Фундаменты         18.10.2023   

Организация строительства зимних военных мостов. Инженерная техника советской армии

Воспитательная цель Формировать у студентов творческое отношение к выбору способа строительства моста. Учебная цель 1. Дать представление о технологии и организации строительства военных мостов и переправ. 2. Сформировать знания организации разведки районов строительства. 3. Привить умение в организации ПЗМК. Вид занятия Практическое занятие со взводом. Место проведения Класс ВМП, № 6. Материальное обеспечение Плакаты, слайды, учебное пособие «Военные мосты на жестких опорах» . Литература 1. Учебник «Военная подготовка офицеров запаса дорожных войск» . Ч. II, стр. 112 -140 2. Учебник «Мосты и переправы на ВАД» , стр. 114 -138.

Первый вопрос “Состав района заготовки мостовых конструкций. Технология заготовки лесоматериалов” Второй вопрос “Организация пункта заготовки мостовых конструкций, его назначение и состав, сортировка бревен и распиловка лесоматериалов на полевых лесозаводах” Третий вопрос “Площадка изготовления элементов низководных деревянных мостов, свай, насадок, блоков прогонов, диагональных схваток, элементов береговых опор и проезжей части, поточные линии по изготовлению блоков деревянных пролетов” Четвертый вопрос “Подвоз конструкций низководных мостов. Расчет потребности транспортных средств”

Первый вопрос “Состав района заготовки мостовых конструкций. Технология заготовки лесоматериалов” В район заготовки мостовых конструкций входят: 1. лесосека; 2. делянки; 3. трелевочные волоки; 4. сортировочная площадка; 5. раскряжевочная площадка; 6. погрузочная площадка; 7. пути движения; 8. пункт заготовки мостовых конструкций. Заготовка местных лесоматериалов, распиловка бревен, изготовление элементов и блоков мостовых конструкций производятся в районе заготовки мостовых конструкций (РЗМК), в котором развертываются и оборудуются лесосека (площадка около склада лесоматериалов или разбираемого строения; раскряжевочная площадка; пункт заготовки мостовых конструкций (ПЗМК); пути подвоза лесоматериалов и вывоза готовых мостовых конструкций. Может применяться два вида вырубки леса выборочный и сплошной. В военных условиях целесообразно вести заготовку выборочно, но при однородных массивах леса выгоднее вести заготовку сплошной вырубкой. Подразделения, которые производят заготовку лесоматериалов, оснащаются

необходимыми средствами механизации (мотопилы, гидроклины КГМ 1 А, валочные шесты, топоры, ломы, ваги). Лесосека разбивается на делянки шириной 70 80 м, а они, в свою очередь, разделяются на пасеки шириной 17 20 м. Валка про изводится по возможности вдоль существующих просек и дорог. Направление валки подпиленных деревьев зависит от того, какие планируется использовать трелевочные средства. С помощью гидроклина или валочного шеста

деревья сваливают под углом 30° к волоку. Деревья в полосе волока спиливаются заподлицо с землей, а на остальной площади высоту пней разрешается иметь не более 30 см. Глубина разработки лесосеки в направлении волоков принимается, как правило, 0, 3 0, 5 км; может достигать 1 км, но, чтобы ограничить холостые пробеги трелевочных средств, глубину разработки лесосеки увеличивать не следует. Для валки применяются переносные бензомоторные пилы и электропилы из комплектов электростанций. При выборочной разработке леса целесообразно применять бензомоторные пилы, а при сплошной могут применяться и электропилы. Трелевка леса производится волоком с использованием трелевочных тракторов, а также могут применяться и другие средства, имеющие достаточную мощность и проходимость в зависимости от условий местности. Для трелевки хлыстов по середине каждой делянки прокладывают пасечные волоки шириной по 5 м, а от делянок к раскряжевочной площадке магистральные волоки шириной 7 9 м. Трелевка леса производится возами (несколько хлыстов) и состоит из следующих операций: ход трактора к месту набора воза; оттаскивание тягового стального каната и чокеров (если нет второго комплекта, то теряется на этой операции время); чокеровку хлыстов и сбор воза лебедкой; ход трактора к месту разгрузки и отцепку воза.

Раскряжевка и сортировка хлыстов производятся на раскряжевочной площадке, которая оборудуется слегами из бревен, уложенных комлями друг к другу, что позволяет иметь уклон от комля к вершине и облегчает перекатку бревен. Раскряжевка осуществляется в соответствия с составляемыми схемами, что позволяет рационально использовать лесной материал. Раскряжевка хлыстов состоит из следующих операций: разметка хлыстов по длине; раскрой хлыстов на бревна; маркировка бревен (на торцах их в соответствии с назначением пишут буквы: П прогоны, С сваи, Д доски, Н насадки, Сх схватки, К колесоотбои, Л лежень); сортировка маркированных бревен и их учет. Для разметки изготавливаются шаблоны. Для измерения диаметров бревен применяют деревянные штангенциркули. Продольная распиловка лесоматериала производится на лесопильной раме ЛРВ с приводом от войсковой дизельной электростанции ЭСД 50 ВС. Кроме того, могут использоваться находящиеся в районе производства работ местные стационарные или временные лесопильные заводы. Производительность ЛРВ 40 50 м 3 необрезных досок и двухкантных брусьев за смену (10 часов). Для производства плотничных работ организуется рабочее место плотника площадка с расположенными на ней материалами, инструментом, приспособлениями и готовыми изделиями, на которой один или несколько человек (расчет) выполняют порученную им работу. Оно должно быть организовано с созданием наилучших условий для успешной и высокопроизводительной работы. Взаимное расположение материалов и приспособлений должно предусматривать также и минимальное перемещение материалов и блоков в процессе работы.

Второй вопрос “Пункт заготовки мостовых конструкций, его назначение и состав, сортировка бревен и распиловка лесоматериалов на полевых лесозаводах” ПЗМК включает лесопильный завод для заготовки пиломатериалов, поточные линии для изготовления блочных конструкций пролетных строений и рабочие площадки для изготовления элементов мостовых конструкций. Лесозавод, поточные линии и рабочие площадки располагаются по возможности рядом и объединяются в единый технологический поток. Для изготовления пролетных строений из отдельных элементов разворачиваются ПЗМК с одной лесопильной рамой, а для изготовления пролетных строений блочного типа с тремя, двумя или одной лесопильной рамой. В том случае, когда ПЗМК оснащен лесопильными рамами для изготовления конструкций моста с блочными пролетными строениями, он может состоять из: лесозавода; одной, а при трех лесопильных рамах двух поточных линий для изготовления блочных конструкций пролетных строений; рабочих площадок для раскроя досок, изготовления щитов проезжей части, свай, рамных и клеточных опор. Как правило, схватки, насадки и колесоотбои изготавливаются на пло щадках по изготовлению пролетных строений. В первую очередь изготавливают насадки и схватки, а затем конструкции пролетных строений. Колесоотбои изготавливают в последнюю очередь. Работы по изготовлению элементов на площадках ведутся параллельно. При изготовлении конструкций моста с пролетными строениями из отдельных элементов ПЗМК включает лесозавод и рабочие площадки по изготовлению насадок, прогонов, свай, рамных и клеточных опор.

При необходимости для изготовления элементов конструкций моста могут разворачиваться нетиповые ПЗМК. В этом случае вносятся некоторые изменения, обеспечивающие в данных конкретных условиях наиболее рациональное использование имеющихся средств механизации и привлекаемого личного состава. В том случае, когда используется 4 или 6 лесопильных рам, необходимо соответственно укрупнить площадки (увеличить размеры и оснастить дополнительными средствами механизации) по изготовлению свай, рамных и клеточных опор. В этом случае целесообразным будет развернуть дополнительную площадку для изготовления насадок, схваток опор, используя для этого специально одну из лесопильных рам. Типовой ПЗМК с тремя лесопильными рамами для изготовления мостовых конструкций с блочными пролетными строениями развертывается, когда есть для этого необходимые условия (силы, средства, фронт работ и др.)

Типовой ПЗМК с одной лесопильной рамой для изготовления мостовых конструкций с блочными пролетными строениями имеет несколько упрощенную схему. 1. – путь подвоза лесоматериала; 2. – место изготовки свай и рамных опор; 3. – лесопильные рамы; 4. – место для раскроя и складирования досок и изготовления закладных щитов (щитов настила); 5. – поточная линия; 6. – место для складирования конструкций; 7. – путь вывоза конструкций; I – лесозавод; II – рабочая площадка; III – площадка изготовки насадок, лежни, элементы въездного устройства.

При изготовлении мостовых конструкций с пролетными строениями из отдельных элементов может быть развернут типовой ПЗМК с одной лесопильной рамой 1. путь подвоза лесоматериалов; 2. раскряжевочная площадка; 3. лесопильная рама; 4. путь вывоза готовых конструкций; I. рабочая площадка изготовки свай и рамных опор; II. рабочая площадка изготовки прогонов колесоотбоев; III. лесозавод; IV. рабочая площадка изготовки насадок, лежней элементов въездных устройств.

Третий вопрос “Площадка изготовления элементов низководных деревянных мостов, свай, насадок, блоков прогонов, диагональных схваток, элементов береговых опор и проезжей части, поточные линии по изготовлению блоков деревянных пролетов” В площадку изготовления элементов входит: место для изготовления щитов проезжей части (доски рабочего настила, доски защитного настила, колесоотбои); место изготовления схваток опор и блоков пролетных строений; место изготовления конструкций (блоков прогонов и щитов проезжей части); место изготовления рамных опор(стоек, насадок лежней, щитов подкладок); место изготовления элементов въезда на мост свайки заборной стенки, досок заборной стенки, доски для въездного щита, упорные бревна, подкладочные бревна, надолбы.

Когда постройку моста намечено вести последовательно, начиная с береговых пролётов, то элементы опор удобнее располагать на берегу, а элементы пролётных строений (например, прогоны, поперечины, настил и перила) вдоль дороги. Такое расположение сокращает путь подачи элементов к месту их установки. Сваи изготавливаются вручную или с применением станка для заготовки свай (СЗС). При изготовлении свай вручную оборудуют стеллаж, представляющий собой две слеги, уложенные на поперечные бревна или брусья, которые, в свою очередь, уложены на подкладки. Крепление элементов такого стеллажа производится штырями. Высота стеллажа 60 70 см, длина 9 11 м. В слегах делают врубки для фиксированного устойчивого положения бревен при их обработке. Голова сваи обрабатывается на цилиндр. Для обработки сваю укладывают в вырезанные в слегах гнезда и производят разметку по шаблонам, имеющимся в комплектах дизель молотов. Обработку головы сваи производят с помощью специального долота, его использование позволяет снимать за один прием древесину на четвертой части длины окружности. Предварительно делаются пропилы по окружности сваи это облегчает обработку. При обработке головы сваи необходимо обеспечить соосность головы и всей сваи. Поверхность торца обрабатывается перпендикулярно оси сваи.

Конец сваи делают с четырьмя гранями. Сначала с двух сторон на длину, равную 2 2, 5 диаметра, бревна затесывают так, чтобы острие сваи было на ее оси. Затем поворачи ваютсваю на 180° и затесывают остальные две стороны. При затесывании производят подрубание древесины острия это облегчает работы и предохраняет сваю от лишнего сруба древесины. Острый конец сваи на длину, равную 1/3 ее диаметра, отрезают, а затем обрабатывают в виде четырехугольной пирамиды с высотой, равной 1/6 диаметра сваи. Изготовление насадок и лежней опор производят на рабочей площадке, оборудованной горизонтальными слегами. Насадки свайных опор, а также насадки и лежни рамных опор изготавливаются из бревен, диаметр которых на 2 см больше диаметра свай (стоек). На слегах предусматриваются места для складирования бревен (заготовок), изготовления насадок и лежней, а также для складирования готовых элементов. Двухкантные брусья с места складирования подаются на место изготовления. Затем производится разметка длины и положения отверстий для штырей по шаблону. Шаблон делают из обрезной доски сечением 2, 5 х15 см и длиной, равной длине насадки или лежня. После разметки бруса один номер расчета электропилой опиливает концы, а второй производит сверление 3 отверстий. Изготовленную насадку (лежень) перемещают по слегам на место складирования. Полную сборку рамных опор производят на ПЗМК только при условии, если высота опор позволяет перевозить их в готовом виде и имеются точные данные о глубине воды в месте установки опоры на преграде. При большой высоте опор, когда перевозка их в собранном виде невозможна, на ПЗМК производится предварительная сборка рамных опор с подгонкой элементов и их маркировкой.

Четвертый вопрос “Подвоз конструкций низководных мостов. Расчет потребности транспортных средств” Транспортировку мостовых конструкций с ПЗМК к месту постройки моста производят на автомобилях, а в отдельных случаях с помощью вертолетов. Для перевозки мостовых конструкций используют любые автомобили грузоподъемностью не менее 2, 5 3 т без дополнительного оборудования или с простейшим оборудованием, изготовляемым силами мостостроительного подразделения. Длина блоков или элементов мостов, перевозимых на грузовых платформах автомобилей типа ЗИЛ 131, не должна превышать 5, 5 м, а при перевозке на автомобилях типа Кр. АЗ 6, 5 м. Элементы и блоки мостов длиной от 5, 5 до 6, 5 м можно перевозить на автомобилях типа ЗИЛ 131, оборудованных козелками, позволяющими располагать элементы мостовых конструкций со свесом передних концов над кабиной автомобиля. Для перевозки элементов и блоков длиной более 6, 5 м применяют автомобили с прицепами роспусками. Этот способ перевозки наиболее предпочтителен, так как прицеп увеличивает грузоподъемность автомобиля, увеличивается количество груза, перевозимого за один рейс автомобиля. При перевозке колейных блоков на автомобилях типа ЗИЛ 131 на грузовую платформу укладывают один на другой два колейных блока. На блоки заранее укладывают и прикрепляют монтажными гвоздями по одному закладному и межколейному щиту. Пролетные строения из блоков прогонов длиной до 5 м и щитов проезжей части

размещают на платформе автомобиля в следующем порядке: сначала укладывают один на другой щиты проезжей части, а сверху располагают блоки прогонов. В зависимости от грузоподъемности автомобилей, применяемых для перевозки, на один автомобиль грузят от 4 до 6 комплектов элементов свайных опор. При этом принимают следующий порядок укладки элементов на автомобиль без прицепа. В нижнем ряду располагают более короткие сваи, а на них более длинные; сверху свай укладывают насадки и диагональные схватки. При перевозке элементов опор на автомобилях с прицепами роспусками в нижнем ряду располагают более длинные сваи, а на них более короткие, сверху свай укладывают над платформой автомобиля насадки и схватки. Погрузку блоков и элементов мостов на автомобили и выгрузку их из автомобилей производят с помощью автокранов, грузовых стрел, установленных на автомобилях с лебедками, и других подъемных средств. Для погрузки и разгрузки отдельных элементов их объединяют в пакеты, причем каждый пакет должен состоять из одноименных элементов (прогонов или досок настила). Количество элементов в пакете определяется грузоподъемностью применяемых подъемных средств. При погрузке и разгрузке блоков и пакетов автокраном или стрелой, установленной на автомобиле, используют специальные захватные тросовые устройства «пауки» . Захватное тросовое устройство состоит из 2 или 4 отрезков тросов с 4 крюками на концах; все отрезки тросов другим концом крепятся к одному концу. Тросовый захват «паук» кольцом надевают на крюк крана (стрелы), а свободные концы тросов закрепляют к блокам или пакетам элементов. Для закрепления крюков «паука» на блоках устраивают специальные петли (скобы) или тросы запассовывают на свободные концы прогонов. При перевозке блоков и отдельных прогонов, имеющих длину более 6, 5 м, используют автомобили с одноосными или двухосными прицепами роспусками. Одноосные прицепы

обеспечивают перевозку элементов до 10 12 м и общей массой до 6 8 т. Двухосные прицепы роспуски позволяют перевозить элементы длиной до 14 15 м и общей массой до 15 т. Для обеспечения нормального движения на поворотах автомобили с прицепами оборудуют поворотными устройствами кониками, устанавливаемыми на платформе автомобиля. Чтобы успешно, в кратчайший срок осуществить строительство моста, необходимо тща тельно продумать организацию работ, т. е. определить, каким способом следует выполнять работы в заданные сроки. От того, насколько хорошо продумана организация работ, будет зависеть успех строительства в целом. Для правильной организации работ нужно определить потребность в людях, строительных материалах, транспорте, оборудовании и механизмах; подсчёт указанных сил и средств выполняется на основе технического проекта. В тех случаях, когда технический проект еще не составлен, подсчёты могут быть выполнены ориентировочно по укрупнённым измерителям (например, на 1 пог. м моста), зная примерный размер и характер сооружения и пользуясь при этом нормативными данными справочников или специальных таблиц. Потребное количество людей, строительных материалов, механизмов и оборудования при известных объёмах работ может быть также определено по сборникам Единых норм выработки на мостостроительные работы.

(шестидесятые-восьмидесятые годы)

Понтонно-мостовой парк ПМП

Термин "понтонно-мостовой парк" означает комплект имущества для наведения через водные преграды мостов, проезжая часть которых опирается на плавучие опоры (понтоны). Из этого же имущества, как правило можно собирать и паромы для переправы людей и техники через водные преграды. Кроме того, в состав парка могут входить и транспортные средства для перевозки имущества (но не обязательно).

Понтонно-мостовой парк марки "ПМП" состоящий на вооружении Советской Армии с 1962 года предназначен для наведения понтонных мостов длиной до 227 метров под грузы 60т., понтонных мостов длиной до 382 метров под грузы 20т., а также сборки паромов различной грузоподъемности. Допустимая скорость течения до 2.5м. в сек. В отличие от всех своих предшественников мост ПМП не имеет отдельно понтонов и отдельно проезжей части. У него верхняя часть понтонов является проезжей частью

В комплект парка ПМП входят 32 речных звена, 4 береговых звена, 2 выстилки, 12 буксирных катеров. Для перевозки звеньев и выстилок используются 38 специально переоборудованных автомобилей КРАЗ-255В (первые серии парка перевозились автомобилями КРАЗ-214). Катера типа БМК-90, БМК-130 или БМК-150 буксируются на прицепах или собственных колесных шасси 12 автомобилями Зил-130 (Зил-157). При комплектации парка катерами типа БМК-Т, эти катера перевозятся 12 автомобилями КРАЗ-255В на платформах автомобилей.

Один автомобиль КРАЗ перевозит одно звено, состоящее из двух средних и двух крайних понтонов, соединенных шарнирными соединениями. В транспортном положении звено перевозится в сложенном виде на платформе автомобиля. На рисунке показан автомобиль с речным звеном.

На рисунке, показывающем автомобиль со звеном сзади, хорошо видны два средних понтона прямоугольной формы и два крайних закругленной формы. Береговое звено отличается от речного своей формой, позволяющей сопрягать мост с берегом и наличием откидных съездных аппарелей.

Расчет звена должен состоять из водителя и двух понтонеров. По штату расчет звена состоит из водителя-понтонера и понтонера. При наводке моста или сборке парома автомобиль задним ходом въезжает в воду так, чтобы глубина в месте сброса составляла около 1 метра; затем резко тормозит; понтонер, находящийся рядом с машиной освобождает стопор; и звено, свободно лежащее на роликах платформы скатывается в воду.

После попадания в воду под воздействием сил плавучести и торсионных шарниров звено раскрывается. На рисунке звено в момент раскрытия (вид сзади). Звено в этот момент удерживается у берега швартовым, второй конец которого закреплен за машину. Водитель-понтонер и понтонер поднимаются на палубу, запирают днищевые и палубные замки, превращая тем самым звено в жесткую конструкцию.

На рисунке звено в раскрытом виде (вид сзади). После запирания замков понтонеры соседних звеньев с помощью багров сближают свои звенья и соединяют их замками. Лента моста таким образом собирается вдоль берега. Собираемая лента моста удерживается у берега швартовыми, закрепленными за машины. По мере сборки ленты машины сбрасывают швартовы и уходят в район сбора. Ширина проезжей части 6.5 метра.

После того, как лента моста собрана, с помощью буксирных катеров она разворачивается поперек реки, береговые звенья швартовыми закрепляются у берега, а сама лента удерживается на течении катерами до момента завоза и сбрасывания якорей, имеющихся на каждом звене. После натяжения якорных тросов и выравнивания ленты, катера отсоединяются и уходят. На рисунке часть ленты моста (вид сверху). Темно-зеленым цветом показана проезжая часть шириной 6.5м. Такая ширина проезжей части позволяет танкам двигаться по мосту со скоростью до 30 км. в час, а колесной технике без ограничения скорости. Причем колесная техника может двигаться по мосту в две колонны или же возможно одновременное движение по мосту в обеих направлениях. При такой схеме сборки из одного комплекта можно собрать мост под грузы 60т. длиной до 227м.

Под грузы 20т. схема моста иная. Звено размыкается с одной стороны и разворачивается на 180 градусов. Лента моста в этом случае выглядит так: " звено в обычном виде - звено развернутое -звено в обычном виде -…". Ширина проезжей части тогда составляет только 3.3 м., но из одного комплекта можно собрать мост длиной 382 метра.

Для переправы техники и личного состава через водные преграды, ширина которых превышает возможности моста, из одного комплекта ПМП можно собрать 16 паромов грузоподьемностью 40т., или 12 - 60 тонных, или 8 - 80 тонных, или 4 120 тонных, или 4-170 тонных. Буксировка паромов осуществляется буксирными катерами. Каждый паром представляет собой отдельный участок моста.

Выстилка представляет собой уложенную на платформе автомобиля КРАЗ металлическую ленту из отдельных звеньев, соединенных шарнирно между собой. Выстилка предназначена для обеспечения возможности заезда на мост переправляемой техники в условиях топкого берега. Использование выстилки разрешается только в военное время, т.к. танки за одну переправу приводят выстилку в полную негодность.

Парк ПМП полного комплекта состоит на вооружении в армейском или фронтовом отдельном понтонно-мостовом батальоне (ОПОМБ). Батальон состоит из двух понтонных рот (16 речных, 2 береговых звена, 6 катеров и 1 выстилка в роте), отдельного инженерно-технического взвода имеющего на вооружении комплект мостостроительных средств КМС (или установку строительства мостов УСМ), комплект тяжелого механизированного моста ТММ. Это взвод предназначен для обеспечения замыкания берегов с помощью небольших мостов на опорах при недостатке понтонов. Кроме того в батальоне взвод ремонтный и хозяйственный взвод. Всего в батальоне около 250 человек.
Кроме того, в инженерно-саперном батальоне танковой (мотострелковой) дивизии имеется понтонная рота (0.5 комплекта ПМП). Из этой половины комплекта можно собирать мост половинной длины или соответствующее количество перевозных паромов.

Время наводки моста под грузы 60т. в дневное время 30 мин, под грузы 20т. днем 50 мин. Ночью норматив увеличивается вдвое.

Согласно Боевого устава батальон выдвигается к реке в первом эшелоне дивизии. К наводке моста приступают после форсирования водной преграды первой волной десанта на плавающей технике (БМП, БТР, ПТС) как только будет исключена возможность обстрела водного зеркала преграды из стрелкового оружия и минометов.

От автора. К 1978 году американцы, не мудрствуя лукаво, просто скопировали парк ПМП с той лишь разницей, что понтоны сделали не стальные, а дюралевые, и поместили их на свои автомобили. А так даже число болтов на люках доступа внутрь понтона совпадает.

В шестидесятые годы Чехословакия по лицензии выпускала парк ПМП, разместив его на своих четырехосных автомобилях Татра.

В конце восьмидесятых годов выпускалась поздняя версия парка ПМП под названием ППС-84. Этот парк размещался на автомобилях КРАЗ-260 и имел катера БМК-460.

Летом 1979 года 1257 отдельный понтонно-мостовой батальон Центральной Группы Войск под командованием подполковника Скрягина А.В. во время учений у селения Горни Почапли на реке Лаба (Эльба) дал мост днем за 13 мин.42 сек, ночью в условиях полной светомаскировки за 29 мин.54 сек.

Теоретически в одну ленту можно соединять сколь угодно звеньев. Автор наблюдал сборку моста из двух комплектов ПМП (430 метров). Однако такую ленту сложно удерживать на течении. Якоря не держат, а моторы удерживающих мост катеров быстро перегреваются. Командиру трудно согласовывать работу большого числа катеров. Так что мост 227м. оптимален. При большей ширине водной преграды целесообразней осуществлять переправу паромами.

Для сравнения: Предшественник парка ПМП парк ТПП при примерно такой же длине моста перевозился на 98 автомобилях, собирался за 3-4 часа и для его эксплуатации требовалось 995 человек (понтонно-мостовой полк).

Источники

1.Инструкция по материальной части и эксплуатации понтонно-мостового парка ПМП. Военное издательство МО СССР. Москва 1966г.
2.Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство Министерства обороны СССР. Москва. 1982г.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Лекция №1

тема: "Общие сведения о военных мостах"

Классификация военных мостов на жестких опорах. Основные определения и обозначения, применяемых в низководных мостах

Военные мосты, как правило, нужны для временного использования и к ним относятся: низководные мосты, подводные мосты и путепроводы.

Низководные мосты возводятся без учета пропуска под ними ледохода, высоких судов и переправочных средств.

Подводные мосты отличаются от низководных тем, что имеют проезжую часть ниже уровня поверхности воды, что обеспечивает маскировку и повышает живучесть моста.

Путепроводы возводятся для бесперебойного пересечения дорог с интенсивным движением.

Строительство военных мостов должно осуществляться в максимально короткие сроки и с минимальными затратами. Это достигается максимальным использованием средств механизации и типовых схем организации работ, применением заранее заготовленных мостовых конструкций, выучкой подразделений и расчетов, грамотным использованием справочных типовых документов.

Военные мосты имеют 3 категории грузоподъемности: основную, пониженную, повышенную.

Мост основной грузоподъемности обеспечивает пропуск всех гусеничных машин с массой <= 55 тон, колесных машин с давлением на колесо 8 тонн, четырехосных колесных машин и тягачей с суммарным давлением на две задние оси <= 25тонн и расстояние между осями >= 1,7 м

Мосты пониженной грузоподъемности обеспечивают пропуск гусеничных и многоосных машин с массой <= 25 тонн, колесных машин с давлением на колесо <= 4 тонны, автомобилей с давлением на ось до 10 тонн и расстоянием между осями не менее 1,4 м.

Мосты повышенной грузоподъемности обеспечивают проход техники, пропускаемой по мостам основной грузоподъемностью, колесных и многоосных машин с массой <= 90 тонн, расстоянием между крайними осями колес 11 м., тягачей с многоосными прицепами с массой <= 80 тонн и расстоянием между крайними осями не менее 6,8 м., тягачей с двухосными и трехосными полуприцепами, с давлением на тележку полуприцепа 43 и 45 тонн и расстоянием меж осями 1,6 м. и 1,3 м соответственно.

Элементы моста:

военный мост низководный опора

Любой мост состоит из пролетных строений и опор. Пролетные строения имеют несущую часть (прогоны и колейные блоки), проезжей части (поперечный настил, рабочий настил, колесо отбои, перил и тротуары). Опоры могут быть береговые (лежень, клеточная опора, свайная опора) и промежуточные (свайные, рамные, свайно-рамные, клеточные).

Длина моста - это расстояние между осями береговых опор.

Ширина проезжей части - расстояние между двумя колесо отбоями.

Пролет моста - расстояние между осями опор.

"Н" - высота опоры (от дна водной преграды до низа пролетного строения).

Подмостовая высота - расстояние между уровнем воды и низом пролетного строения.

Пролетные строения имеют балочную разрезную систему. Сопряжение моста с берегом осуществляется с помощью въездных устройств.

При возведении мостов назначается и оборудываются следующие районы:

Район строительства моста включает в себя участок реки, где возводиться мост и прилегающую к нему местность, на которой действуют мостостроительные подразделения.

Район заготовки мостовых конструкций - участки местности, на котором располагаются лесосеки, раскрежовочные площадки, в площадки для складывания материалов, пункты заготовки мостовых конструкций.

При выборе места строительства моста учитываются следующие требования:

располагать мосты в излучинах или отдельных перекатах рек, отличающихся повышенными противоударными свойствами.

не следует строить мосты в близи населенных пунктов, ж/д. линий, складов, баз и т.д.

выбираемый район для строительства моста должен обеспечить скрытность или маскировку путей подхода, обеспечить движение машин без задержек и заторов.

район строительства моста должен обеспечить максимальное перемещение при минимальных затратах

располагать мост по возможность на участке реки с наименьшей шириной и глубиной с плавным изменением рельефа дна.

створ моста желательно располагать на прямолинейном участке реки.

ось моста располагать перпендикулярно течению реки.

Водные преграды делятся по ширине:

узкие (ширина русла до 100 м, преодоляется низководными деревянными мостами или металлическими малыми автодорожными разборными мостами (МАРМ)

средние (от 100 до 250, САРМ)

высокие (от 250 до 600 м, БАРМ)

крупные (>600 м)

По скорости течения водной преграды:

со слабым течение (до 0,5 м/с)

со средним течение (до 1 м/с)

с быстрым течение (до 2 м/с)

с очень быстрым течение (до >2 м/с)

Строительные материалы используемые при постройке низководного моста.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Жерди (диаметр в верхнем отрубе 8 см, убежность бревна 1 см на 1 см.)

Накатник (подтоварник) - бревна в верхнем отрубе 8 - 11 см

Бревна - в верхнем отрубе диаметр > 12см. Бывают окантованные (на 2 канта и на 4). Пилы срезают

Пластины (окантованные и не окантованные). Это пол бревна.

Брусья (из бревен) б>= 10 см в < 2*б

Доски б <= 10см в > 2*б

Размещено на http://www.allbest.ru/

(горбыль) - отходы разной толщины, получнные при распеловке бревен на доски или при выпиливаниии р брусьев

К пиломатериалам изущих на строитльство мостов применяются следующие требования

Не допускается гниль, свидиватость, рыхлые участки древесины червоточены (кроме поверхностной от короеда)

Допускаются здоровые сучки с диаметром = ј диаметра бревна или ширины бруса, трещины с глубиной = 1/3 диаметра бревна или толщины бруса.

Расчетные нагрузки низководных мостов.

При проектировании мостов учитываются следующие виды нагрузок:

Собственный вес элементов моста (объемный вес применяемой древесины (сосна, ель 600 кг/м3, лиственница, береза, бук = 700 кг/м3, дуб 800 кг/м3, сталь 7850 кг/м3))

1. Подвижная: 2. Горизонтальное давление ветра. 3. Скорость течения реки.4. Поперечная сила от разворотов подвижной нагрузки.5.Нагрузки от тормозной силы. 6. ударная волна от ядерного взрыва.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Схема соединения мостов с городами. Описание истории и особенностей строения главных мостов Кенигсберга. Лавочный - самый старый мост. Основные сведения о Зеленом, Деревянном, Кузнечном, Медовом мостах. Рабочий мост - соединявший Кнайпхоф и Форштадт.

    презентация , добавлен 22.03.2012

    Дерево как строительный материал для мостов. Общие сведения о расчетах деревянных мостов. Расчет поперечин, схема расположения прогонов. Особенности расчета автодорожных деревянных мостов. Схема к определению давления на прогон. Порядок расчета опор.

    реферат , добавлен 12.04.2015

    Краткий исторический очерк развития висячих и вантовых мостов. Стальная радуга мостов. Особенности архитектуры металлических мостов. Особенности архитектуры железобетонных мостов. Рамно-консольные и рамно-подвесные мосты.

    реферат , добавлен 01.11.2006

    Геодезические, разбивочные и контрольно–измерительные работы при строительстве мостов. Монтаж сборных железобетонных опор. Технология строительства свайных фундаментов на местности, не покрытой водой. Установка пролётных строений в проектное положение.

    реферат , добавлен 29.03.2011

    Пантелеймоновский мост - первый цепной мост через Фонтанку: проект и строительство, характеристики. Версии обрушения Египетского моста, современная переправа. Обзор цепных мостов Санкт-Петербурга: Банковского и Почтамтского мостов, Львиного мостика.

    курсовая работа , добавлен 06.12.2014

    Системы деревянных мостов под автомобильную дорогу. Технические достоинства, определяющие условия строительства и эксплуатационные качества сооружения. Устои мостов под автомобильную дорогу. Долговечность конструкции и условия содержания моста.

    курсовая работа , добавлен 07.08.2013

    Выбор схемы геодезического обоснования. Разработка технологий по сооружению фундаментов и опор моста. Составление основных этапов сборки и монтажа пролётных строений. Расчёты по проверке прочности, устойчивости пролётного строения на монтажные нагрузки.

    курсовая работа , добавлен 11.04.2012

    Общие сведения о гусеничном ходовом оборудовании землеройных машин. Формирование нагрузок в элементах гусеничного хода землеройных машин с учетом взаимодействия с опорной поверхностью почвы. Кинематические параметры гусеничного хода при передвижении.

    реферат , добавлен 18.01.2016

    Выбор основных размеров галереи эстакады и построение ее геометрической схемы. Определение нагрузок и расчет усилий в несущих элементах. Рассмотрение правил подбора сечений и конструирования сварных узлов. Основные моменты расчета опоры и фундамента.

    курсовая работа , добавлен 28.06.2014

    Выбор стали основных конструкций. Расчет балок настила и вспомогательных балок. Определение нормативных и расчетных нагрузок. Компоновка сечения главной балки. Проверка нормальных напряжений. Проверка местной устойчивости элементов балки и расчет балки.

ТЕМА № 11 РАЗВЕДКА РАЙОНОВ СТРОИТЕЛЬСТВА НИЗКОВОДНОГО МОСТА И ЗАГОТОВКА КОНСТРУКЦИЙ.

(наименование темы по программе)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Для проведения группового занятия № 13

(вид занятия)

Разведка района строительства.

(наименование занятия)

Время –2 часа

Обсуждена на заседании кафедры

(предметно-методической комиссии)

«____» ___________________ 2014г.

протокол № ______

Хабаровск

1.Учебные и воспитательные цели: После изучения вопросов занятия слушатели и студенты должны знать:

Выбор створа моста;

Выявление гидрологического режима реки;

Выбор мест лесосек и мест развертывания пункта заготовки мостовых конструкций.

2.Расчет рабочего времени:

Содержание занятия Время, мин
Вступительная часть: Доклад дежурного по взводу. Проверка наличия личного состава, формы одежды, готовности взвода к занятию. Объявление темы занятия, учебных вопросов и цели занятия, литературы. Краткий опрос по ранее пройденной теме занятия. Дать введение по теме. Учебные вопросы (основная часть) 1.Разведка района постройки моста. 2.Заготовка мостовых конструкций. 3.Документы обрабатываемые разведкой. Заключение по теме. Заключительная часть: Подведение итогов занятия. Ответы на возникшие вопросы. Проверка качества усвоения материала занятия. Заданиенасамостоятельнуюподготовку.

3. Учебно-материальное обеспечение:

1.Мультимедиа;

2.Учебная литература: Военно-мостовая подготовка Воен.издательство МО СССР 1977.;

3. Слайды по теме занятия.

Целью занятия является изучение общих сведений о разведке районов строительства низководного моста и заготовке конструкций.

При подготовке к проведению занятия необходимо:

Уяснить тему и вопросы занятия по тематическому плану;

Определить и уяснить учебные и воспитательные цели;

Подобрать необходимые для занятия наглядные пособия, технические средства обучения;

Детально продумать ход занятия, распределить время на отработку вопросов;

Составить план проведения занятия.

Занятие проводится в составе учебного взвода с использованием плакатов и мультимедиа по теме занятия.).

Во вступительной части занятия производится проверка наличия и готовности слушателей взвода к занятию, объявляются тема и цель занятия, производится повторение изученного материала.

В заключительной части занятия преподаватель подводит итоги занятия, отвечает на вопросы курсантов и дает задание на самостоятельную подготовку


1.Учебник: Военно-мостовая подготовка, Воен.издательство МО СССР 1977.;

2. Учебник: Военные автодорожные мосты, Воен.издательство МО СССР 1977.;

3. Учебник «Восстановление и эксплуатация мостов на военно-автомобильных дорогах» М.Воениздат 1987 г.;

4. Учебник «Технические условия проектирования военных автодорожных мостов и переправ» М.Воениздат 1974 г.

Тема №11. Разведка районов строительства низководного моста и заготовка конструкций.

ЗАНЯТИЕ №13

Учебные вопросы:

1. Разведка района постройки моста.

2. Заготовка мостовых конструкций.

3. Документы обрабатываемые разведкой.

Разведка района постройки моста

Разведка района строительства моста

Разведка района постройки моста проводится в целях по­лучения данных, обеспечивающих:

Выбор места постройки моста;

Принятие решения на проектирование мостового перехода;

Определение потребных материалов, сил и средств; определение мест заготовки материалов и изготовления эле­ментов конструкций моста;

выбор путей подвоза материалов и конструкций;

принятие решения по организации работ.

При подготовке разведки штабом части должны быть изу­чены картографические, справочные и другие источники, данные аэрофотосъемки и разведок других родов войск, характеризующие предполагаемый район постройки моста. Исходя из оперативной обстановки и предварительного изучения источников начальнику группы разведки указываются:

· ориентировочный район постройки моста;

· вид восстановления;

· возможные способы восстановления;

· задачи разведки с указанием последовательности их выпол­нения;

· сроки представления донесений.

Разведка устанавливает:

Место постройки моста;

Профиль сечения реки, профиль берегов, подходов к мосту, характер грунтов дна реки, пойм и берегов, степень размываемости русла и изменения конфигурации главного русла в районе мос­тового перехода;

Скорость и особенности течения, уклоны реки, отметку го­ризонта меженных и высоких вод, высокий и низкий горизонты ле­дохода;

Расчетный горизонт судоходства, типы и габариты судов, плотов и положение судоходного фарватера;

Наличие и состояние плотин, шлюзов, ограждающих дамб ] на зарегулированных реках и других гидротехнических соору­жений;

наличие материалов для постройки моста;

Наличие производственных предприятий, которые могут быть использованы для изготовления элементов мостов и поковок;

Наличие и состояние дорог в районе заготовки материалов и постройки моста;

Необходимые маскировочные и оборонительные мероприя­тия;

наличие и характер заграждений на водной преграде и на подходах к ней.

Для проведения разведки назначается разведывательная группа в составе до взвода с двумя офицерами: начальник группы -офицер (инженер-мостовик) ведет разведку преграды, Другой офицер ведет разведку подходов к мосту, строительных материалов и производственных предприятий.

Выбранное место мостового перехода должно способство­вать постройке моста в кратчайшие сроки с наименьшей затратой сил и средств и отвечать тактико-техническим требованиям.

В результате разведки мостового перехода оформляются | следующие документы:

а) карта местности района перехода в масштабе 1:10000- 1:50000 или план в масштабе 1:10000-1:25000 размером: по оси моста - до уреза горизонта высоких вод плюс 100м с каждой сто­роны, по течению реки - на двойную ширину разлива в каждую сторону. При большой ширине реки полоса плана шириной до 100 м выше и ниже перехода снимается инструментально в горизонталях через 1 м на остальном участке съемка производится глазомерно. На карту (план) наносятся основная ось мостового перехода и варианты, подходы к мосту, границы реки при высоком горизонте воды, районы расположения лесозавода и стройдвора, пути подвоза материалов и элементов моста, район складирования материалов у мостового перехода, а так же имеющиеся подсобные предприятия и дороги к ним. Карта должна иметь соответствующую легенду;

б) продольный профиль перехода с указанием всех установлен­ных горизонтов, а также геологических и гидрогеологических дан­ных;

в) схема существующих или разрушенных мостов с основными данными по ним;

г) полевые журналы (нивелировочный, пикетажный, угломер­ной съемки, грунтовых обследований и других работ, если таковые проводились в ходе разведки);

д) пояснительная записка с кратким освещением в ней режима реки, грунтово-геологических условий, сведений о существующих (разрушенных) мостах, данных о местных строительных материа­лах и ресурсах, соображений по организации работ и др.

1.2Выбор створа моста

Для определения по ширине реки точек, в которых про­изводятся промеры глубин реки или скоростей течения, в тех слу­чаях, когда непосредственное измерение ширины реки тросом не­возможно, применяют метод засечек (рис. 1). Для этого на исходном берегу разбивают базис АС и определяют угол β. За­тем теодолит устанавливают на другой конец базиса в точку С, от­куда измеряют углы путем засечек точек 1, 2, ..., n, в которых производились измерения глубины или скорости течения.

Расстояние от точки А до точки n определяют по формул синусов.

При наличии высокого берега для контроля одновременно горизонтальными измеряют и вертикальные углы, если угол на клона более 4°. Расстояние до точек 1, 2… n с точностью 1-2% определяют и дальнометром.

Рис. 1. Определение расстояний мето­дом засечек

По результатам измерения ширины и глубины реки вы­черчивается профиль живого сечения водной преграды. При боль­ших объемах работ снятие профиля производится с помощью специ­альных приборов: профилографа ПГ-48, аппарата для разведки рек АР-2 (при глубинах до 5-6 м) и инженерного разведыватель­ного эхолота ИРЭЛ (измеряемая глубина до 20 ж).

Снятие профиля данными приборами производится в соответст­вии с указаниями специальных инструкций к приборам.

Уклон реки определяется по крупномасштабным картам, имеющим отметки урезов воды, или непосредственной нивелиров­кой забитых у уреза в уровень с горизонтом воды колышков.

Урезные колышки забиваются в характерных местах: в начале, середине и конце плесов и перекатов; расстояние между урезными кольями должно быть не более:

100 м при ширине русла до 250 м;

200 м до 500 м;

500 м до 1000 м.

Если на расстоянии до 5 км имеется водомерный пост, то про­дольный профиль желательно доводить до него.

Общие положения. Военные мосты на жестких опорах строятся для обеспечения преодоления водных преград и других препятствий войсками на путях их движения, маневра, подвоза и эвакуации. Они позволяют заменять понтонно-мостовые средства и механизированные мосты для обеспечения переправы войск на последующих водных преградах. В основном военные мосты строятся однопутными, но при необходимости обеспечения интенсивного двухстороннего движения могут возводиться и двухпутные мосты. Ширина проезжей части однопутных мостов - 4.2м, двухпутных - 7м.

Военные мосты предназначены, как правило, для краткосрочной эксплуатации. К ним относятся низководные и подводные мосты, а так же путепроводы. Низководные мосты возводятся без учета возможности пропуска под ними высоких вод, ледохода и судов. Подмостовая высота низководных мостов должна быть не менее 0.5м. Низководный мост состоит из пролетных строений и опор, типовые конструкции которых, приведены в руководстве «Военные мосты на жестких опорах», Воениздат, 1982г.

Средства механизации строительства мостов и заготовки мостовых конструкций

При строительстве низководных мостов применяются следующие табельные средства механизации;

Мостостроительные установки (табл.7) УСМ и УСМ-2;

Комплект мостостроительных средств КМС-Э;

Одностреловой копер ОСК;

Автомобильные краны;

Грузовые автомобили различной грузоподъемности.

Для заготовки леса и изготовления мостовых конструкций используются:

Бензиномоторные пилы различного типа;

Лесопильные рамы ЛРВ и ЛРВ-2;

Передвижные электростанции ЭСБ-8И и ЭД16-Т230-АИ.

Таблица 7

Технические характеристики мостостроительных средств

Показатели

Масса одной машины, т

Темп строительства моста из готовых элементов, м/ч

Пролет моста, м

Время развертывания, мин

Время свертывания, мин

Допустимая скорость течения, м/с

Расчет, чел

Грузоподъемность крана, т

Количество и тип дизель молотов

Тип привода к механизмам установки

Гидравлический 4 гидронасоса

Гидравлический 4 гидронасоса

Электрический 2-АБ4-Г230

Для сварки и резки металла применяются электросварочные агрегаты, сварочные преобразователи и трансформаторы, ацетиленовые генераторы и керосинорезы.

Мостостроительные установки УСМ и УСМ-2 предназначены для механизации строительства низководных мостов (эстакад) на свайных (рамных) опорах с берега и с готового участка моста.

В состав комплекта мостостроительной установки УСМ (УСМ-2) входят мостостроительная машина и вспомогательный автомобиль. На вспомогательном автомобиле перевозятся лодка НЛ-8 для ведения инженерной разведки и обстройки опор, лодочный мотор «Вихрь», мотопилы, дизель-молот ДМ-240, спасательные жилеты, комплект поковок на 100м моста и ЗИП.

Строительство моста с помощью мостостроительной установки ведется последовательным выполнением следующих операций:

Забивка и опиловка четырех (шести) свай в опоре;

Установка насадки и поперечных схваток в опоре;

Укладка и крепление пролетного строения.

Выполнив операции, мостостроительная машина передвигается на готовый участок моста, и операции повторяются.

Комплект мостостроительных средств КМС-Э предназначен для строительства низководных мостов на свайных опорах при возведении опор с воды.

В состав комплекта входят: сваебойно-обстроечный паром, предназначенный для возведения свайных опор; паром с домкратами на двух лодках ДЛ-10, предназначенный для укладки пролетных строений, и вспомогательная лодка ДЛ-10, предназначенная для доставки по воде элементов опор, установки поперечных схваток опор и выполнения вспомогательных операций. Комплект перевозиться на четырех автомобилях ЗИЛ-131.

При строительстве моста с помощью КМС-Э одновременно забиваются сваи, обстраиваются опоры, укладываются пролетные строения и устанавливаются связи между опорами.

Конструкции опор

В военных мостах применяют свайные, рамные и свайно-рамные промежуточные опоры, которые могут быть плоскими (однорядными) и башенными (двухрядными), а также клеточные опоры.

Свайные опоры являются основным типом промежуточных опор. Они возводятся при скорости течения до 2,5 м/с при наличии сваебойных средств и когда грунты позволяют производить забивку свай. Свайная опора состоит из свай, насадки, горизонтальных и диагональных схваток. Высота плоских свайных опор принимается до 6 м.

Рамные опоры обычно применяются при строительстве мостов через суходолы, а также через водные преграды глубиной до 1 м, со скоростью течения до 1,5 м/с при каменистом дне, где забивка свай затруднена или невозможна. Рамная опора состоит из стоек, насадки, лежня, диагональных схваток и подкладок под лежень (при средних и слабых грунтах). Высота плоских рамных опор принимается от 1,2 до 5 м.

Свайно-рамные опоры применяются в тех же случаях, что и свайные, но при расположении пролетного строения на большей высоте над горизонтом воды, когда для получения требуемой опоры длина свай недостаточна. Свайно-рамная опора состоит из свайного основания и установленной на нем рамной надстройки. Высота опоры принимается до 8 м.

Клеточные опоры применяют обычно на суходолах и мелководных участках со скоростью течения до 1 м/с, при достаточно плотных грунтах дна. Клеточная опора состоит из нескольких уложенных друг на друга взаимно перпендикулярных и скрепленных между собой рядов окантованных бревенили брусьев. Высота клеточной опоры принимается не более 1,2 м.

Наряду с этими опорами в военных мостах используются башенные опоры, состоящие из двух плоских опор, объединенных горизонтальными и диагональными схватками, установленными с наружной стороны опоры, продольных бревен и лежня. Высота башенной опоры принимается до 8 м.

Насадки и лежни изготовляют из бревен, опиленных на два канта, длина насадки (лежня).

Пролетные строения

Конструкции пролетных строений зависят от требуемой грузоподъемности моста, типа материала и применяемых при строительстве средств механизации.

Конструкции деревянных пролетных строений подразделяются на пролетные строения: из колейных блоков; из блоков простых или сложных прогонов со щитами настила; из отдельных элементов с настилом из досок и бревен.

Пролетные строения из колейных блоков образуются из двух колейных блоков, уложенных на опоры, двух закладных щитов, перекрывающих свободные от настила концы прогонов, и двух колесоотбоев.

Типовой колейный блок имеет ширину 224 см. После укладки блоков на опоры между ними остается открытый промежуток 16 см.

Колейный блок рекомендуется применять при пролетах моста до 5 м. Он состоит изпяти прогонов, объединенных рабочими и защитными настилами. На концах прогонов блока на длине 60 см настил не укладывается. Эти промежутки закрываются закладными щитами после укладки блока в пролет.

Закладной щит имеет размер 224x60 см и состоит из досок рабочего и защитного настилов, скрепленных между собой гвоздями. Каждый щит крепится ко всем прогонам десятью гвоздями, по пять с каждой стороны.

Пролетное строение из блоков простых или сложных прогонов со щитами настила образуется из двух блоков прогонов, уложенных на опоры, двух или трех щитов проезжей части и двух колесоотбоев.

Типовые блоки простых и сложных прогонов рекомендуется применять при пролетах моста до 6 м.

Блок простых прогонов состоит из пяти прогонов, объединенных снизу двумя поперечными и одной диагональной схватками. Схватки прибивают снизу блока тремя гвоздями к крайним прогонам и двумя к каждому промежуточному прогону. Доски рабочего настила прибивают к каждому крайнему прогону, а к промежуточным через одну в шахматном порядке. Доски защитного настила прибивают к рабочему настилу двумя гвоздями по концам доски и по одному гвоздю через 100-150 см по длине.

Пролетное строение из отдельных элементов с настилом из досок и бревен состоит из простых или сложных прогонов, двойного дощатого настила и колесоотбоев.

Простые прогоны изготовляют из бревен вручную. При изготовлении простых прогонов бревна сверху выравнивают для опирания настила с обязательным снятием коры на всю ее толщину. Снизу прогонов производится только подтеска (подрезка) концов на длину 60-70 см так, чтобы высота всех прогонов на обоих концах была одинаковой.

Сложный прогон образуется из двух бревен, уложенных одно на другое комлями в разные стороны и скрепленных между собой тремя штырями.

Доски поперечного настила прикрепляют к прогонам одиночными гвоздями в шахматном порядке через один прогон.

Доски защитного настила стыкуют над опорами или вразбежку и прикрепляют к рабочему настилу гвоздями (по два гвоздя на каждый конец доски, а по длине по одному гвоздю через 100 - 150см).

К конструкциям металлических пролетных строений относятся:

блочные пролетные строения из цельнометаллических колейных блоков и блоков металлических прогонов с деревянными щитами настила;

пролетные строения из пакетов прогонов с деревянными щитами настила.

Прогоны по ширине моста в блочных конструкциях располагаются колейно, параллельно его оси на расстоянии друг от друга в колее 45 см, стыкуются они на опорах впереплет и принимаются длиной на 50 см больше расчетного пролета моста.

Прогоны изготовляют в блочных конструкциях из одного, а в конструкциях из пакетов прогонов из двух швеллеров или двутавров.

Прогоны, изготовленные из одиночных швеллеров, устанавливаются в пролете полками в одну сторону.

Строительство военных мостов

Б состав задач, выполняемых на преграде при строительстве моста, входят: инженерная разведка района строительства и заготовки мостовых конструкций, подготовка подъездных путей к мосту, подготовка мест разгрузки и складирования мостовых конструкций, разбивка осей моста и осей опор, развертывание средств механизации для строительства моста, возведение въездных устройств, возведение промежуточных опор, укладка пролетных строений на опоры, установка продольных связей, замыкание моста.

Кроме того, может производиться сборка рамных (клеточных) опор высотой по месту их установки и изготовление отдельных элементов (прогонов) замыкающего пролета, подкладок, сваек и др.

Для выполнения задач по строительству моста на участке реки с прилегающими к нему берегами оборудуется строительная площадка, на которой развертываются мостостроительные средства.

Строительство моста в зависимости от его длины, имеющихся сил и мостостроительных средств осуществляется одним или несколькими участками.

Возведение моста несколькими участками ведется:

при двух участках - от берегов к середине преграды;

при трех участках - от берегов к середине преграды, а на среднем участке - от конца одного берегового участка к концу другого берегового участка;

при четырех участках - от берегов к середине преграды, а на средних участках - от середины преграды к береговым участкам.