Ответ        07.07.2023   

Мастерская стеклодува — делаем вазу своими руками. Оригинальная кровля и дизайнерские крыши: Как самому в домашних условиях изготовить стекло своими руками

Я бывал в различных мастерских и на различных заводах, видел как делают варенье и металл, видел как ловят рыбу в промышленных масштабах, и как проверяют коноплю, а вчера я побывал в удивительном месте - в мастерской художественного стекла. Егор - мастер-стеклодув, он с нуля создает замечательные и красивые вещи, которые любой желающий может под его руководством сделать.

1. Полнейшее надувательство!


Наше знакомство с Егором началось с небольшого вступительного слова мастера. Он нам поведал, что он самоучка, учился на видео из интернета, какой-то отечественной литературы по стеклу как таковой нет, поэтому приходилось изучать западную. С русскими мастерами из академии Штиглица, например, тоже общение не сложилось, т.к. те старперы считают, что если возьмут его на работу или на учёбу к себе, то он все секреты ремесла у них выведает и убежит создавать свою фирму, тем самым создаст им конкуренцию. В итоге, Егор не сложил рук и не уехал на Запад, как многие могли бы сделать, а получив несколько уроков на практике от преподавателя художественного ВУЗа, затем своими руками начал творить, создав 3 печи и подготовив всю необходимую базу.

2. Основа - это стекло, разумеется. Егор закупает американское, т.к. цветов полно, оно качественное, а в России всё с этим сырьем плохо, его мало и не достать. Стекло закупается либо в виде подобных листов-пластин, либо в форме кубиков, что в принципе всё равно, ведь в печи всё растапливается.

3. Печи - это, пожалуй, самая важная составляющая процесса. Их должно быть минимум три: стеклоплавильная, в которой поддерживается температура ~1100 градусов по Цельсию, печь для подогрева заготовок, а также опечек для остужения готовых изделий.

4. Все 3 печи электрические, настраиваемые вот этим простеньким щитком. Кстати, мастерская находится в здании Союза художников, и это круто. Помимо этой стекольной мастерской там есть еще и другие.

5. Печь "кукушка" получила свое название за раздвижные створки, напоминающие скворечник))

6. Температура там приличная, печь используется для подогрева изделия во время работы. Внутрь не залезть, жарко же, но Егор рассказал, что они с друзьям засунули туда экшн-камеру, обмотав ее в охлаждающие тряпки, и сделали несколько крутых фотографий. Огонь же!

7. Собственно, длинная выдувательная трубка, с помощью которой и происходит всё чудо.

8. Жидкое стекло берётся трубкой из стеклоплавильной печи и начинается процесс создания болванки для изделия. В нашем случае это ваза!

9. Берется совсем немного стекла, т.к. в большом количестве его просто нет необходимости.

10. Затем по металлической поверхности нужно привести болванку до нужной формы.

11. Стекло горячее, а значим с ним можно делать всё, что угодно, в том числе и надуть!

12. Еще раз окунаем заготовку в печь и прихватываем дополнительное количество жидкого стекла, оно нужно, чтобы в дальнейшем переместиться к следующей печи, в которой и будет происходить все действие.

13. Егор переходит к "Кукушке", в которой и происходит выдувка стекла и поддержание его в нужной форме.

14. Пока что это всего лишь болванка для вазы, то есть прозрачное стекло, на которое в дальнейшем будет нанесен слой цветного стекла.

15. Выдувательство продолжается до тех пор, пока не станет понятно, что болванка готова.

16. Затем, когда болванка полностью готова, достается любое на ваш собственный вкус цветное стекло, в нашем случае это 4х-цветная заготовка из которой и будет создана ваза. Как видим, наша болванка в буквальном смысле прилипла к разноцветной заготовке и уже отправляется в печь.

17. Чтобы болванка и заготовка приняли нужную форму, их нужно как бы объединить, путем загибания расплавленного стекла вокруг болванки.

18. Согнули, теперь нужно зубным пинцетом или любым другим подходящим инструментом соединить края заготовки друг с другом.

19. Делается это за несколько раз путем отправления изделия в печь, затем вновь загибания и соединения краев, до тех пор, пока не станет видно, что болванка и цветная заготовка - одно целое!

20. Старинными ножницами Егор создает дно вазы, как бы сжимая стекло.

21. А дальше что? Дальше долго и упорно нужно выдувать, выплавлять, пока не поймешь что толщина стенок уже необходимая. Кстати, как видите, печь-то на газу. Одного такого баллона хватает на 1,5 дня в среднем. В связи с тем, что помещение небольшое, то хранить газ тут нет возможности, поэтому каждые пару дней приходится заправляться на ближайшей автозаправке.

22. Формовка - это когда мокрой газетой придается нужная форма изделию. Крутится по газете застывающее стекло, остывает, при этом приобретает необходимую форму.

23. Каким-то еще одним зубным инструментом Егор наносит узор на вазу, который мы вскоре увидим)

24. И вновь нужно окунуть наше изделие в стеклоплавильную печь, чтобы нанести слой стекла, для придания ему глянцевости, а также для прочности.

25. И вновь формовка. В целом, процесс понятен и просто - дуй, крути, придавай форму, остужай. Но при этом всё это очень сложно, и требует внимательности и опыта, который получаешь, совершая ошибки и добиваясь результатов. Как и во всем, впрочем. Творческая и интересная работа, не зря Егор перестал был офисным планктоном и стал работать руками, круто же.

26. Здесь изделие уже с дополнительным слоем стекла, что мы недавно нанесли, отправляется вновь в печь.

27. Кажется, мастер понял, что изделие пора вытягивать. Делается это достаточно хитрым способом - трубка, с изделием на конце, быстро крутится вокруг своей оси, совершая несколько оборотов, тем самым растягиваясь до нужных размеров.

28. Затем, чтобы сделать горлышко вазы, нужно прикрепить на дно вот такую штуку (слева), чтобы было за что держать изделие.

29. А тем временем, с другой стороны уже щипцами создается будущее горло вазы, как бы просто расширяя его, пока стекло жидкое.

30. Еще несколько раз отправляясь в печь, затем вновь расширяясь, и вуаля, элегантное горлышко вазы готово!

31. Мастер и его изделие. На самом деле, красный - это желтый, а бледно-голубой - это цвет ближе к синему. Когда изделие остынет, то примет должные цвета.

32. Самое время отрезать от дна изделия ту штуку, она нам больше не нужна.

33. Ведь изделие отправляется в печь, в которой поддерживается длительное время температура +517 градусов, а затем ниже, ниже, ниже, это необходимо, чтобы стекло постепенно остужалось, иначе оно просто треснет и на этом изделие прекратит существование. Ваза, созданная при нас, дойдет до комнатной температуры часов через 8-9, но мы уже этого не увидим)

34. Вот, подобные нашей вазе, уже лежат на крышке печки. Разнообразные, красивые, можно сказать - каждая уникальна в своем роде. Обратите внимание на круглые штуковины на доньях ваз - это остатки от тех штук, которые были срезаны на фото №32, для того чтобы их убрать, Егор в дальнейшем отправляется в другую мастерскую, где уже методом шлифования всё убирается и зачищается. Ваза готова!

35. Битые горшки которые находились в электрических печах, пришедшие в негодность ввиду того, что в здании было отключено электричество, и всё побилось.

36. На полках выставлены различные фигурки и изделия, которые были созданы здесь же.

37. Машинки, например=)

Искусство выдувания стекла – сложный, кропотливый процесс. Подобная техника походит к первому веку до н.э., появилась она в Сидоне (ныне прибрежный Ливан).

Искусство выдувания стекла – сложный, кропотливый процесс. Подобная техника походит к первому веку до н.э., появилась она в Сидоне (ныне прибрежный Ливан). Оттуда искусство распространилось на Римскую империю, а затем и в другие части мира. Искусство выдувания стекла практикуется и сегодня, оно подразумевает освоение массы сложных техник. Самое главное, в работе стеклодувов – это выполнение работы с высоким уровнем точности и аккуратности.

Процесс начинается тогда, когда впечь попадает 4-5 фунтовая трубка, где расплавляется стекло при температуре 2200 градусов по Фаренгейту (температура лавы).

Этот процесс называется сбором. После сбора стеклодувы окунают паяльную трубу в раскаленное стекло, пока на конце не сосредоточится приличного размера капля. Это очень сложный момент, так как стекло имеет консистенцию меда и легко капает с конца трубы.

На следующем этапе стеклодув начинает дуть воздух в трубу, образуя небольшой пузырек воздуха внутри расплавленного стекла. Это весьма тонкий процесс: если художник дует слишком интенсивно, то его работу ждет крах.

Одним из наиболее сложных аспектов выдувания является сохранение температуры на необходимом уровне. Благодаря поддержанию температуры, художник может придавать стеклу форму, которую он задумал. Благодаря традициям, которые передаются стеклодувами из поколение в поколение, это искусство не перестает привлекать и покорять наше внимание.

Силач в цирке надувает грелку, папа надувает шарики ребёнку на день рождения, алкоголик дует водку, а младенец просто в штаны. Но есть такие люди, которые решили свою жизнь посвятить изготовлению очень красивых изделий из самого хрупкого материала - стекла. Это стеклодувы. Скорее всего, в этой профессии не обходится без толики магии. Иначе как объяснить то, что из горстки невзрачного песка получаются настоящие произведения искусства? Хотите знать, как это делается?


Кладовая стекла

В регионе Тавастия, в финском городке Риихимяки (Riihimaki), есть - старый стекольный завод.

В одном из его помещений сегодня находится стеклодувная мастерская и галерея художников Марии Хепо-ахо и Кари Алакоски. Мария и Кари - известные и признанные в Финляндии художники, работающие со стеклом. Они производят всё, начиная от украшений и заканчивая вазами и посудой.

Любой желающий может зайти в мастерскую и прикоснуться к магии стекла, сделать себе бусики и купить понравившиеся изделия и сувениры. И самое главное - Маша из России, и у вас не будет совершенно никаких трудностей перевода. :)

В просторной мастерской есть несколько рабочих мест. К примеру, вот тут Маша делает птичек из стекла, подсматривая в книгу о птицах Финляндии.


Трудно себе представить, пока не увидишь, как из этих цветных стеклянных палочек получаются совы, петушки, аисты и воробьи. Маша училась этому ремеслу в университете целых 6 лет!

Каких только замысловатых поделок тут не встретишь: шарики, бусы, вазы, стаканы, графины, подсвечники - всё это потом расходится по магазинам и выставкам стекла.


Тысячи цветов и оттенков, форм и теней!

Стилизация под лёд, дизайнерские находки, стаканы-подсвечники - чего тут только нет!

Есть даже старинный кассовый аппарат, который Маша с трудом нашла и выкупила. Это First Lady мастерской. Он до сих пор прекрасно работает, и вместо звонкого серебра в ящичке для денег лежат современные евро.

Но одна вещь притягивает внимание больше остальных. Как в этой стеклянной ступке появились пузырьки? Лазерные технологии? Магия?

Мастера раскрывают секреты

Долго уговаривать не пришлось - Мария сама предложила сделать на наших глазах такую же ступку с волшебными пузырьками. Как это не прозаично, но всё в нашем мире начинается с праха. Маша зачерпнула из мешка горсть стеклянного сырья, которое они закупают в Швеции. Эти шарики потом окажутся в печке, где 1200 градусов Цельсия превратят их в густую, тягучую массу.

Именно эту массу Кари и наматывает сейчас на конец длинной металлической трубки.

Вот этому маленькому кусочку света и предстоит пройти огонь, воду и медные трубы на пути к своему финальному и совершенному состоянию.

Прежде всего, стеклу нужно придать форму и немного охладить поверхность заготовки. Технологии практически не изменились с тех пор, как в Финляндии начали дуть стекло (практически, позже всех в Европе). Для этого Кари использует специальные, намоченные водой деревянные ложки, в которых он постоянно вращает заготовку. Мокрое дерево позволяет очень плавно понижать температуру стеклянной массы, не давая ей трескаться.

Параллельно, Кари придаёт и форму будущей ступке с помощью металлических щипцов, делая утоньшение у ее горла. Всё это время он катает трубку с заготовкой на специальном кресле - главном рабочем месте стеклодува. Если этого не делать, вязкая заготовка под собственной тяжестью стечёт вниз.

В нужный момент к процессу подключается Маша.

С помощью вот такого механизма, больше похожего на средневековое орудие пыток, заготовку зажимают и создают на её поверхности рифления.

Вот так теперь выглядит наш кусочек стекла. Не правда ли, очень похоже на светящуюся лампочку? В этом рифлении и заключается весь секрет волшебных пузырьков.

Теперь Кари опять разогревает заготовку в печи, которая называется Glory Hole. После этого он вновь набирает свежей стекломассы в первой печи, обматывая вторым слоем стекла заготовку.

Далее главную роль начинает играть уже Маша. С помощью сложенных в несколько слоев старых мокрых газет, она вновь охлаждает заготовку до нужной температуры и вязкости. Мокрая бумага очень хорошо и плавно забирает тепло, не давая заготовке покрыться трещинами. Слой за слоем бумага горит, забирая лишнее тепло и придавая нужную форму будущей ступке.

Второй слой стекла запечатывает ямки первого слоя, а Кари изнутри раздувает заготовку.

Именно так и получаются пузырьки.

После этого наступает время заняться горлышком ступки. Для этого необходимо поменять место крепления заготовки к инструменту. Для этого Кари берёт вторую трубку, наматывает на неё небольшой кусочек стекла и приклеивает ко дну ступки. Когда масса схватывается, можно убрать первую трубку, отколов её от горла.

Маша ножницами отрезает всё лишнее, формируя будущее горло ступки.

Кари щипцами плавно расширяет его...

И мы получаем практически готовую ступку.

Несколько финальных штрихов...

И ступка готова! Но не совсем...

После откалывания трубки от дна, на поверхности остаются острые куски стекла, которые необходимо сгладить специальной горелкой.

И даже после этого процесс не заканчивается - ступке нужно будет отдохнуть сутки в третьей печи, где 500 гладусов Цельсия снимут с неё все внутренние напряжения. Это нужно сделать, чтобы ступка однажды не разлетелась вдребезги даже от слабого удара. Это процесс называют отпуском, как и в металлургии.

Вот такая ступка будет продана любителям всего изящного и ручного за 30 евро. В ней можно растирать приправы, готовить лекарства, ею можно просто украсить помещение.

Да будет цвет!

А хотите знать, как получаются вот такие цветные вазочки?

Изюминка процесса - добавление на начальном этапе кусочков цветного стекла.

В процессе дутья оно растворяется тонким слоем внутри основной массы, придавая изделию неповторимую окраску.

А вот, что будет, если не плавно охлаждать заготовку мокрыми газетами, а резко поместить её полностью в ведро с водой. Поверхность покрывается мелкими трещинами, которые создают приятную на ощупь фактуру.

Маша и Кари - боги стекла в своей мастерской. Они могут сделать даже фотографию на память. За годы работы они накопили сотни разных приёмов, которые неподвластны многим их конкурентам в Финляндии.

За плату они готовы провести экскурсию (группа стоит 100 евро, одиночки вообще бесплатно), мастер-класс и даже дать возможность самому что-то сделать. За 65 евро вам разрешат выдуть свой гранённый стакан с семейным вензелем, а готовое изделие вышлют на следующий день по почте.
К ним очень часто обращаются люди, которые хотели бы воплотить в реальность свои художественные замыслы - сделать эксклюзивный набор посуды, украшение, корпоративный сувенир и многое другое.

Да, и лампочку они тоже смогут выдуть:) А что бы вы хотели себе сделать из стекла?

Я бывал в различных мастерских и на различных заводах, видел как делают варенье и металл, видел как ловят рыбу в промышленных масштабах, и как проверяют коноплю, а вчера я побывал в удивительном месте — в мастерской художественного стекла. Егор — мастер-стеклодув устроил для блогеров Петрограда сообщества экскурсию в свою мастерскую, где он с нуля создает замечательные и красивые вещи, которые любой желающий может под его руководством сделать.

1. Полнейшее надувательство!

Наше знакомство с Егором началось с небольшого вступительного слова мастера. Он нам поведал, что он самоучка, учился на видео из интернета, какой-то отечественной литературы по стеклу как таковой нет, поэтому приходилось изучать западную. С русскими мастерами из академии Штиглица, например, тоже общение не сложилось, т.к. те старперы считают, что если возьмут его на работу или на учёбу к себе, то он все секреты ремесла у них выведает и убежит создавать свою фирму, тем самым создаст им конкуренцию. В итоге, Егор не сложил рук и не уехал на Запад, как многие могли бы сделать, а получив несколько уроков на практике от преподавателя художественного ВУЗа, затем своими руками начал творить, создав 3 печи и подготовив всю необходимую базу.

2. Основа — это стекло, разумеется. Егор закупает американское, т.к. цветов полно, оно качественное, а в России всё с этим сырьем плохо, его мало и не достать. Стекло закупается либо в виде подобных листов-пластин, либо в форме кубиков, что в принципе всё равно, ведь в печи всё растапливается.

3. Печи — это, пожалуй, самая важная составляющая процесса. Их должно быть минимум три: стеклоплавильная, в которой поддерживается температура ~1100 градусов по Цельсию, печь для подогрева заготовок, а также опечек для остужения готовых изделий.

4. Все 3 печи электрические, настраиваемые вот этим простеньким щитком. Кстати, мастерская находится в здании Союза художников, и это круто. Помимо этой стекольной мастерской там есть еще и другие.

5. Печь «кукушка» получила свое название за раздвижные створки, напоминающие скворечник))

6. Температура там приличная, печь используется для подогрева изделия во время работы. Внутрь не залезть, жарко же, но Егор рассказал, что они с друзьям засунули туда экшн-камеру, обмотав ее в охлаждающие тряпки, и сделали несколько крутых фотографий. Огонь же!

7. Собственно, длинная выдувательная трубка, с помощью которой и происходит всё чудо.

8. Жидкое стекло берётся трубкой из стеклоплавильной печи и начинается процесс создания болванки для изделия. В нашем случае это ваза!

9. Берется совсем немного стекла, т.к. в большом количестве его просто нет необходимости.

10. Затем по металлической поверхности нужно привести болванку до нужной формы.

11. Стекло горячее, а значим с ним можно делать всё, что угодно, в том числе и надуть!

12. Еще раз окунаем заготовку в печь и прихватываем дополнительное количество жидкого стекла, оно нужно, чтобы в дальнейшем переместиться к следующей печи, в которой и будет происходить все действие.

13. Егор переходит к «Кукушке», в которой и происходит выдувка стекла и поддержание его в нужной форме.

14. Пока что это всего лишь болванка для вазы, то есть прозрачное стекло, на которое в дальнейшем будет нанесен слой цветного стекла.

15. Выдувательство продолжается до тех пор, пока не станет понятно, что болванка готова.

16. Затем, когда болванка полностью готова, достается любое на ваш собственный вкус цветное стекло, в нашем случае это 4х-цветная заготовка из которой и будет создана ваза. Как видим, наша болванка в буквальном смысле прилипла к разноцветной заготовке и уже отправляется в печь.

17. Чтобы болванка и заготовка приняли нужную форму, их нужно как бы объединить, путем загибания расплавленного стекла вокруг болванки.

18. Согнули, теперь нужно зубным пинцетом или любым другим подходящим инструментом соединить края заготовки друг с другом.

19. Делается это за несколько раз путем отправления изделия в печь, затем вновь загибания и соединения краев, до тех пор, пока не станет видно, что болванка и цветная заготовка — одно целое!

20. Старинными ножницами Егор создает дно вазы, как бы сжимая стекло.

21. А дальше что? Дальше долго и упорно нужно выдувать, выплавлять, пока не поймешь что толщина стенок уже необходимая. Кстати, как видите, печь-то на газу. Одного такого баллона хватает на 1,5 дня в среднем. В связи с тем, что помещение небольшое, то хранить газ тут нет возможности, поэтому каждые пару дней приходится заправляться на ближайшей автозаправке.

22. Формовка — это когда мокрой газетой придается нужная форма изделию. Крутится по газете застывающее стекло, остывает, при этом приобретает необходимую форму.

23. Каким-то еще одним зубным инструментом Егор наносит узор на вазу, который мы вскоре увидим)

24. И вновь нужно окунуть наше изделие в стеклоплавильную печь, чтобы нанести слой стекла, для придания ему глянцевости, а также для прочности.

25. И вновь формовка. В целом, процесс понятен и просто — дуй, крути, придавай форму, остужай. Но при этом всё это очень сложно, и требует внимательности и опыта, который получаешь, совершая ошибки и добиваясь результатов. Как и во всем, впрочем. Творческая и интересная работа, не зря Егор перестал был офисным планктоном и стал работать руками, круто же.

26. Здесь изделие уже с дополнительным слоем стекла, что мы недавно нанесли, отправляется вновь в печь.

27. Кажется, мастер понял, что изделие пора вытягивать. Делается это достаточно хитрым способом — трубка, с изделием на конце, быстро крутится вокруг своей оси, совершая несколько оборотов, тем самым растягиваясь до нужных размеров.

28. Затем, чтобы сделать горлышко вазы, нужно прикрепить на дно вот такую штуку (слева), чтобы было за что держать изделие.

29. А тем временем, с другой стороны уже щипцами создается будущее горло вазы, как бы просто расширяя его, пока стекло жидкое.

30. Еще несколько раз отправляясь в печь, затем вновь расширяясь, и вуаля, элегантное горлышко вазы готово!

31. Мастер и его изделие. На самом деле, красный — это желтый, а бледно-голубой — это цвет ближе к синему. Когда изделие остынет, то примет должные цвета.

32. Самое время отрезать от дна изделия ту штуку, она нам больше не нужна.

33. Ведь изделие отправляется в печь, в которой поддерживается длительное время температура +517 градусов, а затем ниже, ниже, ниже, это необходимо, чтобы стекло постепенно остужалось, иначе оно просто треснет и на этом изделие прекратит существование. Ваза, созданная при нас, дойдет до комнатной температуры часов через 8-9, но мы уже этого не увидим)

34. Вот, подобные нашей вазе, уже лежат на крышке печки. Разнообразные, красивые, можно сказать — каждая уникальна в своем роде. Обратите внимание на круглые штуковины на доньях ваз — это остатки от тех штук, которые были срезаны на фото №32, для того чтобы их убрать, Егор в дальнейшем отправляется в другую мастерскую, где уже методом шлифования всё убирается и зачищается. Ваза готова!

35. Битые горшки которые находились в электрических печах, пришедшие в негодность ввиду того, что в здании было отключено электричество, и всё побилось.

36. На полках выставлены различные фигурки и изделия, которые были созданы здесь же.

37. Машинки, например=)

Очень крутая мастерская и Егор отличный мастер, который любит свое дело, просвещает других и всегда рад помочь. Обращайтесь к нему, он каждую неделю водит экскурсии в свою мастерскую на Охте, и вместе с вами создаст что-то интересное на память, что вы заберете себе домой.

Силач в цирке надувает грелку, папа надувает шарики ребёнку на день рождения, алкоголик дует водку, а младенец просто в штаны. Но есть такие люди, которые решили свою жизнь посвятить изготовлению очень красивых изделий из самого хрупкого материала - стекла. Это стеклодувы. Скорее всего, в этой профессии не обходится без толики магии. Иначе как объяснить то, что из горстки невзрачного песка получаются настоящие произведения искусства? Хотите знать, как это делается?

Кладовая стекла

В регионе Тавастия, в финском городке Риихимяки (Riihimaki), есть - старый стекольный завод.

В одном из его помещений сегодня находится стеклодувная мастерская и галерея художников Марии Хепо-ахо и Кари Алакоски. Мария и Кари - известные и признанные в Финляндии художники, работающие со стеклом. Они производят всё, начиная от украшений и заканчивая вазами и посудой.

Любой желающий может зайти в мастерскую и прикоснуться к магии стекла, сделать себе бусики и купить понравившиеся изделия и сувениры. И самое главное - Маша из России, и у вас не будет совершенно никаких трудностей перевода. :)

В просторной мастерской есть несколько рабочих мест. К примеру, вот тут Маша делает птичек из стекла, подсматривая в книгу о птицах Финляндии.


Трудно себе представить, пока не увидишь, как из этих цветных стеклянных палочек получаются совы, петушки, аисты и воробьи. Маша училась этому ремеслу в университете целых 6 лет!

Каких только замысловатых поделок тут не встретишь: шарики, бусы, вазы, стаканы, графины, подсвечники - всё это потом расходится по магазинам и выставкам стекла.


Тысячи цветов и оттенков, форм и теней!

Стилизация под лёд, дизайнерские находки, стаканы-подсвечники - чего тут только нет!

Есть даже старинный кассовый аппарат, который Маша с трудом нашла и выкупила. Это First Lady мастерской. Он до сих пор прекрасно работает, и вместо звонкого серебра в ящичке для денег лежат современные евро.

Но одна вещь притягивает внимание больше остальных. Как в этой стеклянной ступке появились пузырьки? Лазерные технологии? Магия?

Мастера раскрывают секреты

Долго уговаривать не пришлось - Мария сама предложила сделать на наших глазах такую же ступку с волшебными пузырьками. Как это не прозаично, но всё в нашем мире начинается с праха. Маша зачерпнула из мешка горсть стеклянного сырья, которое они закупают в Швеции. Эти шарики потом окажутся в печке, где 1200 градусов Цельсия превратят их в густую, тягучую массу.

Именно эту массу Кари и наматывает сейчас на конец длинной металлической трубки.

Вот этому маленькому кусочку света и предстоит пройти огонь, воду и медные трубы на пути к своему финальному и совершенному состоянию.

Прежде всего, стеклу нужно придать форму и немного охладить поверхность заготовки. Технологии практически не изменились с тех пор, как в Финляндии начали дуть стекло (практически, позже всех в Европе). Для этого Кари использует специальные, намоченные водой деревянные ложки, в которых он постоянно вращает заготовку. Мокрое дерево позволяет очень плавно понижать температуру стеклянной массы, не давая ей трескаться.

Параллельно, Кари придаёт и форму будущей ступке с помощью металлических щипцов, делая утоньшение у ее горла. Всё это время он катает трубку с заготовкой на специальном кресле - главном рабочем месте стеклодува. Если этого не делать, вязкая заготовка под собственной тяжестью стечёт вниз.

В нужный момент к процессу подключается Маша.

С помощью вот такого механизма, больше похожего на средневековое орудие пыток, заготовку зажимают и создают на её поверхности рифления.

Вот так теперь выглядит наш кусочек стекла. Не правда ли, очень похоже на светящуюся лампочку? В этом рифлении и заключается весь секрет волшебных пузырьков.

Теперь Кари опять разогревает заготовку в печи, которая называется Glory Hole. После этого он вновь набирает свежей стекломассы в первой печи, обматывая вторым слоем стекла заготовку.

Далее главную роль начинает играть уже Маша. С помощью сложенных в несколько слоев старых мокрых газет, она вновь охлаждает заготовку до нужной температуры и вязкости. Мокрая бумага очень хорошо и плавно забирает тепло, не давая заготовке покрыться трещинами. Слой за слоем бумага горит, забирая лишнее тепло и придавая нужную форму будущей ступке.

Второй слой стекла запечатывает ямки первого слоя, а Кари изнутри раздувает заготовку.

Именно так и получаются пузырьки.

После этого наступает время заняться горлышком ступки. Для этого необходимо поменять место крепления заготовки к инструменту. Для этого Кари берёт вторую трубку, наматывает на неё небольшой кусочек стекла и приклеивает ко дну ступки. Когда масса схватывается, можно убрать первую трубку, отколов её от горла.

Маша ножницами отрезает всё лишнее, формируя будущее горло ступки.

Кари щипцами плавно расширяет его...

И мы получаем практически готовую ступку.

Несколько финальных штрихов...

И ступка готова! Но не совсем...

После откалывания трубки от дна, на поверхности остаются острые куски стекла, которые необходимо сгладить специальной горелкой.

И даже после этого процесс не заканчивается - ступке нужно будет отдохнуть сутки в третьей печи, где 500 гладусов Цельсия снимут с неё все внутренние напряжения. Это нужно сделать, чтобы ступка однажды не разлетелась вдребезги даже от слабого удара. Это процесс называют отпуском, как и в металлургии.

Вот такая ступка будет продана любителям всего изящного и ручного за 30 евро. В ней можно растирать приправы, готовить лекарства, ею можно просто украсить помещение.

Да будет цвет!

А хотите знать, как получаются вот такие цветные вазочки?

Изюминка процесса - добавление на начальном этапе кусочков цветного стекла.

В процессе дутья оно растворяется тонким слоем внутри основной массы, придавая изделию неповторимую окраску.

А вот, что будет, если не плавно охлаждать заготовку мокрыми газетами, а резко поместить её полностью в ведро с водой. Поверхность покрывается мелкими трещинами, которые создают приятную на ощупь фактуру.

Маша и Кари - боги стекла в своей мастерской. Они могут сделать даже фотографию на память. За годы работы они накопили сотни разных приёмов, которые неподвластны многим их конкурентам в Финляндии.

За небольшую плату они готовы провести экскурсию, мастер-класс и даже дать возможность самому что-то выдуть. К ним очень часто обращаются люди, которые хотели бы воплотить в реальность свои художественные замыслы - сделать эксклюзивный набор посуды, украшение, корпоративный сувенир и многое другое.

Да, и лампочку они тоже смогут выдуть:) А что бы вы хотели себе сделать из стекла?