Фундаменты         18.01.2024   

Дидактические принципы умк перспектива. Основная образовательная программа начального общего образования для ОУ, работающих по УМК «Перспектива

«Перспектива » - это учебно-методический комплекс (УМК) для начальных классов общеобразовательных учреждений, который представляет собой целостную информционно-образовательную среду, реализующую единые идеологические, дидактические и методические принципы, отвечающие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Учебники для изучения предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в 4 классе (могут использоваться в составе систем учебников «Школа России» и «Перспектива») :

ОРКСЭ. Основы православной культуры. Кураев А.В.
- ОРКСЭ. Основы исламской культуры. Авторы: Латышина Д.И., Муртазин М.Ф.
- ОРКСЭ. Основы иудейской культуры. Авторы: Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В.
- ОРКСЭ. Основы буддийской культуры. Чимитдоржиев В.Л.
- ОРКСЭ. Основы мировых религиозных культур. Авторы: Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др.
- ОРКСЭ. Основы светской этики. Шемшурина А.И.

Изучение иностранных языков по следующим УМК издательства «Просвещение»:

Учебно-методический комплекс «Перспектива» (УМК «Перспектива») предлагает вариант эффективных, инструментальных ответов на эти и многие другие вопросы, основанных на объединении ресурсов, накопленных в последние десятилетия, с одной стороны, в российской методологической и педагогической научных школах (РАГС, РАО, АПК и ППРО) и реализованных в дидактической системе деятельностного метода обучения «Школа 2000...» (Л.Г. Петерсон), а с другой стороны — в специально разработанном в соответствии с требованиями ФГОС научно-методическом комплексе завершённых предметных линий учебников «Перспектива», позволяющем создать в классе и школе современную информационно-образовательную среду, адекватную целевым установкам концепции «Наша новая школа».

В чём новизна этого подхода? Какие преимущества он даёт по сравнению с другими подходами?

Прежде всего УМК «Перспектива» даёт чёткий и эффективный ответ на вопрос «Как обучать?». На этапе перехода к новой деятельностной парадигме образования новый деятельностный метод обучения, разработанный Л.Г. Петерсон на основе достижений российской методологической школы (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.), прошёл широкую практическую апробацию, воспринят учителями и доказал свою результативность как с точки зрения реализации ценностей традиционной школы, так и с точки зрения формирования личностных и метапредметных результатов образования ФГОС в их достаточной полноте (формирование универсальных учебных действий и умения учиться в целом).

Предложенные в УМК «Перспектива» принципиально новые дидактические основы организации образовательного процесса деятельностного типа, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, методический потенциал завершённых предметных линий в полном соответствии с учебным планом ФГОС обеспечивают создание здоровье сберегающей, развивающей и воспитывающей информационно-образовательной среды, соответствующей требованиям ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Учебно-методический комплекс «Перспектива» имеет полное программно-методическое обеспечение учебного плана ФГОС (раздел III,п. 19.3) и включает такие новые для начальной школы разделы, как основы духовно-нравственной культуры народов России, информатика, иностранные языки. Таким образом, комплекс «Перспектива» даёт целостный ответ на вопрос «С помощью чего учить?», в полной мере соответствующий требованиям ФГОС к методическому обеспечению образовательного процесса.

ВЕДУЩИЕ ЦЕЛЕВЫЕ УСТАНОВКИ И КОМПОНЕНТЫ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА «ПЕРСПЕКТИВА» В КОНТЕКСТЕ ФГОС

Главной целью учебно-методического комплекса «Перспектива» является создание информационно-образовательной среды, инструментально обеспечивающей включение каждого ребёнка в самостоятельную учебную деятельность, в процессе которой создаются условия для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и надёжного достижения определённых ФГОС личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования посредством формирования универсальных учебных действий как основы ведущей образовательной компетенции — умения учиться.

Именно формирование у учащихся умения учиться, способностей к само изменению и саморазвитию наиболее эффективно способствует сегодня их духовно-нравственному становлению, освоению научной картины мира, успешному вхождению в культуру и созидательную жизнь общества, самоопределению и самореализации личности (Закон РФ «Об образовании», ст. 14, Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», ФГОС).

Основополагающим ядром УМК «Перспектива» является система учебников. Система учебников «Перспектива» интегрирована в единую идеологическую, дидактическую и методическую систему, помогающую учителю целостно обеспечивать весь комплекс требований к организации современного образовательного процесса, который определён ФГОС как инструмент реализации действующей нормативной базы образования.

Идеологической основой системы учебников «Перспектива» является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, направленная на формирование у подрастающего поколения системы ценностей гуманизма, созидания, саморазвития, нравственности как основы успешной самореализации личности в жизни и труде и как условие безопасности и процветания страны. Реализации задач духовно-нравственного развития и воспитания школьников средствами курсов предметной области «Филология» УМК «Перспектива» также способствует концепция гуманистической школы Л.Ф. Климановой.

Дидактической основой системы учебников «Перспектива» является дидактическая система деятельностного метода Л.Г. Петерсон, синтезирующая на основе системно-деятельностного подхода не конфликтующие между собой идеи из современных концепций развивающего образования с позиций преемственности с традиционной школой (Заключение РАО от 14.07.2006 года, Премия Президента РФ в области образования за 2002 год).

Методической основой системы учебников «Перспектива» является методический инструментарий завершённых предметных линий учебников по всем предметным областям учебного плана ФГОС (ФГОС, раздел III, п. 19.3) и специально разработанная система информационно-образовательных ресурсов, создающая условия для эффективного достижения поставленных перед современным образованием целей и задач (предметное содержание, дидактическое обеспечение, методическое сопровождение и художественно-полиграфическое исполнение).

Все компоненты УМК «Перспектива» прошли широкую практическую апробацию в различных регионах России с положительными результатами, что придаёт решению поставленных перед образованием задач надёжность, системность, прогнозируемость, результативность.

КОНЦЕПЦИЯ УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА «ПЕРСПЕКТИВА»

Авт. Л. Г. Петерсон, О. А. Железникова

ВВЕДЕНИЕ

Федеральный государственный образовательный стандарт начального об щего образования (ФГОС), отвечая требованиям времени и не растрачивая потенциала традиционной школы, не только смещает акцент на духовно нравственное развитие и воспитание школьника, формирование у него уме ния учиться, личностных качеств созидателя и творца, но и предлагает кон кретные инструменты, обеспечивающие этот переход:

изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный);

изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и прежде всего личностных и метапредметных результатов);

изменение системы аттестации учителей (оценка качества управления учебной деятельностью учащихся);

изменение системы аттестации школ и региональных образовательных систем (оценка качества организации перехода школы к реализации ФГОС

с позиций достижения новых образовательных результатов).

Это говорит о том, что предстоит не формальный, а реальный переход школы к новой, гуманистической парадигме образования, дающей нашей стране шанс на будущее достойное существование и развитие.

Вместе с тем, учитывая, что современная российская школа несёт в себе «знаниевую» традицию советской школы, каждый педагог, методист, управ ленец сегодня должен осознать глубину и значимость предстоящего перехо

да и сам освоить ту культуру саморазвития, которую концепция «Наша но вая школа» должна передать нашим детям.

Поэтому для каждого учителя и каждой школы в настоящее время наи более актуальными являются вопросы:

Как обучать?

- Как создать в классе и школе соответствующую новому способу обу чения образовательную среду?

- С помощью чего учить?

- Как проверить соответствие результатов образования поставленным це

- Как подготовить учителя к реализации ФГОС (ведь именно от каче ства его работы зависит успех реформ)?

Учебно методический комплекс «Перспектива» (УМК «Перспектива») предлагает вариант эффективных, инструментальных ответов на эти и мно гие другие вопросы, основанных на объединении ресурсов, накопленных в последние десятилетия, с одной стороны, в российской методологической и педагогической научных школах (РАГС, РАО, АПК и ППРО) и реализован ных в дидактической системе деятельностного метода обучения «Школа

2000...» (Л.Г. Петерсон), а с другой стороны - в специально разработанном в соответствии с требованиями ФГОС научно методическом комплексе за вершённых предметных линий учебников «Перспектива», позволяющем со здать в классе и школе современную информационно образовательную сре ду, адекватную целевым установкам концепции «Наша новая школа».

В чём новизна этого подхода? Какие преимущества он даёт по сравне нию с другими подходами?

Прежде всего УМК «Перспектива» даёт чёткий и эффективный ответ на вопрос «Как обучать?». На этапе перехода к новой деятельностной парадиг ме образования новый деятельностный метод обучения, разработанный Л.Г. Петерсон на основе достижений российской методологической школы (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.), прошёл широкую практическую апробацию, воспринят учителями и доказал свою результативность как с точки зрения реализации ценностей традиционной школы, так и с точки зрения формирования личностных и метапредметных результатов образова ния ФГОС в их достаточной полноте (формирование универсальных учеб ных действий и умения учиться в целом).

Предложенные в УМК «Перспектива» принципиально новые дидактичес кие основы организации образовательного процесса деятельностного типа, Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражда нина России, методический потенциал завершённых предметных линий в полном соответствии с учебным планом ФГОС обеспечивают создание здо ровьесберегающей, развивающей и воспитывающей информационно образо вательной среды, соответствующей требованиям ФГОС к результатам осво ения основной образовательной программы начального общего образования.

Учебно методический комплекс «Перспектива» имеет полное про граммно методическое обеспечение учебного плана ФГОС (раздел III, п. 19.3) и включает такие новые для начальной школы разделы, как основы духовно нравственной культуры народов России, информатика, иностранные языки. Таким образом, комплекс «Перспектива» даёт целостный ответ на вопрос «С помощью чего учить?», в полной мере соответствующий требова ниям ФГОС к методическому обеспечению образовательного процесса.

Деятельностный метод обучения обладает свойствами технологичности,

преемственности с традиционной школой, критериальности, что в перспек тиве позволяет решить целый ряд актуальных проблем, связанных с повы шением качества реализации ФГОС, таких, как разработка объективных ди агностических средств нового поколения (например, средств диагностики метапредметных результатов образования, экспертной оценки деятельности учителя, школы и т. д.), построение в регионах эффективных систем мето дического сопровождения учителей на этапе освоения ими нового деятель ностного метода обучения.

Одной из ключевых проблем современного образования является пробле ма восстановления единства образовательного пространства на новой сис темно деятельностной основе (при сохранении вариативности дидактичес ких, методических, организационно педагогических и других подходов). Де

ятельностный метод обучения, реализованный в УМК «Перспектива», синтезирует не конфликтующие между собой идеи из новых концепций об разования (П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, В.В. Давыдов и др.) с позиций преемственности с традиционной школой, что открывает перспективу пост роения единого образовательного пространства деятельностного типа, мето дологизации содержания образования, непрерывно и преемственно органи

зованного от дошкольной подготовки до окончания общеобразовательной школы, а затем и в системе среднего и высшего профессионального обра зования. Это и определило название учебно методического комплекса - «ПЕРСПЕКТИВА».

Созданные механизмы повышения качества работы педагогов в соответ ствии с требованиями ФГОС позволяют говорить о реальном переходе шко лы к личностно ориентированному образованию и реализации концепции «Наша новая школа», о построении на системно деятельностной основе еди ного образовательного пространства, реализующего гуманистические ценнос ти и идеалы и открытого для дальнейшего развития и совершенствования.

СОСТАВ УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА «ПЕРСПЕКТИВА»

Научным руководителем авторского коллектива учебно методического комплекса «Перспектива» является доктор педагогических наук, директор Центра системно деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО, лауреат Премии Президента РФ в области образования Л.Г. Петерсон.

В состав УМК «Перспектива» входят 15 завершённых предметных линий учебников, построенных на основе единых идеологических, методологичес ких и дидактических принципов, адекватных требованиям ФГОС.

1. Предметная линия «Математика “Учусь учиться”» (авт. Л.Г. Петерсон).

2. Предметная линия «Русский язык» (авт. Л.Ф. Климанова, С.Г. Маке ева, Т.В. Бабушкина).

3. Предметная линия «Литературное чтение» (авт. Л.Ф. Климанова, В.Г. Го рецкий, Л.А. Виноградская и др.).

4. Предметная линия «Информатика» (авт. А.Л. Семёнов, Т.А. Рудченко).

5. Предметная линия «Окружающий мир» (авт. А.А. Плешаков, М.Ю. Но вицкая).

6. Предметная линия «Технология» (авт. Н.И. Роговцева, Н.В. Богдано ва, И.П. Фрейтаг и др.).

7. Предметная линия «Музыка» (авт. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина).

8. Предметная линия «Изобразительное искусство» (авт. Т.Я. Шпикало ва, Л.В. Ершова).

9. Предметная линия «Физическая культура» (авт. А.П. Матвеев).

10. Предметная линия «Основы религиозных культур и светской этики» (авт. А.В. Кураев, Д.И. Латышина, М.Ф. Муртазин, Г.А. Миндрина, М.А. Членов, А.В. Глоцер, В.Л. Чимитдоржиев, А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева и др.).

11. Предметная линия «Английский язык» (авт. Н.И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс).

12. Предметная линия «Английский язык» (расширенное содержание обу чения иностранному языку; авт. К.М. Баранова, Д. Дули, В.В. Копылова

и др.).

13. Предметная линия «Немецкий язык» (авт. И.Л. Бим, Л.И. Рыжова,

Л.М. Фомичёва).

14. Предметная линия «Французский язык» (авт. Н.М. Касаткина, Т.В. Белосельская, А.В. Гусева).

Для решения основных задач реализации содержания предметной облас ти «Основы духовно нравственной культуры народов России» учебного пла на начального общего образования (п.19.3 ФГОС) рекомендуем использовать

завершённую предметную линию учебных пособий «Основы религиозных

культур и светской этики»1 (авт. А. В. Кураев, Д. И. Латышина, М. Ф. Мур тазин, Г. А. Миндрина, М. А. Членов, А. В. Глоцер, В. Л. Чимитдоржиев, А. Л. Беглов, Е. В. Саплина, Е. С. Токарева и др.).

Каждая из представленных завершённых предметных линий, помимо учебников, включает в себя широкий спектр дополнительных ресурсов, ме тодически обеспечивающих образовательный процесс деятельностного типа для всех участников образовательного процесса.

Для учителей это методические рекомендации, дидактические материалы, электронные и мультимедийные приложения (CD ROM и DVD диски со сценариями уроков, реализующими деятельностный метод обучения, CD ROM и DVD диски со сценариями праздников для учащихся; презентаци онные материалы для мультимедийных проекторов к предложенным сцена риям уроков и праздников; электронные приложения с системой объектив ного мониторинга качества образовательного процесса; программное обеспечение для интерактивной доски, DVD видео и др.). Это также рабо чие программы, технологические карты, выделяющие формируемые на уро ках УУД, надпредметный курс «Мир деятельности», придающий процессу формирования УУД большую глубину и системность. Наконец, это система подготовки к работе по УМК «Перспектива»: система семинаров, мастер классов, конференций, демонстрирующих многолетнюю практику реализа ции деятельностного метода обучения, многоуровневая (очная и дистанци онная) система повышения квалификации учителей, интернет поддержка че рез сайты издательства «Просвещение» - www.prosv.ru , а также через интернет ресурсы УМК «Перспектива» http://www.prosv.ru/umk/perspektiva и www.sch2000.ru.

Для учеников это разнообразные книги для чтения, словари, рабочие и творческие тетради (рабочие тетради для развития речи, для отработки на выков чтения, блок тетради эталонов «Построй свою математику», тетради по информатике, ОБЖ, творческие тетради по литературному чтению и др.). Предложенная в учебниках система навигации позволяет каждому ученику как ориентироваться внутри УМК, так и выходить за его рамки в поисках

других источников информации, в том числе и на образовательных ресур сах Интернета.

Для родителей это очная и заочная консультативная поддержка через ука занные выше интернет сайты, систему очных семинаров, мастер классов, родительских собраний, ознакомительных курсов.

Для методистов это специальная научно методическая литература, описы вающая теоретические и методические основы деятельностного метода обу чения Л.Г. Петерсон (ДМО), сценарии проведения в регионах курсов повы шения квалификации и консультаций для учителей по УМК «Перспектива», критериальная база для оценки качества организации образовательного про цесса деятельностного типа, курсы повышения квалификации методистов тьюторов, формирующие компетентность методического сопровождения са моразвития учителей на этапе их перехода к реализации ФГОС, очная и за очная консультативная поддержка через указанные выше интернет сайты.

Для руководителей образовательных учреждений это научно методическая литература, описывающая процесс создания в школе образовательного

1 Курс разработан в соответствии с поручением Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 02.08.2009 г. № Пр 2009 (ВП П44 46 32).

пространства обучения и воспитания на системно деятельностной основе, методические рекомендации для построения системы методической работы школы на этапе перехода к ФГОС, курсы повышения квалификации для данной категории работников образования.

Для преподавателей педагогических колледжей и вузов это научно мето дическая литература, описывающая теорию и практику подготовки студен тов к реализации деятельностного метода обучения в УМК «Перспектива», сценарии проведения лекций и семинаров, реализующих ДМО и позволяю щих сформировать у студентов те метапредметные компетенции, которые они должны затем формировать у своих учеников. Это программы спецкур сов по теоретическим основам ДМО и курсы повышения квалификации для профессорско преподавательского состава педколледжей и педвузов.

Для руководителей региональных систем образования это система мони торинга качества образовательного процесса в соответствии с ФГОС, меха низмы трансляции ДМО в массовую педагогическую практику, инновацион ные региональные сетевые модели реализации ФГОС на основе системно деятельностного подхода Л.Г. Петерсон и системы учебников «Перспектива», курсы повышения квалификации для региональных команд всех категорий работников образования, позволяющие скоординировать работу всех звень ев региональной системы образования на этапе перехода к ФГОС.

Таким образом, учебно методический комплекс «Перспектива» представ ляет собой целостную информационно образовательную среду для началь ной школы, реализующую единые идеологические, дидактические и методи ческие принципы, адекватные требованиям ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

ВЕДУЩИЕ ЦЕЛЕВЫЕ УСТАНОВКИ И КОМПОНЕНТЫ УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА «ПЕРСПЕКТИВА»

В КОНТЕКСТЕ ФГОС

Главной целью учебно методического комплекса «Перспектива» является создание информационно образовательной среды, инструментально обеспе чивающей включение каждого ребёнка в самостоятельную учебную деятель ность, в процессе которой создаются условия для духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России и надёжного достиже ния определённых ФГОС личностных, метапредметных и предметных ре зультатов освоения основной образовательной программы начального обще го образования посредством формирования универсальных учебных действий как основы ведущей образовательной компетенции - умения учиться.

Именно формирование у учащихся умения учиться, способностей к само изменению и саморазвитию наиболее эффективно способствует сегодня их духовно нравственному становлению, освоению научной картины мира, успешному вхождению в культуру и созидательную жизнь общества, самооп ределению и самореализации личности (Закон РФ «Об образовании», ст. 14, Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», ФГОС).

Основополагающим ядром УМК «Перспектива» является система учебни ков. Система учебников «Перспектива» интегрирована в единую идеологи ческую, дидактическую и методическую систему, помогающую учителю це лостно обеспечивать весь комплекс требований к организации современно го образовательного процесса, который определён ФГОС как инструмент реализации действующей нормативной базы образования.

Идеологической основой системы учебников «Перспектива» является Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражда нина России, направленная на формирование у подрастающего поколения системы ценностей гуманизма, созидания, саморазвития, нравственности как основы успешной самореализации личности в жизни и труде и как условие безопасности и процветания страны. Реализации задач духовно нравствен ного развития и воспитания школьников средствами курсов предметной области «Филология» УМК «Перспектива» также способствует концепция

гуманистической школы Л.Ф. Климановой1 .

Дидактической основой системы учебников «Перспектива» является ди

дактическая система деятельностного метода Л.Г. Петерсон2 , синтезирующая на основе системно деятельностного подхода не конфликтующие между со бой идеи из современных концепций развивающего образования с позиций преемственности с традиционной школой (Заключение РАО от 14.07.2006 го да, Премия Президента РФ в области образования за 2002 год).

Методической основой системы учебников «Перспектива» является мето дический инструментарий завершённых предметных линий учебников по всем предметным областям учебного плана ФГОС (ФГОС, раздел III, п. 19.3) и специально разработанная система информационно образователь ных ресурсов, создающая условия для эффективного достижения поставлен ных перед современным образованием целей и задач (предметное содержа ние, дидактическое обеспечение, методическое сопровождение и художест венно полиграфическое исполнение).

Все компоненты УМК «Перспектива» прошли широкую практическую апробацию в различных регионах России с положительными результатами, что придаёт решению поставленных перед образованием задач надёжность, системность, прогнозируемость, результативность.

РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ ФГОС - КОНЦЕПЦИИ ДУХОВНО НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ -

В УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ «ПЕРСПЕКТИВА»

В содержание всех компонентов УМК «Перспектива» заложен значитель ный развивающий и воспитывающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки Концепции духовно нравст венного развития и воспитания личности гражданина России. Важнейшая задача российской школы - становление российской гражданской идентич ности, гуманистических и демократических ценностных ориентаций, воспи тание любви и уважения к своему Отечеству, формирование нравственных качеств созидателя, творца - в УМК «Перспектива» реализуется посред ством организации на основе системно деятельностного подхода процессов самовоспитания. Как отмечал П.П. Блонский, надо «не давать ученику на шей истины, но развивать его собственную истину до нашей».

1 См.: Климанова Л.Ф. Новая модель гуманистической школы. Начальные классы. - М., 2009.

2 См.: Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000...». - М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2007.

Таким образом, успех воспитания напрямую зависит от степени участия самого воспитанника в формировании своей личности, от его включённос ти в деятельность по само воспитанию. Поэтому ключевой категорией кон цепции воспитания в рамках системно деятельностного подхода является ка тегория самоизменения - того базового процесса, посредством которого во обще осуществляется усвоение человеком нового для него опыта поведения и деятельности.

Для запуска и осуществления процессов прогнозируемого и системного самоизменения учащихся необходимо прежде всего сформировать у них мотивацию к приобретению необходимых новых внутренних качеств в учеб ной деятельности. В противном случае самовоспитание будет осуществлять ся под влиянием внешних обстоятельств, случайно, и все усилия педагога окажутся тщетны.

Образовательная среда УМК «Перспектива», с одной стороны, обеспечи вает удовлетворение всех базовых потребностей детей - в безопасности, причастности, самоутверждении (А. Маслоу), а с другой - актуализирует фундаментальную потребность в испытании своих сил, реализации своего потенциала (А.Н. Леонтьев). Этим обеспечивается включение учащихся в де ятельность по самоизменению в процессе освоения культурных нравствен ных ценностей, что придаёт воспитательному процессу неформальный ха рактер и обеспечивает его результативность.

Содержание учебников и учебных пособий УМК «Перспектива», ориен тированное на формирование у учащихся ценностей многонационального Российского государства, воспитывает уважительное отношение к нацио нальным культурам, обычаям и традициям всех народов России. Уже в этом возрасте дети осознают себя гражданами своей страны, значимость своих индивидуальных усилий для развития и процветания своей Родины.

С учётом особенностей различных предметных областей и возрастных особенностей развития младших школьников они знакомятся с природой и историей своей страны, узнают о её прошлом и настоящем, постигают её духовное и культурное величие. Вместе с тем они знакомятся и с культура ми народов других стран мира, в них воспитывается толерантность, способ

ность к пониманию другой точки зрения и способность к диалогу.

В воспитательном потенциале УМК «Перспектива» особое место занима ют курсы «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы религиоз ных культур и светской этики», «Изобразительное искусство», «Музыка», ко торые формируют у учащихся способность к осознанному нравственному по ведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций различных народов, а также способность к диалогу с представите лями других культур и мировоззрений.

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ ФГОС - СИСТЕМНО ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА (Л.Г. ПЕТЕРСОН) - В УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ «ПЕРСПЕКТИВА»

Исходя из выявленных в методологии общих законов функционирования и развития мира и саморазвития человека в мире деятельности (Л.С. Выгот ский, А.Н. Леонтьев, Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.), построена дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000...» (Л.Г. Петер сон), ориентированная на формирование умения учиться, а также готов ности к саморазвитию и самовоспитанию.

Дидактическая система «Школа 2000...» включает в себя:

1) технологию организации образовательного процесса, реализующую де ятельностный метод;

2) соответствующую технологии систему дидактических принципов обу чения, воспитания и поддержки здоровья детей, адекватных требованиям ФГОС к созданию развивающей информационно образовательной среды;

3) систему мониторинга результатов образовательного процесса;

4) систему подготовки методического сопровождения учителей.

Технология деятельностного метода «Школа 2000...»

Исходя из общей методологической структуры учебной деятельности, об разовательный процесс строится таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность системно выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, определённых ФГОС, сохраняя и укрепляя при этом своё здоровье и достигая личностных, метапредметных и предметных результатов, доста точных для успешного продолжения образования в основной школе.

С этой целью методы объяснения заменяются деятельностным методом обучения, основанным на методе рефлексивной самоорганизации, а тради ционная технология объяснительно иллюстративного метода обучения - технологией деятельностного метода «Школа 2000...» (ТДМ).

В таблице, приведённой ниже, структура технологии деятельностного ме тода для уроков открытия нового знания соотнесена с требованиями к её этапам и с теми универсальными учебными действиями, которые можно системно формировать у учащихся на данных этапах.

Т а б л и ц а. Универсальные учебные действия, выполняемые учащимися на уроках открытия нового знания по ТДМ1

Краткое описание этапов урока

открытия нового знания в ТДМ

учащимися на данных этапах

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Данный этап предполагает осознанное вхож

Самоопределение (Л);

дение учащегося в пространство учебной де

Смыслообразование (Л);

ятельности. С этой целью организуется его

Целеполагание (П);

мотивирование к учебной деятельности на

уроке, а именно:

учителем и сверстниками (К)

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);

2) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

3) устанавливаются тематические рамки уро ка («могу»).

В развитом варианте здесь происходят про цессы адекватного самоопределения в учеб ной деятельности (субъектный и личностный уровни)

1 Условные обозначения: Л - личностные УУД; Р - регулятивные УУД;

П - познавательные УУД; К - коммуникативные УУД.

Продолжение

Краткое описание этапов урока

Перечень УУД ФГОС, выполняемых

открытия нового знания в ТДМ

учащимися на данных этапах

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

На данном этапе организуется подготовка

учащихся к открытию нового знания, вы

аналогия, классификация, сериация (П);

полнение ими пробного учебного действия и

Извлечение необходимой информации из

фиксация индивидуального затруднения.

текстов (П);

Соответственно данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов дейст

средств (П);

вий, достаточных для построения нового

знания, их обобщение и знаковую фикса

речевого высказывания (П);

Подведение под понятие (П);

2) актуализацию соответствующих мысли

Выполнение пробного учебного действия

тельных операций и познавательных процес

Фиксирование индивидуального затрудне

3) мотивацию учащихся к пробному учебно

ния в пробном учебном действии (Р);

му действию и его самостоятельное осуще

ствление;

нения (Р);

4) фиксирование учащимися индивидуаль

ных затруднений в выполнении пробного

полнотой и точностью (К);

учебного действия или его обосновании.

Завершение этапа связано с организацией

коммуникации (К);

выхода учащихся в рефлексию пробного

Учёт разных мнений (К);

учебного действия

ния своего суждения (К)

3. Выявление места и причины затруднения

На данном этапе учащиеся выявляют место

и причину затруднения.

аналогия (П);

Для этого они выполняют следующие учеб

Подведение под понятие (П);

ные действия:

Определение основной и второстепенной

1) восстанавливают выполненные операции

информации (П);

и фиксируют (вербально и знаково) место -

Постановка и формулирование проблемы

шаг, операцию, где возникло затруднение;

2) соотносят свои действия с используемым

способом действий (алгоритмом, понятием

Осознанное и произвольное построение

и т. д.) и на этой основе выявляют и фик

речевого высказывания (П);

сируют во внешней речи причину затрудне

Волевая саморегуляция в ситуации затруд

ния - те конкретные знания, умения или

нения (Р);

способности, которых недостаёт для реше

Выражение своих мыслей с достаточной

ния исходной задачи и задач такого класса

полнотой и точностью (К);

или типа вообще

Аргументация своего мнения и позиции в

коммуникации (К);

Учёт разных мнений, координирование в

сотрудничестве разных позиций (К);

Разрешение конфликтов (К)

Продолжение

Краткое описание этапов урока

Перечень УУД ФГОС, выполняемых

открытия нового знания в ТДМ

учащимися на данных этапах

4. Построение проекта выхода из затруднения

На данном этапе учащиеся в коммуникатив

Самоопределение (Л);

ной форме обдумывают проект будущих

Смыслообразование (Л);

учебных действий, а именно:

Анализ, синтез, сравнение, обобщение,

Ставят цель;

аналогия (П);

Согласовывают тему урока;

Самостоятельное выделение и формулиро

Выбирают способ;

вание познавательной цели (П);

Строят план достижения цели;

Поиск и выделение необходимой инфор

Определяют средства, ресурсы и сроки.

мации (П);

Этим процессом руководит учитель: сначала

Выбор наиболее эффективных способов

с помощью подводящего диалога, потом по

решения задач (П);

буждающего диалога, а затем и с помощью

Планирование (П);

исследовательских методов

Прогнозирование (П);

Структурирование знаний (П);

Осознанное и произвольное построение

речевого высказывания (П);

Волевая саморегуляция в ситуации затруд

нения (Р);

Выражение своих мыслей с достаточной

полнотой и точностью (К);

Аргументация своего мнения и позиции в

коммуникации (К);

Учёт разных мнений (К);

Использование критериев для обоснова

ния своего суждения (К);

Планирование учебного сотрудничества с

учителем и сверстниками (К);

Разрешение конфликтов (К)

5. Реализация построенного проекта

На данном этапе учащиеся выдвигают гипо

Смыслообразование (Л);

тезы и строят модели исходной проблемной

Анализ, синтез, сравнение, обобщение,

ситуации. Различные варианты, предложен

аналогия, сериация, классификация (П);

ные учащимися, обсуждаются, и выбирается

Волевая саморегуляция (Р);

оптимальный вариант, который фиксируется

Познавательная инициатива (Р);

в языке вербально и знаково.

Выдвижение гипотез и их обоснование

Построенный способ действий используется

для решения исходной задачи, вызвавшей

Поиск необходимой информации (П);

затруднение.

Использование знаково символических

В завершение уточняется общий характер

средств (П);

нового знания и фиксируется преодоление

Моделирование и преобразование моделей

возникшего ранее затруднения

разных типов (схемы, знаки и т. д.) (П);

Установление причинно следственных

связей (П);

Самостоятельное создание способов реше

ния проблем творческого и поискового ха

рактера на основе метода рефлексивной са

моорганизации (П);

Осознанное и произвольное построение

речевого высказывания (П);

Построение логической цепи рассужде

ний, доказательство (П);

Нравственно этическое оценивание усваи

И снова здравствуйте! Не устали от изучения ? Не запутались в их названиях и авторах? Сможете вынести ещё одну? Хочу наконец-то поставить жирную точку в этом вопросе, но не закончив исследование в полной мере, не готова так поступить. Так что мужайтесь: сегодня на обсуждении программа обучения Перспектива.

План урока:

Ещё один традиционный проект

Комплект «Перспектива» относится к традиционной системе обучения в начальной школе, и разрабатывался он в 2006 году во время становления для первой ступени образования.

Учебные материалы были подготовлены по инициативе автора проекта — доктора педагогических наук Людмилы Петерсон совместно с издательством «Просвещение». В «перспективном» проекте приняли участие ученые академий образования и наук, практикующие педагоги и методисты.

Как и положено любому методическому комплекту, используемому в образовательном процессе в школе, «Перспектива» в своём составе имеет всё, что необходимо:

  • азбуку для 1 класса Л.Клемановой и этого же автора русский язык;
  • математику Г.Дорофеева;
  • литературу В.Горецкого;
  • информатику Т.Рудниченко;
  • «окружайку» А.Плешакова;
  • технологию Н.Роговцевой;
  • физкультуру на выбор педагога: или А.Матвеева, или И.Винера;
  • ИЗО Т.Шпикаловой;
  • музыку Е.Критской;
  • основы религии и этики по направлениям разных культур.

«Перспектива» предлагает изучение аж четырёх иностранных языков:

  • английского по стандартной или углублённой программам, а также по курсу «В Фокусе» или «Звёздный»;
  • испанского и немецкого по классической программе;
  • французского либо по курсу «Твой друг…», либо «В перспективе».

Следует отметить, что, как и многие другие учебные комплекты школьных образовательных программ, «Перспективный» столкнулся в 2014 с проблемой получения рекомендаций Минобразования. Под сомнение были поставлены учебники по математике и религии.

В результате математический труд Л.Петерсон «Учусь учиться» был заменён, а материалы по изучению религий в 4-5 классах доработаны. УМК «Перспектива» прошёл необходимые согласования в полном своём составе.

Перспективные цели, или как и чему учит программа

За основу своего образовательного проекта Людмила Петерсон взяла разработанную ею систему деятельностного подхода, за что в своё время получила премию Президента РФ. Сказано мудрёно.

На самом деле всё просто: это очередная попытка объединить в школьном обучении знакомый уже нам развивающийся подход и сложившуюся классику через универсальные умения ставить цели, решать задачи и отвечать за результаты.

Задача такого образования в школе – не дать готовую информацию, а научить ребёнка открывать новые знания самостоятельно. «Слышу – забываю, вижу – запоминаю, делаю – усваиваю», — это, помнится, мы уже с вами проходили.

В результате такой деятельностной методики у учебного комплекта «Перспектива» появилось несколько направлений, вокруг которых вертится весь образовательный «перспективный» процесс:


Все вышеперечисленные направления развития школьника воплотили идеи авторов в тематических учебных материалах: «Моя планета – Земля», «Моя страна – моё Отечество», «Моя семья – мой мир», «Природа и культура – среда нашей жизни».

«За» и «против» перспективного обучения

Отзывов по «Перспективе» на самом деле не так много, но для себя отметила, что совсем категоричной критики, как в других образовательных программах, например в , немного.

«…не понравились прописи: первоклашкам проблематично после написания от линии до линии определиться впоследствии в тетради с размером букв: заглавную и прописную пишут одинаково…»,

«…математика сначала изучает таблицу умножения, не дав понятия чисел до 100…»,

«…как научить грамоте детей, если в «Азбуке» есть ошибки?»,

«…упражнения в учебниках не соответствуют темам…».

А вот учебники для последующих 3 и 4 классов педагогам вполне подходят:

«…интересный окружающий мир, но часто требуется помощь родителей…»,

«…математика рассчитана на разных детей: слабым и сильным одновременно интересно работать, хорошо представлены задачи, одна тема предполагает их решение от 4 до 6 штук за урок, сильные дети могут попробовать свои силы в решении олимпиадных заданий…».

Мнения родителей представлены сухо и в двух словах сводятся к тому, что по письму детям в 1 классе задают очень мало, хотелось бы побольше, а математика Дорофеева проста и скучна для тех, кто желал бы овладеть знаниями уровнем повыше.

Больше всего родителей школьников беспокоит преемственность программы при переходе в среднее звено, так как она рассчитана только на начальную школу.

Высказать все «за» и «против» оказалось не так-то просто. Те, кто хотят быть «перспективными», делают, оказывается, это почти неслышно. Такая, скажем, нейтральная программа, не напрашивающаяся на комплименты, но и не подвергающаяся сильным критическим замечаниям.

Возможно, быть «серым кардиналом» не так и плохо, как думаете?

Надеюсь, что я немного помогла вам разобраться со всей сложностью многочисленных образовательных программ для начального обучения. Думаю, на этом можно поставить точку. Прощаюсь с вами, но совсем ненадолго.

Всегда ваша, Евгения Климкович.

Производитель: "Просвещение"

Серия: "Академический школьный учебник"

Концепция учебно-методического комплекса `Перспектива` разрабо тана в соответствии с требованиями Федерального государственного об разовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). В концепции представлены: особенности реализации в УМК `Перспекти ва`, главная концептуальная идея и основополагающие принципы УМК, завершённые предметные линии учебников, входящие в его состав. От ражены особенности предметного содержания и методического обеспече ния УМК `Перспектива`, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО. ISBN:978-5-09-028533-9

Издательство: "Просвещение" (2013)

Формат: 60x90/16, 96 стр.

ISBN: 978-5-09-028533-9

Купить за 154 грн (только Украина) в

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    Петерсон Л.Г. Концепция учебно-методического комплекта «Перспектива» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). В… - Просвещение, Перспектива 2013
    115 бумажная книга
    Л. Г. Петерсон, О. А. Железникова Концепция учебно-методического комплекса "Перспектива" разрабо­тана в соответствии с требованиями Федерального государственного об­разовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). В… - Просвещение, (формат: 60x90/16, 96 стр.) Академический школьный учебник 2013
    149 бумажная книга

    См. также в других словарях:

      ПРОСВЕЩЕНИЕ - (философия) широкое культурное движение в Европе и Сев. Америке кон. 17 18 в., ставившее своей целью распространение идеалов научного знания, политических свобод, общественного прогресса и разоблачение соответствующих предрассудков и суеверий.… … Философская энциклопедия

      Просвещение - 1. Общая характеристика. 2. Идея «естественного человека». 3. Противоположность «цивилизации» и «естественного состояния». 4. «Гражданское общество» и политический идеал Просвещения. 5. Недостатки материализма эпохи Просвещения. 6. Художественный … Литературная энциклопедия

      просвещение - См … Словарь синонимов

      ПРОСВЕЩЕНИЕ - ПРОСВЕЩЕНИЕ, просвещения, мн. нет, ср. Действие по гл. просветить1 просвещать; образование, обучение. «Коммунисты комиссары, работавшие тогда в Красной армии, сыграли решающую роль в деле укрепления армии, в деле ее политического просвещения, в… … Толковый словарь Ушакова

      Просвещение - Просвещение ♦ Lumières Этим словом называют и конкретный исторический период, и заложенные им идеалы. Период – европейский XVIII век. Идеалы – разум, который уже Декарт назвал «естественным светом»; разум, освободившийся от оков богословия и … Философский словарь Спонвиля

      «Просвещение» - «Просвещение», издательское товарищество в 1896—1922 (с перерывами). Основано просветителем Н. С. Цетлиным при финансовой поддержке «Библиографического института Мейера» (Лейпциг). Контора издательства — на Невском проспекте, 50;… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург» - идейное течение 18 сер. 19 вв., основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании естественного порядка, соответствующего подлинной природе человека и общества. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали… …

      ПРОСВЕЩЕНИЕ - издательство (до 1964 Учпедгиз), Москва. Основано в 1931. Выпускает на русском языке учебники и учебные пособия для всех типов общеобразовательных школ и педагогических учебных заведений, методическую литературу, журналы, печатные наглядные… … Большой Энциклопедический словарь