Печи и камины        19.09.2023   

Что можно положить на тропу здоровья. Тропа здоровья в детском саду своими руками с фото

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-142249-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-142249-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Октябрь на Черноморском побережье – прекрасный период для прогулок в горы. Тропа Здоровья Роза Хутор – одно из мест, где мы побывали этой .

Неплохо погуляли. Даже водопады видели.

На Тропе Роза Хутор даже водопады есть

Посмотрим?

Тропа Здоровья Роза Хутор – маршруты

Тропа Здоровья Роза Хутор расположена в Сочинском национальном парке, на склоне горы Псехако, в лиственном лесу. Здесь растут преимущественно: дубы, грабы, каштаны, бук, папоротники; обитают: ящерицы, змеи, птицы, медведи.

Общая протяжённость терренкура около 4 километров.

На карте-схеме у входа маршруты отмечены разным цветом: красным, жёлтым и зелёным.

Тропа Здоровья Роза Хутор – схема у входа

Тропа Роза Хутор имеет три кольцевых тропинки. Различаются протяжённостью, уровнями сложности и красотами (информацию о длине маршрута и времени прохождения взята с информационного щита у входа на терренкур):

· Малое Кольцо – длина 310 метров, ориентировочное время прохождения – 15 минут (зелёный цвет, самый лёгкий и самый скучный маршрут Тропы Роза Хутор, ничего интересного);

· Среднее Кольцо – 1630 метров, проходится не менее чем за 1 час 30 мин. (на карте отмечен жёлтым, средней сложности, здесь можно увидеть Купель – когда мы были там, озерцо пересохло);

· Большое Кольцо - протяженность 1970 метров, время прохождения 2 часа (на карте – красный цвет, средняя сложность; здесь много подъёмов, спусков и лестниц, однако ничего экстремального).

Разумеется, изучив карту, мы выбрали самый длинный маршрут.

Тропа Здоровья Роза Хутор – маршрут Большое Кольцо

Тропа Здоровья Роза Хутор маршрут имеет кольцевой. Без разницы, откуда начинать путь. Мы начали от водопада Надежда, впадающего в реку Мзымта. На картах отмечено, что это и есть начало пути.

Вход находится выше пляжа Роза Бич (Rosa Beach).

Найти вход легко

Водопад Надежда надежд не оправдал. Маленький, с жалкой струйкой воды. Впрочем, как и все этой осенью, которые мы видели.

Водопад Надежда

Впрочем, река Мзымта тоже была неполноводна.

Река Мзымта

Пересохшие водопады нас не смущали. Гораздо больше смутили многочисленные щиты на Тропе Здоровья Роза Хутор, предупреждающие о возможной встрече с медведем – советы, что делать, если встретите медведя.

Вкратце: двигаться шумно, по открытому пространству. Категорически запрещено кормить медведя и убегать от него. Не стоит ходить по лесу ночью (Что вообще делать там ночью? Тем более, с косолапыми).

Забегая вперёд, скажу, что медведей мы, слава Богу, не встретили. Остаётся гадать: то ли нам просто повезло, то ли пугающие щиты расставлены специально, чтобы туристы не сходили с тропинок и не вытаптывали краснокнижные растения.

Тем не менее щиты впечатлили. Я подпрыгивала при резких звуках и оглядывалась на каждый треск сучьев и шелест травы.

Вначале Тропы Роза Хутор небольшой довольно крутой подъём.

Прошли мимо троллея с романтическим названием «Полёт Орла». Никто из орлов не летал, а самим было жаль тратить время на троллей, так что фоток полётов нет. Длина троллея 240 метров, прокатиться разок на другой берег реки Мзымта – 500 рублей. На мой взгляд, развлечение и половины этих денег не стоит. Видали троллеи куда интереснее.

Троллей «Полёт Орла» Верхняя станция

Затем выходим к водопаду Высокий. Сам он вопреки названию, совсем невысок, а сейчас и не пышный, но зато папоротники вокруг него очаровательны.

Водопад Высокий

От водопада – подъём по лестнице в 114 ступенек.

Затем – утоптанная, будто вырезанная в горе дорожка.

Отсюда – неплохой вид на пляж Rosa Beach.

Вид на Rosa Beach с Тропы Роза Хутор

Здесь развилка на Среднее и Большое Кольцо. Выбираем последнее.

Развилка

Приятная прогулка под сенью деревьев переходит в лесную тропку.

Вначале — обычный лес

Затем — довольно широкая горная тропа

А вот и Лестница Лет.

Лестница Лет

Ведёт всё вверх и вверх. Когда поднимаешься, кажется бесконечной.

Затем она ведёт вниз и снова вверх. И через какое-то время начинаешь уже сомневаться, что Лестница Лет когда-то закончится. Но, конечно, и у неё есть конец.

Лестница Лет ведёт то вверх, то вниз

Зато сколько радости, когда тропинка становится пологой.

Вот и пологое местечко

А тут вообще прямо Бродвей!

Ступеньки для комфорта

И ствол дерева вдоль тропинки для страховки

Напоминание, где мы

И напоминание о тех, кто рядом

Когда видишь такие овраги, веришь, что тут могут бродить мишки

Вскоре выходим на Каменную Тропу. Это небольшой, но красивый участок дорожки со следами каменного оползня.

Каменная Тропа

Довольно корявая Каменная Тропа

На шпильках будет неудобно топать

Люди складывают тут пирамидки из камней. Это – просто такая дань традициям складывать пирамидки из камней в горах. Как указатель направления, подношение духам перевалов, чтобы сбылось желание…

Пирамидка из камней

Пирамидки из камней на Каменной Тропе

Говорят, чем выше пирамидка, тем больше шансов исполнения желания. Поэтому некоторые стараются на славу.

Вот такая пирамидка из камней!

Затем спуски, спуски…

Один спуск очень крутой и интересный, закрученный штопором.

Каменный штопор

После нескольких спусков выходим к роднику.

Ещё немножко ступенек…

Мостик

И вот мы у ручья на выходе!

Вода в ручье питьевая

Плюсы Тропы Здоровья Роза Хутор. Красивая природа. Легкодоступность. Сюда не надо добираться на канатной дороге, долго ехать или идти. Просто пройти немного до входа на терренкур по асфальту. Сложные участки оборудованы ступеньками, вырезанными в почве или деревянными.

Бесплатный вход. Это, конечно, не определяющий фактор, но приятно.

Круглогодичная доступность (кроме разве что сильно дождливой погоды или после затяжных дождей).

Минусы. К сожалению, здесь нет каких-то потрясающих видов на окрестности. Но прогулка действительно классная, бодрит. Хотя можно было бы поставить указатели на всё интересное вокруг, с учётом того, что интересного немного.

Имеются оборудованные пикниковые зоны. Некоторые даже со столами и лавками.

Пикниковая зона

Встречаются местечки для отдыха в виде импровизированных скамеек, сделанных из упавших деревьев.

Живописное место отдыха

Эколавочка

Самые интересные места Тропы Здоровья Роза Хутор:

Водопад Высокий, Лестница Лет, Каменная тропа.

цена. Посещение бесплатное.

А какие тут прекрасные папоротники!

Общие впечатления. Не стоит ожидать от Тропы Здоровья Роза Хутор чего-то сверхинтересного. Если Вы видели терренкуры Кисловодска, Железноводска, Пятигорска, конечно, Тропа Здоровья Роза Хутор может разочаровать. Это просто прогулка по лесу по оборудованной тропинке.

Обещанных красивых видов нет. Просто горный лес. Бывают красивее. Тем более в окрестностях Сочи. Та же или каньон Белые Скалы – вот там пейзажи значительно ярче.

Советы туристам. Надевайте удобную спортивную обувь (кроссовки, кеды). Желательно с нескользящей подошвой. Дамы, не ходите в горы на каблуках! Опасно!

Если не взяли с собой воду, то у нижнего входа (выхода) на Тропу Роза Хутор есть родник с чистой питьевой водой. Родник у того выхода, который ближе к кафе, ниже по течению реки Мзымта. Ничто не мешает пойти туда перед подъёмом и набрать воды.

Обязательно забирайте с собой мусор, если идёте сюда на пикник.

Лучшее время для посещения Тропы Роза Хутор. Любое сухое или не сильно мокрое. Лучше весной или осенью. Летом здесь жесть как много туристов.

Если прошёл дождь – лучше не ходить. Местами будет скользко и небезопасно.

Тропа Здоровья Роза Хутор – отзывы и реальность

Обычно люди ищут отзывы перед тем, как посещать ту или иную достопримечательность. Может быть, потому Вы и здесь.

Итак, стоит ли вообще посещать Тропу Здоровья Роза Хутор?

Это зависит от того, что Вы любите.

Если Вам по душе прогулки по природе, то да. Если нет и предпочитаете гулять только по оборудованным паркам вдоль палаток с попкорном и кока-колой – вряд ли будете в восторге.

Нам нравится бродить по природным местам. Без всякого глубокого смысла, не ради достопримечательностей, а просто гулять.

Тропа Роза Хутор – это не достопримечательность. Так и воспринимайте. Тогда не разочаруетесь, и не будете строчить в Интернете гневные отзывы типа: «Нечего там смотреть, нечего туда ходить!»

Уровень сложности. Сколько надо времени на Тропу Роза Хутор. Время, необходимое для прохождения, указанное на стендах, сильно преувеличено. Мы прошли быстрее. Хотя и не спешили.

В компании со мной спешить не получается. Мне уже пятый десяток и у меня довольно серьёзная болезнь суставов, соответственно, я не самый быстрый и ловкий ходок.

Мы прошли Большое Кольцо за 1,5 часа. Постоянно останавливаясь фотографировать. И даже сложили свою пирамидку из камней на Каменной тропе.

Судите сами о сложности тропы. На мой взгляд, слово «сложность» тут вообще не катит. Но с детской коляской не пройдёте.

Не читайте всякую ерунду в Интернете. Я смеялась, когда прочитала на одном из многочисленных сайтов про путешествия:

Мы легко прошли этот пресловутый «самый сложный маршрут» с двумя детьми 8 и 11 лет. И со мной…

Многие пишут, что Тропа Роза Хутор – это абсолютно дикая природа. Ну не знаю… Где Вы видели столы и лавочки для пикника, деревянные ступеньки и перила в абсолютно диких местах? Дикая природа – это явно не здесь. Этот текст украден с сайта Дороги мира (сайт)!

Уверения «тут тоже самое, что и в Тисо-Самшитовой роще, только бесплатно» – уж извините. Да, лес, но другой совсем. И река другая. На мой взгляд, нисколько не похоже.

Ничего общего с Тисо-Самшитовой рощей

Сколько брать еды и воды? Почему-то все советуют обязательно брать еду и воду. Типа «купить здесь негде».

Насчёт воды – согласна полностью. Я без воды даже по городу не хожу.

Но насчёт еды… если не можете прожить 2-3 час без еды – да, обязательно берите. Тем более, что полно пикниковых зон. Соблазняют.

А воду можно набрать у родника (смотрите выше).

Тропа Здоровья Роза Хутор – как добраться

Чтобы выйти к началу Тропы Роза Хутор, надо идти от Барсова моста (самый верхний) вверх по течению реки Мзымта по набережной Панорама. За пляжем Rosa Beach идти по дорожке, там увидите указатель и информационный щит.

Чуть выше – водопад Надежда.

Тропа Здоровья Роза Хутор на карте (карта интерактивная, можно двигать, увеличивать, уменьшать):

Координаты входа (у водопада Надежда, набережная Панорама): N43.67413, E40.3015.

Координаты выхода (у родника, ул. Каменка): N43.67373, E40.29812.

Интересный факт. Говорят, на всей Тропе Роза Хутор 919 ступенек. Честно, мне показалось больше. Гораздо. Но мы ступеньки не считали. Если посчитаете – не забудьте сообщить.

Нам прогулка очень понравилась. Главное – медведей не встретили. 🙂

Я бы пошла гулять там ещё.

А Вам понравилась Тропа Здоровья Роза Хутор?

Все материалы сайта «Дороги мира» — авторские. Большая просьба не брать статьи и фотографии без письменного разрешения автора и администрации сайта.

© Галина Шефер, сайт «Дороги мира», 2017. Копирование текста и фото запрещено. Все права защищены.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-142249-2", renderTo: "yandex_rtb_R-A-142249-2", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Тропа Здоровья.

В последние 10-15 лет наблюдается резкое ухудшение в состоянии здоровья детей. Снижение двигательной активности, увеличение умственной нагрузки отрицательно сказываются на физическом развитии.

Одним из приоритетных направлений в деятельности МОУ Бурмакинской БСОШ №2 является оздоровительная работа: профилактика заболеваемости, укрепление здоровья детей и обеспечение их физического развития традиционными и нетрадиционными методами, приобщение их к ценностям здорового образа жизни.

Основными средствами оздоровления выступают естественные факторы: солнце, воздух, вода. Для укрепления здоровья детей в летний период с использованием естественных, природных, целительных факторов была организована "Тропа здоровья". Вот уже несколько лет она с успехом работает и позволяет проводить профилактику здоровья детей в игровой форме. В этом году «Тропа здоровья» обновлена и дополнена новыми элементами.

«Тропа здоровья » длиной 15 метров, шириной 60 см делится на участки по 1 метру, которые имеют разные покрытия:

травяной покров;

игольчатое покрытие (резиновый коврик)

пластмассовые пробки;

песчаная поверхность;

деревянные пеньки;

средний булыжник;

крупный булыжник;

тонкие брёвнышки;

пластмассовые досочки;

пластмассовые трубки;

Проходя по разным участкам поверхности тропы , дети получают последовательное воздействие на биологически активные зоны, расположенные на подошвенной части стопы. Эти зоны связаны с иммунной системой организма и помогают стимулировать и укреплять защитные силы организма.

Дети проходят по тропе босиком .

Целью создания «Тропы здоровья» является: организация физкультурно-оздоровительной работы в летний период.

Основными задачами организации "Тропы здоровья" являются:

Профилактика плоскостопия;

Улучшить координацию движений;

Улучшить функцию сердечнососудистой и дыхательной систем;

Повысить сопротивляемость к инфекционным заболеваниям;

Улучшить эмоционально-психическое состояния детей;

Приобщить детей к здоровому образу жизни.

«Дорожка здоровья»

Природа нас не всегда балует хорошей погодой. Иногда, во время лагерной смены, приходится забывать про «Тропу здоровья». Но для детей эти занятия крайне важны, т.к. являются не только профилактикой, но и непосредственным методом лечения плоскостопия.

Известно, что на стопах расположено множество активных точек, стимулируя которые можно положительно воздействовать на процессы, происходящие в организме. Стопы — проекция всех наших органов. Оздоровительный массаж стоп улучшает кровообращение, обмен веществ в тканях, повышает иммунитет, снижает усталость и утомление от умственной или физической нагрузки, восстанавливает трудоспособность. Регулярно делая массаж стоп, можно каждый день незаметно для себя улучшать здоровье детей.

Мы решили организовать прямо в классе «Дорожку здоровья». Сделать «дорожку здоровья» своими руками оказалось достаточно просто. Наполняющими элементами могут быть совершенно разные вещи, от природных материалов, до старых фломастеров. Это желуди, камушки, пуговицы, крышки от пластиковых бутылок, толстая веревка, пластиковый коврик типа «травка», резиновые коврики для обуви, поролоновые губки, мешочки с наполнителями из круп. Элементы дорожки можно пришить на старые ковровые дорожки. Вот, такая получилась у нас.

Теперь наши дети могут регулярно делать массаж стоп, и каждый день во время лагерной смены незаметно для себя улучшать свое здоровье.

На родительском собрании мы рассказали родителям о «Дорожке здоровья» и предложили сделать, подобную, дома. Многим эта идея очень понравилась. Надеемся, что она будет реализована.

Тропа здоровья на участке детского сада.

В течение 2013-2014 года в нашем детском саду был реализован прект «Детский сад –территория здоровья». Приоритетными направлениями в деятельности МК ДОУ Воронцовского детского сада являются охрана жизни и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям здорового образа жизни, развивающее обучение и воспитание.

В детском саду создана необходимая материально — техническая база для укрепления и сохранения здоровья детей. В помещениях и на его территории в соответствии с санитарными нормами и правилами, оборудованы спортивный зал, спортивная площадка.

Особое внимание уделяется здоровьесбережению воспитанников в период летней оздоровительной кампании, в которую вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети. Основными средствами оздоровления выступают естественные факторы: солнце, воздух, вода.

Для укрепления здоровья детей в летний период в детском саду была создана «Тропа здоровья».

Это один из новых, но очень удобных здоровье-сберегающих методов, применяемых сегодня в детском воспитательном процессе.

Длина дорожки 23 метра, состоит она из естественных, природных материалов и насыщена ярким цветовым эффектом, который привлекает вниманиеребенка. Ее оформление приглашает к движению, занятиям спортом и вызывает положительные эмоции. Тропа здоровья оборудована таким образом, чтобы детские босые ножки могли пройтись по разным на ощупь поверхностям, которые будут массировать ступни. Как известно, на ступнях человека расположено порядка шестидесяти активных зон, связанных с различными органами. Оказывая на них воздействие разной степени интенсивности, можно повысить иммунитет ребенка, энергетику, снять стресс и улучшить его общее психоэмоциональное состояние.

«Тропа здоровья»- это место, где ребенок активно укрепляет свое здоровье. Проходя по тропе задается динамический темп. При этом вовлекаясь в игру ребенок не остается равнодушным исполнителем физических упражнений. Он начинает лучше понимать возможности своего тела, а значит, относится к нему бережнее.

Правильно оформленная и оборудованная тропа здоровья в нашем детском саду помогает увлечь детей игрой в здоровье. А там и до самого здоровья рукой подать.

Основными целями организации тропы здоровья являются:

— профилактика плоскостопия;

— улучшение координации движения;

— улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

— повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям»

— улучшение эмоционально-психического состояния детей;

— приобщение детей к здоровому образу жизни.

Создавалась «Тропа здоровья» поэтапно.

На первом этапе была организована работа творческой группы, в состав которой вошли: заведующий ДОУ, старший воспитатель, руководитель по физическому воспитанию, педагог-психолог, музыкальный руководитель.

На обсуждение были вынесены следующие вопросы:

— методика оздоровления детей с помощью «Тропы здоровья»;

— охрана жизни и здоровья воспитанников во время пребывания на объекте;

— ландшафтный дизайн;

— режим функционирования «Тропы здоровья».

На втором этапе администрацией ДОУ были разработаны следующие документы: инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей на «Тропе здоровья», график работы специалистов в летний период, ежедневный план закаливающих мероприятий. Наряду с этим было решено ознакомить воспитанников с назначением тропы здоровья. Включить объект в план воспитательно — образовательной работы. По мере привыкания детей постепенно усложнять упражнения с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Использовать тропу здоровья в ходе спортивных мероприятий и соревнований,организуемых в ДОУ летом.

Третий этап предусматривал поиск и приобретение материалов для «Тропы здоровья» и непосредственно ее строительство, в котором принимали участие творческая группа.

Созданная тропа здоровья длиной 23 метра и шириной 30см делится на участки по 140 см, которые имеют разное покрытие:

— ребристая доска;

Песчаную поверхность;

Окрашенные кирпичики;

Крупный гравий;

Массажный коврик;

Срезы пластиковых бутылок;

Солевая дорожка;

Пластмассовые пробки;

Мелкий гравий;

Сосновые шишки;

Дубовые желуди;

— поверхность с керамзитом;

Спилы деревьев;

Плескательный бассейн.

«Тропа здоровья» расположена в солнечной части спортивной площадки. Солнечный свет стимулирует деятельность иммунной системы и повышает защитные свойства организма. Прогулка детей по разным участкам поверхности тропы здоровья обеспечивает последовательное воздействие на биологически- активные зоны подошвенной части стопы.

Для поддержания закаливающего эффекта используется небольшой по объему плескательный бассейн. В нем разрешается плескаться детям всех возрастных групп. При этом строго соблюдается температурный режим воздуха и воды.

Закаливание детей на тропе здоровья проводится в теплое время года как руководителем физического воспитания, так и воспитателями.

Достаточно длинная тропа здоровья позволяет выходить на нее целой группой. Дополнительно дети проходят по буму, лабиринт, деревянным спилам разной высоты.

Учитывая, что в летний период воспитанники детского сада большую часть времени проводят на свежем воздухе, тропа здоровья задействуется максимально в течение дня. Во время прогулки босяком дети выполняют различные дыхательные и двигательные игры и упражнения.

Тропа здоровья используется и в вечернее время, когда родители приходят за детьми..

Итогом совместной работы творческой группы и родителей воспитанников в ДОУ стала эффективная система физкультурно-оздоровительных мероприятий на тропе здоровья, которые реализуются по следующим направлениям:

Эколого-гигиеническое и закаливающее;

Эмоционально-психологическое;

Физкультурное;

Лечебно-профилактическое.

Таким образом, ежедневные занятия на тропе здоровья способствуют: снижению количества простудных заболеваний среди воспитанников, формированию правильной осанки, улучшению эмоционально-психического состояния дошкольников, положительного отношения к здоровому образу жизни, желанию ребят заниматься на свежем воздухе босиком.

Приложение 1

Режим функционирования «Тропы здоровья»

Время

Мероприятие

Группа

Ответственный

7.00–7.50

Игры малой подвижности

Физические упражнения

Все группы

Воспитатели групп

7.50–8.30

Утренняя гимнастика

Дыхательная гимнастика

Корригирующая гимнастика

Точечный массаж

Все группы

9.00–12.00

Физическое воспитание (физкультурные занятия, игры разной подвижности)

Закаливающие процедуры

(хождение босиком,солнечные ванны)

Психологическое сопровождение (психогимнастика, игры и упражнения, этюды, психотренинги, игротерапия)

Все группы

Руководитель физического воспитания

15.15–15.30

Гимнастика после сна

Дыхательная гимнастика

Все группы

Воспитатели

16.00–19.00

Самостоятельная деятельность

Индивидуальная работа с детьми

Развлечения, досуг

Праздники (по плану)

Встречи с родителями (на тропе).

Все группы

Воспитатели

Приложение 2

График работы

специалистов в летний период

Специалист

Дни недели

Часы работы

Музыкальный руководитель

Понедельник – пятница

8.00–13.00

Педагог- психолог

Вторник, пятница

9.00–13.00

Инструктор по физической культуре

Понедельник – пятница

8.00–13.00

Воспитатели

Понедельник –пятница

15.30-19.00

Приложение 3

Ежедневный план

закаливающих мероприятий в период летней оздоровительной кампании

Мероприятия

группа

Гигиенические и закаливающие утренние процедуры

Утренний прием на воздухе

Утренняя гимнастика на воздухе

Солнечные ванны

Ходьба босиком

Гигиенические и закаливающие процедуры после дневной прогулки

Обширное умывание прохладной водой

Мытье ног

Игры в плескательном бассейне

Сон без маек

Дыхательная гимнастика

Точечный массаж

Сухое растирание

Влажное растирание

Полоскание рта и горла


Известно, что на стопах расположено множество активных точек, стимулируя которые можно положительно воздействовать на процессы, происходящие в организме. Стопы - проекция всех наших органов. Оздоровительный массаж стоп улучшает кровообращение, обмен веществ в тканях, повышает иммунитет, снижает усталость и утомление от умственной или физической нагрузки, восстанавливает трудоспособность. Регулярно делая массаж стоп, можно каждый день незаметно для себя улучшать свое здоровье и здоровье своих детей. А чтобы это занятие было не только полезным, но и увлекательным делаем «дорожку здоровья»!
Для детей дорожка здоровья крайне важна, т.к. является не только профилактикой, но и непосредственным методом лечения плоскостопия. «Прогулки» по «дорожке здоровья» хорошо совмещать с закаливанием. Этим мы внесем неоценимый вклад с здоровье наших детей. Организовать дорожку здоровья можно как дома, так и на улице. Идеально наличие двух вариантов. Хорошо, если дорожка доступна для ребенка, и он в любое время может по ней походить, как только возникнет желание. Но если нет возможности выкладывайте дорожку на 15-20 минут после сна.
Сделать «дорожку здоровья» своими руками достаточно просто. Наполняющими элементами «дорожки здоровья» могут быть совершенно разные вещи, от природных материалов, до старых фломастеров. Это и шишки, каштаны, желуди, веточки, песок, деревянные палочки, камушки, галька, орехи, и пуговицы, бусины, крышки от пластиковых бутылок, сами пластиковые бутылки, наполненные водой или песком, толстая веревка, пластиковый коврик типа «травка», резиновые коврики для обуви, металлические цепи разумной толщины, и даже старые счеты. Массажная дорожка может включать и мягкие элементы, например, поролоновые губки или сизалевые мочалки. Можно включать в дорожку мешочки с наполнителями из круп, гороха и фасоли.
Элементы дорожки пришиваются на отрезы плотной ткани, приклеиваются на фанеру, клеенку или линолеум. Можно также выстроить в дорожку специальные ящички с наполнителями, и ребенок будет переступать из одного в другой. Завершать «прогулку» по дорожке хорошо прохладной водичкой, постепенно снижая температуру воды до 10-12 градусов.
Организуя «дорожку здоровья» на улице необходимо сделать под нее подложку, например, из клеенки, чтобы дорожка не прорастала травой, и оградить невысоким бордюром, чтобы элементы дорожки не разошлись по всей детской площадке.
Не стоит делать массаж на «дорожке здоровья», если ребенок болен.
Предлагаю вам вдохновляющие идеи для создания своей «дорожки здоровья», найденные на просторах интернета!
перевернутые пробки

пробки вверх крышкой

декорированный коврик-травка

веревка

поролоновые губки

мочалки

пуговицы

Приложение №1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Промышленновский детский сад №1 «Рябинка»

ПРИКАЗ №____

От «___» __________20__г.

«Об организации функционирования "Тропы здоровья" в период летней оздоровительной кампании»

В целях создания необходимых условий для проведения летней оздоровительной кампании в МБДОУ Промышленновском детском саду №1 «Рябинка» и обеспечения эффективного отдыха и оздоровления детей

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить инструкцию по организации охраны жизни и здоровья детей

на "Тропе здоровья"

2. Завхозу Смалеха З.А. и старшему воспитателю Митроченко Т.В. обеспечить своевременное проведение инструктажей с сотрудниками по охране жизни и здоровья детей на "Тропе здоровья".

3. Старшей медсестре Поляковой Л.А. обеспечить:

3.1. Контроль проведения летней оздоровительной кампании, физического воспитания и закаливания детей на "Тропе здоровья".

3.2. Наличие аптечки по оказанию первой медицинской помощи.

3.3. Контроль организации питьевого режима.

4. Воспитателям всех возрастных групп и специалистам:

4.1. Строго выполнять требования инструкции по организации охраны жизни и здоровья детей на "Тропе здоровья".

4.2. Обеспечить максимальное пребывание воспитанников на свежем воздухе в течение дня.

4.3. Организовать целенаправленную работу по усвоению детьми навыков здорового образа жизни.

5. Младшим воспитателям:

5.1. Осуществлять уборку мусора на "Тропе здоровья" согласно графику.

5.2. Оказывать помощь воспитателям в организации гигиенических процедур.

6. Назначить ответственными лицами:

6.1. За санитарное состояние "Тропы здоровья" – старшую медсестру Полякову Л.А.;

6.2. За техническое состояние территории "Тропы здоровья" – завхоза Смалеха З.А.;

6.3. За выполнение графика смены воды в плескательном бассейне – завхоза Смалеха З.А.;

6.4. За содержание цветников – старшего воспитателя Митроченко Т.В..

7. Контроль исполнения приказа оставляю за собой.

Приложение №2

ИНСТРУКЦИЯ

по организации охраны жизни и здоровья детей

на "Тропе здоровья"

1. Общие требования безопасности

1.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

1.1.1. Знать, что несет личную ответственность за сохранение жизни и здоровья детей.

1.1.2. Знать содержание инструкции по оказанию первой медицинской помощи и, при необходимости, уметь оказать такую помощь детям при ушибах, кровотечениях, отравлениях, вывихах, переломах, солнечных ударах до прибытия медицинского работника.

1.1.3. Строго соблюдать санитарные правила, утвержденные Минздравом России.

1.1.4. Находиться с детьми и не оставлять детей без присмотра.

1.2. Требования безопасности к оснащению территории:

1.2.1. Оборудование, расположенное на территории "Тропы здоровья" (малые игровые формы, физкультурные пособия и др.), должно быть в исправном состоянии: без острых выступов, углов, гвоздей, шероховатостей и выступающих болтов.

1.2.2. Лесенки и мостики должны быть устойчивы и иметь прочные рейки и перила, соответствовать санитарным требованиям.

2. Требования безопасности перед выходом на "Тропу здоровья"

2.1. Заместитель заведующего по АХР обязан:

2.1.1. Ежедневно осматривать территорию "Тропы здоровья", не допускать наличия на ней травмоопасных предметов: сломанных кустарников, сухостойных деревьев, металлических предметов, битого стекла и др.

2.1.2. Ежедневно проверять исправность и устойчивость спортивного и игрового оборудования, находящегося на "Тропе здоровья", надежность крепления лестниц, горок, мостиков.

2.1.3. Ежедневно менять воду в плескательном бассейне.

2.1.4. Ежедневно проверять наличие препаратов в медицинской аптечке.

3. Требования безопасности во время нахождения на "Тропе здоровья"

3.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

3.1.1. Обеспечить комфортные условия пребывания воспитанников на "Тропе здоровья", исключающие психоэмоциональное напряжение, с использованием занимательного игрового и коррекционно-развивающего оборудования и материала.

3.1.2. Обеспечить в целях профилактики травматизма контроль и непосредственную страховку ребенка во время лазания, спрыгивания с возвышенности, спортивного оборудования, метания предметов, плескания в бассейне.

3.1.3. Не допускать лазания воспитанников по ограждениям забора, перилам мостиков и деревьям.

3.2. Хождение воспитанниками босиком по траве, песку, гравию разрешается только после осмотра и подтверждения безопасного состояния территории.

3.3. Проведение игр с песком допускается только при условии ежедневной перекопки и ошпаривания песка кипятком.

3.4. Плескание в бассейне допускается только при условии ежедневной смены воды в нем.

3.5. Во избежание перегрева в жаркое время года дети должны носить легкие головные уборы.

4. Требования безопасности в чрезвычайных ситуациях

4.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

4.1.1. При возникновении чрезвычайной ситуации организовать эвакуацию воспитанников с территории "Тропы здоровья" в безопасное место. Сообщить о случившемся руководителю учреждения.

4.1.2. При получении воспитанником травмы оказать ему первую медицинскую помощь до прибытия медицинского работника.

5. Требования безопасности по выходу с территории "Тропы здоровья"

5.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

5.1.1. Организовать гигиенические процедуры воспитанников.

5.1.2. В случае необходимости организовать очистку одежды от грязи и песка.

Заведующий __________________ Л.П. Щеглова

Приложение №4

Упражнения для предупреждения плоскостопия.

1. Упражнения в движении

1. Ходьба или бег на носочках

2. Ходьба или бег на пятках.

3. Ходьба или бег на наружном своде стопы.

4. Ходьба или бег с перекатом с пятки на носок,

5. Ходьба на носках с высоким подниманием бедра

6. Ходьба - носки внутрь, пятки наружу.

7. Ходьба или бег скрестным шагом.

8. Ходьба на носках в приседе.

9. Ходьба с расслаблением мышц ног.

10.Разведение и сведение пяток, не отрывая носки от земли.

11.Полуприседания и приседания на носках, руки в стороны, вверх.

12.Ходьба по траве, песку, камням (галька, бутовый), шишкам, с различным положением рук (на поясе, в стороны, вверху, за спиной, за головой.)

2. Упражнения без предметов.

1. Подъем на носки.

2. Подъем на пятки

3.Перекаты с носков на стопы.

4.Потирание одной стопой другую.

5.Сгибание и разгибание пальцев ног сидя.

6.Поворачивание стопы вправо-влево, вперёд-назад.

7.Поскоки, прыжки на месте и с передвижением.

3. Упражнения с предметами.

1. Захватывание стопами мяча и приподнимание его,

2. Захватывание и приподнимание пальцами ног различных предметов (камешков, шишек ).

3. Сдавливание мяча (резинового) стопами.

4. Собирание пальцами ног платочка, ленточку, скакалку в складки.

5.Ходьба по канату.

6.Ходьба по обручу, обхватывая его края пальцами ног.

7.Прыжки на носках со скакалкой.

4. Упражнения с гимнастической палкой.

1.Ходьба по гимнастической палке боком приставным шагом

2. Катание палки стопами.

3.Перекаты с пятки на носки, стоя серединой стопы на гимнастической палке.

4.Перекатываниестопой палки, захват её пальцами.

5. Упражнения на пособиях.

1.Ходьба на пеньках, брёвнах, мостику с различным положением рук (на поясе, в стороны и т.п.).

2.Ходьба на пособиях на носках, с различным положением рук.

3.Ходьба по мостику на пятках.

4.Ходьба боком (левым и правым) приставным шагом по мостику, обхватывая края сводами стоп.

6. Комплекс «Веселый зоосад»

1. «Танцующий верблюд».
И.п. - стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки за спиной.

Ходьба на месте с поочередным подниманием пятки (носки от пола не отрывать).
2. «Забавный медвежонок». И.п. - стоя на наружных краях стоп, руки на поясе.
Ходьба на месте на наружных краях стоп. То же с продвижением вперед-назад, вправо-влево. То же, кружась на месте вправо и влево.

3. «Смеющийся сурок».
И.п. - стоя, ноги вместе, руки перед грудью локтями вниз, кисти направлены пальцами вниз.
1-2 - полуприсед на носках, улыбнуться; 3-4 - и.п.

4. «Тигренок потягивается».
И.п. - сидя на пятках, руки в упоре впереди.
1-2 - выпрямить ноги, упор стоя, согнувшись; 3-4 - и.п.

5. «Резвые зайчата».
И.п. - стоя, ноги вместе, руки на поясе.
1-16 - подскоки на носках (пятки вместе).

7. Игровые упражнения.

1 .« Великан». Ходьба на носках, поднимаясь как можно выше. 5-7 минут.

2. «Карлик». Ходьба на согнутых ногах. 4-5 минут.

3 . «Маленький - большой». По команде как можно ниже присесть, а затем быстро выпрямиться. 10-12 раз.

4. «Лошадь». Двигаться по кругу, подражая ходу лошади, высоко поднимая колени, шагом, рысью. 4-5 минут.

5. Топали да топали,

(Идут на всей стопе)

Дотопали до тополя.

До тополя дотопали,

(Идут на пятках)

Да ноги все протопали.

Зайка серый скачет ловко,

В лапке у него морковка.

(Идут поскоками)

Мы ходили по грибы,

Зайца испугались.

(Идут на носках)

Спрятались за дубы,

Растеряли все грибы.

(Идут с перекатом с пятки на носок)

А потом смеялись-

Зайца испугались.

(Стоят на месте, поднимаются на носки и опускаются на всю ступню).

6. Гуси ходят все гуськом,

(Идут на пятках, руки за спиной)

Индюшата - индюшком.

(Идут на носках, руки на поясе)

Лягушата – лягушком,

(Идут с разведением носков в стороны, руки – «лягушачьи лапы»)

Поросята – пороськом.

(Идут с разведением пяток в стороны, носки вместе, голова наклонена вперёд, руки за спиной)

Я люблю ходить гуськом

По тропиночке с дружком,

(Идут мелким шагом)

Только сам хожу я чаще

Лягушком и кувырком.

(Поскакивают).

7. На носочки поднимайся,

Приседай и выпрямляйся.

(Встают на носки и делают полуприседание)

Ножки в стороны,

(Разводят носки в стороны и сводят вместе, прижав пятки друг к другу)

Ножки врось,

(Перекатываются с пятки на носок «качелька»)

Ножки вместе,

Ножки врозь.

(Соединяют носки и сводят и разводят пятки).

8. «Медведь»

Ой-ее-ее-ечки!

Спал медведь на коечке.

(Поднимаются на носки, то на пятки)

Свесились с кроватки

Две босые пятки.

(Поднимаются на носки и на пятки, расположив стопы на одной линии носками внутрь)

Две босые, две смешные,

Ой, смешные пятки!

(Поднимаются на носки и на пятки, расположив стопы носками наружу)

Увидела Мышка,

Мышка-шалунишка,

(Переминаются с ноги на ногу)

Влезла на кроватку,

Хвать его за пятку.

(Делают выпад ногой вперёд, затем разворачиваются на 180, поменяв опорную ногу).

Приложение №5

Комплексы упражнений на формирование правильной осанки.

1. Примерный комплекс специальных упражнений для укрепления мышц спины и пресса с гимнастическими палками (можно выполнять с 4-5 лет).

Разминка.

1.Ходьба на носках, руки подняты над головой в замок.

2.Руки перед грудью, ходьба в полуприсяде.

3.Ходьба на пятках, руки сзади в замок.

4. Исходное положение - стоя, руки на поясе. Развести локти, сведя лопатки - вдох; вернуться в и.п. - выдох.

5. И.п. - стоя, ноги врозь, руки к плечам. Наклониться корпусом вперед с прямой спиной - выдох; вернуться в и.п. - вдох.

Упражнения с гимнастическими палками.

1.И.п. - ноги на ш.стопы, палка в опущенных руках.1-2- поднять палку вверх, за голову; 3-4-и.п.

2.И.п.- ноги на ш.плеч. палка за головой. 1-3-повороты вправо(влево); 2-4-и.п.

3. И.п. – ноги на ш.плеч, палка зажатая в локтях. 1-наклон вперёд с прямой спиной. 2-и.п.

4. И.п. - стоя, палка на лопатках. Наклониться вперед, вытянув руки вверх (вынести палку); вернуться в и.п.

5.И.п. - стоя, ноги на ш.плеч, палка на лопатках.1-3-повороты в стороны.3-4 и.п.

6. И.п. - стоя, палка на лопатках. Наклониться вперед, вытянув руки вверх (вынести палку); вернуться в и.п.

7. И.п. - стоя, палка в опущенных руках. Присесть, вытянув руки вперед; вернуться в и.п. Спина прямая.

8.И.п.- о.с, палка на голове.1-присесть;2-и.п.

7.Палка на полу, прыжки через палку.

Комплекс упражнений выполняется не раньше, чем через час после еды или за 30-60 мин до нее. Темп медленный, начать следует с 5 повторений, довести до 10, весь комплекс занимает 30-40 минут.

2. Упражнения с мешочком на голове.

1.Принять правильную осанку в положении стоя, положив мешочек с песком на голову. Присесть, стараясь не уронить мешочек встать в исходное положение.

2.Ходьба с мешочком на голове с сохранением правильной осанки по траве, песку, мостику, по брёвнам, с разным положением рук (на поясе, в стороны).

3.Ходьба с мешочком на голове с перешагиванием через препятствия - веревочку, пеньки. Остановки с проверкой правильной осанки.

4.Принять правильную осанку с мешочком на голове, в руках мяч, подбросить мяч вверх, поймать, сохраняя правильную осанку.

5.Ходьба с мешочком на голове с одновременным выполнением разных движений: ходьба в полуприседе по мостику, с высоким подниманием колен с разным положением рук; стоя на пеньке присесть сохраняя правильную осанку.

6.Подлезание под дуги в приседе с мешочком на голове сохраняя правильную осанку.

3. Примерный комплекс упражнений для исправления осанки и профилактики её нарушений у детей 5-7 летнего возраста.

4. Игровые упражнения на укрепление осанки «Река, берег, парус».

Дети встают в шеренгу, проверяют свою осанку (спина прямая, голова чуть поднята, руки опущены вниз). На слово «Река!» - делают шаг назад, на слово «берег!»-шаг вперёд, «Парус!»-поднимают руки вверх. При выполнении движений обращается внимание на сохранение правильной осанки.

«Волшебные ёлочки»

Дети встают у стены (забора), касаясь ее затылком, лопатками, ягодицами и пятками, изображая волшебные елочки, которые по сигналу «Ночь!» бегают, красиво и легко кружатся по площадке, а по сигналу «Лесник!» бегут к стене, принимая первоначальную позу. Лесник обходит елочки, осматривает их, неровные забирает с собой.

Та же игра, но по сигналу «Лесник!» елочки останавливаются там, где их застал сигнал.

Массаж спины «Суп»

Дети встают друг за другом, кладут ладони на спину впереди стоящего ребёнка.

Чики-чики-чики-ща! Похлопывают ладонями.

Вот капуста для борща.

Покрашу картошки, Постукивают рёбрами ладоней.

Свеколки, морковки,

Пол головки лучку Поколачивают кулачками.

Да зубок чесночку.

Чики-чок, чики-чок- Поглаживают ладонями.

И готов борщичок.

«Я позвоночник берегу»

Я позвоночник берегу, (Наклоняют корпус вправо-влево, ладони скользят вдоль тела от подмышек до колен).

И сам себе я помогу.

Всё выполню я по порядку:

(Ставя руки на пояс, поднимают и опускают плечи).

Сначала сделаю зарядку,

Нагнусь,

(Наклоняются вперёд).

Прогнусь,

(Слегка прогибаются назад).

И выпрямляюсь,

(Встают прямо).

И вправо, влево наклонюсь.

(Наклоняют корпус вправо и влево).

С друзьями поиграю в мяч,

(Бегут на месте).

Он весело помчится вскачь.

(Прыгают на обеих ногах).

И за столом я посижу,

(Делают полуприсед, сложив руки «полочкой» перед грудью).

И телевизор погляжу.

(Встают прямо, руки в стороны).

Но буду помнить я всегда:

(Кладут правую руку за правое плечо, левую руку заводят за спину и стараются сцепить пальцы рук за спиной.)

Должна прямою быть спина!

(Меняют положение рук).

Массаж спины «Свинки»

Как на пишущей машинке

Две хорошенькие свинки

Всё постукивают,

Всё похрюкивают:

Туки-туки-туки-тук!

Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!

(Дети встают друг за другом «паровозиком» и похлопывают ладонями по спине впереди стоящего ребёнка, на повторение потешки поворачиваются на 180 и поколачивают кулачками, затем постукивают пальчиками и поглаживают ладонями).

5.Упражнения у стены

1. Встать к стене, касаясь ее затылком, лопатками, ягодицами, пятками и локтями. Сохраняя принятое положение, сделать шаг вперед, затем назад, вернуться в исходное положение.
2. Встать к стене, принять правильное положение. Отойти от стены, походить, стараясь сохранить правильное положение всех частей тела; подойти к стене, прижаться к ней и проверить правильность осанки.
3. Стоя у стены, принять правильное положение. Отойти от стены, наклониться с расслабленными руками (предложить детям «пополоскать белье»), выпрямиться и постараться снова встать правильно.
4. Встать к стене, принять правильное положение, поднять руки в стороны - вверх, опустить в исходное положение.
5. Встать к стене, принять правильное положение. Поочередно поднимать ноги вперед, не сгибая в колене, не отрывая таза, плеч, головы от стены


Приложение №6

Упражнения дыхательной гимнастики.

Дыхательная гимнастика для детей раннего возраста.

1. «Часики».

И.п. - стать прямо, ноги слегка расставить («машина между ног проедет»), руки опустить.

Размахивая прямыми руками вперёд и назад, произносить «тик-так». Повторить 6-7 раз.

2. «Дудочка».

И.п.- сесть на скамейку, кисти рук сжать, как будто в руках дудочка, поднести к губам; сделать медленный выдох с произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить 4 раза.

3. «Петушок».

И.п.- стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить; поднять руки в стороны (вздохнуть), а затем похлопать ими по бёдрам со словами «ку-ка -ре-ку»(выдох).Повторить 4 раза.

4. «Каша кипит».

И.п.- сесть на скамейку; одну руку положить на живот, другую на грудь. Втянуть живот и набрать воздух в грудь(вдох), опустить грудь(выдыхая воздух) и выпятить живот(выдох);при выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф».Повторить 4 раза.

5. «Паровозик».

В ходьбе, делать попеременные движения руками и приговаривая «чух-чух-чух».Повторять в течении 20 секунд.

6. «Весёлый мячик».

И.п.- стать прямо, ноги расставить; поднять руки с мячом (д=10см) к груди, вдохнуть и бросить мяч от груди вперёд со звуком «у-х-х-х» (выдох), догнать мяч. Повторить 4-5 раз.

7. «Гуси».

Медленная ходьба. На вдох поднимать руки в стороны, на выдох-опускать вниз с произнесением длительного звука «г-у-у-у». Повторить 1 минуту.


Комплекс дыхательной гимнастики (можно выполнять с 4-х лет)

«Куры»

Бормочут куры по ночам,

Бьют крыльями: тах-тах.

Поднимаем крылья мы к плечам,

Потом опустим так.

И.п.: стоя. Наклониться пониже, свободно свесив руки и опустив голову. Произнося «тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям - выдох. Выпрямиться, подняв руки к плечам – вдох. Повторить 3-5 раз.

«Самолёт»

Посмотрите в небеса:

Самолёт там, как оса.

«Ж-ж-ж-ж-ж» - жужжит самолёт

И машет крыльями.

Ребята, в полёт!

Полетаем-ка с нами!

И.п. - стоя. Развести руки в стороны, ладонями к верху. Сделать поворот в сторону, произнося «ж-ж-ж-ж-ж», - вдох, опустить руки- выдох. Повторить 2-4 раза в каждую сторону.

«Морской воздух»

Носик принюхался.

(Дети принюхиваются)

Пахнет морским воздухом.

И увидели мы море,

Красивое, большое.

Воздух мы морской вдохнём, дышим носом, а не ртом.

Плечи не поднимаем,

Животом помогаем.

(Дети выполняют дыхательное упражнение).

«Поливаем цветы»

И.п.- стоя, ноги слегка расставлены, одна рука на поясе, вторая согнутая в локте, - перед грудью, пальцы сжаты в кулаки. Вдох через нос – поднять руку вверх; выдох – и.п., произнося: «Ш-ш-ш…».

«Аромат цветов»

И.п.- стоя, руки за спиной. Вдох через нос, не поднимая плечи; выдох- произносить: «А-а-ах!».

Дыхательная гимнастика (для детей среднего возраста )

Цель: научить дышать через нос, подготовить к выполнению более сложных дыхательных упражнений.

Сюжет 1. Прогулка в лес

1. «Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит».

И.п. - основная стойка. 1 – вдох, руки в стороны; 2 – выдох, наклониться вправо; 3 - вдох - вернутся в и.п.; 4 – выдох, наклониться влево, вернуться в и.п.

2. «Вот нагнулась елочка, зеленые иголочки».

Ил. - ноги врозь, руки опущены. 1 - вдох; 2 - выдох - наклониться вперед; 3 - вдох - вернуться в и.п.; 4 - выдох.

3. «Стоит Алена, листва зелена, тонкий стан, белый сарафан» (береза).

И.п. - ноги вместе, руки опущены. 1 -вдох - руки через стороны вверх, подняться на носки; 2 - выдох - руки вперед-вниз, опуститься на всю стопу: 3 -повторить, вернуться в и.п.

4. «Детки в беретках с ветки упали, беретки потеряли» (желуди).

И.п. - ноги вместе, руки за голову. 1 -вдох - подняться на носки; 2 - выдох - присесть - повторить, вернуться в и.п.

5. «В колыбельке подвесной летом житель спит лесной" (орех)

И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища - вдох; 2 - выдох - сесть, ноги не сгибать, руки к носкам; ,3 - вдох; 4 - выдох, вернуться в и.п.

Сюжет 2. Мы строим дом

1. «Поднимаем кирпичи».

И.п. - ноги врозь, руки опущены, пальцы расставлены. 1 - вдох; 2 - выдох - наклониться вперед, пальцы сжать в кулак («Ух!»); 3 - вдох; 4 - вернуться в и.п.

2. «Кладем раствор».

И.п. - ноги врозь, руки на поясе, локти назад, 1 - вдох; 2 - выдох - поворот туловища вправо (влево), мах правой (левой) рукой в сторону, назад, вперед («Раз!»);.3 - вернуться в и.п.

3. «Белим потолок».

И.п. - ноги врозь, руки опущены. 1 -вдох - поднять правую руку вверх-назад; 2 - выдох - опустить правую руку; 3 - вдох - поднять левую руку вверх-назад; 4 - выдох - опустить левую руку.

4. «Наклеиваем обои».

И.п. - основная стойка, руки согнуты в локтях на уровне пояса. 1 - вдох; 2 -выдох - подняться на носки, прямые руки вверх; 3 - вдох; 4 - выдох - вернуться в и.п.

5. «Красим пол».

И.п. - стоя на коленях, руки согнуты в локтях, кисть к кулак. 1 - вдох; 2 - выдох - слегка наклониться вперед, руки вытянуть вперед, пальцы врозь («Жик!»); 3 -вдох; 4 - выдох - вернуться в и.п.

Дыхательные упражнения и игры

"Кораблик".

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: бумажный кораблик, бассейн с водой.

Пустить в таз с водой легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл. Взрослый произносит русскую народную поговорку:

Ветерок, ветерок, натяни парусок!

Кораблик гони до Волги-реки.

"Мой воздушный шарик".

Цель: выработать более глубокий вдох, сильный длительный выдох; активизировать мышцы губ.

Оборудование: воздушные шары.

Дети должны надуть воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот.

Педагог сопровождает действия детей стихотворным текстом:

Вариант 1.

Мой воздушный шарик, раз, два, три.

Легкий, как комарик, посмотри.

Носом я вдыхаю, не спешу,

За своим дыханием слежу.

Вариант 2.

Каждый день я в шарик дую,

Над дыханием колдую.

Шарик я надуть стремлюсь

И сильнее становлюсь

"Дует ветерок".

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику; активизировать мышцы губ.

Педагог приглашает детей на прогулку. Дети встают друг за другом и "змейкой" двигаются вперед. По сигналу взрослого останавливаются и выполняют движения:

Золотое солнышко по небу катается

С утра улыбается,

А улыбки-лучи очень горячи, (дети раскрывают пальцы на правой руке, изображая "солнышко" и встают в круг).

Солнышко зашло за тучу (дети сжимают пальцы левой руки в кулак, изображая "тучку").

Вдруг подул ветерок,

А гудел он так: У-У-У (дети делают носом вдох и произносят на выдохе этот звук).

" Полет на шарике".

Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения стихотворных строк, ритм и выразительность речи; умение сочетать речь с движениями.

Оборудование: разноцветные мячи.

Дети двигаются по кругу с мячами в руках и произносят стихотворный текст:

Все дети во сне летают.

(Дети поднимаются на носочки и тянут руки с мячом вверх).

К звездам полететь мечтают.

Мы подрастаем, пока летаем.

(Дети двигаются по кругу с мячами в руках).

Мы подрастаем, пока мечтаем.

"Яблоня".

Цель: развивать слуховое внимание, умение координировать носовое и ротовое дыхание, выполнять согласованные движения руками.

Педагог читает сказку, дети выполняют движения по тексту:

Есть сказка новая у нас - интереснейший рассказ.

Про то, как яблоня росла, и каждый год весной цвела,

Все лето яблоки висели и потихоньку дружно спели.

А эта яблоня, какая? Да, да, красивая, большая,

И много у нее ветвей, совсем как руки у детей.

(Дети встают в круг, тесно прижавшись друг к другу, поднимают вверх соединенные руки, покачивают ими).

Солнце ласково нас греет, быстро яблоки поспеют.

Вы посмотрите-ка на них, как много яблок здесь больших .

(Дети разъединяют руки, сжимают их в кулачки).

Что-то ветер разыгрался и раздулся, разгулялся.

(Дети покачивают руками из стороны в сторону).

Надо ветру помогать, тоже будем поддувать,

Носом воздух набираем, через ротик выпускаем.

(Дети дуют все вместе).

Сразу яблоки упали и о землю застучали,

Вдруг, откуда ни возьмись, здесь зверята собрались,

Быстро яблоки съедают, в лес обратно убегают.

(Топают ногами).

Одно яблоко осталось, повисело еще малость,

Посмотреть на белый свет, хочешь верь, а хочешь нет.

(Движение "веретено" согнутыми в локтях руками).

5. Комплекс дыхательной гимнастики для восстановления носового и дифференциации ротового и носового дыхания

№1

Глубокий вдох - выдох через нос с произношением звука: "м-м-м (рот плотно закрыт).

Вдох через нос короткими толчками (рот плотно закрыт). Выдох поочередно через левую и правую ноздрю (другая плотно прижата пальцем, рот закрыт).

Полный вдох через рот под счет 1:2:3:4. Нос зажать пальцами - задержка дыхания под счет 5:6:7; под счет 8:9:10 - выдох через нос. Полный вдох через рот.

Положить на ладонь легкую бумажку - сдуть ее, делая поочередно выдох левой или правой ноздрей (рот плотно закрыт).

"Ныряльщики: разводим руки в стороны, делаем вдох ртом. Обхватываем себя руками и приседаем (опускаемся под воду). Выдох ртом.

№2

"Часики - стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед (вдох) - назад (выдох) произносить: "Тик - так. (10-12 раз).

"Трубач - сидя на стуле, кисти рук сжаты в кулаки и подняты вверх перед ртом. Медленный выдох с громким произношением звука: "Ф-ф-ф. (4-5 раз).

"Лыжник - стоя, ноги полусогнуты и расставлены на ширину ступни. Имитируем ходьбу на лыжах. Выдох через нос с произношением звука: "М-м-м. (1-2 мин).

"На турнике - стоя, ноги вместе. Гимнастическая палка в обеих руках перед собой. Поднимаясь на носки, поднять палку вверх - вдох, опустить палку на лопатки - длительный выдох с произношением звука: "Ф-ф-ф. (4-5 раз).

«Маятник». И.п.: ноги на ширине плеч, палка за спиной на уровне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны. При наклоне - выдох с произнесением слова: "Ту-у-ук. Выпрямляясь - вдох. (5-6 раз).

№3.

"Журавли - основная стойка. Медленная ходьба. На вдох руки поднять в стороны, на выдох - опустить руки вниз с длительным произношением звука: "У-у-у. (1-2 мин).

"Пилка дров. Дети становятся друг против друга парами. Берутся за руки и имитируют пилку дров. Руки на себя - вдох, руки от себя - выдох. (5-6 раз).

"Дровосек. Ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх - вдох, опустить вниз - выдох с произношением слова: "Ух-х-х. (5-6 раз).

"Вырастем большими. И.п.: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх - вдох, опустить вниз - медленный выдох с произношением слова: "Ух-х-х. (5-6 раз).

«Маятник» И.п.: ноги на ширине плеч, палка за спиной на уровне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны. При наклоне - выдох с произнесением слова: "Ту-у-ук. Выпрямляясь - вдох. (5-6 раз).

"Заканчиваем гимнастику. Встать, ноги на ширине плеч. Подняться на носки, руки вверх - вдох. Встать на полную ступню, наклониться вперед, руки вниз - выдох. (5-6 раз)

Приложение 7

Закаливающие мероприятия.

Закаливающий массаж подошв.

«Поиграем с ножками»

1.Подготовительный этап Мы ходили, мы скакали, наши ноженьки

Устали.

Сядем все мы, отдохнем, и массаж подошв

Начнём.

2.Основной этап

Одной рукой держим ногу, другой поглаживаем. (Проведем по ножке нежно, будет ноженька прилежной. Ласка всем, друзья нужна, это помни ты всегда!).

- Разминка тоже обязательна, выполняй её старательно, растирай, старайся и не отвлекайся. (Растирание стоп руками).

- По подошве как граблями, проведем сейчас руками. И полезно и приятно-это всем давно понятно! (Погладить граблями).

- Рук своих ты не жалей и по ножкам бей сильней, будут быстрыми они, потом попробуй, догони! (Похлопать подошву ладошкой).

- Гибкость тоже нам нужна, без неё нам никуда. Раз - сгибай, два - выпрямляй, ну активнее давай ! (Согнуть стопу).

- Вот работа, так работа, палочку катать охота. Веселее ты катай, да за нею поспевай. (Катать ногами палку, не сильно нажимать).

- В центре зону мы найдем, хорошенько разотрём, надо с нею нам дружить, чтобы всем здоровым быть . (Большим пальцем растираем закаливающую зону в центре подошвы).

3 Заключительный этап. (Поглаживание стоп).

Скажем все СПАСИБО!

ноженькам своим,

будем их беречь мы

и всегда любить. (Посидеть спокойно, расслабившись).

2.Игровой массаж для закаливания дыхания.

Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Его суть заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом.

«ПОИГРАЕМ С НОСИКОМ».

1.Организацирнный момент. Подходи ко мне дружок, и садись скорей в кружок.

« НАЙДИ И ПОКАЖИ НОСИК»

Носик ты скорей найди его друг другу покажи.

2. Основная часть. Игровые упражнения с носиком.

«НОСИК ГУЛЯЕТ»

Ротик ты свой закрывай, только с носиком гуляй.

(Предлагаем ребёнку закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и

дышать носиком).

«НОСИК БАЛУЕТСЯ »

- Вот так носик – баловник! Он шалить у нас привык .

(На вдох оказываем сопротивление носу, надавливая указательным

пальцем на крылья носа).

«НОСИК НЮХАЕТ ПРИЯТНЫЙ ЗАПАХ»

- Тише-тише, не спеши, ароматом подыши .

(Выполняем 10 вдохов – выдохов через правою и левую

ноздрю, поочерёдно закрывая их указательным пальцем).

«НОСИК ПОЁТ ПЕСЕНКУ»

- Хорошо гулять в саду и поёт нос «ба-бо-бу».

(На выдох постукиваем указательными пальцами по крыльям носа

и поёт «ба-бо-бу»).

«ПОГРЕЕМ НОСИК»

На переносицу указательными пальцами трём крылья носа, растирая

вверх вниз.

- Надо носик нам погреть, его немного потереть.

3. Заключительный этап.

«НОСИК ВОЗРАЩАЕТСЯ ДОМОЙ» - Нагулялся носик мой, возвращается домой . (Показывает, что его носик вернулся).

3. Массаж волшебных Ушек.

Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанным рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен для улучшения работы органов дыхания и защиты организма от простудных заболеваний.

1. Организационный момент «Поиграем с ушками».

Садимся в круг. Давайте послушаем тишину. (Подходи ко мне дружок,

И садись скорей в кружок).

2.Основная часть.

Упражнения с ушками:

« НАЙДИ И ПОКАЖИ УШКИ» - Ушки ты свои найди и скорее покажи.

(Заводим ладошки за ушки и загибаем их вперёд).

«ПОХЛОПАЕМ УШКАМИ» - Вот так хлопаем ушами.

(Прижимаем к голове, резко отпускаем).

«ПОТЯНЕМ УШКИ» – Сейчас все потянем вниз, ушко ты не отвались!

(Захватываем мочки и потихоньку тянем их вниз, отпускаем).

«ПОГРЕЕМ УШКИ» – Ушко кажется замёрзло, отогреть его так можно.

(Прикладываем ладони к ушкам и тщательно трём ими всю ушную раковину)

- 1-2, 1-2 вот и кончилась игра, а раз кончилась игра, наступила ти-ши-на.

3.Заключительная часть.

Ребёнок расслабляется и слушает тишину.

Гладит грудку,

(Правой рукой по часовой стрелке).

Гладит шейку,

(Поглаживают шею большими пальцами рук сверху вниз).

Гладит носик,

(Кулачками растирают крылья носа).

Гладит лоб,

(Проводят пальцами по лбу от середины к вискам).

Гладит ушки,

(Ладонями растирают уши).

Гладит ручки.

(Растирают ладошки).

Загорают дети. Вот!

(Поднимают руки вверх).

Самомассаж.

Дети выполняют движения соответственно тексту.

На крылечке ножками потопали,

Ручками по щёчкам похлопали.

Ладошками глаза закрыли

И пальчики раздвинули, раскрыли.

Дружно присели,

Через пальчики посмотрели.

Пальчики в кулак сжимаем,

воздух набираем.

Пальчики разжимаем,

Воздух выдыхаем.

Ладошками по грудке постучим,

Погладим и немножко помолчим.

Пошла Маша босиком прямо по дорожке,

А за ней и мы идём, поднимая ножки.

Дети маршируют друг за другом.

Комплекс точечного массажа со стихами.

Гномик в пальчиках живет (сгибают и разгибают пальцы рук),

Он здоровье нам несет.

Раз, два, три, четыре, пять (фалангами напыли трут точки у крыльев носа),

Начал гномик наш играть,

Кулачком у носа кружочки рисовать,

А потом поднялся выше (легкое поглаживание гайморовых пазух носа)

И скатился сверху вниз.

Гном в окошко посмотрел (массаж указательным и средним пальцами надбровных дуг),

Засмеялся, улетел.

Гном нашел у глаза точку (массаж точек у переносицы),

Вправо, влево покрутил,

На другую надавил (массаж точек у крыльев носа),

А потом спустился ниже (массаж точек над верхней губой) -

Прямо к ротику поближе,

За ушами прятался (массаж точек ушной раковины),

Смеялся надо мной

И хотел играть со мной.

Раз, два, три, четыре, пять (массаж лобного отдела и надбровных дуг),

Я решил его поймать.

Гнома я в бровях ловил,

А он по кругу все ходил,

Вот гномик наш и умолк (массаж кончика носа)

И пустился наутек.

Мы возьмем его в ладошки (расслабление кистей рук),

Помашем ручками немножко.