часа (36), инвалидам 1 и 2 групп, не достигшим 18 лет на 5 часов (35), тем, кому не исполнилось 16 на 16 часов (24).

Согласно Постановлению от 25.10.1974 №298/П-22 продолжительность трудового дня составляет 6 часов для:

  • директоров телевидения, радиовещания центральных станций;
  • звукорежиссеров.

Не для всех сотрудников нормы устанавливают в часах. Художественный персонал имеет нормы постановок, для коллективов, театров – проведенных мероприятий.

Для работников культуры допустимо выбрать работу по совместительству. Тогда норма не может составить более 20 часов в неделю.

Каждая должность имеет свои особенности. Рабочее время музыкального руководителя как для педагогических работников не может быть выше 36 часов за неделю. Но согласно приказу Минобрнауки от 24.12.10 №2075 за ставку зарплаты на должности музыкального руководителя 24 часа в неделю.

Но допустимо установить более длительное рабочее время музыкального руководителя ДОУ, в таком случае 24 часа он работает с детьми, а еще 12 с оплатой на условиях совместительства с документацией.

Что относится к рабочему времени?

В рабочее время работников культуры включают не только период фактической деятельности. На основании Положения об условиях и оплате труда к нему отнесут:

  • подготовительные мероприятия для выступления, включая нанесение грима, установление, снятие декораций, переодевание;
  • репетиции, тренировки по фактическому времени с периода прихода и до освобождения (от 2 часов);
  • время поездки в назначенный пункт с момента сбора (до 7 часов в день в обе стороны);
  • перерывы между спектаклями, если сотрудники остаются на работе;
  • пребывание в пути до 8 часов на гастролях;
  • если работник пришел на отмененное выступление или репетицию, о чем не был уведомлен, то половина такого времени;
  • простой согласно ст. 157 ТК РФ;
  • перерывы при репетициях вокалистам, участникам балета, эстрадно-спортивных выступлений по 20 минут за час работы и по 15 минут прочим;
  • подготовка, организация, окончание концертов учитываются индивидуально по внутренним документам за каждое выступление, артистам до 3 часов, работникам, помогающим в организации до 6.

Учет ведется индивидуально по каждому работнику, аналогично иным предприятиям на основании табеля. Он основывается на:

  • графиках проводимых мероприятий и репетиций;
  • журналах учета пребывания служащего на работе по факту.

Законодательно за учет рабочего времени назначается ответственное лицо. На основании квалификационных характеристик это заведующий художественно-постановочной части. Естественно, что соблюсти норму каждого дня, недели для артистов и иных работников культуры затруднительно. Поэтому предпочтительно применять суммированный учет времени. Основываться он будет на норме часов за неделю, компенсироваться, добавляться по итогам учетного периода.

Такой учет допускается вводить не только для артистов, но и прочих работников. Суммированный месячный учет ведется для служащих музыкальных коллективов, концертных работников, которые напрямую связаны с организацией мероприятий, таких как монтировщики, гримеры, водители, костюмеры и иные. Нормальное рабочее время им определяется как произведение длительности рабочего дня и их количества (при этом учитываются сокращения в предпраздничные дни).

Выбор режима работы

Для работников культуры, как и иных областей допустимо установить один из следующих режимов:

  • 5 рабочих дней и 2 выходных;
  • 5 рабочих дней и 1 выходной;
  • гибких график;
  • ненормированный рабочий день;
  • работа по сменам;
  • деление дня на части.

Стандартный «офисный» график 5 через 2 для работников культуры неприемлем. А вот 6 через 1 допустим. Но выходной смещен на понедельник, так как в субботу и воскресенья часто проводят различные спектакли и мероприятия. Продолжительность рабочего дня индивидуальна для каждого учреждения по внутреннему распорядку.

На организациях, где установлены особые условия труда, а нагрузка в различное время отличается, согласно ст. 105 ТК РФ сутки разделяют на части. Если выступления происходят по графику, то рекомендуют выбирать скользящий. В таком случае выходным днем назначается произвольный на неделе.

Если установить рабочее время затруднительно, то используется ненормированный рабочий день в культуре. Он применяется к тем, чье рабочее время регламентировать затруднительно. Категориям работников на неполном рабочем дне выплаты производятся за отработанное время.

Тем, работникам, которые участвуют в спектаклях, могут разделить день. К рабочему времени отнести дневные репетиции, вечерние выступления.

Ненормированный рабочий день в культуре

Список должностей, которым установлен ненормированный рабочий день, устанавливается коллективным договором или иным внутренним документом. Служащие, которые работают по такому режиму, имеют дополнительные гарантии по ст. 119 ТК РФ. Им назначают дополнительный отпуск (конкретное время указывается в договоре) от 3 дней и более.

Ненормированный рабочий день работников культуры не значит, что их можно привлекать к постоянному труду сверх нормального времени. Такие обязанности в нерабочее время должны иметь эпизодический характер и производится на основании решения начальника. Систематическое выполнение обязанностей признается сверхурочными часами и подлежит соответствующей оплате.

Если особенные условия относятся ко всем служащим, то режим устанавливается нормативным актом и коллективным договором, а если ненормированный рабочий день у части сотрудников, то такие условия указаны в индивидуальном трудовом договоре (ст. 100 ТК РФ).

При этом необходимо учитывать, что отдельные категории служащих не могут осуществлять деятельность в ночное время, это беременные. Согласно ст. 268 ТК РФ в отличие от иных сфер допустимо привлекать несовершеннолетних (до 18 лет). Женщины, имеющие ребенка до 3 лет, обязаны предоставить свое письменное согласие и не иметь медицинских противопоказаний. А для иных необходимо согласие самого работника.