Вагонка        07.02.2024   

Влияние эмоций на познавательные процессы. Взаимосвязь эмоций с другими психическими процессами Эмоции и эмоциональная система

История исследования эмоций всегда была связана с определенным направлением исследования психических явлений, которое преобладало на разных этапах развития психологии. Поэтому в психологии эмоций сама трактовка понятия «эмоция» может быть различной в зависимости от теоретических оснований конкретного исследования.

Е.П. Ильин отмечает, что с того времени, когда философы и естествоиспытатели стали всерьез задумываться над природой и сущностью эмоций, возникли две основные позиции во взглядах на природу эмоций: интеллектуалистическая и сенсуалистическая . Представители интеллектуалистической позиции, наиболее четко обозначенной И.Ф. Гербартом, утверждали, что органические проявления эмоций - это следствие психических явлений. Эмоция - это психическое нарушение, вызываемое рассогласованием (конфликтом) между представлениями. Это аффективное состояние непроизвольно вызывает вегетативные изменения. Представители сенсуалистической позиции, наоборот, заявляли, что органические реакции влияют на психические явления. Ф. Дюфур писал по этому поводу: «Разве я недостаточно доказал, что источник нашей естественной склонности к страстям лежит не в душе, а связан со способностью вегетативной нервной системы сообщать мозгу о получаемом ею возбуждении, что если мы не можем произвольно регулировать функции кровообращения, пищеварения, секреции, то нельзя, следовательно, в таком случае объяснять нашей волей нарушения этих функций, возникшие под влиянием страстей» .

По мнению Ю.Б. Гиппенрейтер, теории, наделяющие аффективностью всякий психический процесс (В. Вундт, Н. Грот, С.Л. Рубинштейн), и теории, для которых аффективное состояние - особое событие, означающее, что в нормальном протекании психического процесса произошло некоторое отклонение (Ж.-П. Сартр, П.В. Симонов), различаются не только решением вопроса о том, что следует относить к эмоциям . Это решение предопределяет масштабность этих теорий, характер и уровень общности рассматриваемых в них проблем, от него зависит, будет ли в теории анализироваться процесс, выполняющий в психическом универсальную роль, или же она будет посвящена одному из частных механизмов, предназначенных для специфических условий и только в них проявляющихся. Поэтому решение вопроса об объеме класса эмоциональных явлений представляет собой основу каждой теории, важнейшую исходную ее характеристику.

Структурируем и представим основные теории эмоций, большинство из которых рассматриваются в работе Е.П. Ильина в виде таблицы (см. Таблицу 1).

Теории эмоций

Таблица 1

I Традиционные теории

Эволюционная теория эмоций (Ч. Дарвин)

Ч. Дарвин показал эволюционный путь развития эмоций и обосновал происхождение их физиологических проявлений. Эмоции, согласно этой теории, появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Суть его представлений состоит в том, что эмоции либо полезны, либо представляют собой лишь остатки (рудименты) различных целесообразных реакций, которые были выработаны в процессе эволюции в борьбе за существование. Ч. Дарвин доказывал, что в развитии и проявлении эмоций не существует непроходимой пропасти между человеком и животными.

Рудиментарная теория эмоций (Г. Спенсер, Т. Рибо и др.)

Развивает эволюционную идею о происхождении эмоций, оценивая их со стороны поведенческой сферы. Эмоции являются остаточными проявлениями аффектов некогда сопровождавших полноценные биологические реакции.

Психоаналитическая теория (3. Фрейд, Д. Рапапорт и др.)

3. Фрейд основывал свое понимание аффекта на теории о влечениях, отождествляя аффект и влечение с мотивацией. Д. Рапапорт, считал, что принятый извне перцептивный образ вызывает бессознательный процесс, в ходе которого происходит неосознаваемая человеком мобилизация инстинктивной энергии. Представители данной теории рассматривали только негативные эмоции, возникающие в результате конфликтных влечений. Поэтому они выделяют в аффекте три аспекта: энергетический компонент инстинктивного влечения («заряд» аффекта), процесс «разрядки» и восприятие окончательной разрядки (ощущение, или переживание эмоции).

Понимание механизмов возникновения эмоций как бессознательных инстинктивных влечений подверглось критике со стороны многих ученых.

Ассоциативная теория (В. Вундт)

По мнению В. Вундта, эмоции - это, прежде всего изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений и, в некоторой степени, влиянием последних на чувства, а органические процессы являются лишь следствием эмоций. Автор выделяет три измерения эмоций: удовольствие - неудовольствие, успокоение - возбуждение, напряжение - разрядка. Каждое из этих трех «измерений» наличествует в эмоции не только как определенное по качеству субъективное состояние, но и в различных степенях интенсивности - от эмоционального нуля (состояние безразличия) до

высших степеней интенсивности данного качества.

Э.Б. Титченер показал, что эти измерения нельзя считать независимыми факторами.

Теория У. Джемса-Г. Ланге

Возникновение эмоций обусловлено вызываемыми внешними воздействиями изменениями как в произвольной двигательной сфере, так и в сфере непроизвольных актов сердечной, сосудистой, секреторной деятельности. Совокупность ощущений, связанных с этими изменениями, и есть эмоциональное переживание. Теория эмоций У. Джемса - Г. Ланге представляет собой попытку превратить эмоции в объект, доступный естественному изучению.

Основные возражения против данной теории эмоций относятся к механистическому пониманию эмоций как совокупности ощущений, вызываемых периферическими изменениями, и к объяснению природы высших чувств.

Теория У. Кеннона - П. Барда

Одни и те же физиологические сдвиги, по мнению У.Кеннона, могут сопровождать несколько разных эмоций. Таким образом, эмоция - это нечто большее, чем ощущение, связанное с вегетативной реакцией. Теория У. Кэннона, которая впоследствии была модифицирована Ф. Бардом, в сущности утверждала, что при восприятии событий, вызывающих эмоции, нервные импульсы сначала проходят через таламус. Затем возбуждение как бы расщепляется: половина идет в кору больших полушарий, где порождает субъективное переживание страха, гнева или радости; другая половина идет в гипоталамус, который управляет физиологическими изменениями в организме. Согласно теории Кэннона-Барда, психологическое переживание и физиологические реакции возникают одновременно.

Физиологическая часть теории Кэннона-Барда не была верна в деталях. Но она вернула процесс возникновения эмоций из периферических органов, куда его относила теория Джеймса-Ланге, обратно в мозг.

дифференциальных

Объектом изучения являются частные эмоции, каждая из которых рассматривается отдельно от других как самостоятельный переживательно-мотивационный процесс. К. Изард постулирует пять основных тезисов: 1) основную мотивационную систему человеческого существования образуют 10 базовых эмоций: радость, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх,

эмоций (К. Изард)

стыд/смущение, вина, удивление, интерес; 2) каждая базовая эмоция обладает уникальными мотивационными функциями и подразумевает специфическую форму переживания; 3) фундаментальные эмоции переживаются по-разному и по-разному влияют на когнитивную сферу и на поведение человека; 4) эмоциональные процессы взаимодействуют с драйвами, с гомеостатическими, перцептивными, когнитивными и моторными процессами и оказывают на них влияние; 5) в свою очередь, драйвы, гомеостатические, перцептивные, когнитивные и моторные процессы влияют на протекание эмоционального процесса. Эмоция, по мнению К. Изарда, это нечто, что переживается как чувство (feeling), которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия. Эмоция мотивирует. Она мобилизует энергию, и эта энергия в некоторых случаях ощущается субъектом как тенденция к совершению действия. Эмоция руководит мыслительной и физической активностью индивида, направляет ее в определенное русло.

II Когнитивные теории

Двухфакторная теория эмоций (С. Шехтер, Д. Сингер и др.)

Предлагает рассматривать эмоцию как сочетание двух компонентов, физиологического возбуждения и когнитивной интерпретации этого возбуждения. В соответствии с этой теорией, какое-то событие или ситуация вызывают возбуждение и у человека возникает необходимость оценить его содержание, т. е. ситуацию, которая вызвала это возбуждение. По представлениям С. Шехтера, на возникновение эмоций, наряду с воспринимаемыми стимулами и порождаемыми ими физиологическими изменениями в организме, оказывают влияние прошлый опыт человека и оценка им наличной ситуации с точки зрения имеющихся в данный момент потребностей и интересов. При этом, эмоциональные состояния - это результат взаимодействия двух компонентов: активации (arousal) и заключения человека о причинах его возбуждения на основе анализа ситуации, в которой появилась эмоция.

Познавательная теория эмоций (М. Арнольд - Р. Лазарус)

В качестве познавательной детерминанты эмоций выступает интуитивная оценка объекта. Эмоция, как и действие, следует за этой оценкой. Как только человек интуитивно заключает, что нечто угрожает ему, он сразу чувствует, что оно приобрело отталкивающий характер и что его нужно избежать. Возникающая тенденция действовать, будучи выражена в различных телесных изменениях, и переживается как эмоция. Оценка характеризуется мгновенностью, непосредственностью и непреднамеренностью, т. е. интуитивностью. Эта интуитивная оценка понимается как «чувственное суждение», в отличие от абстрактного «рефлексивного суждения» (М. Арнольд).

В концепции Р. Лазаруса центральной тоже является идея о познавательной детерминации эмоций (когнитивное опосредование является необходимым условием для появления эмоций). При этом два положения являются главными: каждая эмоциональная реакция, независимо от ее содержания, есть функция особого рода познания или оценки; эмоциональный ответ представляет собой некий синдром, каждый из компонентов которого отражает какой-либо важный момент в общей реакции. Однако, он критикует М. Арнольд за то, что понятие «оценка» остается у нее субъективным и не связывается с фактами, поддающимися непосредственному наблюдению, что ведет к игнорированию вопроса об условиях, детерминирующих оценку.

Теория когнитивного диссонанса (Л. Фестингер)

Эмоции рассматриваются в качестве основного мотива соответствующих действий и поступков. Лежащим в их основе когнитивным факторам придается в детерминации поведения человека гораздо большая роль, чем органическим изменениям. Положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, несоответствие или диссонанс. Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно переживается человеком как дискомфорт, и он стремится как можно скорее от него избавиться. Выход из состояния когнитивного диссонанса может быть двояким: или изменить когнитивные ожидания и планы таким образом, чтобы они соответствовали реально полученному результату, или попытаться получить новый результат, который бы согласовывался с прежними ожиданиями.

Сопоставляя существующие теории эмоций, можно утверждать, что накопленный в настоящее время теоретический и экспериментальный материал позволяет говорить о двойственной природе эмоций. С одной стороны, эмоции определяются физиологическими особенностями индивида, т.е. возникают в результате воздействия определенного раздражителя, а их появление есть не что иное, как проявление механизмов адаптации человека и регуляции его поведения. Можно предположить также, что эмоции сформировались в процессе эволюции животного мира и максимального уровня развития они достигли у человека. С другой стороны, существует позиция, которой придерживаемся и мы, что эмоции - это субъективные факторы, к которым относят различные психические явления, в том числе, и когнитивные процессы. Рассмотрим более подробно положения когнитивных теорий эмоций.

В последние десятилетия в научной литературе стало все больше появляться работ, посвященных проблеме эмоций в рамках когнитивных исследований. Как отмечает Н. Бранскомб, основное затруднение при разработке вопросов, связанных с пониманием аффекта, когниции и их взаимоотношений, составляет разграничение того, что понимается под эмоцией и когницией. «Принципиальная разница в определениях когниции и эмоции состоит в степени внимания к типу обрабатываемой в каждом случае информации, - пишет Н. Бранскомб, - если когниция обычно понимается как ряд внутренних процессов, задействованных в овладении, хранении, преобразовании и поиске информации (при этом тип информации не учитывается), то в определениях эмоции, напротив, обычно упоминается тип стимула или информации, которые продуцируют эмоцию. Аффект и когниция не могут быть поняты, если они рассматриваются в изоляции: их необходимо исследовать в соотношении с другими свойствами интеллекта» .

Л. Блум утверждает, что эмоции «сообщают нечто» о чем-то (are «about» something) в нашем сознании, и эти репрезентации представляют собой интенциональные состояния. Несмотря на то, что они имеют материальную манифестацию в способе выражения и соответствующий физиологический компонент, эмоции являются психическими состояниями (состояниями сознания (mind), а не физическими состояниями (состояниями тела). Они появляются в результате оценивания (appraising and evaluating) обстоятельств той или иной ситуации с позиций некоторых убеждений, желаемых целей и планов. Поэтому большая часть эмоционального развития зависит от развития познания, необходимого для такого оценивания и для репрезентаций, которые выступают в качестве его продуктов .

X. Хекхаузен считает, что «эмоции скорее, результат такой переработки информации, когда дело решает когнитивная интерпретация ситуации» . Центральным моментом в когнитивной теории М. Арнольд (Arnold, 1967) является оценка ситуации с точки зрения ее полезности или опасности. Объект должен быть воспринят и оценен до возникновения эмоции. Эмоция в таком случае возникает как принятие или отвержение объекта в ответ на оценку объекта . Р. Лазарус экспериментально исследовал овладение угрожающими или стрессовыми ситуациями. Как показал эксперимент, когнитивные интерпретации ведут к заметному понижению нейровегетативного возбуждения. По его мнению, каждая эмоция является комплексным ответом, состоящим из трех различных подсистем (компонентов). В первом компоненте присутствуют сигнальные переменные или стимульные свойства. Второй компонент является оценивающей подсистемой, которая определяется как функция мозговых процессов, с помощью которых индивид оценивает стимульную ситуацию. Третий компонент - ответ, включающий когнитивные реакции, мимические выражения и инструментальные реакции .

В теории С. Шехтера (Schachter), в эмоциональном процессе всегда имеется два компонента: неспецифический - вегетативное возбуждение как условие любой эмоции; специфический - определенная интерпретация наличной ситуации. Отсюда название «двухфакторная теория» Эмоциональный процесс это вегетативное возбуждение плюс соответствующая интерпретация субъектом этого возбуждения. Вид эмоции зависит от того, какова будет эта интерпретация. Модификация С. Валинсом (Valins) двухфакторной теории С. Шехтера продолжила развитие когнитивной теории эмоций. С. Валине предположил, что фактическое состояние возбуждения (неспецифический компонент эмоции) входит в переживание эмоции не непосредственно, т.е. автоматически и неосознанно, а через восприятие этого состояния, и для того, чтобы изменить восприятие собственного состояния возбуждения не требуются фактические изменения в вегетативной нервной системе. Такие изменения можно инсценировать при помощи ложной обратной информации, даваемой испытуемому. Таким образом, неважно, откуда поступает информация о собственном состоянии возбуждения (изнутри или извне), соответствует ли она действительности или нет, главное, чтобы она связывалась субъектом с его собственным внутренним состоянием .

Э. Айзен (Isen) и ее коллегам удалось получить ряд фактов, говорящих о влиянии эмоций на когнитивные процессы, в частности, на творческое мышление.

Особенностью исследований Э. Айзен явилось то, что она вызывала у испытуемых исключительно положительные эмоциональные состояния. Для индукции радости испытуемым дарили небольшие подарки или давались тестовые задания, а потом сообщалось об их успешном выполнении. Полученные А. Айзен результаты свидетельствуют о том, что положительные эмоции повышают креативность испытуемых. Так, в одном исследовании было показано, что в положительном настроении испытуемые дают более оригинальные вербальные ассоциации, в другом исследовании положительное настроение приводило к лучшему решению творческих задач.

Таким образом, в истории научного исследования связей когнитивных и эмоциональных процессов акценты исследовательского интереса смещались не раз. В частности, от утверждения абсолютного приоритета когниций и, вследствие этого, контроля и сведения к минимуму эмоциональных параметров в эксперименте, до признания и неоднократного эмпирического подтверждения факта взаимовлияния эмоций и когнитивных процессов. В этом контексте вызывают интерес психологические механизмы, не являющиеся эмоциональными, но связанные с переработкой эмоциональной информации. К ним относят, прежде всего, знания и представления людей об эмоциях, а также способности человека в области понимания, описания и контроля эмоций.

В отечественной психологии идея единства аффекта и интеллекта изначально возникла в трудах Л.С. Выготского, который открыл существование динамической смысловой системы, представляющей собой единство аффективных и интеллектуальных процессов . Наряду с влиянием мышления на аффект существует обратное влияние аффекта на мышление, которое, в частности, проявляется в том, что, во-первых «во всякой идее содержится в переработанном виде аффективное отношение человека к действительности, представленной в этой идее» ; во- вторых, сама мысль возникает из мотивирующей сферы нашего сознания . Согласно Л.С. Выготскому, отношение мысли к слову есть «движение через целый ряд внутренних планов» .

Идеи Л.С. Выготского о взаимосвязи когнитивных и эмоциональных процессов развивали С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев. Согласно С.Л. Рубинштейну, мышление уже само по себе является единством эмоционального и рационального, а эмоция - единство эмоционального и интеллектуального . А.Н. Леонтьев показал, что мышление имеет эмоциональную (аффективную) регуляцию . Более глубокой основой пристрастности деятельности являются личностные смыслы. Функция эмоций как раз и состоит в «наведении субъекта на их действительный источник, в том, что они (эмоции) сигнализируют о личностном смысле событий, разыгрывающихся в его жизни...» . Существенным здесь является, во-первых, то, что источником эмоций признается смысловое образование, а во-вторых, то, что эмоция выполняет функцию «презентации» личностных смыслов в сознание субъекта и на этой основе регулирует деятельность. Мышление должно рассматриваться не как совокупность чисто познавательных процессов, а как деятельность, реализующаяся в действиях, приводящих к развитию смысловых образований.

Проблема соотношения познавательных и эмоциональных процессов особенно остро выступает в области психологии мышления. Уже представители раннего периода в развитии психологии мышления не могли игнорировать того факта, что мышление человека включает в себя эмоциональные компоненты . Так, Г. Майер выделял «судящее» мышление и эмоциональное мышление . И в эмоциональном мышлении, и в судящем мышлении наблюдаются аналогичные логические процессы (и истолкование, и объективирование, и деятельность категориального аппарата), но общая тенденция в актах эмоционального мышления иная: познавательный процесс здесь затенен, отодвинут на задний план, не опознан как таковой, фокус внимания сосредоточен на практической цели, для которой познание является лишь побочным средством.

Т. Рибо подразделял мышление на аффективное и интеллектуальное , Э. Блейлер, исходя из анализа патологии выделял аутистическое и реалистическое мышление . Уже в начале XX века группа австрийских психологов (Г. Брентано, К. Наловский, Г. Фолькман-фон-Фолькмар) выдвигала тезис о «важности интеллектуальных эмоций как творческого элемента в научной мысли» .

Пожалуй, наибольшее внимание роли эмоций в мышлении уделил Л. Секей . Автор указывает на то, что в настоящее время психологи плохо знают «механизмы мотивации и динамики мысли». Далее он подмечает, например, такой факт, что возникновение эмоции удивления связано с генерированием целой серии предположений и, наоборот, отсутствие удивления выражается в бедности выдвижения предположений. Таким образом, во всех вышеперечисленных теориях эмоции выступают результатом когнитивной переработки некоторой информации: оценка и интерпретация ситуации, своего состояния, оценка и сопоставление необходимых и имеющихся в распоряжении индивида средств для достижения цели и т.д.

Концепция практического интеллекта («эмпирического разума») С. Эпштейна является одним из современных подходов к связи эмоций и мышления. В своей теории он вскрывает механизм влияния эмоций на мышление и доказывает необходимость регулирования эмоциональных состояний для успешного функционирования интеллекта и личности в целом . С. Эпштейн предполагает, что у человека есть два вида интеллекта. «Помимо рационального интеллекта, мы обладаем другим, который невозможно измерить с помощью IQ». С. Эпштейн называет его эмпирическим разумом. «Если навыки рационального мышления мы получаем при помощи абстрагирования и анализа, то эмпирический ум совершенствуется непосредственно из опыта. Рациональный метод пытается решать проблемы при помощи логических построений, эмпирический - следует интуитивной мудрости. Эмпирический ум гораздо теснее связан с нашими эмоциями, чем рациональный» .

Действуя вне области рационального, он соответствует непроизвольным внутренним реакциям, основанным на памяти о прошлом опыте. Этот вид мышления жизненно необходим для благополучия - он интуитивно интерпретирует все происходящее вокруг и на основании эмоциональных реакций подсказывает верный способ действия. Эмпирический разум неразрывно связан с жизненным опытом. Он занят непрерывной интерпретацией текущих событий и определением соответствующей реакции. Он обрабатывает информацию быстро, эффективно и интуитивно, хотя не всегда корректно с рациональной точки зрения. Практический разум занимается не только интерпретацией внешних событий, но и стремится управлять эмоциями. Его главная цель - доставлять максимум удовольствия и сводить к минимуму боль, вызывать приятные чувства и избегать неприятных. Между эмоциями и эмпирическим разумом существует и обратная связь. Чем больше эмоциональное возбуждение, которое испытывает человек (стресс, раздражение, страх), тем более он подпадает под влияние эмпирического разума .

С. Эпштейн разработал концепцию конструктивного мышления, которое представляет собой умение использовать преимущества рационального и эмпирического разума. Управление эмоциями и управление поведением - это два важнейших компонента конструктивного мышления. Вместе они определяют способность эффективного взаимодействия с внутренним миром чувств и внешним миром событий. С. Эпштейн описывает эмоционально уравновешенных людей, которые эффективно справляются с негативными чувствами. Их характеризует спокойствие разума, низкий уровень стресса, собранность, «они не слишком чувствительны к неодобрению и неудачам и не беспокоятся о том, что от них не зависит. Они не слишком критичны к себе и к другим, не делают чрезмерных обобщений на основании неблагоприятных событий» . Что в свою очередь перекликается с душевным благополучием личности или душевным гомеостазисом, о котором говорит В. Д. Шадриков. «Такое состояние может наблюдаться, когда уровень притязаний личности соответствует реальным возможностям и ей ничего не угрожает. Душевный гомеостазис характеризуется ровным настроением удовлетворенности, отсутствием тревоги, положительным отношением к окружающим людям, хорошим состоянием здоровья... Душевный гомеостазис формируется в процессе жизнедеятельности человека» .

Кроме того, В. Д. Шадриков акцентирует внимание на двух взаимосвязанных функциях эмоций: функции эмоций как механизма формирования сознания и функции эмоций как механизма формирования внутренней реальной человеческой жизни. Автор предполагает, что, так как в своих переживаниях человек сам выступает для себя объектом познания, то сознание начинает формироваться с осознанием самого себя. То есть сознание начинается с переживания. Подтверждение данной гипотезы он объясняет фактом природной эгоцентричности ребенка. «Окружающая среда, в том числе социальная, имеет для него значение только в той мере, в какой она связана с удовлетворением его естественных потребностей. А удовлетворение потребностей сопряжено с переживаниями. Переживания же ведут к осознанию себя, к тому, что в центре мира оказывается осознающий себя через свои переживания ребенок».

Кроме того, каждое событие жизни сопровождается эмоциями (переживаниями), так как в сознании индивида любое переживание связано с мотивами и целями его жизни и деятельности. Следовательно, роль эмоций заключается в формировании всей внутренней психической жизни субъекта. Переживания входят в любой психический процесс. Ощущения, восприятия, представления, мысли субъекта всегда несут в себе и компонент переживаний. Именно поэтому переживания могут стать основой для объединения всех психических процессов, всей внутренней психической жизни. Переживания выступают системным фактором внутренней психической жизни, основой для ее проявления в личностном «я». При этом одни чувства могут усиливать другие, складываясь в нечто целостное, характеризующее эмоциональную сферу человека в конкретный момент времени.

Будучи осознанными переживаниями, развивающимися на основе определенных физиологических механизмов, чувства могут отделяться от потребностей, их породивших, и жить самостоятельно. В данном случае они становятся фактором внутренней реальной человеческой жизни. Таким образом, можно предположить, что эмоции входят в состав внутреннего мира человека наравне с интеллектом, который согласно модели интеллекта В.Д. Шадрикова развивается на протяжении всей человеческой жизни вместе с развитием самого внутреннего мира. «Действие ума, особенно в социальном поведении, мотивируется и контролируется моралью. Мораль и совесть взаимосвязаны с эмоциями. В этом случае эмоции по отношению к умственным действиям выступают как причина, а не как следствие. Эмоции могут порождать новые идеи. Есть определенные основания говорить и об эмоциональном мышлении» .

Итак, на основе проделанного анализа теорий эмоций можно утверждать, что накопленный в настоящее время теоретический материал позволяет говорить о взаимосвязи эмоциональной и когнитивной сфер психики. Многие великие ученые высказывались о необходимости исследований «аффекта и когниции» в соотношении с другими свойствами интеллекта. Так, например, о единстве интеллекта и аффекта писал Л.С. Выготский. Отечественными и зарубежными психологами проводились исследования взаимосвязи эмоциональной и когнитивной сфер психики, в результате которых было выявлено, что во многом вид эмоции зависит от интерпретации субъектом вегетативного возбуждения. При этом неважно, откуда поступает информация о собственном состоянии возбуждения (изнутри или извне), соответствует ли она действительности или нет, главное, чтобы она связывалась субъектом с его собственным внутренним состоянием. Большая часть эмоционального развития зависит от развития познания, необходимого для оценивания обстоятельств той или иной ситуации с позиций некоторых убеждений, желаемых целей и планов. Таким образом «эмоциональное мышление» занимает значительное место во внутреннем мире человека. Этот вид мышления жизненно необходим для благополучия - он интуитивно интерпретирует все происходящее вокруг и на основании эмоциональных реакций подсказывает верный способ действия. В связи с этим особый интерес вызывают психологические механизмы, связанные с переработкой эмоциональной информации. В последнее десятилетие по- настоящему активное внимание уделяется данной теме, что нашло отражение в виде взрыва «эмоциональной революции».


Изард И.
«Эмоции человека»
М., 1980. С. 42-45

По меньшей мере два больших класса теорий могут рассматриваться в качестве когнитивных: теория Я и теории, рассматривающие разум как причину или компонент эмоции. Центральной и широко распространенной переменной в теории Я является Я-концепция - восприятие индивидом самого себя и его размышления по поводу своего «Я», организованные в целостный и интегральный феномен, которому придается огромное объяснительное значение (Snygg, Combs, 1949; Rogers, 1951; Combs, Snygg, 1959).

Теория Я, чувство и эмоция.

Чем больше восприятие или познание связаны с ядром личности, тем в большей степени они включают в себя. чувства или эмоции. Когда Я-концепция подвергается критике, индивид склонен к страху или к принятию оборонительной позиции, когда же Я- концепция подтверждается и одобряется, индивид испытывает интерес или радость.
Теории Я постоянно подчеркивают важность изучения «чувственного содержания» (как противоположного строгому семантическому) для понимания индивида. Они находят, что это особенно важно для психотерапевтов. Действительно, подобный принцип используется несколькими направлениями современной психотерапии, например в группах психологического тренинга, группах знакомств, в гештальттерапии.

Эмоция как функция разума.

Некоторые современные теории рассматривают эмоцию в основном как ответ или как комплекс ответов, обусловленных когнитивными процессами. Эти теории имеют общий корень со взглядами на природу человека, которые могут быть прослежены от Аристотеля, Фомы Аквинского, Дидро, Канта и других философов. Это идеи о том, что:
(а) человек прежде всего и в наибольшей степени - рациональное существо;
(б) рациональное по своей сущности хорошо, а эмоциональное - плохо;
(в) когнитивные процессы должны использоваться как фактор, контролирующий и замещающий эмоции.
Одна из наиболее разработанных теорий эмоций и личности в этой традиции - теория Арнолд (Arnold, 1960 а,б). По Арнолд, эмоция возникает как результат последовательности событий, описываемых при помощи понятий восприятия и оценки.
Арнолд использовала термин восприятие в значении «простого понимания объекта». Понимать что-нибудь - это знать, что из себя представляет данный объект вне зависимости от того, как он влияет на воспринимающего. До того, как эмоция возникнет, объект должен быть воспринят и оценен. В ответ на оценку объекта, т;; или иначе влияющего на воспринимающего, возникает эмоции как нерациональное принятие или отвержение.
Различия между эмоцией, восприятием и оценкой признаются несмотря на тот факт, что оценка сама по себе характеризуется как прямая и интуитивная и едва ли не столь же непосредственна, как и восприятие.
«Последовательность восприятие-оценка-эмоция настолько жестка, что наш повседневный опыт не располагает строго объективным знанием вещей; это всегда либо знание и принятие, либо знание и неприязнь… Интуитивная оценка ситуации побуждает действие, что ощущается как эмоция, выражается в различных телесных изменениях и обычно может вести к внешнему действию»
(Arnold, 1960, р. 177).
Арнолд делала различие между эмоцией и мотивом. Эмоция - это чувственно-действенная тенденция, тогда как мотив - это действенный импульс плюс разум. Таким образом, мотивированное действие является функцией и эмоцией и когнитивных процессов.

Эмоции как интерпретация физиологического возбуждения.

Шехтер и его соавторы (1966, 1971; Schachter, Singer, 1962) предположили, что эмоции возникают на основе физиологического возбуждения и когнитивной оценки. Некоторое событие или ситуация вызывают физиологическое возбуждение, и у индивида возникает необходимость оценить содержание ситуации, которая это возбуждение вызвала. Тип или качество эмоции, испытываемой индивидом, зависит не от ощущения, возникающего при физиологическом возбуждении, а от того, как индивид оценивает ситуацию, в которой это происходит. Оценка («узнавание или определение») ситуации дает возможность индивиду назвать испытываемое ощущение возбуждения радостью или гневом, страхом или отвращением или любой другой подходящей к ситуации эмоцией. По Шехтеру, то же самое физиологическое возбуждение может испытываться, как радость или как гнев (или как любая другая эмоция) в зависимости от трактовки ситуации. Мандлер (Mandler, 1975) предложил похожее рассмотрение эмоциональной активности.
В одном хорошо известном эксперименте Шехтер и Сингер (Schachter, Singer, 1962) проверяли свою теорию следующим образом: в одной группе, испытуемым вводили эпинефрин, выэывающий возбуждение, другой - плацебо. Затем часть испытуемых получила «объяснение» о действии введенного препарата - либо истинное, либо ложное. Части испытуемых информации относительно влияния препарата не давали. Непосредственно после этого половина испытуемых попадала в общество человека, демонстрировавшего эйфорическое поведение, а другая половина - в общество человека, находившегося в ярости. Оказалось, что дезинформированные или не получившие вообще никакой информации индивиды были более склонны имитировать настроение и поведение, а субъекты, точно знавшие действие эпинефрина, были относительно устойчивы. Среди испытуемых, следовавших эйфорической модели, дезинформированные или лишенные информации группы давали более высокие оценки хорошего настроения, чем верно информированная группа, но в группе, принимавшей плацебо, дезинформация к имитации эмоционального поведения не привела. Аналогичные результаты были получены и на второй части испытуемых, оказавшихся в обществе человека, демонстрировавшего ярость.
Теория Шехтера оказала огромное влияние на изучение эмоций, особенно в социальной психологии. Тем не менее рядом авторов она критиковалась. Так, Плутчик и Акс (Plutchik, Ax, 1967; Izard, 1971) проверяли предположение Шехтера, рассматривая физиологические эффекты эпинефрина, а Изард поднял вопрос о том, почему повышенная аналитическая деятельность дезинформированных и вообще неннформированных групп не является объяснением возникновения эмоций. Эти испытуемые находились в незнакомой ситуации, созданной физиологическими ощущениями, которые не были объяснены или были искажены. Ряд авторов (Mandler, 1962, 1964; Mandler, Watson, 1966; Atkinson, 1964) доказали, что в таких неопределенных ситуациях сообразительность субъектов или их тревожность могут привести к выбору чего угодно взамен продолжающейся неопределенности. Далее, если субъекты следуют модели и неосознанно имитируют ее мимические и пантомимическое выражения, то нейронная обратная связь от их выразительного поведения может вызвать наблюдаемую эмоцию (Tomkins, 1962; Izard, 1971). Предположение о причинной роли дифференцированной сенсорной обратной связи от комплекса лицевых изменений выглядит более убедительным, чем допущение сомнительных сигналов от недифференцированного физиологического возбуждения.
Более значимым, однако, чем упомянутые опровержения, является тот факт, что два эксперимента, представляющие впервые описанные повторения эксперимента Шехтера - Сингера, не воспроизвели полученные этими авторами результаты. Маслач в неопубликованной работе показал, что необъясненное гипнотически внушенное, автономное возбуждение вызывает, отрицательно интерпретируемые внутренние состояния. Не все испытуемые сообщали о возникновении гнева или радости в зависимости от действия модели. Маршалл (Marshall, 1976) использовал ту же, что и Шехтер с Сингером, наркотически-возбуждающую технику и обнаружил результаты, очень схожие с Малачом.

Эмоция как комплексный ответ, являющийся результатом оценки.

Лазарус и его сотрудники (Averill, Opton, Lazarus, 1969; Lazarus, Averill, 1972) представили теоретическую конструкцию, в которой каждая эмоция является комплексным ответом, составленным из трех различных подсистем. Объяснение ими активации или причины эмоции аналогичны принятым в классической психоаналитической теории Фрейда и в сущности идентичны схеме, предложенной Арнолд (Arnold, 1960).
Первый компонент их системы эмоционального ответа состоит из сигнальных переменных или стимульных свойств.
Второй компонент - оценивающая подсистема. Она определена как функция мозговых процессов, с помощью которых индивид оценивает стимульную ситуацию.
Третий компонент системы эмоционального ответа включает три типа категорий ответа: когнитивный, экспрессивный и инструментальный. Лазарус и его сотрудники определяют первый из них (когнитивные реакции) как синоним того, что обычно описывается как механизмы защиты, такие как подавление, отказ, проекция. Они наиболее полно исследованы в патологии эмоций и поведения.
Экспрессивные ответы включают прежде всего мимические выражения, которые рассматриваются как поведение, не преследующее определенной цели. Средства выражения разделены на два типа: биологические и приобретенные.
Третий тип ответа - инструментальная реакция - может относиться к одной из трех категорий: символам, средствам и обычаям. Все они целенаправленны. Функция символов -сигнализировать о наличии некоторого аффекта, когда нет других форм коммуникации. Символы могут также маскировать нежелательный аффект. Средства - сложные целенаправленные инструментальные действия, такие, как агрессия и избегание. Обычаи - культурально обусловленные средства, такие, как траур или способы ухаживания.

Наличие эмоциональных явлений в процессе познания отмечалось еще древнегреческими философами (Платон, Аристотель).

Однако начало обсуждению вопроса о роли эмоций в когнитивном процессе положили П. Жане и Т. Рибо. По мнению П. Жане, эмоции, являясь «вторичными действиями», реакцией субъекта на свое собственное действие, регулируют «первичные действия», в том числе и интеллектуальные. Т. Рибо, наоборот, считал, что в интеллектуальном мышлении не должно быть никакой «эмоциональной примеси», так как именно аффективная природа человека и является чаще всего причиной нелогичности. Он разделял интеллектуальное мышление и эмоциональное.

Связи мышления с аффектами большое значение придавал Л. С. Выготский. Он писал: «Кто оторвал мышление с самого начала от аффекта, тот навсегда закрыл себе дорогу к объяснению причин самого мышления, потому что детерминистический анализ мышления необходимо предполагает вскрытие движущих мотивов мысли, потребностей и интересов, побуждений и тенденций, которые направляют движение мысли в ту или другую стороны» (1956, с. 54).

С. Л. Рубинштейн также отмечал необходимость связывать мышление с аффективной сферой человека. «Психические процессы, взятые в их конкретной целост-

4.4. Прикладная роль эмоций 123

ности, - это процессы не только познавательные, но и "аффективные", эмоционально-волевые. Они выражают не только знание о явлениях, но и отношение к ним» (1957, с. 264). В другой работе он заостряет еще больше этот вопрос: «Речь... идет не о том только, что эмоция находится в единстве и взаимосвязи с интеллектом или мышление с эмоцией, а о том, что самое мышление как реальный психический процесс уже само является единством интеллектуального и эмоционального, а эмоция -единством эмоционального и интеллектуального» («Проблемы общей психологии», 1973, с. 97-98).

В настоящее время большинство психологов, занимающихся изучением интеллектуальной деятельности, признает роль эмоций в мышлении. Больше того, высказывается мнение, что эмоции не просто влияют на мышление, но являются обязательным его компонентом (Симонов, 1975; Тихомиров, 1969; Виноградов, 1972; Вилюнас, 1976; Путляева, 1979, и др.), или что большинство человеческих эмоций интеллектуально обусловлено. Выделяют даже интеллектуальные эмоции, отличные от базовых (см. раздел 6.5).

Правда, мнения авторов о конкретной роли эмоций в управлении мышлением не совпадают. С точки зрения О. К. Тихомирова, эмоции являются катализатором интеллектуального процесса; они улучшают или ухудшают мыслительную деятельность, убыстряют или замедляют ее. В другой работе (Тихомиров, Клочко, 1980) он идет еще дальше, считая эмоции координатором мыслительной деятельности, обеспечивая ее гибкость, перестройку, коррекцию, уход от стереотипа, смену актуальных установок. По мнению же П. В. Симонова, эмоции являются лишь пусковым механизмом мышления. Л. В. Путляева считает гиперболизированными обе эти точки зрения и выделяет, в свою очередь, три функции эмоций в мыслительном процессе: 1) эмоции как составная часть познавательных потребностей, являющихся истоком мыслительной деятельности; 2) эмоции как регулятор самого познавательного процесса на определенных его этапах; 3) эмоции как компонент оценки достигнутого результата, т. е. как обратная связь.

Роль эмоций в интеллектуальном творческом процессе многообразна. Это и муки творчества, и радость открытия. «Горячее желание знания, - писал К. Бернар, - есть единственный двигатель, привлекающий и поддерживающий исследователя в его усилиях, и это знание, так сказать, постоянно ускользающее из его рук, составляет его единственное счастье и мучение.

Кто не знал мук неизвестного, тот не поймет наслаждений открытия, которые, конечно, сильнее всех, которые человек может чувствовать» (1866, с. 64).

Из мемуарной литературы также следует, что эмоция, лирическое настроение или вдохновение способствуют творческому воображению, фантазии, так как в сознании легко возникают яркие многочисленные образы, мысли, ассоциации. Об этом прекрасно написано у А. С. Пушкина:

Но гаснет краткий день, и в камельке забытрм Огонь опять горит - то яркий свет лиет, То тлеет медленно, - а я пред ним читаю Иль думы долгие в душе моей питаю. И забываю мир - и в сладкой тишине

124 Глава 4. Роль и функции эмоций

Я сладко усыплен своим воображеньем,

И просыпается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волненьем,

Трепещет, и звучит, и ищет, как во сне,

Излиться наконец свободным проявленьем -

И тут ко мне идет незримый рой гостей,

Знакомцы давние, плоды мечты моей,

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута - и стихи свободно потекут.

Но вот что характерно: это вдохновение, радость по поводу творческого успеха не долговременны. К. Бернар писал по этому поводу: «.„По какому-то капризу нашей натуры, это наслаждение, которого мы так жадно искали, проходит, как скоро открытие сделано. Это похоже на молнию, озарившую нам далекий горизонт, к которому наше ненасытное любопытство устремляется еще с большим жаром. По этой причине в самой науке известное теряет свою привлекательность, а неизвестное всегда полно прелестей» (там же).

Обсуждая связь мышления с эмоциями, некоторые психологи доходят до крайности. Так, А. Эллис (Ellis, 1958) утверждает, что мышление и эмоции так тесно связаны друг с другом, что обычно сопровождают друг друга, действуя в круговороте отношений «причина и следствия», и в некоторых (хотя едва ли не во всех) отношениях являются, по существу, одним и тем же, так что мышление превращается в эмоцию, а эмоция становится мыслью. Мышление и эмоции, согласно этому автору, имеют тенденцию принимать форму саморазговора или внутренних предложений; предложения, которые люди проговаривают про себя, являются или становятся их мыслями и эмоциями.

Что касается превращения мысли в эмоцию и наоборот, то это довольно спорное утверждение. Другое дело, что, как пишет Эллис, мысль и эмоцию едва ли возможно разграничить и выделить в чистом виде. Здесь с автором можно согласиться.

Особая роль принадлежит эмоциям в различных видах искусства. К. С. Станиславский (1953) говорил, что из всех трех психических сфер человека - ума, воли и чувств - последнее является самым «трудновоспитуемым ребенком». Расширение и развитие ума гораздо легче поддается воле актера, чем развитие и расширение эмоциональной сферы. Чувство, отмечал Станиславский, можно культивировать, подчинять воле, умно использовать, но оно очень туго растет. Альтернатива «есть или нет» более всего относится к нему. Поэтому оно для актера дороже всего. Учащиеся с подвижными эмоциями, способностью глубоко переживать - это золотой фонд театральной школы. Их развитие идет быстро. В то же время Станиславский сетовал на то, что слишком много рассудочных актеров и сценических работ, идущих от ума.

Важны переживания эмоций и для художника в процессе изобразительного акта. В. С. Кузин (1974) отмечает, что если натура (объект изображения) оставила художника равнодушным, не вызвала никаких эмоций, процесс изображения будет пассивен. Необходимость взволнованности своей темой, «прочувствования природы», переда-

Несмотря на то, что Макдугал в своей теории указал на тесную взаимосвязь эмоций и волевой активности, а его и Фрейда работы заложили фундамент для изучения взаимосвязей между эмоциями, мотивацией и поведением, одна из наиболее серьезных проблем психологии состоит в том, что большинство теорий личности, теорий поведения и теорий эмоций мало связаны друг с другом. Весьма характерным является тот факт, что авторы многих теорий личности даже не упоминают проблему эмоций. Как правило, они пользуются тем или иным понятием, связанным с мотивацией, но при этом крайне редко рассматривают частные эмоции в качестве мотивационных переменных. Исследователи эмоций также, как правило, анализируют лишь одну или несколько составляющих эмоционального процесса - его нейрофизиологический, экспрессивный или феноменологический компонент. При этом они, за редкими исключениями, почти не соотносят свои данные с данными теорий личности и данными теорий поведения. Ниже дается краткий обзор некоторых подходов к изучению эмоций, причем каждый из них соотносится с данными исследований других функций организма или личности в целом; тут представлен материал, который поможет нам дать определение эмоции и понять ее сущность.

Психоаналитическая концепция аффекта и мотивации

Затруднительно дать точное определение аффекта в рамках классической психоаналитической теории. Сложность вызвана тем, что 3. Фрейд и его последователи крайне широко трактовали этот термин, нагружая его по мере развития теории все более и более разнообразными значениями. Так, в своих ранних работах 3. Фрейд пишет, что аффект, или эмоция, - это единственная побудительная сила психической жизни, а в своих поздних трудах он уже говорит об аффектах как об интрапсихических факторах, пробуждающих фантазии и желания индивида.

Завершая обзор психоаналитических и других данных, Рапапорт приходит к следующему заключению. Лишь одна из теорий, объясняющих механизмы возникновения эмоций, не противоречит эмпирическим данным. Ее суть состоит в следующем: воспринятый извне перцептивный образ служит инициатором бессознательного процесса, в ходе которого происходит мобилизация неосознаваемой индивидом инстинктивной энергии; если эта энергия не может найти себе легального приложения (в том случае, когда инстинктивные требования конфликтны), она выплескивается вовне через другие каналы в виде непроизвольной активности; разные виды такой активности - "эмоциональная экспрессия" и "эмоциональное переживание" - могут проявляться одновременно, поочередно или независимо друг от друга; открытое проявление инстинктивного влечения табуировано культурой, и потому человеку присущи постоянные эмоциональные разрядки различной интенсивности; в результате этого психическая жизнь человека насыщена не только описанными в учебниках "чистыми" эмоциями, такими как ярость, страх и т. п., но и широким спектром иных эмоций, от самых интенсивных до умеренных.

В психоаналитической литературе рассматриваются три аспекта аффекта - энергетический компонент инстинктивного влечения ("заряд" аффекта), процесс "разрядки" и восприятие окончательной разрядки (ощущение, или чувство эмоции).

Холт решительно отверг теорию инстинктивных влечений и выдвинул свою, вполне убедительную, концепцию аффекта и мотивации. Он подчеркивает значимость внешней стимуляции и перцептивно-когнитивных процессов, но в то же время признает важность феноменов, связанных с выражением и переживанием эмоций. <...>

Как Холт, так и ряд других авторов обращают внимание на тот факт, что эмпирические данные не позволяют рассматривать инстинктивное влечение в качестве некой психической энергии или инстинктивной побудительной силы. По мнению Холта, несмотря на то что сексуальное влечение, агрессию, страх и другие аффективные феномены можно рассматривать как биологически детерминированные, врожденные (хотя и наблюдаемые в самых разнообразных модификациях) реакции, они активизируются лишь в результате осознания индивидом внешнего давления - то есть под воздействием значимых аспектов окружения, которые лучше всего могут быть определены в терминах общественных установлений и предписаний. <...>

Работы Хелен Льюис, посвященные роли стыда и чувства вины в развитии личности, в психопатологии и психотерапии, опираются на теорию психоанализа, на исследования экспериментальной психологии и личностно-ориентированкой психотерапии. В своем наиболее известном труде "Стыд, вина и неврозы" она обращается к вечной проблеме разграничения стыда и вины, рассматривая эти две эмоции как самостоятельные и важные факторы мотивации. <...>

В ходе исследований Льюис показана, что боязнь или ожидание позора выступает как сдерживающий мотив в поведении индивида и как сила, способствующая формированию самоидентичности. С другой стороны, Льюис рассматривает стыд как эмоциональное состояние, которое в крайних проявлениях может вызвать расстройства сознания и личностные проблемы и в этом смысле противоположное чувству личностной автономии. Она обнаружила, что у полузависимого пациента эмоция стыда порождает враждебность, направленную внутрь, на самого себя.

В своей работе Льюис вскрывает позитивное значение эмоции стыда, показывая, какое важное значение имеет она для поддержания чувства собственного достоинства, самоуважения и эмоциональных связей человека. Обнаруженные ею различия в проявлении эмоций стыда и вины подкрепляют ее идею о том, что стыд, как аффективное состояние суперэго, играет роль в развитии депрессии и истерии, а вина вызывает обсессивные расстройства и паранойю. Кроме того, Льюис выдвигает гипотезу о возможности существования значительных половых различий в эмоциональной сфере, предполагая, что женщины, в отличие от мужчин, чаще испытывают эмоцию стыда и именно поэтому более подвержены депрессии и истерии.

Измерительный подход: возбуждение, активация и шкалирование эмоций

Спенсер одним из первых стал рассматривать эмоции (чувства) как измеримую часть сознания. Вундт, развивая эту традицию, предложил описывать эмоциональную (чувственную) сферу сознания, оценивая ее с помощью трех измерений: удовольствие - неудовольствие, расслабление - напряжение и спокойствие - возбуждение. В дальнейшем эти критерии были использованы Вудвортом и Шлосбергом в целом ряде исследований эмоциональной экспрессии.

Эмоции как организмическое возбуждение.

Даффи, основываясь на концепциях Спенсера и Вундта, считает, что все поведение может быть объяснено в терминах единого феномена - организмического возбуждения, понятии, которое имеет очевидное сходство с вундтовским измерением расслабление - напряжение. Даффи утверждает, что поведение вариабельно лишь относительно двух векторов, которые она называет направленностью и интенсивностью. Направленность поведения определяется Даффи в терминах: избирательности ответа, избирательности, основанной на ожиданиях, целевой ориентации организма и на взаимоотношениях между воспринимаемыми стимулами. Индивид либо подчиняется ситуации, либо избегает ее в зависимости от ее значения - побудительного или угрожающего.

Вторую характеристику поведения - интенсивность - Даффи определяет как следствие общей возбудимости организма или как мобилизацию энергии, а мерой интенсивности считает "количество энергии, высвобожденной из тканей организма". По Даффи, эмоция - лишь точка или совокупность точек на шкале возбуждения. <.">

Нейронная активации, эмоция и поведение.

Линдсли выдвинул свою - активвционную - теорию эмоций и поведения. Слишком широкое и сложное для измерения понятие организмического возбуждения, выдвинутое Даффи, он заменил понятием активации, которую определял как нейронное возбуждение ретикулярной формации ствола мозга с сопутствующими изменениями эл ектроэнцефалографических показателей коры. Его толкование эмоций предполагает существование предшествующего эмоционального стимула, либо внешнего и условного, либо внутреннего и безусловного. Такие стимулы возбуждают импульсы, активирующие ствол мозга, который, в свою очередь, посылает импульсы к таламусу и к коре больших полушарий. Гипотетический активирующий механизм трансформирует эти импульсы в поведение, характеризующееся "эмоциональным возбуждением", и в ЭЭГ-показатели, характеризующиеся низкой амплитудой, высокой частотой и асинхронностью.

Когда импульсы возникают за счет снижения эмоциональной стимуляции и непосредственно воздействуют на таламус, то возникают синхронизированные, высокие по амплитуде, низкочастотные ЭЭГ-комплексы. Линдсли предсказывает, что при этих условиях должно обнаруживаться поведение, противоположное наблюдаемому при "эмоциональном возбуждении", то есть "эмоциональная апатия". <...>

Шкалирование эмоциональной экспрессии.

С 1872 года, после выхода в свет известной работы Дарвина "Выражение эмоций у человека и животных", такая сложная область эмоций, как экспрессивная мимика, стала рассматриваться многими учеными в качестве самостоятельной дисциплины. Некоторые из этих авторов внесли бесценный вклад в анализ и понимание экспрессии, но зачастую не могли интегрировать свои важные открытия в психопогию личности и поведения.

Изучение выражений лица, которые и составляют главную тему нашего интереса, началось с Вудворта, когда он предложил первую по-настоящему действенную систему классификации мимических выражений отдельных эмоций. Он показал, что все многообразие экспрессивной мимики лица можно категоризировать с помощью линейной шкалы, предполагающей следующие шесть ступеней: 1) любовь, радость, счастье; 2) удивление; 3) страх, страдание; 4) гнев, решимость; 5) отвращение: 6) презрение.

Шлосберг, применяя классификационную схему Вудворта при анализе фотографий людей с различными выражениями лица, предположил, что наиболее адекватно их можно описать, если представить шкалу Вудворта в виде круга с двумя осями: удовольствие - неудовольствие и принятие - отвержение. Позднее Шлосберг добавил третье измерение, сон -напряжение, и, таким образом, очень близко подошел к принятию и эмпирическому подтверждению трех измерений чувств, впервые предложенных Вундтом в 1896 году. <...>

Когнитивные теории эмоций и личности

К когнитивным теориям эмоций и личности можно отнести по меньшей мере два обширных класса теорий. Это так называемые теории "Я", или теории самосознания, и теории, попагающие первопричиной или компонентом эмоции копнитивные процессы. Центральным и преобладающим понятием всех теорий "Я" является понятие Я-концепции. Я-концепция-это целостный, интегрированный феномен, складывающийся из восприятия и познания индивидом самого себя, и именно ему придается огромное объяснительное значение в теориях "Я". В рамках этих теорий поведение рассматривается как функция восприятия и особенно самовосприятия индивида.

Теории "Я", чувство и эмоция.

Чем глубже восприятие или познание человеком самого себя, чем больше они связаны с ядром его личности, с его самостью, тем в большей степени они включают в себя чувства, эмоции. Угроза Я-концепции вызывает у человека страх, вынуждает его защищаться, тогда как подтверждение и одобрение Я-концепции вызывает у человека радость и заинтересованность.

В теориях "Я" постоянно подчеркивается важность анализа "чувственного содержания" (в противовес строго семантическому) вербальных выражений, что считается особенно важным в работе психотерапевта. Психотерапевт, помогающий человеку в решении психологических проблем, должен уметь видеть за высказываниями пациента эмоцию. Этот принцип используется многими направлениями современной психотерапии психологии личностного роста (например, в группах психологического тренинга, группах встреч, в гештальттерапии).

Эмоция как функция когнитивных процессов.

Некоторые современные теории рассматривают эмоцию в основном как реакцию или комплекс реакций, обусловленных когнитивными процессами. Подобный взгляд на природу эмоций, весьма характерный для представителей западной культуры, очевидно, порожден теми представлениями о природе человека, которые уходят своими корнями к Аристотелю, Фоме Аквинскому, Дидро, Канту и другим философам. Эти представления состоят в следующем: а) человек прежде всего и в наибольшей степени - существо рациональное; б) рациональное начало полезно, благодатно для человека, эмоциональное вредит и мешает ему; в) разум (когнитивные процессы) должен служить, фактором контроля и замещения эмоций,

Наиболее разработанной из теорий эмоций и личности, выстроенных в рамках вышеназванной традиции, является теория Арнольд. Согласно этой теории, эмоция возникает в результате воздействия некой последовательности событий, описываемых в категориях восприятия и оценок.

Термин "восприятие" Арнольд толкует как "элементарное понимание". В данном случае "воспринять" объект - значит в некотором смысле "понять" его, вне зависимости от того, как он влияет на воспринимающего. Для того чтобы представленный в сознании образ получил эмоциональную окраску, объект необходимо оценить с точки зрения его влияния на воспринимающего. Эмоция таким образом не является оценкой, хотя и может нести ее в себе как неотъемлемую, необходимую составляющую. Если говорить точнее, эмоция представляет собой неосознаваемое влечение к объекту или отторжение его, возникшее в результате оценки объекта как хорошего или плохого для индивида.

Сама по себе оценка представляет собой неопосредованной, мгновенный, интуитивный акт, не связанный с размышлением. Она происходит сразу по восприятии объекта, выступает в роли завершающего звена перцептивного процесса и может быть рассмотрена в качестве отдельного процесса только рефлексивно. Эти три акта, восприятие - оценка - эмоция, столь тесно переплетены, что наш повседневный опыт нельзя назвать объективным познанием; это всегда познание - приятие или познание - неприятие. Интуитивная оценка ситуации порождает тенденцию к действию, которая переживается как эмоция и выражается различными соматическими изменениями и которая может вызвать экспрессивные или поведенческие реакции. Эмоция может давать остаточный, или пролонгированный, эффект. Вызванные эмоцией тенденции к действию оказывают организующее влияние на процесс дальнейшего восприятия оценки; эмоции "завораживают и захватывают нас". Кроме того, интуитивная оценка и эмоциональный отклик проявляют тенденцию к постоянству, так что объект или ситуация, определенным образом оцененные и эмоционально отреагированные, всякий раз вызывают эту же оценку и эмоцию. Более того, оценка объекта и эмоциональный отклик на него имеют тенденцию к генерализации - они переносятся на весь класс объектов.

Другие когнитивные теории эмоций.

Шехтер и его коллеги предположили, что эмоции возникают на основе физиологического возбуждения и когнитивной оценки ситуации, вызвавшей это возбуждение. Некое событие или ситуация вызывают физиологическое возбуждение, и у индивида возникает необходимость оценить содержание возбуждения, то есть ситуацию, которая его вызвала. Тип или качество эмоции, испытываемой индивидом, зависит не от ощущения, возникающего при физиологическом возбуждении, а от того, как индивид оценивает ситуацию. Оценка ("по памяти или чувству") ситуации позволяет человеку определить возбуждение как радость или гнев, страх или отвращение или как любую другую, подходящую к ситуации, эмоцию. По Шехтеру, одно и то же физиологическое возбуждение может переживаться и как радость, и как гнев (и как любая другая эмоция), в зависимости от трактовки ситуации. <...>

Главный вклад когнитивных теорий в дело изучения эмоций состоит в описании эмоционально-специфичных когнитивных процессов - особого рода умозаключений, вызывающих специфическую эмоцию. Они также углубили наше понимание взаимоотношений между эмоциями и когнитивными процессами. <...>

Эмоции как результат биологических процессов. Эмоциональные паттерны как личностные черты

Плутчик рассмотрел эмоции как средство адаптации, игравшее важную роль в выживании на всех эволюционных уровнях. Ниже приводятся базовые прототипы адаптивного поведения и соответствующие им эмоции (аффективно-когнитивные структуры).

Протипический адаптивный комплекс

Первичная эмоция

1. Инкорпорация - поглощение пищи и воды

Принятие

2. Отвержение - реакция отторжения, экскреция, рвота

Отвращение

3. Разрушение - устранение препятствия на пути удовлетворения

4. Защита - первоначально в ответ на боль или угрозу боли

5. Репродуктивное поведение - реакции, сопутствующие сексуальному поведению

6. Депривация - утрата объекта, приносящего удовольствие

7. Ориентировка - реакция на контакт с новым, незнакомым объектом

8. Исследование - более или менее беспорядочная, произвольная активность, направленная на изучение окружающей среды

Надежда или любопытство

Плутчик определяет эмоцию как комплексную соматическую реакцию, сопряженную с конкретным адаптивным биологическим процессом, общим для всех живых организмов. Первичная эмоция, по Плутчику, ограничена во времени и инициируется внешним стимулом. Каждой первичной эмоции и каждой вторичной эмоции (под которой подразумевается комбинация двух или нескольких первичных эмоций) соответствует определенный физиологический и экспрессивно-поведенческий комплекс. По мнению Плутчика, постоянная блокировка адекватных моторных реакций в конфликтных или фрустрирующих ситуациях вызывает хроническое напряжение в мышцах, которое может служить показателем плохой адаптации, он приводит ряд экспериментальных данных в подтверждение этого тезиса. <...>

Когнитивно-аффективный подход

Согласно Сингеру, в основе тесных взаимоотношений между аффектом и познавательными процессами лежат попытки приспособления ребенка к новой и постоянно меняющейся окружающей среде. Сингер, так же как Томкинс, и Изард, считает, что новизна окружающей среды активирует эмоцию интереса, которая, в свою очередь, подкрепляет исследовательскую активность ребенка. Познание окружающей среды и успешное приспособление снижают уровень возбуждения и активируют эмоцию радости, тогда как большое количество сложного материала, недоступного для ассимиляции, может вызвать испуг, печаль или страх. <...>

THE PSYCHOLOGY OF EMOTIONS

Plenum Press · New York and London

психология эмоций

Санкт-Петербург

Москва · Харьков · Минск 1999

Кэррол Э. Изард

Психология эмоций

Серия «Мастера психологии» Перевела с английского А. Татлыбаева

Главный редактор Заведующий редакцией Ведущий редактор Научный консультант Художник Корректоры Дизайн Верстка

В. Усманов

М. Чураков

В. Попов

В. Лоскутов

В. Королева

М. Рошаль, Е. Шнитннкова

Н. Мигаловская

А. Рапопорт

ББК88.352.1 УДК 159.96 Изард К. Э.

И32 Психология эмоций/Перев. с англ. - СПб.: Издательство «Питер», 1999, - 464 с.: ил. (Серия «Мастера психологии») ISBN 5-314-00067-9

Имя Кэррола Э. Изарда, одного из создателей теории дифференциальных эмоций, известно каждому. психологу. «Психология эмоций» (1991), является расширенной и переработанной версией его книги «Эмоции человека» (1978), которая стала у нас в стране одним из базовых пособий по курсу психологии личности. В «Психологии эмоций» Изард анализирует и обобщает огромное количество новых экспериментальных данных и теоретических концепций, вошедших в научный обиход в последние десятилетия, на протяжении которых наука об эмоциях стремительно эволюционировала. Рекомендуется изучающим психологию личности, социальную, когнитивную, клиническую психологию.

© 1991 by Plenum Press, New York.

© Перевод на русский язык А.Татлыбаева

©Серия, оформление. Издательство «Питер», 1999.

Права на издание получены по соглашению с Plenum Press, USA.

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и

какими бы то ни было средствами без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 5-314-00067-9 ISBN 0-306-43865-8 (англ.)

Все упомянутые в данном издании товарные знаки и зарегистрированные товарные знаки принадлежат своим законным владельцам.

Издательство «Питер». 196105, С.-Петербург, ул. Благодатная, 67. Лицензия ЛР № 066333 от 23.02.99.

Подписано в печать 25.02.99. Формат 70x100 У 16 . Печать офсетная. Бумага офсетная.

Усл. п. л. 37,7. Тираж 10 000 экз. Заказ № 364.

ι Отпечатано с готовых диапозитивов в ордена Трудового Красного Знамени ГП «Техническая книга»

Комитета Российской Федерации по печати 198005, Санкт-Петербург, Измайловский пр., 29.

Предисловие.......................................12

Благодарности...................................14

Глава 1

О происхождении

и функциях эмоций...........................15

К вопросу о происхождении

мотивации и эмоций............................18

Происхождение мотивации

выживания........................................18

Происхождение эмоций...................19

От физиологического драйва к эмоции: голод, вкусовые ощущения, отвращение...................22

Типы мотивации................................... 23

Рефлексы и автоматизированное

поведение.........................................24

Инстинкты.......................................25

Драйвы.............................................26

Эмоции.............................................27

Взаимодействие чувства и мысли:

аффективно-когнитивные

структуры........................................28

Некоторые характеристики эмоций.... 30

Устойчивость-изменчивость......... 30

Врожденность-приобретенность.. 31

Вопрос о позитивных и

негативных эмоциях........................34

Воздействие эмоций на человека:

предварительный обзор......................34

Эмоции и тело..................................35

Взаимодействие эмоций и процессов развития личности

и социальных отношений.................36

Эмоции и перцептвно-

когнитивные процессы....................38

Резюме................................................38

Глава 2 \ Определение эмоций. Связь эмоций с когнитивными процессами, поведением и личностью..................41

Эмоции в теориях эмоций

и личности...........................................41

Психоаналитическая концепция

аффекта и мотивации.......................41

Измерительный подход: возбуждение, активация

и шкалирование эмоций....................46

Когнитивные теории эмоций и

личности..........................................49

Эмоции как результат биологических процессов. Эмоциональные паттерны как

личностные черты............................53

Когнитивно-аффективный подход...54

Теория дифференциальных эмоций.... 54 Эмоции как основная

мотивационная система................... 55

Шесть систем организации

личности...........................................55

Эмоции и эмоциональная система... 56

Сложные эмоциональные комплексы

в критических жизненных

ситуациях............................................ 60

Что такое базовая эмоция?.................63

Как понять эмоции.............................. 65

Резюме................................................67

Глоссарий.........................:..................69

Для дополнительного чтения..............71

Глава 3

Эмоции, сознание и связь эмоций

и когнитивных процессов................ 73

Концептуализация сознания...............74

Сознание как поток мысли..................74

Экспериментальное изучение

потока сознания..................................76

Сознание как парадигма......................77

Сознание как аспект биологической организации........................................ 78

Эмоции и сознание как переживание биологических процессов...................79

Эмоции как организующий фактор сознания..............................................81

Ощущение, эмоция, сознание.............82

Ощущение, смысл и эмоция............83

Аффекты и уровни сознания...........83

Эмоция и восприятие..........................84

Взаимодействие между эмоцией

и когнитивным процессом

и сознание...........................................86

Условно-рефлекторные

активаторы эмоции..........................86

Эмоции, сознание, когнитивные процессы и действие........................88

Функции полушарий и эмоции...........89

Эмоции и организация сознания.........91

Сознание и устойчивые

характеристики эмоций......................92

Качество эмоционального

переживания неизменно..................93

Эмоция с нами всегда...................... 94

Чувство, восприятие, знание..............96

Возрастные изменения

в эмоциональных процессах и

в операциях сознания..........................96

Возрастные изменения

в эмоциональных реакциях..............97

Возраст и активаторы эмоций.........98

Когда чувства берут верх над

разумом, или

Кризис подросткового возраста.......98

Резюме..........*....................................100

Для дополнительного чтения............101